SAVUZ

Особенности стиля од М. В. Ломоносова

Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича

Особенности стиля од М. В. Ломоносова

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась.

При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества.

Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.

Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения.

В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов.

Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают “орлы российские”.

В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными.

Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея.

Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью.

На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером.

По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах.

По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку.

Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы.

Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю.

Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым.

Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия.

Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

Источник: https://FB.ru/article/214608/jizn-i-tvorchestvo-lomonosova-mihaila-vasilevicha

Творчество Ломоносова М.В. (конспект лекции)

Особенности стиля од М. В. Ломоносова

1. Поэзия М.В. Ломоносова

2. Оды

3. Стиль М.В. Ломоносова

1. Поэзия М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — один из крупнейших научных деятелей середины XVIII в., развивающих идеи Петра и стремящихся к распространению в России просвещения и наук. В поэзии Ломоносов проявил себя как талантливейший поэт и обогатил русскую поэтическую традицию новыми приемами и стилями.

Деятельность Ломоносова как поэта способствовала завершению эры силлабического стихосложения, к которому тяготели его предшественники Кантемир и Тредиаковский, и обусловила начало нового этапа развития русского стихосложения, когда главным стихотворным размером становится четырехстопный ямб — стихотворный размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах, и этот размер достиг своего расцвета в творчестве А. С. Пушкина.

Поэтическое творчество Ломоносова можно разделить на два этапа:

немецкий период, который связан с пребыванием Ломоносова в Германии в качестве студента;

русский период, который начался после возвращения Ломоносова из Германии в Россию.

Для немецкого периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

– использование в начале своего поэтического творчества силлабического типа стихосложения, знакомого Ломоносову по творчеству и виршам Симеона Полоцкого;

– влияние на творчество Ломоносова одного из представителей барокко немецкого поэта Гюнтера;

– знакомство с немецкими литературными школами и использование их канонов и правил в построении новых законов русского стихосложения;

– знакомство с местными литературными течениями, которые возникали после “смерти” литературного стиля барокко, — одним из таких направлений стал немецкий классицизм;

– близость Ломоносову общественно-государственного и гражданского пафоса классицизма, однако это направление не имело решающего значения в его поэтическом творчестве;

– преобладание лирических стихотворений;

– начало реформы стихосложения и новые веяния в этой области заключались в следующем:

* отход от канонов Тредиаковского;

* чередование мужских и женских рифм;

* использование нового для русской поэзии стихотворного размера – ямба, и среди произведений, написанных в этом размере, можно выделить следующие:

! переведенное небольшое стихотворение Анакреона, ставшее первым русским ямбическим стихотворением;

! торжественная ода на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин, написанная в 1739 г. и включавшая в себя 280 стихов, и в ней чередовались рифмы мужские и женские.

Для русского периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

– изменения в тематике поэтического творчества, которые выражались в следующем:

* исчезновение любовной лирики: нежных личных стихов о печальной или счастливой любви;

* преобладание больших государственных тем (тема строительства и укрепления новой государственности и просвещения), и его поэзия теперь служит отстаиванию его политических убеждений и помогает делу всей его жизни — продолжению дела Петра по распространению в России просвещения;

* создание стихотворного произведения “разговор с Анакреоном”, имеющего своеобразную художественную структуру, которая заключается в следующем:

! построена в форме литературного диалога двух поэтов

! вначале дан перевод оды Анакреона;

! затем следует стихотворный ответ на эту оду самого Ломоносова;

! чередование переводов и ответов Ломоносова;

– понимание литературы как государственного дела;

– полный переход к такому литературному жанру, как торжественная, или похвальная, ода.

2. Оды М.В. Ломоносова

Оды М.В. Ломоносова являют собой основной вид его поэтического творчества, и именно благодаря этому поэтическому жанру Ломоносов оказал сильнейшее влияние на русскую поэзию и создал себе имя талантливого одописца. Оды Ломоносова имели следующие особенности:

– носили характер похвальной, торжественной оды, под которой понимается обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна;

– строфы каждой оды включали в себя всегда по десять стихов;

– приурочивались к каким-либо торжественным официальным событиям, например дням рождения, именинам и т. д.;

– имели целью внедрить в сознание современников, и в первую очередь государственных деятелей, политические взгляды Ломоносова, т. е. были идейно насыщенными и политически направленными;

– имели черты лирического произведения, но лирика носила не индивидуальный, а коллективный характер и выражала стремления государственные, а не личные;

– каждая ода вмещала в себя несколько тем, в которых освещались глобальные задачи развития государства.

Оды Ломоносова имели следующую политическую концепцию:

– были основаны на идее “просвещенного абсолютизма”, под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха, на которого не влияют ни Церковь, ни дворянство;

– в качестве образов выступали не столько конкретные цари и монархи, сколько идеал монарха, основанный на идее “просвещенного абсолютизма”, а реальным персонажам, которые воспевались в одах, приписывались черты этого идеала (которых подчас не существовало у реального человека), т. е. реальные персонажи просто служили средством для выражения этого идеала монарха;

– являлись манифестами той просвещенной власти, о которой мечтал Ломоносов, и его политической идеологии, а не взглядами царицы и правительства;

– часто воспевали личность Петра I , который и являлся для Ломоносова идеалом просвещенного монарха.

Оды Ломоносова имели следующую тематику:

– воспевание славы и величия России;

– воспевание народа России, его силы и могучего духа;

– рассуждения о великом будущем России и ее народа;

– проповедование просвещения и необходимости наук;

– рассуждения о науке, природе и ее незримой силе (в этом проявляется неотделимость Ломоносова-ученого от Ломоносова-поэта).

3. Стиль М.В. Ломоносова

Литературный стиль М.В. Ломоносова оказал серьезное влияние на дальнейшее существование и развитие русской литературы. Уникальный поэтический талант Ломоносова сыграл важнейшую роль в установлении литературных норм языка, которые впоследствии были упрочены в творчестве А.С. Пушкина. Стиль Ломоносова можно охарактеризовать следующим образом:

– использование некоторых элементов классицизма, который господствовал в европейских литературах того времени, и это выражалось в следующем:

* стремление к разделению литературных произведений на жанры;

* отражение гражданских идеалов классицизма в поэзии;

– отрицание следующих черт классицизма:

* рациональный взгляд на действительность;

* логический характер семантики;

* отсутствие фантазии;

* деловая простота и трезвость, минимум эмоционального, максимум рационального компонента в произведениях;

– связь с традициями культуры Возрождения в поэзии, и эта связь выражается в следующем:

* восприятие традиций Ренессанса через литературу барокко;

* патетика и грандиозность од;

* напряженно-образная, метафорическая манера;

– связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, которая выражается в самом жанре похвальной оды;

– выражение в одах устремленности к будущему, к мечте, а не анализ настоящего;

– торжественность и пышность од, их величественно-торжественный, приподнятый характер, и это было связано с общим подъемом национального сознания и успехами России и тот период;

– использование различных языковых и риторических приемов, среди которых можно выделить:

* украшающие фигуры и тропы;

* словесное изобилие;

* прием замкнутого периода, т. е. организация мелких единиц текста и отношении целой иерархии соподчиненных элементов, периода;

* симметричное расположение групп слов и предложений;

* интаксические навыки классического латинского красноречия (своеобразная расстановка запятых в строке, их минимальное использование);

* обилие славянизмов, библеизмов;

* риторические фигуры, например восклицания и вопросы ораторского характера;

* своеобразие подбора слов в строке, часто по признаку их эмоционального ореола, например слова, выражающие великолепие чего-либо: “бурный”. “взвивает”, “отверзает”, “великолепный”, “славный” и т. п.;

– сосредоточение эмоционального подъема оды вокруг темы лирического восторга самого поэта, но Ломоносов не выдвигает себя в качестве этого поэта и его образ лишен конкретных, индивидуальных черт;

– использование множества максимально обобщенных аллегорий в описании различных образов, явлений, например Россия представляется как гигантское существо человеческого вида;

– законченный стиль и насыщенность изобразительных средств од, что сыграло важнейшую роль в росте русской литературы;

– использование простого, невозвышенного языка без славянизмов и метафизической напряженности в произведениях сатирических, бытовых и комических жанров, а также басен и эпиграмм, и к таким произведениям Ломоносова могут быть отнесены следующие его произведения:

! лирические стихи о любви немецкого периода;

! некоторые переводы, переложения из Библии (кроме “Размышлений”);

! перевод из Анакреона “Ночью темною…” и др.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/lomonosov_m_v/tvorchestvo_lomonosova_m_v_konspekt_lektsii/110-1-0-2225

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики