SAVUZ

Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова

Образ матери в русской литературе

Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе – это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов.

Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать.

Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь – это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).

Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой – они обе являются изображением образа домашнего тирана.

Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями – любовью к своим детям.

Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви.

В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи.

Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе – это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери – выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская…»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина – это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына – с муками распятого Христа. Этот образ – приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/obraz_materi_v_russkoy_literature/

Образ матери в русской поэзии — Letopisi.ru

Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии.

Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней.

Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю.

Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения “Внимая ужасам войны…”)

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А.

Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены,Мне жаль не самого героя…Увы! утешится жена,И друга лучший друг забудет;Но где-то есть душа одна -Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших делИ всякой пошлости и прозыОдни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы -То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве,Как не поднять плакучей ивеСвоих поникнувших ветвей…

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один “герой”, но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения “Письмо матери”)

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта.

Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней.

Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла “Памяти матери”)

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как “Матери”, “Песня”, “С одной красой пришла ты в мужний дом…” и др.

Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери – и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях “Сын”, “Мать и сын”, “Ты робко его приподымешь…

“, особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма “Дом у дороги”).

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери».

Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней.

Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик,Парень молодой,Перевези меня на ту сторону,Сторону — домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы,Не до тех девичьих слёз,Как иные перевозыВ жизни видеть привелось. Как с земли родного краяВдаль спровадила пора.Там текла река другая —Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери – как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

Презентация для внеклассного занятия

Образ матери в русской поэзии

Материалы из Википедии

Советуем почитать [1], [2], [3].

Категория:Методическая_копилка

Источник: http://letopisi.org/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Анализ стихотворения Некрасова Мать

Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова


Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.

Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности.

Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением.

Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками.

Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская».

написанном в 1863 году.

С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой.

Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?».

Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю.

Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина.

Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына.

И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.

Сочинения по темам:

  1. Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
  2. Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы.

    Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными.

  3. Анализ стихотворения Некрасова «Утро» Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего.

  4. Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек» В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Россия практически весь период своего становления участвовала в военных конфликтах.

    Служить на пользу Отечества должен был каждый, а срок службы.

  6. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.

  7. Краткое содержание «В окопах Сталинграда» Некрасова Во время отступления под Осколом полк бросает свежие окопы. Для обороны остается первый батальон, которым командует Ширяев и его помощник.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мать»

В молодые годы Н. А. Некрасов познал много горя. Заметный отпечаток на всю жизнь оставила судьба его мамы – Елены Андреевной. После возмужания, он решил написать поэму о своей горячо любимой маме. В лаконичном названии «Мать» Некрасов попытался детально раскрыть вечные темы – взаимопонимание в семье и тяжелую женскую долю в 19 веке.

Центральный образ поэму – мама Некрасова – мечтательная и добрая женщина, а также горячо любящая своего мужа – прямую противоположность ей самой.

Она духовно богатая и образованная женщина, он – образованный, но жестокий и грубый «мужлан», ценящий только увеселенья и попойки.

Большую часть свободного времени ее муж проводит в веселых разъездах и охоте на зайцев, не забыв, при этом, как следует напиться и проиграть солидную сумму денег в карты.

Поэт, описал печальный образ женщины, сидящей целыми днями у рояля и напевающей тягостные песни о любви, надежде и доброте. «Она была певица с прекрасным голосом», — как то в одной газете поэт отозвался о маме. Впоследствии эти тягостные песни легли в основу многих его стихотворений.

В поэме Некрасов подымает тему бесправья крестьян, которым постоянно грозился пьяный муж жестокой расправой. В такие моменты жена пыталась защитить беззащитных крестьян, лесными словами утихомиривая его гнев.

Но доброй женщине не всегда удавалось успокоить своего мужа, и он обрушивал всю лавину гнева на бедную жену, иногда доходило даже до избиения. Такие ужасные сцены, безусловно, наложили заметный отпечаток на сына.

Некрасов очень любил свою маму, ведь это она познакомила его с поэтами с мировым именем. Она часто рассказывала о жизни самых поэтах, цитируя их творчество. Впоследствии, молодой Некрасов начнет писать стихотворения на разные темы, используя в качестве информативной базы, рассказанные ему стихотворения мамой.

Стоит отметить, что мало кто с поэтому так часто обращался к образу матери, как Некрасов. Очень хорошими стихотворениями о маме считаются «Родина», «Рыцарь и час», «Мать» и другие.

Он всеми силами отстаивал права женщин на собственное мышление, на политические и равные материальные права.

К борьбе за сравнение в правах женщин и мужчин побудили его собственные воспоминания о частых страданиях его мамы.

Впоследствии он не раз жалел о том, что в малом возрасте не мог ничего противопоставить отцу-тирану. И, по истечении времени, он решил выразить всю свою любовь и ненависть к несправедливости в прекрасном стихотворении «Мать».

Николай Некрасов — Она была исполнена печали ( Мать )

Ona byla ispolnena pechali,I mezhdu tem, kak shumny i rezvyTri otroka vokrug neye igrali,Yee usta zadumchivo sheptali:«Neschastnye! zachem rodilis vy?Poydete vy dorogoyu pryamoyuI vam sudby svoyey ne izbezhat!»Ne omrachay veselya ikh toskoyu,Ne plach nad nimi, muchenitsa-mat!No govori im s molodosti ranney:Yest vremena, yest tselye veka,V kotorye net nichego zhelanney,

Prekrasneye — ternovogo venka.

Jyf ,skf bcgjkytyf gtxfkb,B vt;le ntv, rfr ievys b htpdsNhb jnhjrf djrheu ytt buhfkb,Tt ecnf pflevxbdj itgnfkb:«Ytcxfcnyst! pfxtv hjlbkbcm ds?Gjqltnt ds ljhjuj/ ghzvj/B dfv celm,s cdjtq yt bp,t;fnm!»Yt jvhfxfq dtctkmz b[ njcrj/,Yt gkfxm yfl ybvb, vextybwf-vfnm!Yj ujdjhb bv c vjkjljcnb hfyytq:Tcnm dhtvtyf, tcnm wtkst dtrf,D rjnjhst ytn ybxtuj ;tkfyytq,

Ghtrhfcytt — nthyjdjuj dtyrf///

«Орина, мать солдатская» Н.Некрасов

«Орина, мать солдатская» Николай Некрасов

День-деньской моя печальница, В ночь — ночная богомолица, Векова моя сухотница…

(Из народной песни)

Чуть живые, в ночь осеннюю Мы с охоты возвращаемся, До ночлега прошлогоднего,

Слава богу, добираемся.

— Вот и мы! Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! Не о смерти ли задумалась?

Брось! Пустая эта думушка!

Посетила ли кручинушка? Молви — может, и размыкаю.- И поведала Оринушка

Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела, Жив ли, нет — не откликается, Уж и свидеться не чаяла,

Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные… Истопила жарко банюшку, Напекла блинов Оринушка,

Не насмотрится на Ванюшку!

Да недолги были радости. Воротился сын больнехонек, Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправлюсь, матушка!» Да ошибся — не поправился, Девять дней хворал Иванушка,

На десятый день преставился…»

Замолчала — не прибавила Ни словечка, бесталанная. — Да с чего же привязалася

К парню хворость окаянная?

Хилый, что ли, был с рождения. – Встрепенулася Оринушка: «Богатырского сложения,

Здоровенный был детинушка!

Подивился сам из Питера Генерал на парня этого, Как в рекрутское присутствие

Привели его раздетого…

На избенку эту бревнышки Он один таскал сосновые… И вилися у Иванушки

Русы кудри, как шелковые…»

И опять молчит несчастная… — Не молчи — развей кручинушку! Что сгубило сына милого —

Чай, спросила ты детинушку?-

«Не любил, сударь, рассказывать Он про жизнь свою военную, Грех мирянам-то показывать

Душу — богу обреченную!

Говорить — гневить всевышнего, Окаянных бесов радовать… Чтоб не молвить слова лишнего,

На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною Подобает христианину. Знает бог, какие тягости

Сокрушили силу Ванину!

Я узнать не добивалася. Никого не осуждаючи, Он одни слова утешные

Говорил мне, умираючи.

Тихо по двору похаживал Да постукивал топориком, Избу ветхую обхаживал,

Огород обнес забориком;

Перекрыть сарай задумывал, Не сбылись его желания: Слег — и встал на ноги резвые

Только за день до скончания!

Поглядеть на солнце красное Пожелал,- пошла я с Ванею: Попрощался со скотинкою,

Попрощался с ригой, с банею.

Сенокосом шел — задумался, — Ты прости, прости, полянушка! Я косил тебя во младости!-

И заплакал мой Иванушка!

Песня вдруг с дороги грянула, Подхватил, что было голосу, «Не белы снежки», закашлялся,

Задышался — пал на полосу!

Не стояли ноги резвые, Не держалася головушка! С час домой мы возвращалися…

Было время — пел соловушка!

Страшно в эту ночь последнюю Было: память потерялася, Всё ему перед кончиною

Служба эта представлялася.

Ходит, чистит амуницию, Набелил ремни солдатские, Языком играл сигналики,

Песни пел — такие хватские!

Артикул ружьем выкидывал Так, что весь домишка вздрагивал: Как журавль стоял на ноженьке

На одной — носок вытягивал.

Вдруг метнулся… смотрит жалобно… Повалился — плачет, кается, Крикнул: «Ваше благородие!

Ваше. »- вижу — задыхается;

Я к нему. Утих, послушался — Лег на лавку. Я молилася: Не пошлет ли бог спасение.

К утру память воротилася,

Прошептал: «Прощай, родимая! Ты опять одна осталася. » Я над Ваней наклонилася,

Покрестила, попрощалася,

И погас он, словно свеченька Восковая, предыконная…»

_______

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.

Темы соседних сочинений

← Любовного↑ НекрасовМаша →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/mat

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики