SAVUZ

Первые шаги в литературе Пастернака Б.Л.

Борис Пастернак

Первые шаги в литературе Пастернака Б.Л.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьёз готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провёл один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена.

После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

«Мы с жизнью на один покрой» (Раннее творчество)

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока, Вяч.  Иванова и И.Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга».

Влияние поэзии русского модернизма (символистов — главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов — в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчётливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг.

появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где всё настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь» (1922), посвящённой лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени.

Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил всё, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба.

Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает своё глубинное родство со всем окружающим, и именно за счёт этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции.

Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни её участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Поэт и эпоха. 1920-50-е гг

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников — П.Г. Антокольского, Н.А. Заболоцкого, Н.С. Тихонова, А.А. Тарковского и К.М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы.

В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстаёт как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского и гражданской лирики второй половины XIX в.).

В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчёте за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника — В.В. Маяковского.

Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е.В. Пастернак) и сближению с З.Н. Нейгауз (в первом браке — жена Г.Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики — «Второе рождение» (1932). Её выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года.

Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы.

В годы всё нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У.

Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И.

Гёте и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр.

В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

книга

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг.

свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.

В основу романа, посвящённого «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укоренённости человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента — врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчёркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано.

Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).

В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция.

На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключён из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Эпистолярное наследие

В наследии Пастернака особое место занимают письма. В течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенная переписка с двоюродной сестрой — О.М. Фрейденберг; переписка с М.И. Цветаевой 1922-36 гг.

представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряжённый эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чём Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Пастернак в русской культуре

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всём мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В 1990 в подмосковном посёлке Переделкино, в помещении бывшей дачи Пастернака был открыт музей поэта.

[К.М. Поливанов: http://er3ed.qrz.ru/pasternak.htm#biography]

ЛИТЕРАТУРА

С.С. Аверинцев. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления. /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

Дмитрий Быков. Борис Пастернак. М., «Молодая гвардия», 2005 (серия «Жизнь замечательных людей»).

Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

В. Альфонсов. Поэзия Бориса Пастернака. СПб., «САГА», 2001.

В.С. Баевский. Пастернак. М., Изд-во Московского университета. 1997.

Б. Гаспаров. «Gradus ad Parnassum» (Самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака). /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

М.Л. Гаспаров. Семантика метра у раннего Пастернака. /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

Гаспаров, ПодгаецкаяМ.Л. Гаспаров, И.Ю. Подгаецкая. «Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. М., РГГУ, 2008.

Гаспаров, ПоливановМ.Л. Гаспаров, К.М. Поливанов

Источник: http://sobolev.franklang.ru/index.php/manifesty-xx-veka/24-boris-pasternak

Борис Пастернак, биография, история жизни, творчество

Первые шаги в литературе Пастернака Б.Л.

В еврейской семье, в Москве, в 1890 году родился Борис Пастернак. Семья будущего поэта была приобщена к искусству уже не одно поколение. Родители Бориса были людьми творческими и прививали любовь к искусству своим детям.

Частыми гостями в поместье Пастернаков были известные и одаренные художники и писатели, которые тесно дружили между собой. Первым выбором жизненного пути для писателя стала музыка. Больше шести лет юный композитор и музыкант увлеченно изучал и сочинял музыкальные произведения.

В 1900 году ему отказали в зачислении в 5-ю московскую гимназию из-за большого набора учащихся. Этот инцидент был решен самой дирекцией которые увидев одаренного юношу пришли к решению зачислить его через год на старший курс.

В 1903 году поэт получил серьезную травму ноги, из-за которой у него осталась хромота на всю жизнь. В 1908 году Пастернак с отличием закончил гимназию получив отличные отметки по всем направлениям.

Юность

Следующим пунктом в планах молодого человека стала Московская консерватория. Ему удалось поступить на выбранный им факультет подготовки композиторов с первого раза.

Несмотря на то что все складывалось как нельзя лучше Бориса не устраивало текущее положение дел, и посоветовавшись с профессором он сменил факультет на филологический. Пастернак был человеком одаренным во всем за что брался, поэтому у него не возникало никаких затруднений в достижении филологических высот.

В этот период он активно сочиняет стихи и практикуется в написании небольших рассказов. Незадолго до окончания учебы Пастернак вместе со своей семьей посетил Венецию. Этот прекрасный город вдохновил его на написание поэзии и на признание в любви Иде Высоцкой.

Если со стихами все сложилось удачно, то в делах любовных молодой человек потерпел сокрушительное фиаско. В 1912 году окончив обучение в университете Пастернак даже не забрал свой диплом считая это лишней тратой времени.

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу.

В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика». Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики.

В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров». Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями.

В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Золотой период в творчестве

С началом 20-тых годов творчество Бориса Леонидовича начали активно поддерживать высшие круги советского общества. «Охранная грамота» автобиографические заметки которые находились в разработке долгий период жизни поэта наконец-то были завершены.

В начале 30-тых годов Пастернака признали лучшим поэтом СССР, но к сожалению никаких официальных документов, на эту тему выпущено не было. В 1931 году писатель расторгает свой брак и выпускает «Второе рождение». В этот же период он знакомится с З. Н.

Нейгауз в которую моментально влюбляется. Через год пара узаконила свои отношения и отправилась в путешествие в Грузию. Через семь лет у пары появился первый совместный ребенок, сын, которого назвали Леонид. В 1935 году поэт посетил съезд писателей в защиту мира, который проходил в Париже.

Накаленная обстановка и частые стрессовые ситуации привели к нервному срыву.

Жесткая цензура в СССР

Не малый вклад в развитие бессонницы у писателя внесли неудачные попытки давней подруги Пастернака, Анны Ахматовой вызволить сына и мужа из тюрьмы. В тяжелый после военный период многие мужья и сыновья были несправедливо заключены под стражу советскими властями. В попытке помочь своей подруге Пастернак составляет прошение об освобождении невинных людей.

Такое активное поведение отрицающее советскую власть привело к тому что Бориса Леонидовича и всех выступавших с Анной Карениной подвергли жестокой критике и цензуре и некоторое время вовсе исключили из печати. В связи с жесткими рамками установленными правящей силой СССР поэту пришлось потратить не один год на переводы.

В попытке обеспечить свою семью он периодично забрасывал поэзию и методично работал над сложными переводами.

С началом новой войны Пастернак хоть и сам был в довольно шатком финансовом положении всеми силами помогал эвакуировать людей из Чистополя. В 1943 году в мир выходит сборник «На ранних поездах», ярко описывающий военное время и передающий всю палитру эмоций, которые переживают убитые горем люди.

В 1946 году поэт встретился с Ольгой Ивинской, которая запала в душу любящему сердцу Пастернака. Однако любовь к жене не позволила развестись и поэтому Ивинская стала вечной «музой» для писателя.

В 1952 году у Бориса Леонидовича случился первый инфаркт, долгие дни, проведенные в лечебном заведении, вдохновили его на написание стихотворения «В больнице». Через три года после этого мрачного происшествия писатель спустя десять лет работы завершает роман «Доктор Живаго».

Это был безусловный прорыв как в творчестве самого писателя, так и в развитии литературы СССР. Это был мировой успех, многие страны выпускали «Доктор Живаго» в несколько тиражей.

Нобелевская премия и последствия

В 1958 году поэта наградили Нобелевской премией, это была огромная честь, от которой, однако он был вынужден отказаться.

Советские власти были против подобных наград среди писателей СССР, плюс ко всему все еще натянутые отношения после помощи Ахматовой, ситуацию не улучшали. В 1959 году, не имея другого выбора Пастернак отправился со своей благоверной в Грузию, которую горячо любил.

В Грузии его всегда принимали радушно, и многие друзья поддерживали его взгляды на жизнь. Не желая мириться с несправедливым отношением, поэт сочинил весьма провокационный стих «Нобелевская премия».

За такую смелую попытку отстоять свои права его привлекли к уголовному делу по статье «Измена Родине». Однако успех и популярность, которые имел Борис Леонидович, очень быстро свели судебные разбирательства к нулю.

Закат жизни

В 1959 году писатель начал работу над еще одним крупным романом «Слепая красавица». Его планы были разрушены новостью о раке лёгких, который обнаружили вовремя простого осмотра у врача.

Понимая, что жизнь постепенно покидает его, писатель исповедовался своей близкой подруге Е. А. Крашенинниковой.

В 1960 году Борис Леонидович скончался в своем доме, на его похоронах присутствовали множество людей, которые уважали его смелый и неповторимый писательский труд.

Интересные факты:

  • У Пастернака был выдающийся, но строгий отец. Он считал, что подросший сын сам должен заботиться о хлебе насущном, поэтому практически ему не помогал. Другое дело мама: в 1911 году она дала Борису 200 рублей, чтобы сын съездил поучиться за границу. Деньги были от уроков и многолетней экономии на хозяйстве.

    На эти средства Пастернак год учился философии в университете Марбурга.

  • Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет. В 1958 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства.

    В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.

  • Фамилия писателя могла быть не Пастернак, а Постернак. Именно так значится в документах отца Бориса, Леонида. Кстати, по рождению он и не Леонид вовсе. У него два имени: Абрам и Исаак.

    Последнее было занесено в метрические книги, первое же попало в бумаги мещанской управы, а оттуда – в гимназические документы.

  • Еще в начале 20-х годов семья и родители Бориса Пастернака эмигрировали из СССР и обосновались в Берлине. С тех пор он вел с ними переписку.

    Для самого поэта 20-30-е годы были успешными, стихи издавались и выпускались сборники. Его даже хотели объявить «лучшим советским поэтом».

Награды:

  • Нобелевская премия по литературе (1958 год)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://theperson.pro/boris-pasternak/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики