SAVUZ

Образ Руси в поэзии А.А. Блока

Образ Руси в поэзии А.Блока

Образ Руси в поэзии А.А. Блока

..

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А.

Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная.Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно дни золотые пришли…»:«Видно, дни золотые пришли,Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;Утром белая церковь вдалиИ близка и ясна очертаньем».Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из русских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених. Поэзию А.

Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героини баллады В. Жуковского. Мир ранней поэзии А. Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира.

Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка».

Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как например, в цикле стихов «Пляски смерти». Наиболее известное стихотворение этого цикла — «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир -это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А. Блока — «Незнакомка» — лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, апоэт — хранитель этой тайны.

Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление — луна на небе — превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.Страшный мир, созданный А.

Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А. Блок предельно открыто выразил эту свою, любовь-ненависть в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…», написанном в 1914 году.

В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические.

И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения: «Да, и такой, моя Россия,Ты всех краев дороже мне».Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная.

Таково само ее пространство:«Русь опоясана рекамиИ дебрями окруженаС болотами и журавлямиИ смутным взором колдуна…»Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.Итогом размышлений А.

Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка — сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы — статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чем то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…» Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла — «Россия» («Опять, как в годы золотые…»). В последних произведения цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем..

», «Я не предал белое знамя…», «Коршун» и других. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории.

В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла «На поле Куликовом»:«Река раскинулась. Течет, грустит лениво,И моет берега.Над скудной глиной же того обрываВ степи грустят стога.О Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!Наш путь стрелой татарской древней волиПронзил нам грудь.Наш путь степной, наш путь — в тоске безбрежной.

В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы — ночной и зарубежной —Я не боюсь.Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострамиСтепную даль.

В степном дыму блеснет святое знамяИ ханской сабли сталь…И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!»Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина», например, в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем…»: «В закатной дали/ Были дымные тучи в крови». В стихотворении «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим — ведь А. Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь…» В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение — это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами».). Нарастают восклицательные интонации — это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы

mygdz | 07.11.2012 |

Источник: https://mygdz.info/shkolnye-sochineniya/blok-a-a/obraz-rusi-v-poezii-a-bloka/

Образ Руси в поэзии Блока А. А

Образ Руси в поэзии А.А. Блока

Тема патриотизма является традиционной в творчестве всех русских писателей. Образ Руси в поэзии А. А. Блока появляется тогда, когда его охватывает ощущение внутренней опустошенности.

«Страшный мир» города, созданный им, начинает постепенно подавлять Александра Александровича. И вот прекрасный новый образ появляется в его творчестве — образ Руси. Поэзия Блока получает толчок к дальнейшему развитию.

Именно в это время появляются известные циклы стихов «На поле Куликовом» и «Родина».

«На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» — одно из лучших в цикле «Родина». Это произведение Блок (портрет его представлен выше) написал в 1910 г. Как отмечает сам автор, это было неосознанное подражание эпизоду из «Воскресенья», созданного Толстым.

В центре внимания Александра Александровича оказывается поруганная женская любовь. Жизнь молодой покинутой девушки у Блока заканчивается гибелью. Героиня раздавлена жизнью. Для нее смерть является более предпочтительной, нежели смирение.

Описанная автором трагедия раздавленной одинокой личности разворачивается прямо на глазах «сытых» людей, которые равнодушны ко всему.

Прием контраста

Блок использовал прием контраста для того, чтобы вскрыть причину изображенной им трагедии. Это, с одной стороны, роскошь и довольство, а с другой — грязь, боль, смерть.

Александр Александрович ввел в текст различные художественные приемы (метафоры, гиперболы, олицетворения), которые помогают раскрыть главную мысль: гибель красоты и юности, бессмысленность и невозможность их существования в изображенном автором «страшном мире».

Поезд является олицетворением судьбы, равнодушной ко всему. Люди в нем разделены на бедных и богатых. Нищая и голодная Россия, которая путешествует в «зеленых» вагонах, плачет и поет. Автор изображает фигуру жандарма возле красивой молодой девушки, которая бросает жадные взгляды «в пустынные глаза вагонов».

Образ жандарма — символ железного уклада, который ограждает человека от полноты жизни, от счастья. Судьба поруганной девушки, изображенной в этом произведении, сближается с судьбой родной страны.

Следует отметить, что образ Руси в поэзии Блока является двойственным. В своей Родине он видит как красоту, так и дикое, чуждое, загадочное начало, которое недоступно пониманию.

Особенно ярко это двойственное отношение воплотилось в другом стихотворении Блока — «Грешить бесстыдно, непробудно…» Оно было написано в 1914 году. Автор вновь использует прием контраста. В рамках одного стихотворения он сталкивает и пошлость быта мещан, и стремление людей к христианской духовности.

Александр Александрович изображает реалистичную картину России, современной ему. Темой данного стихотворения является темная, неуправляемая стихия жизни народа. Она подавляет личность человека, постепенно погружая его в косное существование. Душа его жаждет выбраться из этого болота.

Человек ищет покаяния, но не находит его. Однако произведение заканчивается словами о том, что Россия, даже такая, автору «всех краев дороже».

Цикл «На поле Куликовом»

Несколько в ином свете предстает образ Руси в поэзии Блока, если говорить о цикле «На поле Куликовом». Здесь автор видит величие своей Родины в ее исторических свершениях. Александр Блок, обратившись к событиям 16 века, придал обобщенный смысл эпизоду исторической хроники. Любовь к России пробуждает вдохновенные строки в душе поэта. Он пишет: «О, Русь моя! Жена моя!»

Особую роль в произведениях данного цикла играет символика. Крики лебедей, клекот орлов, бег коня — все это создает прекрасную картину Древней Руси. Она предстает перед читателем то в образе несущейся вскачь степной кобылицы, то в виде «светлой жены» воина.

Таким образом, любовь к родной земле, непоколебимая вера автора в ее стойкость, силу, величие, светлое будущее выражаются в страстных строках произведений циклов «На поле Куликовом» и «Родина».

Александр Александрович, опираясь на опыт своих предшественников (Некрасова, Лермонтова, Пушкина), отыскал новые грани, помогающие раскрыть образ Руси. В поэзии Блока при изображении родной страны используется олицетворение.

Какой же предстает перед нами Россия? Давайте разберемся.

Метафорический образ

Метафорический образ Руси в поэзии Блока представлен в виде красивой женщины. Она доверчива, однако сильна духом и горда. На долю этой женщины выпадет множество испытаний. Однако Россия не пропадет, как считает автор.

Как бы ни затуманились ее прекрасные черты очередной заботой, какому бы чародею ни удалось завладеть ею, она переживет любые невзгоды. Автор говорит о возможных бедах страны, используя иносказательный язык.

И тут же Блок утверждает, что она непременно выйдет физически и духовно окрепшей и закаленной из всех испытаний.

Очень важно знать и понимать поэзию Блока о России. Все его стихотворения, посвященные Родине, вызывают у читателя серьезные раздумья о судьбах нашей страны. Безусловно, его лирика актуальна. Кратко образ Руси в поэзии Блока мы охарактеризовали. Этот анализ вы можете дополнить собственными мыслями.

Источник: https://FB.ru/article/234612/obraz-rusi-v-poezii-bloka-a-a

«Грешить бесстыдно, непробудно…»

Следует отметить, что образ Руси в поэзии Блока является двойственным. В своей Родине он видит как красоту, так и дикое, чуждое, загадочное начало, которое недоступно пониманию.

Особенно ярко это двойственное отношение воплотилось в другом стихотворении Блока — «Грешить бесстыдно, непробудно…» Оно было написано в 1914 году. Автор вновь использует прием контраста. В рамках одного стихотворения он сталкивает и пошлость быта мещан, и стремление людей к христианской духовности.

Александр Александрович изображает реалистичную картину России, современной ему. Темой данного стихотворения является темная, неуправляемая стихия жизни народа. Она подавляет личность человека, постепенно погружая его в косное существование. Душа его жаждет выбраться из этого болота.

Человек ищет покаяния, но не находит его. Однако произведение заканчивается словами о том, что Россия, даже такая, автору «всех краев дороже».

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики