SAVUZ

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

Ранняя лирика Маяковского (стихи “Порт”, “Ночь”, “Нате!” и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения.

Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции.

В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор.

Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют “трибуном”.

Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме “Во весь голос”, считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя “горланом-главарем”, “агитатором”. Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно.

В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна.

Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму “Про это”, он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский – тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда.

В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент.

Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения.

Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям – любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного “я”. Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству.

Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах.

Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении “Юбилейное”, где он говорит о восприятии этого направления “в штыки”. Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора.

В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества – ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского.

Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело.

Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона.

Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского – это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал.

После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего – футуристами.

Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

“Простыни вод под брюхом были.Их рвал на волны белый зуб.Был вой трубы – как будто лили

любовь и похоть медью труб”.

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как “Порт”, “Утро”, “А вы могли бы?”. Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия.

Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает “адище города”, где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: “выжженный квартал”, “кривые лошади”, “царство базаров”.

По дорогам идут “усталые трамваи”, солнце на закате кажется автору “вытекающим глазом”, ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении “Я”. Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: “Надоело”, “Послушайте!”, “Дешевая распродажа” и др. В произведении “Себе любимому” автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

“А такому,как я,ткнуться куда?

Где для меня уготовано логово?”

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству – на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений.

Так, в поэме “Облако в штанах” любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме “Человек”. В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось.

Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа.

Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении “Теплое слово кое-каким порокам” он “прославляет” власть денег, “издевается” над трудовым народом, “приветствует” шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию.

Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, “громадиной” зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора “огрубляется”, упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами.

В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер.

В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, – социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с “парохода современности”. Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям.

В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы “Человек”.

Однако главное, что сближает автора с классикой, – это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема “народ и поэт” занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений.

Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой “Война и мир” на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни.

Это прослеживается в таких произведениях, как “Я и Наполеон”, “Вам!” и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником.

Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма.

Против буржуазного мира были направлены стихи о “сытых Сытиных”, “чирикавших перепелами” поэтах, ученых-прислужниках, о “лепрозории” – капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем.

Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя.

Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом “Вам!” и произведением “Нате!”. Первое было написано спустя полтора года после второго.

Стихотворение “Нате!” показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет “Вам!” отличается ярко выраженной политической окраской.

Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

Источник: https://FB.ru/article/231813/rannyaya-lirika-mayakovskogo-osobennosti-svoeobrazie

Раннее творчество В. Маяковского – Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

МОУ СОШ №11

Экзаменационный реферат

по литературе на тему:

«РАННЯЯ ЛИРИКА В.В.МАЯКОВСКОГО»

Выполнил:

Ученик 11-А класса

Реутов Владимир

Южно-Сахалинск

2007 г.

  1. Вступление.
  2. Ранняя лирика.
    1. Начало литературной деятельности.
    2. Особенности лирики Маяковского.
    3. Связь Маяковского с русской культурой.
  3. Заключение.
  4. Основные произведения ранней лирики Маяковского.
  5. Список использованной литературы.

вылью

В исповеди…»

В. Маяковский

В искусстве XX века Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очер­ки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки.

Но истинное величие Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуаль­ности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника.

В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.

В творчестве Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и сверше­нии пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравне­ний, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия Маяковского — поэзия от­крытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории.
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором, горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать…» И хотя и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, т.к. в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю.
Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это» (в марте 1923), он заметил: «Я и раньше знал… а сегодня уверился окончательно …он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик».1
Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внут­ренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объек­тивный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказывают­ся запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вы­зывают у писателя.
В полной мере это относится и к большинству произведений Маяковско­го. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поезд­кам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».«О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяков­ского — настолько точно передают они своеобразие его произведений, со­единяющих эпическую широту с лирической проникновенностью.

Стихия авторских размышлений и пережива­ний в произведениях Маяковского не просто придает им особую эмоциональ­ную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа.

Эта сила и целеустрем­ленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, прояв­ляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощу­щается также в политических стихах Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера.

Без преувеличе­ния можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила твор­чества Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.

Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова — не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лири­ческим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него лю­бовная тематика. «Стишкам, под которые влюблялись», он противопоставляет «строки, под которые Деникин бежал от Орла».В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отно­шение к лирике как таковой. В том же «Юбилейном», несмотря на категорич­ность своих заявлений относительно устарелости лирики, поэт признавался:

Поделитесь с Вашими друзьями:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лириче­ского героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажи­гаться и светить людям.

Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение – предоктябрьских лет – первую поэму «Облако в штанах».

Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский про­тест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение.

Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»9.

Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.

Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свиде­тельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни.

За причудливыми ходами поэтической мыс­ли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идей­ный смысл поэмы.

И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одино­чества, жертвенности, трагичности, мысль Маяковского направлена на разоб­лачение главного, существенного зла. И, наконец, важно отметить, что, не­смотря на трагическую окраску завершающих «Облако в штанах» строф, в ней нет безысходности.

Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.

Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы пере­ключаются в общественно-политический план (тучи «не­бу объявляют озлобленную стачку»). Лирические от­ступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

страница 2/22
Дата 14.03.2019
Размер 428.62 Kb.
Название файла Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского.doc
Тип Реферат
Но поэзия –

пресволочнейшая штуковина:

существует –

и ни в зуб ногой.

Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философ­ских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской краси­вости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.
Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям вре­мени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не мог­ла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздейст­вие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.
Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни – и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.
Широта восприятия жизни, исключительная сила эмоциональной реак­ции поэта на мир не могли уместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия Маяковского не укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действитель­ность. Лирика Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и поли­тику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения.
Разумеется, творчество Маяковского не было одинаково на протяжении всего его жизненного пути. Оно прошло сложную историю развития, отра­зив в себе эволюцию метода и стиля поэта, изменения в его мировосприятии.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://coolnew.ru/rannee-tvorchestvo-v-mayakovskogo.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики