SAVUZ

Начало творчества Блока А.А.

Содержание

Творчество А. А. Блока

Начало творчества Блока А.А.

Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок.

Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?

А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всем протяжении своего творчества он писал стихи циклами.

Циклы он объединил в сборники, а сборники – в книги, названные им самим «трилогией вочеловеченья» и рассказывающие историю лирического героя Блока, переживающего ужасы жизни в России начала XX века. В центре каждой книги есть свой доминирующий образ.

В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России.

Замечание 1

Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ранний период творчества Блока

Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, в которых пробовал себя в разных литературных жанрах. Всерьёз стихосложением Блок занялся в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Начинал творить поэт в духе символизма. По своей сути лирика Блока близка к музыке, что не удивительно, ведь огромное влияние на её формирование оказал жанр романса.

Начало творческого пути Блока стало периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта, периодом смутных надежд и юношеских мечтаний. Поэт блуждал в поисках Идеала, который впоследствии нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного химика и своей будущей жене.

Замечание 2

Л. Д. Менделеева, впоследствии Л. Д. Блок, стала для поэта земным воплощением Вечной Женственности.

Образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности постоянно встречались в раннем творчестве Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», состоящий из 129 стихотворений, собрал в себе произведения Блока, написанные до 1904 года. Сразу же после публикации этого цикла Блок занял едва ли не центральное место в рядах поэтов-символистов.

В предзакатные часы

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих…

Революция 1905 года

Огромное влияние на жизнь России и на творчество Блока повлияла развернувшаяся в 1905 – 1907 годах первая русская революция. Отзываясь на жестокость революции, Блок сменил тематику своих стихотворений, начав больше писать о социальных тенденциях (цикл «Город») и религии (цикл «Снежная маска»).

Отношение Блока революции было двойственным, что отразилось в его стихотворениях. С одной стороны, поэт приветствовал могучую силу, способную изменить мир, а с другой – опасался её разрушительности.

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьется под ногами,

Кто — не время вспоминать…

Обратившись к образам фабрик и рабочих, а не к образу идеальной женщины, Блок сильно изменил направление своего творчества, отойдя от воспевания мистических «иных миров» и приблизившись к реальной жизни. Ещё одним новшеством в его творчестве стало обращение Блока к драматургии. В 1906 – 1907 годах Блок написал три лирические драмы.

Вторая книга Блока, «Нечаянная радость», в которую вошли также и произведения, посвященные революции, сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904 – 1906 годов, в том числе всем известная «Незнакомка».

Замечание 3

По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Поражение первой русской революции и возникшие в личной жизни проблемы (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым) сильно сказалось на мировоззрении Блока. Поменяв взгляды, Блок вынужден был расстаться с бывшими единомышленниками. В постреволюционные годы Блок активно включается в литературную борьбу и публикует множество литературоведческих, критических и публицистических работ.

Революция 1917 года

Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.

Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать».

Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни.

Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.

Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением.

Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.

Особенности поэтического стиля Блока

Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.

Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.

Определение 1

Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.

Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/tvorchestvo_a_a_bloka/

Блок А.А

Начало творчества Блока А.А.

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О, сердце, сколько ты любило!

О, разум, сколько ты пылал!

А.А. Блок

Александр Александрович Блок родился  28 ноября (по новому стилю) 1880 года в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Детство Александр провел в семье деда – известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета А. Н.

Бекетова, в «старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами», научными интересами и гуманистическими идеалами. Сочинять сам он начал очень рано, «чуть ли не с пяти лет»,  издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматово.

  После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900–1901 годы, когда громко заявила о себе школа символистов.

В 1903 году в  журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений».

Летом 1898 года Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью химика Д.И. Менделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу «Стихи о Прекрасной Даме» (1904).

Это произведение символистское, потому что в нем противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Все это важнейшие идейные черты нового искусства России того времени.

Блок сразу же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Вторая книга Блока, «Нечаянная радость», сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушателей.

По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов. Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь.

А стихотворение «Осенняя волна» стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь.

1906-1907 годы стали переломными для Блока, это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр – это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой.

В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».

Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу; вторая половина 900-х годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года – цикл «Кармен». В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь. Основной темой своего творчества Блок считал тему Родины.

С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны – нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта.

Многозначительно примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства. Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века.

В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов.

По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти». Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция».

Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, разговорное, то в лейтмотивных повторах.

В «Двенадцати» контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной «бури».

Призвав деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература».

Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 года руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве.

Последним заметным его выступлением стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921 года.

Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны», приводят к творческому кризису.

После января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался. Похоронили Блока 10 августа. Весь шестикилометровый путь до Смоленского кладбища открытый гроб несли на руках.

Жизнь и творчество Александра Блока вызывают огромный интерес. Постоянно выходят новые книги, статьи о поэте. Мимо внимания исследователей не прошел ни один из этапов его судьбы.

Среди самых интересных страниц, безусловно, воспоминания современников.

Воспоминания о Блоке стали публиковаться вскоре после его смерти в 1921 году в периодических изданиях, позднее вышло несколько сборников, посвященных Блоку.

Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х томах. – М.: Худож. лит., 1980/ Сост., подготовка текста и коммент. Вл. Орлова (Серия литературных мемуаров)

Настоящий двухтомник является, по существу, первым сводом воспоминаний об Александре Блоке. В нем (сборнике) объединена большая часть самого содержательного, ценного и достоверного из того, что современники рассказали об А. Блоке. Многие воспоминания извлечены из редких и труднодоступных изданий. Некоторая часть материала полностью или частично публикуется впервые.

Почти все воспоминания охватывают факты и события разных лет, так что приурочить их к какому-либо определенному периоду жизни Блока – невозможно. Дробить же воспоминания на части значило бы непоправимо нарушить целостность рассказа.

Материал сборника распределен по трем крупным разделам («Юность поэта», «Испепеляющие годы», «Великий Октябрь»), а внутри разделов расположен, как правило, в единственно доступном в данном случае хронологическом порядке – по времени встречи мемуариста с А.А. Блоком.

Отступления от этого правила сделаны в тех немногих случаях, когда основное содержание воспоминаний касается более позднего времени, нежели время первой встречи. В первый том входят воспоминания М.А. Бекетовой, Л.Д. Блок, А. Белого, С. Городецкого, В.П. Веригиной и других. Во второй том входят воспоминания Вс. Рождественского, П. Антокольского, К. Чуковского, С. Алянского, М.

Горького, А. Ахматовой и других. Краткие справки об упоминаемых в тексте лицах, а также литературных произведениях, периодических изданиях, издательствах и т.п. вынесены в Указатель имен и названий (во втором томе). Широко известные имена оставлены без пояснений.

«Я лучшей доли не искал…» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях)/ Сост., очерки и коммент. В.П. Енишерлова, — М.: Правда, 1988

Сборник составлен из документальных материалов, связанных с жизнью и творчеством Блока. В него вошли письма поэта, воспоминания о нем, отрывки из дневников и записных книжек. Произведения Блока в сборнике представлены его статьями и «Автобиографией».

Книги, публикации, музеи раскрывают перед любителями отечественной литературы образ замечательного художника, «человека бесстрашной искренности», по словам М. Горького, Александра Блока.

Раскрытию этого образа служит и предлагаемый сборник, в котором собраны и систематизированы документы отечественной блокианы, а также представлены изобразительные материалы, относящиеся к Блоку и его окружению. Завершается сборник статьей «О назначении поэта» — духовным завещанием Блока потомкам.

Три главы книги: «Эта юность, эта нежность 1880 — 1905» (воспоминания М.А. Бекетовой, Ф.А. Кублицкого, С. Соловьева, Л.Д. Блок, А.И. Менделеевой, А. Белого, писем А.А. Блока); «Не может сердце жить покоем 1905 — 1914» (воспоминания М.А. Бекетовой, С. Городецкого, В.П. Веригиной, Вл. Пяста, Г.

Чулкова, отрывки из дневников, записных книжек, писем, статей А.А. Блока); «Искусство и революция 1914 — 1921» (воспоминания М.А. Бекетовой, А. Ахматовой, Вс. Рождественского, К. Чуковского, В.А. Зоргенфрей, О.В. Гзовской, В. Лех, А. Толстого, М. Горького, С. Алянского, Н.А. Нолле-Коган, К.

Федина, отрывки из писем, дневников, записных книжек, статей А.А. Блока) охватывают четыре десятилетия жизни А. Блока. Главы расположены в хронологическом порядке.

М. Бекетова. Воспоминания об Александре Блоке/ Сост. В.П. Енишерлова и С.С. Лешевского; Вступ. ст. С.С. Лешевского; Послесл. А.В. Лаврова; Прим. Н.А. Богомолова. – М.: Правда, 1990

Автор воспоминаний – Мария Андреевна Бекетова (1862 — 1938), тетка Александра Блока со стороны матери, писательница и переводчица, мемуарист культурного «гнезда» Бекетовых. Первый биограф поэта, она запечатлела живой облик Александра Блока, все, чем дорожил поэт.

В настоящее издание входят ее мемуарные книги («Александр Блок. Биографический очерк», «Александр Блок и его мать», «Шахматово. Семейная хроника»), фрагменты дневника, статьи, посвященные А.А. Блоку. Воспоминания М.А.

Бекетовой сочетают вдумчивость исследователя и непосредственность очевидца, рисуя живой облик великого русского поэта.

Две книги Бекетовой о поэте изданы давно, и они попали в ряд библиографических редкостей. Третья — пролежала в виде рукописи более полувека в архиве, прежде чем была опубликована. Время всерьез испытало труды Бекетовой на прочность.

Но ни один исследователь жизни и творчества Блока не обойдется без работ Бекетовой. И читательский интерес к ним не спадает. Значение этих книг в литературе о Блоке очень важное, единственное; незаурядна и роль их автора в отечественной культуре. основа, на которой зиждутся труды М.А.

Бекетовой о Блоке, — унаследованная «от дедов» культурная, нравственная, духовная традиция, идеалы передовой русской интеллигенции.

Книги Бекетовой, обильные не только любовью, светом, но и трудным, неприукрашенным биографическим материалом, это размышления над загадкой рождения души, характера, творческого дара каждого человека; в данном, индивидуальном случае – великого поэта.

Источник: http://istrabibl.ru/wordpress/?page_id=1667

Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

Начало творчества Блока А.А.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.

Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.

Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.

В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.

Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».

Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.

Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.

Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».

Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты.

Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.

Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.

От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.

Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/

Биография и творчество Блока

Начало творчества Блока А.А.

Знаменитый поэт-символист серебряного века, поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения – Петербург. Его родители: отец – А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать – А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием.

Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев – это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

О его внешности писал М.А. Волошин. Он называл лицо Александра Блока ясным и холодным, очень спокойным, сравнивал с мраморной греческой маской. Указывал на правильность и строгость черт лица, на тонко очерченный лоб, изгиб уст. Ставил в достоинство красивую вьющуюся шевелюру поэта.

Андрей Белый очень схоже описывает внешность Блока, также делая акцент на здоровом цвете лица, красивых и густых волосах, эффектной и статной фигуре, крепкой и привлекательной. Подчеркивает он также наивность и непосредственность во взгляде Блока, его необычные и светлые глаза. Часто его наружность в молодости сравнивали с образом Апполона. В зрелые годы – с Данте.

Семейная жизнь

В силу своей пылкой натуры, стремящейся к идеалу, к прекрасному, Блок находился в постоянном поиске прекрасной женщины, которая сумела бы стать для него отражением всей силы и мысли любви. Для которой он смог бы писать свои произведения, которая была бы его музой.

И в 1898 году он такую нашел. Его единственная за всю жизнь жена и первая сильная любовь – дочь химика Менделеева, Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок).

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

  • был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;
  • два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;
  • ведет свою колонку обзора литературы в газете “Золотое руно”;
  • с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);
  • входит в состав руководства Большого драматического театра;
  • по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

Раннее творчество Блока

Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

Любовь и Россия – две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище – сборник стихов – называется “Стихи о Прекрасной Даме”, и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в “миры иные”.

Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

Начало разочарования

Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название “Нечаянная радость” (1906 год).

Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала “Балаганчик”, спустя какое-то время “Король на площади”, а завершает это трио “Незнакомка”. Блок испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

“Трилогия вочеловечения”

В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название “Трилогия вочеловечения”.

Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

  1. “Стихи о Прекрасной Даме”;

  2. “Нечаянная радость”;

  3. “Снежная ночь”.

Годом позже он выпускает цикл любовных стихов “Кармен”, пишет поэму “Соловьиный сад”, посвященные его новому увлечению – певице Л.А. Дельмас.

Родина в творчестве Блока

Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

  • “Осенняя волна”;
  • “Осенняя любовь”;
  • “Россия”;
  • “На поле Куликовом”.

Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

Тема России в творчестве Блока, тема родины – одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина – это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

Тема России в творчестве Блока

После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции – все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

В 1918 г Блок пишет поэму “Двенадцать”, самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

Поэма “Двенадцать”

Автор начал писать свое произведение “Двенадцать” в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил творческий кризис, застой.

Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

После издания “Двенадцать” все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

Послереволюционное творчество

Всего три произведения были написаны автором после революции:

  1. “Скифы”;

  2. “Родина”;

  3. “Возмездие”, которое он так и не закончил писать.

Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

Как будут писать впоследствии о смерти поэта, “его убили большевики”. И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

Где жил и творил поэт

Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения.

Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Источник: https://FB.ru/article/159630/biografiya-i-tvorchestvo-bloka

Александр Блок

Начало творчества Блока А.А.

Из книги судеб. Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – великий русский поэт. Родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

Блок получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. Одно время Александр Блок занимался актёрским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году женится на Л. Д. Менделеевой.

В следующем году были впервые напечатаны стихи, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»), статьях. Творчество Блока разнообразно и многовекторно, оно отражает срез эпохи, в которой жил поэт.

* * *

Печальная доля – так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Александр Блок

О, мой демон с лазоревым бантом,

жил ты вольно, но трудно почил.

Долго был ты моим консультантом

и серьёзно меня обучил.

Но профессор Замойский-Демидов

рассказал нам подробно о том,

что подкрасил ты комплекс эдипов

материнским больным молоком.

Как ты гнал лихача пожилого

белой ночью, над Невкой летя.

Как безумного, полуживого

Люба с Борей любили тебя.

Как рыдал ты в мятеж ошалелый,

возведённый, что храм на крови,

как носил ты сюртук порыжелый

и снега разгребал на пари.

И пока тебя не закопали,

всё играл ты заглавную роль, –

точно чёрную розу в бокале,

принимал за судьбу алкоголь.

О, любовник из жгучих и лживых,

ты со мною, покуда живу,

в кабаках, в переулках, в извивах,

в электрическом сне наяву.

Евгений Рейн

* * *

Пред ликом Родины суровой

Я закачаюсь на кресте…

Александр Блок

Август. Звук лежит, как лист, искомкан.

Землю мнёт подкованный сапог.

Петроград. В пыли и хламе комнат

Умирает Александр Блок.

А ведь было. Сладко скрипка ныла…

В ожиданье страшных перемен

Не тебе ли к ночи подарила

Розу кареглазая Кармен?

Коломбина спутала все роли,

Запил безнадёжно Арлекин

У Прекрасной Дамы на гастролях…

Жаль, что умер… Хоть чужой, но сын.

Пой, Пьеро, чтоб сердцу было жальче!

Лют наган и холод – по ногам.

Господи! Когда же «Балаганчик»

Превратился в этот балаган?

Ветер рвёт плакаты. И в столице –

Пыль в глаза, как к пестику пыльца.

И встаёт степная кобылица

На дыбы у Зимнего дворца.

Вот и всё. И тишина над миром.

Леденеют мёртвые уста,

И ведут двенадцать конвоиров

На расстрел пленённого Христа.

Залп беззвучен. Косо небо треснет,

Марк сверкнёт наколкой на руке.

Иоанн георгиевский крестик

К вечеру заложит в кабаке.

Бориc Юдин

Прорывы к Высшему Знанию

1880-й стал годом рождения будущего поэта Александра Александровича Блока. Это произошло 16 (28 н.ст.) ноября в доме деда поэта, ректора Петербургского университета, Андрея Николаевича Бекетова. Мать, дочь ректора, Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, а отец – Александр Львович Блок, профессор Варшавского университета, юрист и философ.

Стоит отметить, что не менее известной в литературных кругах была и бабушка, Елизавета Григорьевна, талантливая переводчица. Естественно, что среда, в которой рос Александр, не могла не повлиять на его формирование.

Но это мне стало понятно уже много позже, когда я не только с головой окунулся в творчество Блока, но и начал знакомиться со средой, окружавшей поэта с ранних лет жизни.

Я не буду писать о тех временах, в которых росло моё поколение. Как говорят, об этом не рассказывал только ленивый. Но, несмотря на удушающую атмосферу царившего тогда «соцреализма», с юных лет меня влекло творчество.

И в чём только я себя не пробовал! В поэзии и драматургии, живописи и актёрстве, чеканке и резьбе по дереву, фотографии и дизайне… Конечно же, самые первые попытки в творчестве были связаны с поэзией, которая дурманила голову с детства.

Читая Пушкина, Лермонтова, Маяковского, поражался лёгкости, с которой вились узоры слов и образов, пытался сам воспроизвести что-то подобное, но не получалось даже приблизиться ни по форме, ни по содержанию.

Но когда поэзия Александра Блока, как тайфун, ворвалась в мою жизнь, то на многие годы я погрузился в мир ритмов и образов, доселе не ведомых. А поэтому, забросив все свои жалкие пародии на поэзию в дальний ящик стола, долго не возвращался к ним, а увлечённо воссоздавал зрительные образы блоковских стихов, читая и перечитывая, а порой и медитируя на их основе.

Следует сказать: то, что возникало на моих графических листах, было бы некорректно называть иллюстрациями в общепринятом смысле.

Скорее, это – образы, выхваченные подсознанием во время проникновения в мир Поэзии, так как Александр Блок – это Мир, бесконечный и неизведанный, а путь по нему наполнен неожиданностями не меньшими, чем во время путешествия по неведомым землям.

В поэзии Блока – бесконечное число уровней, и каждый человек воспринимает в ней своё. Она почти абсолютна, и это ощущение возникает сразу же, как только начинаешь читать его стихи. Когда же впервые прочтешь их вслух, то начинаешь ощущать вибрации Космоса.

Его Поэзия живет сама по себе в пространстве, как какое-то неизвестное энергетическое поле, существующее невидимо, но влияющее своей мощной напряжённостью на духовное состояние не столько человечества, сколько Мира. Невольно зарождается подозрение, что она существовала и до Блока, а он её только материализовал в стихах.

И вообще, по большему счёту, стихи – это всего лишь эхо Поэзии, косвенное свидетельство присутствия, потому что она не вмещается в одних словах – это и звук, и ритм, и что-то ещё невыразимое, переворачивающее сознание и чувства.

Попробуйте, перескажите содержание стихов Блока своими словами. Не получается?! Попытайтесь их проанализировать – бледно, мёртво… Рабиндранат Тагор предупреждал, что анализировать Поэзию – это то же, что изучать полёт птицы, препарируя её.

Точнее не скажешь! Образы Поэзии Блока можно ощутить, почувствовать, увидеть, услышать… Но не понять, они не поддаются логике, а при соприкосновении с ней тают, исчезают. На Востоке всегда говорили: познание интуитивно.

Как мы понимаем, Мудрецы имели в виду Путь к Высшему Знанию. Александр Блок шел к Высшему Знанию, и стихи – это вехи его Пути.

Итак, работая над воссозданием образов блоковской поэзии, часто задавал себе вопрос: а в какой степени стихи отражали реальный мир поэта? И возникала загадка за загадкой. Прежде всего, жизнь Блока небогата какими-либо внешними событиями.

И это жизнь человека, прошедшая в Петербурге, городе трёх революций! Однако ни в одной из них он, по сути, не принимал участия, а бродил по городу, посещал театры и рестораны, схлёстывался с друзьями в спорах на вечные интеллигентские темы, волочился за актрисами и слагал стихи.

Романтические события явно избегали поэта: дважды он должен был драться на дуэли, но каждый раз всё заканчивалось миром, цензорам он был безразличен, а полиция не только не охотилась за ним, но и вряд ли догадывалась о его существовании, поскольку интеллигент Блок вёл себя в обществе безупречно, а стихи его не содержали крамолы и угрозы существующему строю. И всё же у меня зародилась мысль, что эпохально не только творчество Блока, но жизнь его сама по себе и есть эпоха, эпоха Серебряного Века русской поэзии, с началом которой он родился и с ней ушёл – поэт, сумевший заглянуть в свою душу и выразить всё это в стихах, отразивших его служение этике Божественного устройства мира.

Юрий Топунов

Июнь-сентябрь 2011

Иллюстрации:

портрет Александра Блока работы Константина Сомова (1907);

фотография поэта (1916);

иллюстрация Юрия Топунова к поэме «Двенадцать»;

портрет автора эссе Юрия Топунова.

«45»: В подборке стихов Александра Александровича Блока, публикуемой нашим альманахом сегодня, использованы иллюстрации Юрия Топунова. 

Поэмы, новеллы и стихи в прозе

  • Весь горизонт в огне… № 32 (200) 11 ноября 2011 г.

Источник: https://45parallel.net/aleksandr_blok/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики