Природа в творчестве Есенина
Сохрани ссылку в одной из сетей:
ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА 3
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА 7
Образы животных и “древесные мотивы” в лирике Есенина 10
” Древесные мотивы” лирики С. Есенина 10
Образы животных в лирике С. Есенина. 21
Список литературы: 31
ВВЕДЕНИЕ
СергейЕсенин –самый популярный, самый читаемый в России поэт.
ТворчествоС. Есенина принадлежит к лучшим страницамне только русской, но и. мировой поэзии,в которую он вошел как тонкий, проникновенныйлирик.
ПоэзияЕсенина отличается необыкновеннойсилой искренности и непосредственностив выражении чувств, напряженностьюнравственных поисков. Его стихи – этовсегда чистосердечный разговор считателем, слушателем. “Мне кажется,что я свои стихи пишу только для своихдобрых друзей”, – говорил сам поэт.
Вместес тем Есенин – глубокий и самобытныймыслитель. Сложен и противоречив мирчувств, дум и страстей лирического герояего произведений – современниканевиданной эпохи трагической ломкичеловеческих отношений. Сам поэт тожевидел противоречия своего творчестваи так объяснял их: “Я пел тогда, когдабыл край мой болен.”
Верныйи горячий патриот своей Родины, С. Есенинбыл поэтом, кровно связанным с роднойземлей, с народом, с его поэтическимтворчеством.
ТЕМАПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА
Природа -всеобъемлющая, главная стихиятворчества поэта, и с ней лирическийгерой связан врожденно и пожизненно:
Родился яс песнями в травном одеяле.
Зори менявешние в радугу свивали”
(“Матушкав купальницу по лесу ходила…”, 1912);
“Будь жеты вовек благословенно,
что пришлопроцвесть и умереть”
(“Не жалею,не зову, не плачу…”, 1921).
ПоэзияС.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока)- самый значительный этап в формированиинационального пейзажа, который нарядус традиционными мотивами грусти,запустелости, нищеты включаетудивительно яркие, контрастныекраски, словно взятые с народныхлубков:
“Синеенебо, цветная дуга,
Край мой!Любимая Русь и Мордва!”;
“Топи даболота,
Синий платнебес.
Хвойнойпозолотой
Взвениваетлес”;
“О Русь- малиновое поле
И синь, упавшаяв реку…”
“синьсосет глаза”; “пахнет яблоком имедом”; “Ой ты, Русь моя, милаяродина, Сладкий отдых в шелку купырей”;”Звени, звени златая Русь…”.
Этот образяркой и звонкой России, со сладкимизапахами, шелковистыми травами,голубой прохладой, именно Есениным былвнесен в самосознание народа.
По-новомуизображает Есенин небесные и атмосферныеявления – более картинно, изобразительно,используя зооморфные и антропоморфныесравнения. Так, ветер у него – некосмический, выплывающий из астральныхвысей, как у Блока, а живое существо:”рыжий ласковый осленок”, “отрок”,”схимник”, “тонкогубый”, “пляшеттрепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”,”теленок” и т.п.
Из светил на первомместе образ луны-месяца, которыйвстречается примерно в каждом третьемпроизведении Есенина (в 41 из 127 – оченьвысокий коэффициент; ср. у “звездного”Фета из 206 произведений 29 включают образызвезд). При этом в ранних стихах примернодо 1920 года, преобладает “месяц”(18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).
В месяцеподчеркивается прежде всего внешняяформа, фигура, силуэт, удобный для всякогорода предметных ассоциаций – “лошадинаяморда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”;луна – это прежде всего свет и вызванноеим настроение – “тонкий лимонныйлунный свет”, “отсвет лунный,синий”, “луна хохотала, какклоун”, “неуютная жидкая лунность”.
Месяц ближе к фольклору, это сказочныйперсонаж, тогда как луна вноситэлегические, романсовые мотивы.
Есенин -создатель единственного в своем роде”древесного романа”, лирическийгерой которого – клен, а героини – березыи ивы.
Очеловеченные образы деревьевобрастают “портретными” подробностями:у березы – “стан”, “бедра”,”груди”, “ножка”, “прическа”,”подол”, у клена – “нога”,”голова” (“Клен ты мой опавший,клен заледенелый…”; “Я по первомуснегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленаяприческа…
” и др.). Береза во многомблагодаря Есенину стала национальнымпоэтическим символом России. Другиеизлюбленные растения – липа, рябина,черемуха.
Болеесочувственно и проникновенно, чем впрежней поэзии, раскрыты образыживотных, которые становятсясамостоятельными субъектами трагическиокрашенных переживаний и с которыми улирического героя кровно-родственнаяблизость, как с “братьями меньшими”(“Песнь о собаке”, “СобакеКачалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукинсын”, “Я обманывать себя не стану…”и др.).
Излюбленный мотив, возобновленныйЕсениным едва ли не впервые послеЕ.Баратынского, – разлука с отчим домоми возвращение на свою “малую родину”:образы природы окрашиваются чувствомностальгии, преломляются в призмевоспоминаний (“Я покинул родимыйдом…”, 1918; “Исповедь хулигана”,1920; “Эта улица мне знакома…”, ;”Низкий дом с голубыми ставнями…
“,; “Я иду долиной. На затылкекепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).
Впервые стакой остротой – и опять же послеБаратынского – поставлена у Есенинапроблема мучительных взаимоотношенийприроды с побеждающей цивилизацией:”живых коней победила стальнаяколесница”; “…
сдавили за шею деревню// Каменные руки шоссе”; “как всмирительную рубашку, мы природу беремв бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Япоследний поэт деревни…”, 1920; “Миртаинственный, мир мой древний…”,1921).
Однако в поздних стихах поэт как бызаставляет себя возлюбить “каменноеи стальное”, разлюбить “бедностьполей” (“Неуютная жидкая лунность”,).
Значительноеместо в творчестве Есенина занимаютфантастические и космические пейзажи,выдержанные в стиле библейских пророчеств,но приобретающие человекобожеский ибогоборческий смысл:
“Ныне напики звездные
Вздыбливаютебя земля!”;
“Возгремлюя тогда колесами
Солнца илуны, как гром…”.
Есенинскаяпоэзия природы, выразившая “любовько всему живому в мире и милосердие”(М.Горький), замечательна и тем, чтовпервые последовательно проводитпринцип уподобления природы природеже, раскрывая изнутри богатство ееобразных возможностей: “Золотоюлягушкой луна // Распласталась натихой воде…”; “не звенит лебяжьейшеей рожь”; “ягненочек кудрявый -месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.
ФОЛЬКЛОРНЫЕМОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА
Любовь кродной крестьянской земле, к русскойдеревне, к природе с ее лесами и полямипронизывает все творчество Есенина.Образ России для поэта неотделим отнародной стихии; большие города с ихфабриками, научно-технический прогресс,общественная и культурная жизнь невызывают отклика в душе Есенина.
Это,конечно, не означает, что поэта совсемне волновали проблемы современностиили что он смотрит на жизнь сквозь«розовые очки». Все беды цивилизациион видит в отрыве от земли, от истоковнародной жизни. «Воспрянувшая Русь» —это Русь деревенская; атрибутами жизнидля Есенина выступают «краюха хлеба»,«пастушеский рожок».
Не случайно автортак часто обращается к форме народныхпесен, былин, частушек, загадок, заклинаний.
Многие образы,заимствованные из русского фольклора,в его стихах начинают жить своей жизнью.Природные явления предстают у негов образах животных, несут на себе чертыповседневного деревенского быта. Такоеодушевление природы роднит его поэзиюс языческим мироощущением древнихславян.
Осень поэт сравнивает с «рыжейкобылой», которая «чешет гриву»; месяцу него — серп; описывая столь обыденноеявление, как свет солнца, поэт пишет —«льется солнечное масло на зеленыехолмы». Излюбленным образом егопоэзии становится дерево, один изцентральных символов языческой мифологии.
ПоэзияЕсенина, даже облеченная в традиционныеобразы христианской религии, неперестает быть языческой по своей сути.
Пойду вскуфейке, светлый инок,
Степнойтропой к монастырям.
Так начинаетсястихотворение, а заканчивается словами:
С улыбкойрадостного счастья
Иду в другиеберега,
Вкусивбесплотного причастья
Молясь накопны и стога.
Вотона, религия Есенина. Крестьянский труд,природа заменяют поэтуХриста:
Я молюсьна алы зори,
Причащаюсьу ручья.
Если ипоявляется в его стихотворении Господь,то чаще всего как метафора к какому-либоявлению природы («Схимник-ветер шагомосторожным/ Мнет листву по выступамдорожным, / И целует на рябиновомкусту/ Язвы красные незримому Христу»)или в образе простого мужика:
Шел Господьпытать людей в любови.
Выходил оннищим на кулижку,
Старый дедна пне сухом, в дуброве,
Жамкалдеснами зачерствелую пышку.
ПодошелГосподь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол,сердца их не разбудишь…
И сказалстарик, протягивая руку:
«На, пожуй…маленько крепче будешь».
Если егогерои и молятся Богу, то просьбы ихвполне конкретны и носят подчеркнутоземной характер:
Еще молимся,братья, о вере,
Чтобы Богнам поля оросил.
А вот — чистоязыческие образы:
Отелившеесянебо
Лижеткрасного телка.
Это — метафораурожая, хлеба, которые обожествляютсяпоэтом. Мир Есенина — это деревня,человеческое призвание — крестьянскийтруд. Пантеон крестьянина — мать-земля,корова, урожай. Еще современникЕсенина, поэт и писатель В. Ходасевич,говорил о том, что христианствоЕсенина — «не содержание, а форма, иупотребление христианской терминологииприближается к литературному приему».
Обращаясь кфольклору, Есенин понимает, что уход отприроды, от своих корней — трагичен.Он как подлинно русский поэт верит всвою пророческую миссию, в то, что его«вскормленные резедой и мятой» стихипомогут современному человеку вернутьсяв Царство идеала, которым для Есенинавыступает «мужицкий рай».
“Древесные мотивы” лирики С. Есенина
Многиестихи раннего С. Есенина проникнутыощущением неразрывной связи с жизньюприроды (“Матушка в Купальницу…”,”Не жалею, не зову, не плачу…”).
Поэт постоянно обращается к природе,когда высказывает самые сокровенныемысли о себе, о своем прошлом, настоящеми будущем. В его стихах она живет богатойпоэтической жизнью.
Подобно человекуона рождается, растет и умирает, поет ишепчет, грустит и радуется.
Источник: https://works.doklad.ru/view/0mZ7IysHF24.html
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА
Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали”
(“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912);
“Будь же ты вовек благословенно,
что пришло процвесть и умереть”
(“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921).
Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:
“Синее небо, цветная дуга,
Край мой! Любимая Русь и Мордва!”;
“Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес”;
“О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…”
“синь сосет глаза”; “пахнет яблоком и медом”; “Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей”; “Звени, звени златая Русь…”.
Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.
По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него – не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: “рыжий ласковый осленок”, “отрок”, “схимник”, “тонкогубый”, “пляшет трепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”, “теленок” и т.п.
Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент; ср. у “звездного” Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает “месяц” (18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).
В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций – “лошадиная морда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”; луна – это прежде всего свет и вызванное им настроение – “тонкий лимонный лунный свет”, “отсвет лунный, синий”, “луна хохотала, как клоун”, “неуютная жидкая лунность”.
Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.
Есенин – создатель единственного в своем роде “древесного романа”, лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.
Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан”, “бедра”, “груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”, у клена – “нога”, “голова” (“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”; “Я по первому снегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленая прическа…
” и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха.
Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с “братьями меньшими” (“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукин сын”, “Я обманывать себя не стану…” и др.).
Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности (“Этой грусти теперь не рассыпать…”, 1924; “Отговорила роща золотая…”, 1924; “Какая ночь! Я не могу…”, 1925).
Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, – разлука с отчим домом и возвращение на свою “малую родину”: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний (“Я покинул родимый дом…”, 1918; “Исповедь хулигана”, 1920; “Эта улица мне знакома…”, ; “Низкий дом с голубыми ставнями…
“, ; “Я иду долиной. На затылке кепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).
сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе”; “как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Я последний поэт деревни…”, 1920; “Мир таинственный, мир мой древний…”, 1921).
Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить “каменное и стальное”, разлюбить “бедность полей” (“Неуютная жидкая лунность”, ).
Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:
“Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя земля!”;
“Возгремлю я тогда колесами
Солнца и луны, как гром…”.
Есенинская поэзия природы, выразившая “любовь ко всему живому в мире и милосердие” (М.
Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: “Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…”; “не звенит лебяжьей шеей рожь”; “ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА
Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина.
Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы современности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок».
Не случайно автор так часто обращается к форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.
Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян.
Осень поэт сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюбленным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.
Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям.
Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья
Источник: https://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina
Add comment