SAVUZ

Особенности изображения природы в раннем творчестве С. А. Есенина

Природа в творчестве Есенина

Особенности изображения природы в раннем творчестве С. А. Есенина

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ 2

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА 3

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА 7

Образы животных и “древесные мотивы” в лирике Есенина 10

” Древесные мотивы” лирики С. Есенина 10

Образы животных в лирике С. Есенина. 21

Список литературы: 31

ВВЕДЕНИЕ

СергейЕсенин –самый популярный, самый читаемый в России поэт.

ТворчествоС. Есенина принадлежит к лучшим страницамне только русской, но и. мировой поэзии,в которую он вошел как тонкий, проникновенныйлирик.

ПоэзияЕсенина отличается необыкновеннойсилой искренности и непосредственностив выражении чувств, напряженностьюнравственных поисков. Его стихи – этовсегда чистосердечный разговор считателем, слушателем. “Мне кажется,что я свои стихи пишу только для своихдоб­рых друзей”, – говорил сам поэт.

Вместес тем Есенин – глубокий и самобытныймысли­тель. Сложен и противоречив мирчувств, дум и страстей лирического герояего произведений – современникане­виданной эпохи трагической ломкичеловеческих отношений. Сам поэт тожевидел противоречия своего творчестваи так объяснял их: “Я пел тогда, когдабыл край мой болен.”

Верныйи горячий патриот своей Родины, С. Есенинбыл поэтом, кровно связанным с роднойземлей, с народом, с его поэтическимтворчеством.

ТЕМАПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа -всеобъемлющая, главная стихиятворчества поэта, и с ней лирическийгерой связан врожденно и пожизненно:

Родился яс песнями в травном одеяле.

Зори менявешние в радугу свивали”

(“Матушкав купальницу по лесу ходила…”, 1912);

“Будь жеты вовек благословенно,

что пришлопроцвесть и умереть”

(“Не жалею,не зову, не плачу…”, 1921).

ПоэзияС.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока)- самый значительный этап в формированиинационального пейзажа, который нарядус традиционными мотивами грусти,запустелости, нищеты включаетудивительно яркие, контрастныекраски, словно взятые с народныхлубков:

“Синеенебо, цветная дуга,

Край мой!Любимая Русь и Мордва!”;

“Топи даболота,

Синий платнебес.

Хвойнойпозолотой

Взвениваетлес”;

“О Русь- малиновое поле

И синь, упавшаяв реку…”

“синьсосет глаза”; “пахнет яблоком имедом”; “Ой ты, Русь моя, милаяродина, Сладкий отдых в шелку купырей”;”Звени, звени златая Русь…”.

Этот образяркой и звонкой России,  со сладкимизапахами, шелковистыми травами,голубой прохладой, именно Есениным былвнесен в самосознание народа.

Чаще, чемкакой либо другой поэт, используетЕсенин сами понятия “край”,”Русь”, “родина” (“Русь”,1914; “Гой ты, Русь, моя родная…”,1914; “Край любимый! Сердцу снятся…”,1914; “Запели тесаные дроги…”, ;”О верю, верю, счастье есть…”, 1917;”О край дождей и непогоды…”, ).

По-новомуизображает Есенин небесные и атмосферныеявления – более картинно, изобразительно,используя зооморфные и антропоморфныесравнения. Так, ветер у него – некосмический, выплывающий из астральныхвысей, как у Блока, а живое существо:”рыжий ласковый осленок”, “отрок”,”схимник”, “тонкогубый”, “пляшеттрепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”,”теленок” и т.п.

Из светил на первомместе образ луны-месяца, которыйвстречается примерно в каждом третьемпроизведении Есенина (в 41 из 127 – оченьвысокий коэффициент; ср. у “звездного”Фета из 206 произведений 29 включают образызвезд). При этом в ранних стихах примернодо 1920 года, преобладает “месяц”(18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).

В месяцеподчеркивается прежде всего внешняяформа, фигура, силуэт, удобный для всякогорода предметных ассоциаций – “лошадинаяморда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”;луна – это прежде всего свет и вызванноеим настроение – “тонкий лимонныйлунный свет”, “отсвет лунный,синий”, “луна хохотала, какклоун”, “неуютная жидкая лунность”.

Месяц ближе к фольклору, это сказочныйперсонаж, тогда как луна вноситэлегические, романсовые мотивы.

Есенин -создатель единственного в своем роде”древесного романа”, лирическийгерой которого – клен, а героини – березыи ивы.

Очеловеченные образы деревьевобрастают “портретными” подробностями:у березы – “стан”, “бедра”,”груди”, “ножка”, “прическа”,”подол”, у клена – “нога”,”голова” (“Клен ты мой опавший,клен заледенелый…”; “Я по первомуснегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленаяприческа…

” и др.). Береза во многомблагодаря Есенину стала национальнымпоэтическим символом России. Другиеизлюбленные растения – липа, рябина,черемуха.

Болеесочувственно и проникновенно, чем впрежней поэзии, раскрыты образыживотных, которые становятсясамостоятельными субъектами трагическиокрашенных переживаний и с которыми улирического героя кровно-родственнаяблизость, как с “братьями меньшими”(“Песнь о собаке”, “СобакеКачалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукинсын”, “Я обманывать себя не стану…”и др.).

Пейзажныемотивы у Есенина тесно связаны не толькос круговращением времени в природе, нои с возрастным течением человеческойжизни – чувством старения и увядания,грустью о прошедшей юности (“Этойгрусти теперь не рассыпать…”, 1924;”Отговорила роща золотая…”, 1924;”Какая ночь! Я не могу…”, 1925).

Излюбленный мотив, возобновленныйЕсениным едва ли не впервые послеЕ.Баратынского, – разлука с отчим домоми возвращение на свою “малую родину”:образы природы окрашиваются чувствомностальгии, преломляются в призмевоспоминаний (“Я покинул родимыйдом…”, 1918; “Исповедь хулигана”,1920; “Эта улица мне знакома…”, ;”Низкий дом с голубыми ставнями…

“,; “Я иду долиной. На затылкекепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).

Впервые стакой остротой – и опять же послеБаратынского – поставлена у Есенинапроблема мучительных взаимоотношенийприроды с побеждающей цивилизацией:”живых коней победила стальнаяколесница”; “…

сдавили за шею деревню// Каменные руки шоссе”; “как всмирительную рубашку, мы природу беремв бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Япоследний поэт деревни…”, 1920; “Миртаинственный, мир мой древний…”,1921).

Однако в поздних стихах поэт как бызаставляет себя возлюбить “каменноеи стальное”, разлюбить “бедностьполей” (“Неуютная жидкая лунность”,).

Значительноеместо в творчестве Есенина занимаютфантастические и космические пейзажи,выдержанные в стиле библейских пророчеств,но приобретающие человекобожеский ибогоборческий смысл:

“Ныне напики звездные

Вздыбливаютебя земля!”;

“Возгремлюя тогда колесами

Солнца илуны, как гром…”.

Есенинскаяпоэзия природы, выразившая “любовько всему живому в мире и милосердие”(М.Горький), замечательна и тем, чтовпервые последовательно проводитпринцип уподобления природы природеже, раскрывая изнутри богатство ееобразных возможностей: “Золотоюлягушкой луна // Распласталась натихой воде…”; “не звенит лебяжьейшеей рожь”; “ягненочек кудрявый -месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕМОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь кродной крестьянской земле, к русскойдеревне, к при­роде с ее лесами и полямипронизывает все творчество Есенина.Образ России для поэта неотделим отнародной стихии; большие го­рода с ихфабриками, научно-технический прогресс,общественная и культурная жизнь невызывают отклика в душе Есенина.

Это,ко­нечно, не означает, что поэта совсемне волновали проблемы совре­менностиили что он смотрит на жизнь сквозь«розовые очки». Все беды цивилизациион видит в отрыве от земли, от истоковнародной жизни. «Воспрянувшая Русь» —это Русь деревенская; атрибутами жизнидля Есенина выступают «краюха хлеба»,«пастушеский рожок».

Не случайно автортак часто обращается к форме народ­ныхпесен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно,что в поэзии Есенина человек — органическаячасть природы, он растворен в ней, онрадостно и безоглядно готов отдатьсяво власть стихиям: «Я хотел бы затерятьсяв зеленях твоих стозвонных», «зори менявешние в радугу свивали».

Многие образы,заимствованные из русского фольклора,в его стихах начинают жить своей жизнью.Природные явления предста­ют у негов образах животных, несут на себе чертыповседневного деревенского быта. Такоеодушевление природы роднит его поэзиюс языческим мироощущением древнихславян.

Осень поэт сравни­вает с «рыжейкобылой», которая «чешет гриву»; месяцу него — серп; описывая столь обыденноеявление, как свет солнца, поэт пишет —«льется солнечное масло на зеленыехолмы». Излюблен­ным образом егопоэзии становится дерево, один изцентральных символов языческой мифологии.

ПоэзияЕсенина, даже облеченная в традиционныеобразы хрис­тианской религии, неперестает быть языческой по своей сути.

Пойду вскуфейке, светлый инок,

Степнойтропой к монастырям.

Так начинаетсястихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкойрадостного счастья

Иду в другиеберега,

Вкусивбесплотного причастья

Молясь накопны и стога.

Вотона, религия Есенина. Крестьянский труд,природа заменя­ют поэтуХриста:

Я молюсьна алы зори,

Причащаюсьу ручья.

Если ипоявляется в его стихотворении Господь,то чаще всего как метафора к какому-либоявлению природы («Схимник-ветер шагомосторожным/ Мнет листву по выступамдорожным, / И це­лует на рябиновомкусту/ Язвы красные незримому Христу»)или в образе простого мужика:

Шел Господьпытать людей в любови.

Выходил оннищим на кулижку,

Старый дедна пне сухом, в дуброве,

Жамкалдеснами зачерствелую пышку.

ПодошелГосподь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол,сердца их не разбудишь…

И сказалстарик, протягивая руку:

«На, пожуй…маленько крепче будешь».

Если егогерои и молятся Богу, то просьбы ихвполне конкрет­ны и носят подчеркнутоземной характер:

Еще молимся,братья, о вере,

Чтобы Богнам поля оросил.

А вот — чистоязыческие образы:

Отелившеесянебо

Лижеткрасного телка.

Это — метафораурожая, хлеба, которые обожествляютсяпоэ­том. Мир Есенина — это деревня,человеческое призвание — крес­тьянскийтруд. Пантеон крестьянина — мать-земля,корова, уро­жай. Еще современникЕсенина, поэт и писатель В. Ходасевич,го­ворил о том, что христианствоЕсенина — «не содержание, а форма, иупотребление христианской терминологииприближается к литературному приему».

Обращаясь кфольклору, Есенин понимает, что уход отприро­ды, от своих корней — трагичен.Он как подлинно русский поэт верит всвою пророческую миссию, в то, что его«вскормленные ре­зедой и мятой» стихипомогут современному человеку вернутьсяв Царство идеала, которым для Есенинавыступает «мужицкий рай».

“Древесные мотивы” лирики С. Есенина

Многиестихи раннего С. Есенина проникнутыощущением неразрывной связи с жизньюприроды (“Матушка в Купальницу…”,”Не жалею, не зову, не плачу…”).

Поэт постоянно обращается к природе,когда высказывает самые сокровенныемысли о себе, о своем прошлом, настоящеми будущем. В его стихах она живет богатойпоэтической жизнью.

Подобно человекуона рождается, растет и умирает, поет ишепчет, грустит и радуется.

Источник: https://works.doklad.ru/view/0mZ7IysHF24.html

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали”

(“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912);

“Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть”

(“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

“Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!”;

“Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес”;

“О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…”

“синь сосет глаза”; “пахнет яблоком и медом”; “Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей”; “Звени, звени златая Русь…”.

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия “край”, “Русь”, “родина” (“Русь”, 1914; “Гой ты, Русь, моя родная…”, 1914; “Край любимый! Сердцу снятся…”, 1914; “Запели тесаные дроги…”, ; “О верю, верю, счастье есть…”, 1917; “О край дождей и непогоды…”, ).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него – не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: “рыжий ласковый осленок”, “отрок”, “схимник”, “тонкогубый”, “пляшет трепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”, “теленок” и т.п.

Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент; ср. у “звездного” Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает “месяц” (18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).

В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций – “лошадиная морда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”; луна – это прежде всего свет и вызванное им настроение – “тонкий лимонный лунный свет”, “отсвет лунный, синий”, “луна хохотала, как клоун”, “неуютная жидкая лунность”.

Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин – создатель единственного в своем роде “древесного романа”, лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан”, “бедра”, “груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”, у клена – “нога”, “голова” (“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”; “Я по первому снегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленая прическа…

” и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с “братьями меньшими” (“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукин сын”, “Я обманывать себя не стану…” и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности (“Этой грусти теперь не рассыпать…”, 1924; “Отговорила роща золотая…”, 1924; “Какая ночь! Я не могу…”, 1925).

Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, – разлука с отчим домом и возвращение на свою “малую родину”: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний (“Я покинул родимый дом…”, 1918; “Исповедь хулигана”, 1920; “Эта улица мне знакома…”, ; “Низкий дом с голубыми ставнями…

“, ; “Я иду долиной. На затылке кепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).

Впервые с такой остротой – и опять же после Баратынского – поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: “живых коней победила стальная колесница”; “…

сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе”; “как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Я последний поэт деревни…”, 1920; “Мир таинственный, мир мой древний…”, 1921).

Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить “каменное и стальное”, разлюбить “бедность полей” (“Неуютная жидкая лунность”, ).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

“Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!”;

“Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…”.

Есенинская поэзия природы, выразившая “любовь ко всему живому в мире и милосердие” (М.

Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: “Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…”; “не звенит лебяжьей шеей рожь”; “ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина.

Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок».

Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян.

Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Источник: https://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики