SAVUZ

Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сложность подхода к этой теме в том, что в разных программах предложены для изучения различные стихотворения Твардовского. Они разбросаны по разным учебникам с 5-го по 11-й класс.

Это баллада «Рассказ танкиста» (лироэпический жанр), стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «К обидам горьким собственной персоны…», «Урожай», «Родное», «Весенние строчки» и другие. Поэма «Василий Тёркин», наиболее знакомая ученикам, является лироэпической поэмой, и при рассмотрении проблематики лирики поэта можно обращаться к этому произведению, главным образом к главам «О себе» и лирическим отступлениям. Лирические мотивы сильны в поэме «По праву памяти».

Ход работы может быть таким: сначала раскрываем понятие проблематики произведения. Говоря простым языком, тема в произведении — это данность, а проблематика — личный взгляд автора на эту данность, сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека.

Нравственная проблематика сосредотачивается на изменениях в личности человека под воздействием внешних обстоятельств. Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения — важнейшее с точки зрения нравственной проблематики.

В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.

Проблематика — это комплекс проблем.

В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны…»). Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.

Тема памяти раскрывается в двух аспектах: во-первых, это важность памяти о погибших на войне; во-вторых, это значение цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин» (например, глава «Переправа», главы «О себе»), стихотворения «Я убит подо Ржевом…», баллада «Рассказ танкиста»). Тема памяти переплетается с темой личной ответственности человека за судьбы многих («Я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…»).

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких — это не просто право, но и обязанность человека.

Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат. Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы.

Такое утверждение поэта во времена сталинизма было гражданским подвигом.

Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?

Тема сформулирована достаточно свободно, можно говорить о различных проблемах, поставленных в произведениях поэта (см. тему 328). Учеников, которые обрадуются простоте темы, следует предупредить, что недостаточно будет ограничиться только поэмой «Василий Тёркин»: в сочинение необходимо включить и знакомые баллады, и лирические стихотворения о войне.

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Логическая цепочка сочинения такова. Василий Тёркин — русский солдат, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов.

Он не один: с ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают его другие солдаты: повар, который “ложку лишнюю кладёт”; те, что дали ему “валенки с ноги”; танкисты, доставившие его в санбат; шофёр, подвозивший Тёркина на передовую; два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца.

В каждой главе мы слышим реплики эпизодических героев-солдат, остроумные, исполненные нравственной чистоты.

Почему Твардовский говорит — “труженик-солдат”? Война — тяжёлая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — не былинный богатырь, а простой человек, которому может быть страшно и больно, и только совместными усилиями возможно победить врага.

Слово “солдат” теряет в поэме значение “рядовой”: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал — тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны.

В главе «Дед и баба» возникает образ старика, который был солдатом Первой мировой войны.

В этом образе — не просто реалии прежней войны (разрывы снарядов, вши), но и звучание струн фольклорной традиции (Тёркин — мастер на все руки; мотив ловкого, смекалистого солдата: “Может, сало надо жарить?” — суп из топора).

Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: “…В бой, вперёд, в огонь кромешный // Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек…”

Сочинение может оживить рассказ о том, как автор создавал образ Василия Тёркина (финская кампания, затем — поиск героя в первые месяцы войны). Можно проследить фронтовой путь Василия Тёркина: от первой встречи с ним на привале, отступления, боёв, ранений, госпиталей — до взятия Берлина.

“«Василий Тёркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык” (И.А. Бунин)

Что имел в виду Бунин, говоря: “редкая книга”? Редкая в русской литературе вообще или редкая в своё время, в эпоху господства принципа “социалистического реализма”, когда художников призывали изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть? Какая свобода имеется в виду: свобода композиции, свобода в использовании изобразительно-выразительных средств или свобода от обязательных в то время элементов официальной идеологии, пустой риторики и призывов сражаться за Сталина?

Чтобы быть объективными, скажем о неразрывной связи этих сторон в произведении Твардовского. Лживые восхваления — это прежде всего ложь автора перед самим собой, которая уничтожает талант, поэтому обе стороны свободы в поэме диалектически связаны друг с другом.

Итак, говорим о том, что Твардовский показывает читателям подлинное лицо войны, откидывая флёр официальной идеологии.

Он свободен в выборе героя, показывая его простым человеком со слабостями и недостатками, не стремящимся во что бы то ни стало совершить подвиг, но готового к этому подвигу.

Тёркин не говорит лозунгами, как многие герои в произведениях того времени, а шутит просто и душевно, вызывает чувство родства и близости. Автор-рассказчик сам становится одним из героев поэмы, подчёркивает свою духовную близость с Тёркиным.

Свободой и простотой отличается композиция поэмы. Каждая глава — фактически самостоятельное произведение. Эпизоды, представленные в главах, типичны для военного времени и быта: каждый из солдат узнавал в них свою собственную фронтовую судьбу. Нить повествования несколько раз прерывается лирическими монологами от лица автора.

Следующий этап раскрытия темы — анализ литературных качеств поэмы: “Литературные качества книги неоценимы. Её отличает удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.

Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»). В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций.

Как отмечал А.Л. Гришунин, традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»)”.

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200401510

Нравственная проблематика лирики а. твардовского

Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Понятие нравственности неразрывно связано с другими не меньше серьёзными, — духовность, идейность, мораль. Всё это занимает в жизни человека и общества то место, где в той либо другой степени проявляются две сущности – интеллект и душа. Представление человека об идеале нереально без тех высоко моральных качеств, каковые свойственны личности, живущей по законам справедливости.

Русская литература постоянно стремилась к воспитанию в читателе как раз таких линия, каковые разрешали бы самосовершенствоваться. Философское понятие нравственности во многом созвучно с тем, как оно интерпретируется в литературе.

В случае если в творчестве писателя либо поэта в качестве главной выделяют нравственную проблематику, это указывает приоритет отражения личного взора автора на личность человека, влияние событий, происходящих в окружающем мире, и духовную сущность людей, живущих в ту эру.

А.Твардовский – одни из тех русских поэтов, кто владел высокими нравственными правилами, жил в соответствии с ними и творчество собственное соотносил с собственными представлениями о чести, преимуществе, благородстве.

Его произведения отличает объективность и достоверность, а лирический храбрец неизменно искренен и честен, поскольку создатель общается с читателем на равных, хотя пробудить в нём либо организовать те лучшие качества, что делают человека личностью.

В ранней лирике поэта, которая представляет собой необычные страницы лирического ежедневника, отчётливо звучит тема дружеского участия в судьбах вторых людей, желание оказать помощь тем, кто в этом испытывает недостаток.

Одно из таких стихотворений – «Приятель мой своевременно уехал…», где лирический храбрец терпим к тем недочётам, что свойственны его приятелю, поскольку уверен, что человек он, не смотря на то, что и легкомысленный, но не желающий вторым зла.

От его целого хохота

Неуютно становилось, —

эти слова характеризуют не столько приятеля, сколько автора высказывания, что готов осознать и забыть обиду очень многое, поскольку «каркала ему гадалка погибнуть от пули шалой». Так, умение осознать человека, поддержать его – это то, что характеризует личность, обращённую не только к самому себе, но и к вторым: «Я его обожаю, пожалуй».

единения и Тема дружбы перед лицом опасности отыщет предстоящее развитие в произведениях, созданных во время ВОВ, потребовавшей от человека всех его нравственных и физических сил для победы над неприятелем.

Одно из самых броских стихотворений, написанных А. Твардовским о войне, — «Я убит подо Ржевом». Несложный воин, от чьего лица ведётся повествование, владеет высокими моральными качествами, среди которых приоритетно чувство патриотизма, присущее подлинному сыну отечества. Сделав собственный долг до конца, он не может быть спокоен, поскольку его тревожит будущее страны:

Удержались ли отечественные

В том месте, на Среднем Дону?

Данный месяц был страшен,

Было всё на кону.

Чувство единения перед лицом опасности сплотило людей, показавших героизм и мужество при защите родной почвы. В этом стихотворении лирический храбрец многократно повторяет обращение «братья», что создаёт нерушимое единство живых и павших во имя великой победы. Размышления поэта о тяжёлых опробованиях, выпавших на долю его современников, завершаются фразой, наполненной глубокой мудростью:

Я вам жить завещаю, —

что я больше могу?

смерти и Тема жизни получает с течением времени в лирике А.Твардовского новое звучание: при подведении жизненных итогов принципиально важно осознавать, что жизнь прожита не напрасно, что имеется такие успехи, каковые разрешают делиться мудростью с другими людьми. Своим нравственным долгом поэт вычисляет сохранить в памяти потомков уроки прошлого, и предостеречь от вероятных неточностей.

Философскую лирику поэта в конце жизни отличает серьёзность в рассмотрении серьёзных вопросов и ироничность по отношению к себе как к человеку, стремящемуся преподнести морали и урок нравственности своим читателям.

Стих «Что необходимо, дабы жить с умом?» — одно из тех, где лирический храбрец всецело соотнесён с самим автором.

Подводя необычные итоги, он пара насмешливо говорит о философском осмыслении судьбы, заявляя об этом в первой же строфе:

Что необходимо, дабы жить с умом?

Осознать собственную планиду:

Отыскать себя в себе самом

И не терять из виду.

Форма этого произведения более похожа на мнимый диалог с тем, кто готов выслушать вывод умудрённого и умелого человека. В случае если в первых трёх строфах лирический храбрец думает о собственной жизни, то последние две – прямой совет всем, для кого подобная жизненная позиция близка и понятна. Каков же он, данный современник поэта? Какими нравственными правилами руководствуется?

Труд для него – «всех баз база»; иначе говоря должно быть дело, без которого жизнь лишена смысла.

Нужно помогать собственному призванию честно, думая не только о настоящем, но и о будущем. Один из советов даёт возможность оценить благородство души:

Сурово задавать вопросы себя,

С вторых не столь сурово.

Поэт, глубоко и серьёзно осмысливающий личность и миропорядок, их взаимоотношения и взаимовлияние, не имел возможности не коснуться тем, без которых тяжело представить жизнь людей.

Неизменно будут в приоритете духовные искания, стремления и мечты к идеалу, самопознания и идеи самосовершенствования. А.

Твардовский сумел сохранить интерес к судьбе по большому счету и человеку в частности, не обращая внимания на непростую судьбу, что редко баловала его, а вдруг и одаривала, то потом жестоко испытывала.

Собственные уроки судьбы он приобретал и в мирное время, и на войне, был в почёте и в немилости, не имел возможность открыто заявлять о собственных убеждениях. В его произведениях нет действий человека и осуждения поступков. Думаю, ему была близка вторая цель: рвение оказать помощь человеку понять сою подлинную сущность, проявляя то лучшее, что даровано людям.

, которые вам понравятся:

Источник: http://osutivremeni.ru/nravstvennaja-problematika-liriki-a-tvardovskogo/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики