Москва Михаила Булгакова
В мае исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Булгакова — пожалуй, самого цитируемого русского литератора ХХ века. В столице он создал все свои главные вещи, в том числе и культовый роман «Мастер и Маргарита», который стал настоящей энциклопедией московской жизни 30-х годов. «Ваш досуг» предлагает пройтись по хрестоматийным адресам.
Нехорошая квартира
После первой публикации «Мастера и Маргариты» в 1966-м в журнале «Москва» для подъезда дома № 10 по Большой Садовой настали тяжелые времена. Экзальтированные поклонники оставляли на стенах граффити и покуривали на ступеньках травку в ожидании мистических прозрений.
В квартире № 50, где Булгаков вместе с первой женой Татьяной Лаппа занимал одну из комнаток, в те годы размещался отдел «Гипротехмонтажа». И его сотрудники постоянно отбивались от желающих увидеть внутренности «нехорошей квартиры».
Наконец, в 2007-м правительство Москвы повернулось к фанатам лицом и открыло здесь мемориальный музей Булгакова.
Настоящим кошмаром писателя стал вечно приходящий «на рогах» сосед, некто Василий Иванович в клетчатых подштанниках, орущий под гармонику песни, а также Анна Горячева, склочная баба, постоянно избивавшая сына и державшая в комнате то петуха, то поросенка (она и послужила прототипом Аннушки с подсолнечным маслом).
Нынче у квартиры энергетика совсем иная – в каждой из комнат своя экспозиция и своя ненавязчиво звучащая мелодия 30-х годов, в «Белом зале» проводятся музыкальные вечера и играются спектакли.
Подлинных вещей писателя, увы, немного, зато буквально воссоздан «синий кабинет» из несохранившегося дома № 3/5 по Нащокинскому переулку – последнего московского адреса Булгакова. Музей стоит посетить даже тем, кто абсолютно равнодушен к творчеству Михаила Афанасьевича – хотя бы ради того, чтобы ощутить аромат эпохи, когда активно «варилась новая жизнь».
Фан-клуб
Главный конкурент «нехорошей квартиры» в борьбе за внимание посетителей – культурно-просветительский центр «Булгаковский дом», расположившийся там же, на Большой Садовой, 10. Центр, открытый в 2004-м, конечно, не музей в привычном смысле слова – скорее это клуб по интересам.
По фотографиям и копиям писем и документов здесь можно проследить всю жизнь Булгакова, увидеть папку, с которой он бегал на работу в редакцию газеты «Гудок», и прижизненные издания книг, посмотреть на многочисленных экранах отрывки из фильмов по его произведениям.
А еще отведать пирожных в буфете «302-БИС» и за чашечкой кофе поучаствовать в увлекательных спорах о дьяволе, лите- ратуре и будущем России. И, если повезет, погладить огромного кота Бегемота. При Центре работают литературный салон, театр и фотостудия, а также проводятся экскурсии по Москве.
Атмосфера легкой сумасшедшинки, карнавала и тотального
помешательства на Булгакове отталкивает людей серьезных, зато «творческая» молодежь тянется сюда косяками.
Невидима и свободна!
Прочно «заболевшие Булгаковым» пытаются выяснить, где находится тот самый «готический особняк с отдельным садом», где, не зная счастья, жила Маргарита Николаевна, возлюбленная Мастера. Претендентов несколько. Один из них – замок в неоготическом стиле на Спиридоновке, 17 – был построен Шехтелем для миллионщика Саввы Морозова, вернее, для его жены Зинаиды, обожавшей роскошь.
Горький вспоминал, что дом ломился от севрского фарфора и напоминал «посудную лавку». После загадочной смерти Морозова (то ли убийство, то ли самоубийство) его вдова поспешила продать особняк: по ночам ей являлся призрак мужа, да и денег на шикарную жизнь не стало. После революции в нем открыли интернат для сирот, а в 1929-м передали в ведение Наркоминдела.
По другой версии, Маргарита могла жить в доме архитектора Льва Кекушева на Остоженке, 21. В готическом особняке с граненой башенкой Булгаков бывал: после смерти владельца здесь располагались художественные мастерские. Приятель писателя по МХАТу, художник Сергей Топленинов, познакомил его со своей женой, дочерью архитектора Марией.
Ради любимого она оставила богатый дом на Остоженке и ушла в полуподвальную квартирку деревянного дома в Мансуровском переулке, 9. Именно этот дом стал приютом Мастера в романе. В отличие от Михаила Афанасьевича, остававшегося ночевать в гостеприимном подвальчике, мы не можем посетить дом Мастера – он находится в частной собственности.
Оба «дома Маргариты» также закрыты для посещения: на Остоженке – посольство Египта, а на Спиридоновке устроен Дом приемов МИД.
Судачки а-ля натюрель
Дом МАССОЛИТа, где, по замечанию Коровьева, «скрывалась и вызревала бездна талантов», был списан Булгаковым с «особняка Герцена», ставшего в 1920-е приютом для литорганизаций РАПП и МАПП (Тверской б-р, 25). Типичный усадебный дом начала XIX века в стиле ампир принадлежал помещику Ивану Яковлеву, отцу философа и литератора Александра Герцена.
Затем его владельцем стал Дмитрий Свербеев, одержимый устройством «литературных тусовок». В его салоне бывали Пушкин и Чаадаев, Лермонтов и Гоголь. А после революции сюда вселилась новая формация писателей. Тогда-то на воротах и появился барельеф Герцена, а во дворе особняка – ресторан, где подавали «порционных судачков», осетринку и яйца-кокот.
Помните директора ресторана Арчибальда Арчибальдовича? У него имеется прототип – заведующий кухней «Герцена» Яков Розенталь, к которому Булгаков относился с симпатией. Остальная писательская братия вызывала в основном неприязнь.
Можем заглянуть туда и мы – литературных вечеров в теперешнем Литинституте им. Горького проходит множество, а вот ресторана, увы, давно нет.
На Патриарших
Десятки раз переписывая текст «Мастера и Маргариты», писатель не изменял лишь место и время десантирования в Москве нечистой силы. Почему? Когда-то на месте Патриарших прудов находился пустырь, где пасли коз. Болото неподалеку называлось Козьим, которое, как и любое болотце, пользовалось дурной репутацией.
По ночам там шалили разбойнички, и с ними не было сладу до тех пор, пока в начале XVII века тут не поселился патриарх Гермоген. А позже патриарх Иоаким повелел болото осушить и вырыть три пруда (сегодня сохранился всего один).
Интересно, что в 30-е годы XIX века живший рядом поэт Иван Дмитриев вспоминал о странных видениях: то женщина в белом гуляет по аллее около пруда, то бесшумно промелькнет черная карета… И в начале XX века Патриаршие пользовались недоброй славой – по слухам, с заходом солнца одинокие прохожие сталкивались тут с нечистой силой.
Булгаков наверняка слышал эти легенды, и потому встреча литераторов с Воландом произошла именно здесь. Что же касается трамвая, вроде бы из Ермолаевского переулка на Малую Бронную действительно заворачивала линия трамвая, правда, не пассажирского, а грузового.
Источник: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67204/
Музей Булгакова, нехорошая квартира, Патриаршие пруды, Москва
В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект.
Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича.
С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.
Триумфальная площадь, Москва
Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.
Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.
Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.
Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».
Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.
Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.
Нехорошая квартира
Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.
Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.
Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова
Дом-музей Булгакова
Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.
Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита».
Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному.
Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.
А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени.
Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире.
Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.
Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят.
Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.
Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.
Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.
Комната Михаила Булгакова
Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт.
В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.
В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.
Патриаршие пруды
Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.
Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».
Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.
Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита».
Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача».
Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца».
Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!
Источник: https://turisticum.ru/2016/muzey-bulgakova.html
«Нехорошая квартира» – таинственный Музей М.А. Булгакова
0 94938
Фото музея М.А. Булгакова
Московский Государственный музей им. Булгакова – первый и пока что единственный в России мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству русского писателя М.А. Булгакова. Экспозиция уникальна, прежде всего, благодаря царящей в ней атмосфере магии, волшебства и тайн, которая одновременно зачаровывает и затягивает.
«Нехорошая квартира» – относительно молодой музей, учрежденный Правительством г. Москвы 26 марта 2007 года по адресу ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 50 – первому месту проживания писателя в Москве.
Название «Нехорошая» квартира получила после выхода в мир книги «Мастер и Маргарита»: седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира».
По сюжету именно здесь, в квартире №50, частично проходило действие романа – Великий бал у Сатаны (Гл. 23).
Осенью 1921 г., прибыв в столицу, тридцатилетний писатель вместе со своей супругой поселился в коммунальной квартире на Большой Садовой, заняв в ней одну небольшую комнату. Именно здесь до переезда в 1924 г. Михаил Афанасьевич писал свои московские произведения – «№13.
– Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Зойкина квартира», «Псалом» – труды, обессмертившее дом и его жильцов. Музей им. М.А. Булгакова – место, в котором посетители погрузятся в среду того периода жизни писателя, когда он жил и писал свои произведения в Москве.
Посетителей во дворе Музея встречает бронзовые скульптуры Коровьева и Бегемота, герои романа «Мастер и Маргарита».
Еще один встречающий – огромный черный кот, настоящий Бегемот, который своими вальяжными и неторопливыми движениями показывает, что привык к большому вниманию к своей кошачьей нескромной персоне.
Очутившись в подъезде, можно увидеть, что стены коридора, ведущие к «Нехорошей квартире» полностью разрисованные по мотивам произведений писателя.
Гардероб
Экспозиция начинается с гардероба, места, в котором посетитель сразу же попадает в таинственное прошлое квартиры. Здесь собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по свету.
В гардеробе собрана коллекция вешалок, крючков и полок разного времени. Самая главная вешалка – из квартиры писателя – сразу же бросается в глаза, поскольку висит выше всех других, под самым потолком. Когда-то на ней висели шляпы и плащи самого Булгакова.
Синий Кабинет
На основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя, в стенах музея был воссоздан образ последнего рабочего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире по адресу Нащокинский переулок, 3/5. В комнате собрана часть мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.
Здесь представлено издание романа «Золотой осел» (11 книг), автором которого является древнеримский писатель II в. н. э. Ампулей.
Это единственный античный роман на латинском языке, который полностью дошел до нашего времени.
В углу Синего кабинета размещен принадлежавший супруге Булгакова гардероб.
Следующий экспонат кабинета – радиоприемник. Трудно предположить, что Булгаковы слушали какие-либо официальные трансляции, но любовь к классическим музыкальным произведениям, наверное, заставляла периодически включать приемник.
Секретер, размещенный в кабинете, ранее находился в Нащокинской квартире Булгакова. Имеет большое количество секретных, потайных полостей и отделений. Судя по фотографиям, именно за этим секретарем трудился писатель в 1930-х гг., а если это действительно так, то получается, что на его поверхности, покрытой красноватой кожей, работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита».
На находившемся в кабинете фортепьяно любила играть вторая жена писателя – Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.
Здесь же находится шкаф-бюро «монашка», находившийся в квартире в Нащокинском переулке, где стоял в гостиной и ласково назывался семьей Булгаковых «пузатиком».
История дома Пигит
Первым владельцем дома, в котором проживал М. Булгаков, был известный московский предприниматель и общественный деятель, владелец табачной фабрики Пигит Илья Давидович. После революции дом пришлось продать, но его название «Дом Пигит» так и осталось неизменным.
В комнате, где представлена экспозиция «История дома Пигит», собраны воспоминания о ранее роскошных интерьерах дома. Выставлены здесь чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина – это всего лишь скромная попытка сохранить историю дома №10.
В начале ХХ века чугунные батареи с фигурными ножками обозначили новый уровень технического развития и комфорта в доме Пигит – здесь работала центральная система отопления. Низкие батареи ставились под окнами, высокие – на лестничной клетке и в углах комнат.
Зал квартиры №5 украшали роскошные обои с теснением и орнамент в стиле модерн. Они отлично сочетались с расписной лепниной и деревянными панелями. Наклеены обои были на газете «Русская правда» от 1904 г. с многочисленной рекламой и хроникой русско-японской войны.
Комната Булгакова
Комната Булгакова – уникальное место, где писатель провел невероятно плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Вид из окна – единственное, что не изменилось с тех времен, когда за столом ночами напролет сидел Михаил Афанасьевич и работал над «Днями Турбиных» и «Белой гвардией». Потом этот вид из окна, ночную атмосферу дома и двора писатель опишет в произведениях «Тайному другу» и «Театральном романе».
Любовь к чтению у Булгакова была воспитана с самого детства. Книги были слабостью писателя, потому он и покупал их при любой возможности. В экспозиции представлены собрания русских и зарубежных классиков, словари и энциклопедии.
Обживая комнату в коммунальной квартире №50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.
Машинопись пьесы Булгакова «Мольер» с автографом писателя – один из самых ценных экспонатов музея.
Находящееся в комнате псише заменяло супруге писателя Елене Булгаковой бюро, где в ящиках хранились документы, а на его боковых тумбах стояли, как и сегодня, синие вазочки.
Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком. Считается, что такой же стол был у профессора Преображенского, еще у одного булгаковского персонажа.
Кухня
Квинтэссенцией духа «Нехорошей квартиры» является коммунальная кухня. В этом месте шипели примусы и сушилось белье, в печке сгорал пигитовский паркет, устраивались пения под гармонику, происходили соседские скандалы.
Кухня была самым пеклом квартиры №50, она стала для Булгакова неиссякаемым источником образов и впечатлений, ведь именно здесь разговаривали и шумели будущие персонажи «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Самогонного озера», «Дьяволиады», «№13.
– Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Интересный кухонный экспонат – увеличенная копия фотокарточки одной из соседок писателя по коммунальной квартире, сплетницы и скандалистки Аннушки-Чумы, постоянного персонажа «Мастера и Маргариты» и «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Большой трехстворчатый буфет в 1930-е гг. находился в Нащокинской квартире Булгакова.
Кухня коммунальной квартиры 1920-30-х гг. просто немыслима без такого чрезвычайно важного и незаменимого предмета, как примус.
Гостиная
Квартира №50 не всегда была «нехорошей». В 1904 г. на левом крыле дома №10 было открыто общежитие, в котором проживали слушательницы Московских высших курсов Герье.
В связи с этим, было попарно соединено квартиры, к примеру, №41 и №50, в результате чего получился длинный коридор с комнатами направо и налево. Скорее всего, Гостиная, которая находится в конце коридора, была местом, где курсистки могли позаниматься и отдохнуть.
Среди старой дореволюционной мебели, старинных фотографий, гравюр, фортепьяно XIX века и сейчас проходят спектакли и концерты.
Здесь же размещен журнальный столик, который принадлежал дяде Булгакова Н.М. Покровскому. Данный предмет интерьера был одним из самых распространенных типов журнальных столиков, бытовавших в кон. XIX – нач. XX ст.
Фаянсовая супница когда-то была частью одного большого сервиза «Пионерия». Несмотря на то, что ее формы выглядят вполне «буржуазно», на ней изображены задумчивые пионер и пионерка, натюрморты с барабаном и горном.
Швейная машинка «Zinger» – самая надежная из швейных машин, изготовлявшихся в Европе и Америке в кон. XIX – нач. XX ст., принадлежала известному столичному врачу-венерологу, дяде писателя Н.М. Покровскому.
Белый зал
Белый зал – выставочное пространство, в котором часто проходят разнообразные временные выставки, проводятся семинары, лекции и концерты.
Коридор
В Музее Булгакова – длинный, хорошо обустроенный коридор, по обе стороны которого размещены комнаты.
Благодаря фотографиям квартиры писателя в Нащокинском переулке, известно наверняка, что именно этот столик стоял в прихожей у Булгаковых.
В коридоре находится стойка для зонтов и тростей, которая принадлежала семье Булгаковых, когда они проживали в квартире в Нащокинском переулке.
Редакция
Открывшаяся в Музее в 2010 г. временная выставка редакции газеты «Гудок», в которой в 1920-е гг. трудился Булгаков, стала постоянной экспозицией. В комнате представлена мебель, архивные документы, журналы, газеты и фотографии.
Также можно сходить на экскурсии:
- Тайные комнаты Булгаковского дома – Купить билет
- По следам романа “Мастер и Маргарита” + посещением музея – Купить билет
Источник: https://Mos-holidays.ru/nexoroshaya-kvartira-tainstvennyj-muzej-m-a-bulgakova/
Михаил Булгаков ✮ Биографии российских писателей, 2019
- Михаил Булгаков – один из самых ярких русских писателей XX века, автор всемирно известных «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии» и «Собачьего сердца».
- В Москве Булгаков прожил 18 лет и написал свои главные произведения.
- В 1921 Булгаков с женой поселяются в комнате квартиры №50 по адресу Большая Садовая, 10(этот дом назван «302-бис» в романе «Мастер и Маргарита»).
- Писатель жил в очень стесненных и неблагополучных условиях в очень неспокойном окружении соседей ко коммунальной квартире.
- Второй сохранившийся адрес Булгакова в Москве на Большой Пироговской, где написана и сожжена первая редакция «Мастера и Маргариты».
- «Мастер и Маргарита» — самое читаемое произведение писателя. В Москве сохранились практически все адреса, описываемые автором в романе.
Михаил Булгаков (1891-1940) – один из самых ярких русских писателей XX века, автор всемирно известных «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии» и «Собачьего сердца». Москва в его творчестве и судьбе – главный город.
Здесь он прожил 18 лет (с 30 летнего возраста до конца своей жизни) и написал свои главные произведения. Сам город плотно вошёл в сочинения автора, и многие места Москвы Булгаков описал с филигранной достоверностью.
И сегодня поклонники писателя приезжают в Москву, чтобы посмотреть на «нехорошую квартиру», в которой сейчас действует мемориальный музей Михаила Булгакова, посидеть на Патриарших прудах и увидеть тот самый дом, в подвале которого некогда располагалось жилище Мастера.
Киевлянин Михаил Булгаков приехал в Москву в сентябре 1921-го года. «Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда», — вспоминал писатель. Всю зиму он проходил в драповом пальто, подбитым ветром.
«Драп, драп. О, чертова дерюга! Я не могу описать, насколько я мерз. Мерз и бегал. Бегал и мерз…». Родственники устроили Булгакова с женой Татьяной Лаппа в студенческое общежитие (Малая Пироговская улица, 18, ныне — административное здание).
Булгаков сразу же поспешил на поиски работы. Профессию врача он оставил еще в 1919 году и ходил по московским редакциям в поисках должности репортера или фельетониста.
Булгакова приняли секретарем в Литературный отдел Главполитпросвета Народного Комиссариата просвещения (Сретенский бульвар, 6/1, ныне — жилое здание).
Здесь он составляет протоколы заседаний, сочиняет лозунги, готовит к выпуску сборники классиков. В этом красивейшем бывшем доходном доме страхового общества «Россия» он проработает, впрочем, лишь несколько месяцев.
Затем будет период работы в многочисленных газетах и журналах. Вспоминая о нем, Булгаков напишет: «В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий».
Большая Садовая, 10 (дом 302 БИС или «нехорошая квартира»)
В октябре 1921 года сестра Булгакова с мужем уезжают в Киев и уступают им свою комнату по знаменитому ныне адресу: Большая Садовая, 10 (или 302-бис, как назван этот дом в романе «Мастер и Маргарита»).
Ордер на проживание в комнате квартиры № 50 приходится брать с боем, писатель в отчаянии решается написать Н. Крупской. В то время супруга Ленина руководит Главполитпросветом, где мелким служащим работает Булгаков.
С ее одобрения квартирный вопрос благополучно решается.
С трудом отвоеванное жилье Булгаков будет называть не иначе как «гнусная комната гнусного дома». Искренне радуясь крыше над головой, писатель, тем не менее, испытал настоящий шок от окружения.
В соседних с ним комнатах коммунальной квартиры жили бьющий жену хлебопек, бьющая сына скандалистка-вдова, семья рабочих – горьких пьяниц. Самой безобидной жительницей была проститутка Дуся: она не выбегала с криками в общий коридор и никого не била.
Но к ней по вечерам приходили клиенты, которые то и дело путали двери ее комнаты с булгаковскими.
А ведь начинался дом совсем по-другому. Построил его в 1902-1903 годах владелец табачной фабрики «Дукат» И. Пигит. Солидное здание, с мощными эркерами и лепными балконами спроектировано было в модном тогда стиле модерн. Квартиры в своем доме Пигит сдавал исключительно состоятельной интеллигенции: до революции 1917 года здесь жили врачи, адвокаты, художники.
Но в революционные годы жильцов Пигита вытеснили или просто выгнали, а в их квартиры заселили рабочих. Весь ужас своего соседства с ними Булгаков подробно описал в рассказах «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Самогонное озеро». И, наверное, не случайно в романе «Мастер и Маргарита» он поселил Воланда со свитой именно сюда, в эту ненавистную квартиру № 50.
Но несмотря на такие условия и на то, что у писателя коченели от холода пальцы и жена то и дело приносила ему горячую воду, чтобы отогреться, Булгаков в этой комнате писал. И писал много.
Сидя у выходящего во двор окна, писатель работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача», «Морфием», «Роковыми яйцами». Наконец, здесь создавалось одно из самых известных его произведений — «Белая гвардия».
В 1994 году эта квартира в аварийном состоянии была передана Фонду М.А. Булгакова, чтобы в ней был устроен музей писателя. До наших дней в квартире сохранились те же двери и ручки, овальное окно в стене, щеколды на окнах, которых касалась рука Булгакова. В комнате, где он жил, на стене над письменным столом висит полка, купленная самим писателем.
Сам стол не тот, что стоял здесь при Булгакове — но тоже мемориальный, привезенный с из квартиры родного дяди писателя М. Покровского на Пречистенке, 24, где Михаил Булгаков нередко бывал в гостях.
Подлинные вещи Булгакова находятся также в соседней комнате, экспозиция которой посвящена последнему постоянному московскому адресу Булгакова в Нащокинском переулке.
В переулках пречистенки
В ноябре 1924 года Булгаков с большим облегчением съезжает с Большой Садовой в район Пречистенки. С этим районом Москвы связана большая часть его жизни. Булгаков жил по году-полтора сначала в Чистом переулке, затем в Малом Левшинском. «Прелесть нашего жилья состояла в том, что все друзья жили в том же районе.
Стоило перебежать улицу, пройти по параллельному переулку – и вот мы у Ляминых. Еще ближе – в Мансуровском переулке – Сережа Топленинов, обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов. В Померанцевом переулке – Морицы; в нашем М.
Левшинском – Владимир Николаевич Долгоруков», — вспоминала вторая жена Булгакова Любовь Белозерская.
Дома и квартиры друзей Булгаков описал в своих произведениях. Дом филолога Лямина в Пожарском переулке (д.12) появился в романе «Мастер и Маргарита» как дом № 13. В него Иван Бездомный забежал в погоне за Воландом, наткнулся на моющуюся в ванной барышню, прихватил иконку и венчальную свечку. Дом Сергея Ермолинского и братьев Топлениновых в Мансуровском переулке (д.
9) послужил прототипом подвала Мастера. «Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, . И в печке у меня вечно пылал огонь!», — так словами Мастера описал квартиру Топлениновых Булгаков.
Он часто бывал в белокаменном подвале этого добротного деревянного одноэтажного старомосковского дома, оставался здесь ночевать, а зимой ездил отсюда с Сергеем Ермолинским кататься на лыжах по Москве-реке. На углу Пречистенки и Чистого (Обухова) переулка жил дядя Булгакова, врач-гинеколог Николай Покровский. Здание это стало прототипом Калабуховского дома в «Собачьем сердце».
Сам же дядя был очевидно описан в «Собачьем сердце» как профессор Преображенский, за что, кстати, сильно обиделся на племянника.
Большая Пироговская улица, 35а
Из пяти жилых адресов Булгакова в Москве сохранились только два. Об одном — на Большой Садовой — мы уже сказали. Второй находится на Большой Пироговской улице, д. 35, стр.1. В 1927-м году Булгаков снимает в этом доме трехкомнатную квартиру на первом этаже.
Здесь он прожил семь лет, и за этот период была написана и сожжена первая редакция «Мастера и Маргариты», созданы пьесы «Бег» и «Кабала святош», здесь Булгаков работал над «Мольером».
Именно в эту квартиру № 6 позвонили Булгакову из секретариата Иосифа Сталина после многочисленных просьб писателя о добровольном изгнании в эмиграцию, и писатель получил данайский дар вождя — трудоустройство в Художественный театр.
Впоследствии в квартире Булгакова в течение нескольких десятилетий находилась диспетчерская коммунальных служб. В 2016-м году, к 125-тилетию со дня рождения писателя, квартира была передана Музею Булгакова, и после реставрации она откроется для широкой публики.
Последний адрес Булгакова
Последний адрес Булгакова – дом №3/5 в Нащокинском переулке. Это знаменитый кооператив писателей, «писательский дом», по какому-то кощунственному попущению снесенный в 1976-м году. Здесь жили многие известные советские литераторы, частыми гостями здесь бывали А. Ахматова и Б. Пастернак. М.
Булгаков переехал сюда в 1934-м году и радовался как ребенок! Он стал обладателем целых 47 собственных квадратных метров. Из письма В. Вересаеву: «Свое жилище я надеюсь Вам вскоре показать, лишь только устроюсь поуютнее. Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо.
Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом! Господи! Хоть бы скорее весна.
О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я».
С этой первой собственной квартирой Булгакова в Москве, связано многое. Здесь он написал «Театральный роман», работал над пьесами и инсценировками. Отсюда ходил на работу во МХАТ, а затем в Большой театр. Но главное – здесь шла непрерывная работа над великим романом «Мастер и Маргарита».
Москва «Мастера и Маргариты»
«Мастер и Маргарита» — самое читаемое произведением писателя. Работе над ним он отдал более 20 лет. Сегодня тысячи людей приезжают в столицу, чтобы пройтись по Москве «Мастера и Маргариты».
Как правило, начинается маршрут с посещения «нехорошей квартиры», где сегодня работает Музей писателя, а в соседнем подъезде — музей-театр «Булгаковский дом».
Далее маршрут идет к Патриаршим прудам, что находятся в 5-7 минутах ходьбы от дома № 10 по Большой Садовой.
Помните, «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»? Сегодня Патриаршие пруды — престижнейший район Москвы. Нередко здесь можно встретить прогуливающимися известных актеров и предпринимателей.
Пруд до наших дней уцелел всего один, но в его названии так и осталось множественное число.
Официальные ответы из архивов говорят, что трамвайных путей непосредственно вдоль прудов никогда не было. Но некоторые исследователи (например, Б. Мягков в книге «Булгаков на Патриарших») находят доказательства того, что пути были, и шли они по Ермолаевскому переулку, заворачивая на Малую Бронную улицу.
Еще одно знаковое место романа – Дом Грибоедова, здание, где находился возглавляемый Берлиозом МАССОЛИТ и ресторан, который в конце романа поджигают Фагот с Бегемотом.
В действительности это дом, принадлежавший родителям А. Герцена (Тверской бульвар, 25), в котором родился сам Герцен. Позже здание передали Литературному институту имени М.
Горького, который и находится здесь поныне.
Следующий дом отсылает нас к встрече Мастера и Маргариты, а в действительности — Михаила Булгакова и его третьей и последней жены Елены Шиловской.
Это знаменитый доходный дом Нирнзее, также известный как Дом холостяков (Большой Гнездниковский переулок, 10). Он строился для одиноких мужчин, поэтому, например, в квартирах этого дома кухонь нет.
Это был первый московский небоскреб (или «тучерез», как называли в начале XX века высотные дома). Булгаков хорошо знал этот дом. Здесь находились редакции издательств «Россия» и «Накануне», с которыми он сотрудничал.
Будучи в гостях у одного знакомого Булгаков, встретил здесь свою последнюю любовь – Елены Сергеевну Шиловскую. «Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души.»
В романе он описывается так: «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». Также известно, что он был «готический». Один из наиболее вероятных прототипов на звание дома Маргариты — Особняк Анны Кекушевой (Остоженка, 21).
Известный архитектор Лев Кекушев построил его для своей жены в 1903 году. Особняк расположен в двух шагах от подвала Мастера.
© 2016-2019 moscovery.com
Мария Уланова
Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 7, средняя оценка: 4,71 (из 5)
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2/
Add comment