SAVUZ

Особенности реализма И. А Бунина

3. Своеобразие реализма и. А. Бунина

Особенности реализма И. А Бунина

Бунинапринято считать продолжателемчеховского реализма.Для его творчества характерен интереск обыкновенной жизни, умение раскрытьтрагизм жизни, насыщенность повествованиядеталями.

Реализм Бунина отличается от чеховскогопредельной чувственностью. Как и Чехов,Бунин обращается к вечнымтемам.Прозу Бунина считают синтезом прозы ипоэзии.

В ней необычайно сильноисповедальное начало («Антоновскиеяблоки»).

4. Стиль произведений и. А. Бунина

Средипроизведений Бунина есть рассказы, вкоторых расширено эпическое, романическоеначало — в поле зрения писателя попадаетвся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин —фаталист, иррационалист, его произведениямсвойственны пафострагичности и скептицизм.Творчество Бунина перекликается сконцепцией модернистов о трагедийностичеловеческой страсти.

Как и у символистов,на первый план у Бунина выходит обращениек вечнымтемам любви, смерти и природы.Космический колорит произведенийписателя, проникнутость его образовголосами Вселенной сближает еготворчество с буддистскими идеями.Произведения Бунина синтезируют в себевсе эти концепции.

«Живопись словом» —характерная особенность стиля Бунина

5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина

Любовь.Концепция любви у Бунина трагедийна.Мгновения любви, по Бунину, становятсявершиной жизни человека.

Только полюбив,человек по- настоящему может почувствоватьдругого че­ловека, только чувствооправдывает высокую требовательностьк себе и к своему ближнему, только любящийспособен преодолеть свой эгоизм.

Состояние любви не бесплодно для героевБунина, оно возвышает души. «Темныеаллеи», «Чистый понедельник, «Ида».Стихотворения. ( «Одиночество»и др.)

Смерть.«Господин из Сан-Франциско». Влирическом герое Бунина силен страхсмерти, однако перед лицом кончинымногие чувствуют внутреннее духовноепро­светление, примиряются с концом,не желают тревожить своей смертьюблизких («Сверчок», «Худая трава»).«Бернар».

Природа.ДляБунина характерен особый способизображения явлений мира и духовныхпереживаний человека путем контрастногосопоставления их друг с другом. Так, врассказе «Антоновские яблоки» восхищениещедростью и совершенством природысоседствует с печалью по поводу умираниядворянских усадеб. Стихотворения.

Судьба.Счастье. Стихотворении е «Вечер».

6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина

Проблеманационального характера в рамкахнационального самоопределения русскойлитературы.Рядпроизведений Бунина посвящен разоряющейсядеревне, в которой правят голод и смерть.Идеал писатель ищет в патриархальномпрошлом с его старосветским благополучием.

Запустение и вырождение дворянскихгнезд, нравственное и духовное оскудениеих хозяев вызывают у Бунина чувствогрусти и сожаления об ушедшей гармониипатриархального мира, об исчезновениицелых сословий («Антоновские яблоки»).Во многих рассказах 1890—1900 гг. появляютсяобразы «новых» людей, рассказы проникнутыпредчувствием близких тревожных перемен.

В рассказе «Деревня» (1911 г.) отраженыдраматические раздумья писателя оРоссии, о ее будущем, о судьбах народа,о русском ха­рактере

7.А. И. Куприн.Краткий очерк жизни и творчества.

КупринАлександр Иванович (1870-1938) прозаик,талантливый писатель начала XXвека.«Дознание»(1894).С«Дознания» начинается цепочка произведенийКуприна, связанных с жизнью русскойармии и постепенно подводящих к «Поединку»«Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899),«Прапорщик армейский» (1897), «Поход»(1901) и др.

Повесть«Молох» стала этапным произведениемне только для Куприна, но и для всейрусской литературы.В1898 году печатается повесть «Олеся» —одно из первых произведений, в которомКуприн предстает перед читателямивеликолепным художником любви.

Втворчество писателя прочно входит ипрежде близкая ему тема прекрасной,дикой и величественной природы.Впетербургских журналах Куприн публикуетрассказы «Болото» (1902), «Конокрады»(1903), «Белый пудель» (1904) и др..В1905 году была опубликована повесть«Поединок», посвященная М. Горькому.

Внимание ко всем проявлениям живого,зоркость наблюдений отличают рассказыКуприна о животных: «Изумруд» (1907),«Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю».

Олюбви, которая озаряет человеческуюжизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь»(1908), «Гранатовый браслет» (1911), изображаяяркую страсть библейской красавицыСуламифи и нежное, безнадежное исамоотверженное чувство маленькогочиновника Желткова.

«Чемталантливее человек, тем труднее емубез России», — пишет он в одном из писем.Однако в 1937 году Куприн возвращается вМоскву. Он публикует очерк «Москвародная», у него созревают новые творческиепланы. Но здоровье Куприна было подорвано,и в августе 1938 года его не стало.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5661787/page:39/

Основные темы и особенности творчества Бунина

Особенности реализма И. А Бунина

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодняневозможно представить отечественную литературу. Он — первый российскийобладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежомроссийских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало.

А зря, ведь в егопроизведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любителикрасивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчиныоценят поэтическое наследие Бунина.

Особенно стихотворение, в котором  автор, тоскуя по любимой ушедшей от негоженщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокиепьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях!Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин – действительно замечательный писатель,за книги которого стоит браться чаще.

Особенности творчества Бунина делают его универсальнымписателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

О чем писал бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколькоэтапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода егожизни:

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное времяавтора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Ужесамые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, яркоотображают знакомый ему деревенский быт.

В 1890-х он пишет стихотворения«Родина» и «Родине». В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которуюзлопыхатели укоряют за простоту.

Обе работы написаны, безусловно, человеком,которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной инищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. Вначале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунинпотратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощьписателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тожеможно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира иуспеха остался верен своему народу.

об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа.Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет.Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина.

Живой миррусского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почтиголых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшегомороза…

вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко,неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотяпосле эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, вовремя Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграциитема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха.

Автор неустанноразмышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красноготеррора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны.

Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, иставил перед собой вопрос:  а найдут лиместо в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящиесвоего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Немало место занимает и концепция любви в творчествеБунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Делокорнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства кВ.В.Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису.

Эта любовь приноситему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет…первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочьелецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной всвоих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью.

Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал своюнеудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности.

Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают кней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да иим самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и недают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам.И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своемочерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный моментбытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи. 

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такомувыводу он приходит в середине 1920-х годов.

А впоследствии, в конце 1930-1940-хгодов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина.Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина.

С одной стороны – тяга клюбви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всехпротиворечий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы. 

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать ибиографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизнив России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писательродился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми,часто засиживался у них дома.

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потомзанимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу.

Его непростыеотношения с Варварой Пащенко начали складываться в период его работыкорректором в газете «Орловский вестник». Из этой любви ничего не вышло.

  Его женой впоследствии стала дочьреволюционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни.Брак был недолгим и несчастливым.

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. Вгороде несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийскиевойска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы.

Приход последнихБунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале1920 года, уехал во Францию.

Там он много помогал эмигрантам, выступал слекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятатьевреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейскогонарода.

Эмиграцию считают самым плодотворным периодом творчестваписателя. Именно там, переживая за страну и ее будущее, он написал лучшие своипроизведения: «Митину любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», «ЖизньАрсеньева».

До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохезабвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему уотечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с егоудивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии.

Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто вего работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первыетворческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект егоинтересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистическиеизменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классическойрусской литературы.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-osnovnye-temy-i-osobennosti-tvorchestva-bunina-8149.html

Рассказы И.А.Бунина — герои и тема

Особенности реализма И. А Бунина

Современники воспринимали И.А.Бунина писателем школы Чехова. Действительно, это автора и Антона Павловича роднит многое:

  • пристрастие к жанру рассказа,
  • точность детали,
  • описание характеров и обстановки и многое другое.

Но долгая писательская жизнь Бунина позволяет говорить о нем как о самобытном русском прозаике.

Так, его раннее творчество посвящено теме уходящих дворянских гнезд.

«Антоновские яблоки»

Отношение писателя отчасти ностальгическое, отчасти реалистическое, он прекрасно понимает, что на смену дворянству приходит купечество, зажиточное крестьянство. Дворяне уже не могут (не в силах) быть ведущей составляющей общества.

В 1910-х годах Бунин создает и крестьянские типы. При этом он видит в русской деревне начала века много отрицательных черт. Мрак и грязь видит писатель и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни деревни.

Даже тогда, когда он говорит о богатстве, богатырстве русского характера.

«Захар Воробьев»

Таков герой рассказа — одаренный недюжинной силой, мечтающий о жизненном подвиге и чувствующий в себе силу этот подвиг совершить, но подвиг этот — выпить чуть ли не один глотком целую четверть вина, выйти на дорогу и умереть.

Вместе с тем писателя интересуют не только темы российской действительности. Его интересуют и вечные темы любви и смерти.

«Братья»

В рассказе автор говорит об этой теме на экзотическом материале: сила чувства рикши- таитянина и англичанина различны (принципиально здесь и то, что герои не имеют собственных имен, они обозначены по национальности, что вносит в сюжет элемент обобщения).

Дитя природы, рикша естествен в любви, его любовь сильнее в своих проявлениях, чем любовь европейцев, его смерть от несчастной любви трагична и естественна как слияние с природой. Она же побуждает англичанина рассуждать о холодности европейского характера, о неумении полно жить и чувствовать.

И все же в названии рассказа есть обобщение: люди на этой земле братья.

Созданные писателем образы чрезвычайно индивидуальны.

«Худая трава»

Но когда мы читаем его рассказы, нас не оставляет впечатление о том, что перед нами проходят типы русской деревни (щеголь Шаша, сын богатого купца, прихорашивается, чтобы еще раз быть избитым на ярмарке и закончить свою жизнь на паперти, Иоанн Рыдалец — юродивый, похороненный вместе с помещиком, сумасшедший, которого после смерти считают святым, Аверкий из этого рассказа всю жизнь работавший на других, вернувшийся умирать к жене, светло ждет своей смерти, радостно переживающий окружающее).

Автор выражает свою позицию неназидательно, Бунину чужды социально-политические оценки до революции, но в то же время каждый рассказ писателя вызывается определенные чувства, которые возникают у читателя благодаря мастерству автора. Писателя скорее интересуют характеры, положения, вечные чувства.

«Грамматика любви»

Одно из таких чувств — любовь. Любовь для писателя — чувство священное. Даже история чужой любви может возбуждать чувства необыкновенные.

«Легкое дыхание»

Бунин — мастер композиции. Примером такой необыкновенной композиции и мастерства писателя является этот рассказ. История короткой жизни гимназистки Оли Мещерской рассказана так, что мы сначала узнаем о ее гибели, а затем уже о том, что и почему произошло.

Для этого автора крайне важна достоверность детали, которая может быть не связана с повествованием, но создает неповторимый колорит.

«Господин из Сан-Франциско»

В повестях и рассказах писателя много описаний природы, много звуков, запахов, которые помогают создать достоверность повествования.

Так важны в этом рассказе описания героя и его жены и дочери, портреты матросов, контраст композиции ( смерть героя дана в контрасте с описанием живого господина из Сан-Фрациско, самодовольного, богатого, едущего на отдых в Европу).

Образы, созданные писателем, становятся символами ( корабль «Атлантида» — символ всего человечества, сильного и жалкого, гордого и ничтожного, одинаково исполненного чувства несчастья и вины, преступления и наказания).

«Петлистые уши»

При создании образов писатель подчас использует темы и сюжеты своих предшественников, но решает проблему совершенно иначе. Примером может быть данный рассказ, где в композиции, героях, обстоятельствах которого есть полемика с Преступлением и наказанием» Достоевского.

Тот же гнетущий, ночной Петербург, разговор в пивной, два собеседника героя рассказа Соколовича, тема беседы — убийство, теория героя и т.д. Но философия его- это философия убийцы, не терзаемого душевными муками.

Он убивает проститутку (абсолютно не похожую на Сонечку Мармеладову) просто «из-за одного любопытства».

Бунин — нобелевский лауреат, творчество его было оценено человечеством как творчество удивительного мастера русской прозы. Даже в эмиграции писатель оставался верен русской теме, практически все его произведения посвящены России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/realizm-i-a-bunina

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики