SAVUZ

Особенности древнерусской литературы

Особенности древнерусской литературы. Основные жанры и произведения

Особенности древнерусской литературы

В этой статье мы рассмотрим особенности древнерусской литературы. Литература Древней Руси являлась прежде всего церковной. Ведь книжная культура на Руси появилась с принятием христианства.

Центрами письменности становятся монастыри, и первые литературные памятники — это в основном сочинения религиозного характера. Так, одним из первых оригинальных (то есть не переводных, а написанных русским автором) произведений стало “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона.

Автор доказывает преимущество Благодати (с ней связан образ Иисуса Христа) перед Законом, который, по мнению проповедника, консервативен и национально ограничен.

Словесность создавалась не для развлечения, а для поучения. Рассматривая особенности древнерусской литературы, следует отметить ее поучительность. Она учит любить Бога и свою Русскую землю; она создает образы идеальных людей: святых, князей, верных жен.

Отметим одну, казалось бы, незначительную особенность древнерусской литературы: она была рукописной.

Книги создавались в единственном экземпляре и лишь потом переписывались от руки, когда необходимо было сделать копию или первоначальный текст приходил в негодность от времени.

Это придавало книге особую ценность, порождало уважительное к ней отношение. К тому же для древнерусского читателя все книги вели свое происхождение от главной — Священного Писания.

Поскольку литература Древней Руси была в основе религиозной, то в книге видели кладезь мудрости, учебник праведной жизни. Древнерусская литература — не художественная, в современном значении этого слова.

Она всячески избегает вымысла и строго следует фактам. Автор не проявляет своей индивидуальности, скрывается за повествовательной формой. Он не стремится к оригинальности, для древнерусского литератора важнее удержаться в рамках традиции, не нарушить ее.

Поэтому все жития похожи одно на другое, все жизнеописания князей или воинские повести составляются по общему плану, с соблюдением “правил”.

Когда «Повесть временных лет» рассказывает нам о смерти Олега от своего коня, это красивое поэтичное предание звучит как исторический документ, автор действительно верит, что все так и было.

Герой древнерусской литературы не обладает ни индивидуальностью, ни характером в нашем сегодняшнем представлении. Судьба человека находится в руках Бога. И одновременно его душа выступает ареной борьбы между добром и злом. Первое одержит победу лишь тогда, когда человек будет жить по нравственным правилам, данным раз и навсегда.

Конечно, в русских средневековых произведениях мы не найдем ни индивидуальных характеров, ни психологизма — не потому, что древнерусские писатели этого не умели.

Точно так же иконописцы создавали плоскостные, а не объемные изображения не потому, что не могли написать «лучше», а потому, что перед ними стояли другие художественные задачи: лик Христа не может быть похож на обычное человеческое лицо. Икона — это знак святости, а не изображение святого.

Литература Древней Руси придерживается таких же эстетических принципов: она создает лики, а не лица, дает читателю образец правильного поведения, а не изображает характер человека. Владимир Мономах ведет себя как князь, Сергий Радонежский — как святой. Идеализация — один из ключевых принципов древнерусского искусства.

Древнерусская литература всячески избегает приземленности: она не описывает, а повествует. Причем автор повествует не от себя лично, он лишь передает то, что написано в священных книгах, то, что он прочитал, услышал или увидел. Ничего личного в этом повествовании быть не может: ни проявления чувств, ни индивидуальной манеры.

(«Слово о полку Игореве» в этом смысле — одно из немногих исключений.) Поэтому многие произведения русского средневековья анонимны, авторы и не предполагают такой нескромности — поставить свое имя. А древний читатель не может даже вообразить, что слово не от Бога.

И если устами автора говорит Бог, то зачем ему имя, биография? Поэтому так скудны доступные нам сведения о древних авторах.

В то же время в древнерусской литературе рождается особый, национальный идеал красоты, запечатленный древними книжниками. Прежде всего это красота духовная, красота христианской души. В русской средневековой литературе, в отличие от западноевропейской той же эпохи, гораздо меньше представлен рыцарский идеал красоты — красоты оружия, доспехов, победного боя.

Русский рыцарь (князь) ведет войну ради мира, а не ради славы. Война ради славы, наживы осуждается, и это хорошо видно в “Слове о полку Игореве”. Мир оценивается как безусловное благо. Древнерусский идеал красоты предполагает широкий простор, необъятную, «украшенную» землю, а украшают ее храмы, ибо они и созданы специально для возвеличивания духа, а не для практических целей.

С темой красоты связано и отношение древнерусской словесности к устно-поэтическому творчеству, фольклору. С одной стороны, фольклор имел языческое происхождение, поэтому не вписывался в рамки нового, христианского мировоззрения. С другой — он не мог не проникнуть в литературу.

Ведь письменным языком на Руси с самого начала был русский язык, а не латынь, как в Западной Европе, и непроходимой границы между книжным и устным словом не было. Народные представления о красоте и добре тоже в целом совпадали с христианскими, христианство почти беспрепятственно проникло в фольклор.

Поэтому богатырский эпос (былины), начавший формироваться еще в языческую эпоху, представляет своих героев и как воинов-патриотов, и как защитников христианской веры, окруженной «погаными» язычниками.

Так же легко, иногда почти неосознанно, используют древнерусские литераторы фольклорные образы и сюжеты.

Религиозная литература Руси быстро переросла узкоцерковные рамки и стала подлинно духовной литературой, создавшей целую систему жанров. Так, “Слово о Законе и Благодати” относится к жанру торжественной проповеди, произносимой в церкви, однако Иларион не только доказывает Благодать христианства, но и прославляет Русскую землю, соединяя религиозный пафос с патриотическим.

Жанр жития

Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.

В “Житии святых мучеников Бориса и Глеба” князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.

В “Житии Сергия Радонежского” рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.

В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями.

Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.

А «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.

Жанр поучения

Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение.

Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными.

Вам известно “Поучение Владимира Мономаха“, написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.

Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души.

Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха.

Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.

Летописи

Значительная, если не самая большая, часть древнерусской литературы — произведения исторических жанров, вошедшие в состав летописей. Первая русская летопись — “Повесть временных лет” создана в начале XII века. Ее значение чрезвычайно велико: она явилась доказательством права Руси на государственную самостоятельность, независимость.

Но если недавние события летописцы могли записать “по былинам сего времени”, достоверно, то события дохристианской истории приходилось восстанавливать по устным источникам: преданиям, легендам, поговоркам, географическим названиям. Поэтому составители летописи обращаются к фольклору.

Таковы сказания о смерти Олега, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе и т. д.

Уже в “Повести временных лет” проявились две важнейшие особенности древнерусской литературы: патриотизм и связь с фольклором. Тесно переплетены книжно-христианские и фольклорноязыческие традиции в «Слове о полку Игореве».

Элементы вымысла и сатиры

Конечно, древнерусская литература не была неизменной на протяжении всех семи веков. Мы видели, что со временем она становилась более светской, усиливались элементы вымысла, все чаще в литературу, особенно в XVI—XVII веках, проникали сатирические мотивы.

Таковы, например, “Повесть о Горе-Злочастии“, показывающая, до каких бед может довести человека ослушание, желание “жити, как ему любо”, а не как учат старшие, и “Повесть о Ерше Ершовиче“, высмеивающая так называемый “воеводский суд” в традициях народной сказки.

Но в целом можно говорить о литературе Древней Руси как о едином явлении, со своими сквозными, прошедшими через 700 лет идеями и мотивами, со своими общими эстетическими принципами, с устойчивой системой жанров.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/osobennosti_drevnerusskoj_literatury_osnovnye_zhanry_i_proizvedenija/81-1-0-336

Периодизация древнерусской литературы. История и особенности древнерусской литературы

Особенности древнерусской литературы

Периодизация древнерусской литературы – это явление, которое было неизбежным при развитии литературной стороны русской культуры. Именно это явление мы рассмотрим в данной статье, все периоды и те предпосылки, которые и обозначили данную периодизацию.

Исторические этапы периодизации

Древнерусская литература меняла свое направление с каждым историческим этапом. Всего в истории выделяют три таких этапа: Киевская Русь, время которой обозначается 11-13 веками; литература, которая была написана в период феодальной раздробленности на Руси, 13-15 века; период создания единого централизованного российского государства, обозначившийся 16-17 веками.

Кроме того, важно сказать о том, что каждый этап периодизации всегда сопровождался конкретными историческими событиями, которые, собственно, и подталкивали русский народ к развитию и в литературном плане, и в политическом. Ведь многие века литература несла в себе чисто политический, государственный и правовой характеры. До появления художественной литературы прошло немало времени с того момента, как литература возникла на Руси.

Учитываемые факторы

Если говорить о периодизации древнерусской литературы, то есть некоторые факторы, которые необходимо учесть, чтобы рационально оценивать все изменения, которые на протяжении долгого времени происходили в литературе.

Одним из таких факторов стали переводы многих произведений со старославянского языка на современный русский. Поскольку оригиналы многих произведений были утеряны с годами, то стоит учитывать и то, что до наших дней дошли лишь переписанные работы.

Несмотря на это, даже такие произведения мы смело называем литературными памятниками, что характерно для древнерусской литературы.

Кроме того, важно сказать и об образах, которые присутствовали в древней литературе. Несомненно, после каждой периодизации древнерусская литература меняла образы, которые находились в самом центре.

Это объяснимо тем, что развитие не стояло на месте, у людей менялись жизненные ценности и нравы. Еще одним фактором, который повлиял на развитие древнерусской литературы, стало изменение жанровой структуры текста.

Если говорить о древней литературе, то понятно, что в то время преобладали одни стили написания, а сегодня предпочтение отдано совсем другим.

Литература Киевской Руси

Говоря о периодах древнерусской литературы, начнем с самого раннего, который обозначается 11-13 веками. В это время литература так и пестрит своими торжественными и восхваляющими образами.

Возникновение древнерусской литературы в истории происходит с принятием христианства. Именно после того, как христианство принято в качестве основной государственной религии, на Руси появляется литература.

Сначала она состояла из документов и важных текстов, которые являли собой служебные бумаги, что характерно для древнерусской литературы.

К такому развитию в литературе Русь пришла благодаря сотрудничеству с Болгарией, которая находилась рядом с Византией, где уже письменность и литература приобрели более развитый характер.

Для того чтобы упорядочить свои государственные дела, Руси было необходимо вести свою номенклатуру, которую сегодня мы называем самой древней литературой. С помощью создания древнерусской литературы в населении должен был развиться патриотический дух, который был очень важен для власти.

Кроме того, это поспособствовало тому, что Русь стала единым государством в плане политики и истории.

Этот период древнерусской литературы обозначается 13-15 веками. Это время было очень трудным для российского государства.

Главной особенностью этого периода стало то, что в литературных текстах описывались различные противостояния Руси и вражеских народов.

Можно выделить даже несколько основных тем произведений, которые преобладали в то время: например, противостояние печенегам. Или же можно встретить тексты, рассказывающие о великой и многовековой борьбе князей за киевский престол.

Говоря о данном периоде, можно отметить, что известный всем Д. Лихачев назвал этот литературный период не иначе, как монументальный историзм. Именно в это время появляются первые летописи, которые и стали началом появления художественной литературы на Руси.

Произведения этого периода

Известным произведением древнерусской литературы этого периода можно назвать «Повесть временных лет». Произведение дошло да нашего времени не в оригинальном своем виде: в состав повести входят несколько древних летописей более позднего времени.

Несмотря на это, известным фактом о данном древнем документе является его составитель – монах Нестор, который являлся публицистом и историком. Написание данной повести датировано 1113 годом, а ее основой стали летописные своды, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.

Кроме того, есть и столь же древнее произведение, которое можно найти в учебниках по древнерусской литературе – «Сказание о Кожемяке».

Стоит также отметить, что данные памятники древнерусской литературы являются работами профессионалов, они наполнены прекрасным ораторским мастерством, способны вселить патриотизм в каждого читателя.

Говоря об этом периоде, хочется также отметить такие произведения, как «Слово о законе и благодати» известного Иллариона, «Слова и поучения», автором которого является Кирилл Туровский и, конечно же, великое произведение князя Владимира Мономаха – «Поучение».

«Слово о полку Игореве»

Отдельно хотелось бы выделить именно это произведение. Оно несет особенную историческую ценность. Всем известное древнее произведение «Слово о полку Игореве» рассказывает нам не только о судьбе князя Игоря, но и о судьбе целого народа. К сожалению, имя автора этого творения неизвестно и по сей день. Скорее всего, имя автора навсегда останется загадкой для российской истории.

Важно сказать, что именно это произведение является хорошим примером, способным рассказать о литературе данного времени. Оно отлично отражает те фундаментальные основы древнерусской литературы, которые и являются российской историей.

Мало того, что произведение описывает события, произошедшие не с вымышленными героями, а с реальными историческими личностями, оно и рассказывает о прошлом Руси, о том, как жили люди прежде, как живут сейчас, о чем мечтают и на что надеются в скором будущем.

«Слово о полку Игореве» является очень важным элементом не только в древней литературе.

На сегодняшний день произведение изучается студентами таких факультетов, как юридический, исторический, филологический, публицистический и многих других.

Это уже является хорошим показателем того, что столь древний памятник содержит в себе нечто такое, что играет очень важную роль в истории столь огромной страны, как Россия.

Первые жития

Говоря о литературе среднего периода, важно отметить, что на Руси появляются первые жития, написание которых датируется 11-м веком. Жития рассказывали о жизнях крайне известных личностей того времени.

Героями древнерусской литературы 11-го века стали Феодосий Печерский, Борис и Глеб. Эти жития имеют интересную особенность: они сильно отличаются четким выделением проблем того времени, жизненностью.

Если говорить конкретно о развитии языкового фактора, то с точки зрения древней литературы они написаны совершенным языком.

Литература единого русского государства

Говоря о последнем периоде, который характеризует древнерусскую литературу, важно сказать, что в это время литература приобретает пышность и особую торжественность. Особой популярностью пользуются те произведения, которые регламентируют политическую, духовную, бытовую и правовую сферы жизни населения.

Одним из самых ярких примеров литературы этого периода является произведение «Великие Минеи Четьи». Этот литературный памятник состоит из двенадцати книг. Каждая предназначалась для самостоятельного прочтения за месяц.

В это время в обиходе появляется и «Домострой», больше известный как первый свод законов, которые необходимы для благополучия в семье.

Но уже в 17-м веке русская литература сильно меняется. Этот период становится периодом формирования литературы нового времени.

Русь становится государством, в котором плавно меняется государственный строй – происходит постепенный переход к демократии. Можно заметить, как сильно меняется роль личности в истории.

Это связано с исходом крестьянской войны, которая выпала на 16-17 века. Кроме того, немало поспособствовало изменениям и время смуты.

Дела таких героев древнерусской литературы и истории, как Иван Грозный, Василий Шуйский и Борис Годунов, объяснялись в это время не только божьей волей, но и чертами характера каждого из данных персонажей.

В это же время возникает и новый литературный жанр, который получил название демократической сатиры.

В произведениях, принадлежащих этому жанру, высмеиваются все церковные и политические порядки, зачастую и само судопроизводство.

Вывод

Именно 17-м веком и завершается период той литературы, которую сегодня мы называем древней. В этом и заключается одна из особенностей древнерусской литературы.

В наши дни сохранилось огромное количество литературных памятников, которые способны дать нам явное представление о жизни в века, которые представлены выше.

Вся периодизация русской литературы древних веков очень важна для истории России, для истории ее развития и становления в качестве сильного мирового государства.

Главной особенностью древнерусской литературы стало то, что она, как и история, имеет свои определенные этапы. Несмотря на это, надо понимать, насколько сильно связаны древняя история и литература 11-17 веков. Пусть у каждой из этих отраслей науки своя периодизация и темпы развития, одно не может существовать без другого.

Источник: https://FB.ru/article/349964/periodizatsiya-drevnerusskoy-literaturyi-istoriya-i-osobennosti-drevnerusskoy-literaturyi

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики