SAVUZ

Один день Ивана Денисовича характерисика образа Кавторанга Буйновского

Солженицын «Один день Ивана Денисовича» – герои – Русская историческая библиотека

Один день Ивана Денисовича характерисика образа Кавторанга Буйновского

[См. полный текст, краткое содержание и анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».]

За что попал Иван Денисович в лагерь? Он – не дурак, отлично знает: «за то, что в сорок первом к войне не приготовились». Был он взят в плен. Бежал, попал к своим, да по глупости, сказал, что был в плену, а не в окружении. Тогда многие в плен шли. Ему не поверили.

Дескать, он тайное задание от немецкой разведки получил, он – малограмотный солдатик! Какое же? Ну, этого ни сам следователь, ни Шухов не могли придумать. Так и решили: задание. «Дали ему десять лет. Тогда давали десятку, потом давали двадцать пять лет. А выпустят ли, когда досидит свой срок? Это не известно.

Многим продолжают сроки без суда. Шухов, конечно, надеется, да не очень».

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Читает автор. Фрагмент

Об Иване Денисовиче Шухове и в СССР и за границей шел спор в газетах и журналах. Тип очень ярко описан Солженицыным, стоит как живой, а какой он: положительный, отрицательный, или ни то, ни се, ни рыба ни мясо? Шухов разумеется не великий герой, но и не шкурник.

Автор особенно подчеркивает чувство собственного достоинства у Ивана Денисовича. Запомнил он хорошо некогда сказанные ему слова бригадира Кузьмина: «здесь, ребята, закон – тайга» – закон джунглей – умри, ты, сегодня, а я – завтра! Гибнет стукач, гибнет опустившийся мисколиз-попрошайка.

Разумный работяга может и выжить.

Шухов беззащитен, жилист да не очень могуч, да и не с чего сил набрать. Он имеет и золотые руки: тапочки ли кому сшить, вылатать ли телогрейку, сделать ли из обломка стали ножик, – все может и хочет.

«Богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вокруг кучи» валенок, в очереди постоять за Цезаря. Ну, тогда что-то получит с него.

Лишнюю, Цезарю ненужную, при посылке порцию, или два кусочка сахара, два печеньица, ломтик колбасы за то, что тайно услужил запрещенным в бараке, а необходимым ножичком.

Все нужно уметь, все подметить, все использовать. Шухов же и плотник, и каменщик, и жестянник. Искренно он любит труд, все заработанное.

Читая письма жены, как многие зарабатывают шутя – ковры рисуют по трафарету на всякой рвани, думает про себя: за что не доплатишь, того и не доносишь. Легко, задаром получишь, даром и просадишь. Не лучше ли быть печником? Он и это рукомесло знает.

Боится же, что сошлют на поселение, а не дадут ему и после срока воли, и после первой десятки лет «скажут, на тебе еще одну».

Шухову доступно и чувство жалости. Он пожалел и пресмыкавшегося пройдоху Фетюкова; ради детей он, ведь, и от посылок отказался, он и «богатого» Цезаря Марковича: «пожалел от души» Цезаря. Любит он и ловкача юношу Гопчика – своих-то сыновей у Ивана Денисовича не было.

Дает печеньице так, просто по доброте, баптисту Алешке, смиренно тихому и неумелому. Деликатный Алешка отнекивается, хоть и голоден и устал. Иван Денисович уговаривает, замечая не без гордости: «у нас нет, так мы всегда заработаем». Но тут твердость, цепкость нужна, глаз расчета.

Алешка «неумелец он, всем угождает, а заработать не может». А религия? И говорит Шухов Алешке: «я ж не против Бога, понимаешь. В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?.. Сколько ни молись, а сроку не скинут.

Так от звонка до звонка и досидишь».

Казалось бы ясно, да сложнее душа человеческая. И слабость и сила, вера и сомнение в разные моменты различны. Знает об этом автор. Вот обыск – шмон.

Найдут обломок ножовки у Ивана Денисовича и карцера ему не миновать да и мордобоя может быть.

Испуган Шухов и «возносчиво помолился про себя: «Господи! Спаси! Не дай мне карцера!» Спасся, обрадовался и… не возблагодарил Бога, а почему – «некогда было».

Сколько тут правды ничем не приукрашенной! Да, Шухов не смиренный Алешка, кому надо и можно и сдачи даст. Порою от слабейшего и поднос вырвет. Но не предаст, не продаст, и не продастся.

Высмотрит как с гущей в котле, какие порции баланды пустой, а где хоть картошинка да сыщется. И работа, просто спешная работа его до беззаветной отдачи увлекает. И на работе он даром «не залупается» (возмущается, бунтует), тянет, сколько может бригаде помогает.

Человечен, прост и ясен образ этого русского крестьянина-лагерника. Его и жалеешь и невольно уважаешь.

Кавторанг Буйновский в «Одном дне Ивана Денисовича»

Кавторанг Буйновский. Вокруг Ивана Денисовича кипит и бьется черногрязными волнами кипуче ненужная жизнь лагеря. Лагерники все, все почти попали так, по несчастному случаю, да по воле Смерша или эмгебешников.

В стаде зэков есть и из ранее привилегированных морских офицеров – например, кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский. Раньше он не знал «жизни без золотых погонов, с адмиралом английским якшался, а теперь с Фетюковым носилки таскает».

А вины его нет, разве, что после войны прислали ему англичане подарок «в знак благодарности» за службу на ихнем корабле связистом. Ну и сцапали капитана чекисты.

И слышен внезапно голос самого автора: «человека можно и так повернуть и так», и он же так, словно вскользь, о перенапрягавшемся кавторанге, «кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится».

Не падает духом несчастный Буйновский, хоть из сил выбивается. Встретив своего брата – интеллигента – в спор вступает о новой (в газете из Москвы прочли они) премьере режиссёра Завадского.

Смотрит на него Шухов и жалеет, а не понимает их разговора, ни слов о кинокартине и о том, что «гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!» Или, что морская жизнь на картине «немножко кукольная». Зато видит Иван Денисович как «с ног уж валится кавторанг, а тянет». Такой мерин у Шухова был. «Шухов-то его приберегал, а потом подрезался он.

Шкуру с его сняли». Не так же ли подрезался и Буйновский, отстаивая права свои и сотоварищей, да в ледяной карцер и угодил. Символ этот – мерин, не случайно автор его вспомнил.

Бригадир Тюрин в «Одном дне Ивана Денисовича»

Со зрелым мастерством, чуть слова, чуть жест, немного рассказа и образ бригадира Тюрина врезается в память. От чего перешиблена, искажена навек жизнь некогда бравого отличника-пулеметчика? Видите ли вы, докопалось начальство, что он сын кулака.

А кто кулак? – всякий зажиточный хлебороб. Ну не кулак, так подкулачник. Весь рассказ Тюрина сплошная трагедия.

И как его без билета и без теплого обмундирования выгнали, и как ночью он братишку увел, чтоб блатным да уркам «на воспитание» отдать, и как прятался как гонимый зверь.

Изумителен язык его поведания о себе. В поезде укрыли его на время студентки в своем купе. Рискнули, доброту показали. Постукивал поезд. Пробегали полустанки, семафоры.

Вспоминает юных, неопытных девушек уже матерой бригадир: «на столике у них маслице да фуяслице, плащи на крючках покачиваются, чемоданчики в чехолках.

Едут мимо жизни семафоры зеленые…» Как все чужим глазом подмечено, и как зорко и метко о них – семафоры зеленые!

В рассказе бригадира Тюрина есть одна мысль, близкая Солженицыну, мысль об отмщении Бога ли, Судьбы ли злу, злодеям, палачам. Так вспоминается Тюрину, что и злого комиссара и командира полка в 1937 – 1938 годах смолола ежовская мясорубка.

И тут вспоминает он изречение, как и долготерпеливый Создатель больно бьет грешников.

Эта мысль повторяется об отплате за зло, за богохульство в «Раковом корпусе», мелькает в «Правой кисти», где отплачено тому, кто в 1921 году «состоял в славном –овском губернском Отряде Особого Назначения имени Мировой Революции и своей рукой много порубил оставшихся гадов». Не спит Немезида и «В круге первом».

Старик-лагерник в «Одном дне Ивана Денисовича»

Описана и редко величавая личность Старика, которому сидеть было навечно. Один срок кончил – другой «паяли». Старик – из непримирившихся, особенный и о нем уже не раз Шухов слышал. Интеллигентный, гордо замкнутый.

Подглядывает Иван Денисович, как старик и ест с достоинством, чисто, красиво, как не юрит глазами, не смотрит по чужим мискам, а свое что-то видит о чем думает. Описаны и его руки и лысый череп.

Образ незабываемо четок и величав в трагизме неподклонности духа и тела среди пригорбленных лагерных спин.

Другие герои «Одного дня Ивана Денисовича»

Читатель почасту останавливается перед неожиданно метким сравнением автора. За столом зэки в своих черных бушлатах «сидят один к одному, как семечки в подсолнухе». Солнце и то разное: на морозище «играет зло», а в теплой конторе через окна – весело.

Много их вертится вокруг Шухова и у многих имена не случайно подобраны, во многих спрятан символ. Для настоящего писателя всегда встает тревожно проблема имени, фамилии, прозвища героя. А. И. Куприн мучился как подобрать фамилию для главного героя романа «Поединок».

Фамилия не давалась в руки, не мог двинуться и сам роман. Но вот, жена сказала, что заходил «какой-то Ромашев» и все было найдено, тип оформила сущность фамилии.

Вот и у Солженицына: подхалим, раскисший Фетюков и есть Фетюк! Злобный надзиратель – волк и по фамилии Волковой; буйный, гордый кавторанг – Буйновский; попрыгун, вертун, жуликоватый паренек – Гопчик: худой да высокий – Полтора Ивана.

Интересно особенное внимание Солженицына к тире для сокращения фразы и изредка для связи, а еще также разделение на фразы для поднятия внимания читателя и для оттенения того, что в живой речи называется мелодикой интонационного единства предложения. Когда речь о почти убийстве Дэра, но все оканчивается мирно, спад напряжения дан во всей его медленности и в графическом разделении фраз:

«И Павло с лопатой пошел вниз

Ме-дленно».

Медленно ложится «Один день» на душу читателя и остается больно жгучим, живучим и долгим воспоминанием. И не в одном Шухове и других горюнах и бедолагах лагеря дело. Сама ритмика фраз, музыка слов своя особая ни с чем не сравнимая – Солженицынская и глубоко русская. «Это настолько жизнь, настолько боль, что, кажется, может остановиться сердце».

По материалам книги Р. Плетнёва «А. И. Солженицын».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5169-solzhenitsyn-odin-den-ivana-denisovicha-geroi

Солженицын,

Один день Ивана Денисовича характерисика образа Кавторанга Буйновского
Искусство и развлечения 22 июля 2015

Повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была создана в 1959 году. Автор написал ее в перерыве между работой над романом “В круге первом”. Всего лишь за 40 дней создал Солженицын “Один день Ивана Денисовича”. Анализ этого произведения – тема данной статьи.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в “Одном дне…” содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя.

В рассказе Тюрина, бригадира, – свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера Ю. Завадского, фильм “Иоанн Грозный” С. Эйзенштейна).

В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. “Один день Ивана Денисовича”, анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему.

В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения.

Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные “ковры” деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

Сюжет повести

Хроникальным является сюжет повести, которую создал Солженицын (“Один день Ивана Денисовича”).

Анализ показывает, что хотя сюжетную основу составляют события продолжительностью всего лишь один день, предлагерную биографию главного героя представить позволяют его воспоминания. Родился Иван Шухов в 1911 году. Он провел в деревне Темгенево свои довоенные годы.

В семье его – две дочери (рано умер единственный сын). Шухов на войне находится с первых ее дней. Он был ранен, затем попал в плен, откуда ему удалось сбежать. В 1943 году Шухов был осужден за “измену родине” по сфабрикованному делу.

Он отсидел на момент сюжетного действия 8 лет. Действие произведения происходит в Казахстане, в каторжном лагере. Один из январских дней 1951 года описал Солженицын (“Один день Ивана Денисовича”).

Анализ системы персонажей произведения

Хотя основная часть персонажей обрисована автором лаконичными средствами, Солженицыну удалось добиться в их изображении пластической выразительности. Мы наблюдаем разноцветье индивидуальностей, богатство человеческих типов в произведении “Один день Ивана Денисовича”.

Герои повести изображены лаконично, но при этом надолго остаются в памяти читателя. Писателю порой достаточно для этого лишь одного-двух фрагментов, экспрессивных зарисовок.

Солженицын (фото автора представлено ниже) чуток к национальной, профессиональной и сословной специфике созданных им человеческих характеров.

Отношения между персонажами подчиняются строгой лагерной иерархии в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Краткое содержание всей тюремной жизни главного героя, представленное в одном дне, позволяет сделать вывод о том, что между лагерной администрацией и заключенными – непреодолимая пропасть.

Примечательно отсутствие в этой повести имен, а иногда и фамилий множества охранников и надсмотрщиков. Индивидуальность этих персонажей проявляется лишь в формах насилия, а также в степени свирепости. Напротив, несмотря на обезличивающую номерную систему, многие из лагерников в сознании героя присутствуют с именами, а порой и с отчествами.

Это говорит о том, что они сохранили индивидуальность. Хотя это свидетельство не относится к так называемым стукачам, придуркам и фитилям, описанным в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Герои эти также не имеют имен. В целом Солженицын рассказывает о том, как система безуспешно пытается превратить людей в детали тоталитарной машины.

Особенно важны в этом отношении, кроме главного героя, образы Тюрина (бригадира), Павло (его помощника), Буйновского (кавторанга), баптиста Алешки и латыша Кильгаса.

Главный герой

В произведении “Один день Ивана Денисовича” образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина.

Хотя заведомо “исключительными” являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, “нормальность” поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека.

В Шухове главное – неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски алюминиевой проволоки; он выточил складной ножичек и умело его припрятывал.

Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки – все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода.

Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

“Кинематографические” композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует “кинематографические” композиционные приемы.

Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного “кадра” удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение “Один день Ивана Денисовича”.

по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Понятие “срок”

Важно то, что в тексте произведения друг с другом сближаются, становясь порой практически синонимами, такие понятия, как “день” и “жизнь”. Подобное сближение осуществляется автором через понятие “срок”, универсальное в повествовании.

Срок – это наказание, отмеренное заключенному, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, что важнее всего, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни.

Временные обозначения тем самым приобретают в произведении глубокую морально-психологическую окраску.

Место действия

Место действия также очень значимо. Враждебно узникам пространство лагеря, в особенности опасными являются открытые участки зоны. Заключенные спешат перебежать как можно скорее между помещениями.

Они боятся быть застигнутыми в этом месте, спешат юркнуть под защиту барака. В противоположность любящим даль и ширь героям русской литературы, Шухов и другие заключенные мечтают о тесноте укрытия.

Для них барак оказывается домом.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку.

Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, “почти счастливый”. Таково в произведении “Один день Ивана Денисовича” краткое содержание основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно.

Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 – 3 лишних дня набавлялось из-за високосных годов.

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Заключение

Таким образом, в произведении “Один день Ивана Денисовича” проблемы были поставлены очень актуальные для того времени. Солженицын воссоздает основные черты эпохи, когда на невероятные лишения и муки был обречен народ.

История данного явления начинается не с 1937 года, отмеченного первыми нарушениями норм партийной и государственной жизни, а намного раньше, с начала существования в России режима тоталитаризма.

В произведении, таким образом, представлен сгусток судеб множества советских людей, которые были вынуждены расплачиваться годами мучений, унижений, лагерей за преданную и честную службу.

Автор повести “Один день Ивана Денисовича” проблемы эти поднял для того, чтобы читатель задумался о сущности наблюдаемых в обществе явлений и сделал для себя какие-то выводы. Писатель не морализирует, не призывает к чему-то, он лишь описывает действительность. Произведение от этого только выигрывает.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/127049/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики