SAVUZ

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Степа Лиходеев: характеристика персонажа романа Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Кто такой Степа Лиходеев? Каждый, кому известно содержание книги Булгакова, повествующей о прибытии в советскую столицу свиты дьявола, знакомо имя этого персонажа. Речь идет об одном из героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Жилец квартиры № 50

Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.

Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете.

Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит.

И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.

Неприятнейшие мыслишки

В переднюю Степа выходит, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. В глаза ему бросается печать на двери Берлиоза.

Пока еще ничего не знает о смерти своего соседа Степа Лиходеев.

Характеристика директора «Варьете», однако, дана автором именно при описании чувств, которые овладели им при мысли о возможных неприятностях с главным редактором литературного журнала.

О чем говорит печать на двери комнаты? О том, что с ее хозяином случилась беда. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, – арест.

Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Переживания о судьбе Берлиоза не коснулись его души. Одни лишь неприятнейшие мыслишки.

Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, находясь перед опечатанной дверью литератора, если б не появление вышеупомянутого кота.

Вот как сходят с ума!

Что происходило дальше в нехорошей квартире, несомненно, помнят поклонники романа «Мастер и Маргарита».

Степа Лиходеев, характеристика которого будет дана чуть позже, возвращается в комнату и видит там своего гостя в более чем странной компании.

В кресле восседает довольно неприятный тип с усами-перышками и в треснувшем пенсне. На пуфе же разместился тот самый кот, который минуту назад бесцеремонно передвигался по передней.

«Вот как сходят с ума!», – думает, видя выпивающего и лихо закусывающего кота, директор «Варьете». Характеристика же Лиходеева дана именно Бегемотом и Коровьевым. Именно благодаря их четким и емким репликам читатель понимает, что представляет собой сосед трагически погибшего Берлиоза.

Образ Степы Лиходеева

Что же говорят о директоре театра помощники Воланда? Они, как известно, знают все. И то, что Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности («очки начальству втирает»), и то, что он ведет разгульный образ жизни. Степа, по словам Коровьева, ничего не делает, потому как и делать ничего не умеет. Главные черты характера Лиходеева — это безалаберность, лень, склонность к пьяным оргиям.

Степа ведет развратный образ жизни, кроме того, он крайне безответственный, что подтверждает впоследствии Римский, получив странную телеграмму из Ялты и решив, что это не что иное, как очередные выходки Лиходеева. К характеристике этого персонажа следует добавить хитрость (отнюдь не мудрость), трусость и лживость.

В ялте

Наказание Степы Лиходеева – сумасшествие. Он оказывается в Ялте, но живописные морские пейзажи его совсем не радуют.

Как можно было всего за несколько секунд оказаться так далеко от столицы? Автор о судьбе Лиходеева в последующих главах говорит лишь вскользь. Известно, что роман подвергался неоднократной редактуре.

В окончательном варианте произведения Степа, как и его коллеги, оказывается в клинике Стравинского.

А лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев.

Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой.

Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное.

Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман.

И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.

Пациенты Стравинского

После двухдневного пребывания в курортном городе Степа возвращается в Москву, где его незамедлительно направляют в психиатрическую клинику. В эти тяжелые для москвичей дни у профессора Стравинского немало работы.

Сперва в лечебницу привозят поэта, беспрестанно повествующего о Понтии Пилате и интуристе, которого срочно нужно изловить. Затем в клинику прибывает конферансье, требующий вернуть ему голову.

И наконец, один за другим привозят к Стравинскому театральных чиновников, которые, словно по договоренности, умоляют о заключении в бронированной камере.

Лиходеев проводит в больнице восемь дней. Согласно последней редакции романа, спустя некоторое время он получит должность заведующего гастрономическим магазином в Ростове.

Человек, занимающий не свое место

В одной из редакций автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20-30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами».

Эти люди были далеки от искусства. Они, как выразился Фагот, «ничего не делали, да и не умели ничего делать». Михаилу Булгакову подобные администраторы были хороши знакомы.

Писатель соприкоснулся впервые с театральным миром при постановке пьесы «Белая гвардия». По своему обыкновению, автор годы спустя высмеял в одном из своих произведений и знаменитого режиссера, и известных в те годы актеров.

Что же касается театральных чиновников – они послужили материалом для создания образа Лиходеева.

Главный порок

Выше уже была приведена характеристика директора «Варьете». Однако лживость и хитрость – черты, которыми наделены все отрицательные персонажи романа. Главный порок Лиходеева – пьянство. И именно этим он отличается от прочих героев книги.

Всего за несколько дней Воланду и его помощникам удалось взбудоражить всю Москву. Об огромном черном коте, развязном регенте в клетчатом пиджаке, рыжеволосом коренастом типе и загадочном иностранце в городе говорили еще долго.

Слухи и домыслы не давали покоя москвичам. Большая часть сплетников лишь слышала о странной шайке то ли экстрасенсов, то ли колдунов, то ли ловких мошенников. Но были и те, кому не повезло встретиться с нечистой силой, что называется, лицом к лицу.

И встречи эти стали судьбоносными.

Бездомный перестал сочинять стихи. Варенуха прекратил врать. Поплавский забыл о московской квартире. Что же касается Степы Лиходеева, то он больше не пил… портвейн с водкой. Только водку, и только настоянную на смородиновых почках.

Нехорошая квартира

Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.

В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной.

Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу.

Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.

Источник: https://autogear.ru/article/315/398/stepa-lihodeev-harakteristika-personaja-romana-master-i-margarita/

Роман

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы
Искусство и развлечения 8 февраля 2015

Величайшим литературным произведением и памятником двадцатого столетия является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является ключевым.

Это персонаж, над которым автор работал достаточно длительное время, выписывая каждую маленькую деталь. В данной статье мы рассмотрим личность героини М. А.

Булгакова, определим ее роль в смысловом содержании романа.

Кто такая Маргарита Николаевна?

Читатель знакомится с героиней во второй части книги и сразу оказывается очарован ею. В произведении рассказывается о том, что это была молодая женщина лет тридцати, замужем за богатым, влиятельным человеком. Окруженная роскошью и внешним благополучием, она не была счастлива в браке «ни одной минуты». Описание Маргариты во многом соответствует ее характеру.

Героиня предстает перед читателем серьезной дамой с глубоким чувством душевной неудовлетворенности. Образ Маргариты – яркий, живой, целостный. Глядя на нее, можно сказать, что она постоянно искала чего-то, но не находила. Большие бездонные глаза героини выдают горечь и тоску, которые она годами носила в своем сердце.

Характеристика Маргариты

Обращаясь к внутреннему содержанию героини, можно отметить, что на протяжении долгого времени ее съедало глубокое чувство одиночества и ненужности.

Несмотря на то что внешне ее жизнь казалась устроенной и счастливой, душа ее не была удовлетворена, не радовалась всем тем благам, которые ее окружали.

Что тому служило причиной? Быть может, жизнь с нелюбимым человеком или скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места новым открытиям, свершениям? Нигде не встречается описания интересных вечеров, веселья, смеха, радости, общения.

Маргарита подчеркнуто одинока. Героиня тихонько страдает, постепенно погружаясь в сон в этом прекрасном роскошном доме. Так со временем погибает живое, не нашедшее близости, сердце. Характеристика Маргариты позволяет читателю понять и осознать истоки проблемы, побудившие героиню превратиться в ведьму и полностью изменить свою жизнь.

Прототип образа

Исследователи в области литературы уже не раз приходили к интересному заключению: отмечали некоторую схожесть между героиней романа и третьей супругой самого писателя.

Можно даже сделать смелое предположение, что отчасти образ Маргариты Булгаков создавал, имея перед глазами оригинал – свою жену.

Дело в том, что история их отношений с Михаилом Афанасьевичем в чем-то похожа на историю Мастера и Маргариты: на момент знакомства Елена Сергеевна была замужем за другим человеком, отличалась высоким самолюбием и непокорностью.

Именно Елена Сергеевна Булгакова, подобно Маргарите, станет писателю настоящей музой, вдохновляющей его на написание последнего, закатного романа в его жизни.

Она будет помогать ему творить, ухаживать за ним, когда он болен, а впоследствии, перед смертью, только ей одной сможет доверить Михаил Афанасьевич свое детище.

Со слов Елены Сергеевны, специалисты в области литературы будут работать над корректурой романа. Но без этой женщины, возможно, и роман никогда не увидел бы свет.

Демоническое начало

Одиночество в душе героини порождало ее неудовлетворение жизнью. После встречи с Мастером она признавалась, что если бы этой встречи не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Маргарита Булгакова демонстрирует читателю приверженность к темной силе, которой руководит Воланд. Ведь не случайно же Маргариту Николаевну приглашают на бал к Сатане, именно ей доверив эту роль?

По каким признакам это видно? Во-первых, Маргарита продолжительно страдала, а значит, растратила в себе душевные силы, необходимые для того, чтобы сохранить умение радоваться. Во-вторых, женщина ограничила свой круг общения, практически ни с кем не встречалась, часто предавалась грусти, тосковала.

В-третьих, Маргарита готова была любую цену заплатить, только чтобы узнать что-нибудь о Мастере, и это, пожалуй, самое главное. Она мысленно согласилась продать душу Дьяволу задолго до того, как ей поступило это предложение. И обо всем этом можно прочитать в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты неоднозначен, включает в себя множество граней и оттенков.

Ее невозможно осуждать — героиня восхищает своей самоотверженностью, с какой она любит.

Любовь в жизни Маргариты Николаевны

По книге любовь охватила героев внезапно, ослепила и одновременно раскрыла им глаза на правду. С момента первой встречи с Мастером, когда героиня вышла на улицу с желтыми цветами, многое в ее жизни изменилось.

Она перестала быть одинокой, потому как если есть на свете человек, которому нужна ваша помощь и поддержка, то нельзя оставаться одиноким. Маргарита Булгакова и приняла на себя такую роль. Она заботится, переживает, любит всецело, с полной самоотдачей, совершенно не мыслит о том, что с ней будет потом.

Героиня думает большей частью не о себе, а о нем, своем возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испытания. Даже смерть не страшна.

На балу у Сатаны

Маргарита без страха и каких бы то ни было опасений принимает приглашение Азазелло, который вручает ей крем и велит ровно в полночь намазать им лицо и все тело. Странное поручение нисколько не удивляет ее. Может быть, ей и не по себе, но она ничем не показывает своего смятения и растерянности, ведет себя так, как будто ждала чего-то подобного.

Маргарита Николаевна хочет казаться независимой, на балу действует несколько отстраненно и с чувством собственного достоинства. Женщина горда, и именно это нравится Воланду. Она демонстрирует готовность играть свою роль даже тогда, когда у нее почти нет для этого сил.

Прощение и вечный приют

Пройдя все испытания, Маргарита остается верной себе. Она достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, обрела вечную любовь и чувство успокоения. В самом произведении очень хорошо показана трансформация образа героини.

Ее характер не меняется, но от унылой и грустной она преображается в борющуюся за жизнь, уверенную в себе и самодостаточную женщину. На этом заканчивается роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ Маргариты получился незабываемым и весьма оригинальным для столь необычного и трогательного сюжета.

Духовный мир, куда герои попадают после физической смерти, не похож на рай, но там есть все, что необходимо: тишина и покой. Маргарита идет под руку с любимым человеком и знает, что сделала все, что смогла для достижения своего намерения быть с ним вместе навсегда. Герои обрели самих себя и друг друга, а значит, стали по-настоящему счастливыми.

Вместо заключения

Поистине шедевральное произведение — «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты пленяет читателя с первой минуты и не отпускает до конца. Разве можно забыть эти большие грустные глаза, которые смотрели вокруг с самоотверженной тоской и отчаянием? И все-таки героиню можно назвать сильной личностью: Булгаков создал независимую женщину, она знает, чего хочет, и умеет любить.

Жертва Маргариты, которую она приносит, отправляясь на бал к Сатане, не напрасна: свобода становится высшей наградой. Позднее, когда душа любимого будет спасена, Воланд отпустит их с миром, потому что он всегда отступает перед любовью, которая может все. Очевидно, в данном романе М. А. Булгаков хотел показать, что миром правит любовь, а не Сатана.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/128993/

Образ и характеристика Лиходеева Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Степан Богданович Лиходеев – один из многочисленных второстепенных персонажей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», оказавшийся в числе «жертв» непредвиденного визита Сатаны в Москву.

Казалось бы, что такого уж плохого сделал вполне безобидный директор Театра «Варьете»? По крайней мере, он ни прямо, ни косвенно не вредил главным героям романа. Однако, автор видел в этом персонаже одно из главных зол, присущих не только его времени, но и нашей современности.

Зло это называется «Человек не на своём месте». Булгакову в своей жизни не раз пришлось сталкиваться с подобными «чиновниками от искусства», он на себе испытал катастрофические последствия их «деятельности».

Недаром, когда Варенуха опасается, не случилось ли со Стёпой беды, финдиректор Римский выражает надежду, что это было бы совсем неплохо.

Человек, ничего не смыслящий в искусстве, не имеющий понятия о деле, которым он руководит, знающий о своей полной профнепригодности, Стёпа Лиходеев, тем не менее, весьма доволен собой и своей жизнью.

Взвалив всю ответственность за порученное ему дело на плечи администратора Варенухи и финдиректора Римского, Степан Богданович беззаботно пьянствует, ведёт беспорядочную половую жизнь, пользуясь своим служебным положением и, по выражению Фагота, «в последнее время вообще жутко свинячат».

И не случайно, ох, не случайно, очнувшись у себя дома после очередной пьянки в «Грибоедове», Степан Богданович обнаруживает сидящего рядом с ним Воланда. Тот факт, что он не может вспомнить ничего из прошедшего вечера, Стёпу ничуть не удивляет, это для него вполне привычное состояние.

Его лишь смущает, что свидетелем его безобразного состояния стал гость, тем более – иностранец.

А приезжему гастролёру и его свите нужно где-то жить. И жить он собирается именно в приглянувшейся «нехорошей» квартире.

Поскольку присутствие Стёпы в ней явно лишнее, незадачливый «руководитель» был мгновенно вышвырнут из Москвы в Ялту – в исподнем, без документов и с жутким похмельем.

К чести Воланда, стоит отметить, что Ялта – не Магадан, а перед «заброской» добрый Дьявол позволил Стёпе похмелиться.

Финал этой истории говорит о том, что автор романа был убеждён в абсолютной «непотопляемости» людей, подобных Стёпе. Возвратившись в столицу  и побывав в клинике Стравинского, Степан Богданович впоследствии назначается заведующим крупным гастрономом в Ростове. Похоже, бороться с этим злом не под силу даже Воланду.

Вариант 2

Роман, написанный М.А. Булгаковым «Мастер и Маргарита» насчитывает множество главных и второстепенных героев. Степан Лиходеев – это персонаж второго плана, который стал «жертвой» неожиданного визита в Москву Сатаны.

Лиходеев был безвредным человеком, он управлял театром «Варьете». Он работал и не мешал никому из героев и не вредил. Но, несмотря на это  М.А. Булгаков видел в нем одно плохое качество.

Автор считал, что Лиходеев занимает чужую должность и находится «не на своем месте». Булгаков считал, что это главное зло всех времен. Лиходеев не особо вникает в свою работу и за это его не сильно любят в театре.

Об этом свидетельствует ситуация когда Римский подумал о том, что было бы неплохо если бы с Лиходеевым, что то случилось.

Лиходеев абсолютно не разбирается в искусстве, не вникает в суть дела. Его многие считают профнепригодным и он об этом знает. Но, не смотря на это, Степан не отчаивается. Он доволен своей работой, жизнью и собой. Он переложил свои обязанности на администратора и финдиректора. Лиходеев чувствует себя прекрасно и беззаботно. У него много свободного времени.

Степан ведет разгульный образ жизни, часто употребляет алкоголь и пользуется своим статусом. Возможно, из-за этого однажды к нему явился Воланд. Степан проснувшись после очередной пьянки у себя в квартире увидел Воланда. Лиходеев ничего не помнил, что было вечером, но это было для него нормальное явление. Он часто так напивался.

Его немного смутило, что у него в квартире находится иностранный гость.

Волонду и его свите необходимы апартаменты для жилья. Квартира Лиходеева очень приглянулась гостю. Поэтому он решил избавиться от Степана. Лиходеев мигом был отправлен в Ялту в нижнем белье, без документов и с ужасными последствиями похмелья. Но Волонд был к Степану благосклонен потому, что отправил его в хороший город (мог бы сослать его в Магадан) и на дорожку дал похмелиться.

Но Степан оказался «непотопляемым». Он добрался из Ялты обратно в Москву. Прибыв в столицу, он отправился на лечение в клинику. После этого Степана назначили работать заведующим в огромном гастрономе города Ростова.

Этим автор романа «Мастер и Маргарита» хотел показать то, что никто не может побороть такое зло которое олицетворял персонаж Лиходеев. С ним даже не смог бороться сам Воланд.

Это свидетельствует о том, что лень, безразличие и несоответствие занимаемой должности никогда не искоренить в нашей стране.

Степан Лиходеев вел асоциальный образ жизни, он был ленивым, любил женщин и алкоголь. На него даже ни как не повлияла встреча с Волондом. Степан не понял, за что его так наказали.

Он продолжил свою жизнь дальше в таком же темпе. Хотя другого бы человека подобная ситуация заставила задуматься над его поведением, но Лиходееву все нипочём.

Все это свидетельствует о его безалаберности и распущенности.

Сочинение про Лиходеева

«Мастер и Маргарита» — великий роман русского писателя Михаила Булгакова, который он сам считал главным творением своей жизни.

Произведение, особенно те его главы, что происходят в Москве двадцатых годов, наполнено различными яркими образами, призванными достоверно отобразить и покритиковать лицо эпохи начала двадцатого века, одним из которых является второстепенный персонаж Степа Лиходеев – директор театра «Варьете» в Москве.

Как и большинство персонажей из московских глав романа, он носит говорящую фамилию, которая говорит о его беспутстве.

Первая же сцена с участием данного персонажа дает нам понять авторское отношение к персонажу, а также довольно однозначно намекает на его характер: Степа лежит на кровати после очередной пьяной «ночи веселья» и отказывается вставать, отчаянно борющийся с сильным похмельем. Сцена носит комический характер, как и большинство в «московских главах». Директор позволяет себе бессовестно отлынивать от работы, что говорит читателям о его легкомысленности, ленивости и бестолковости. Позже наши догадки подтверждает сцена, в которой работники театра, обсуждая директора, мечтают о том, чтобы его уволили, и называют его «бедствием». Автор подчеркивает, что постоянные пьяные проделки Лиходеева не являются секретом для всех театральных работников Москвы, а на своей должности директор удерживается лишь с помощью хитрости.

Ближе к концу романа образ Степы кардинально меняется: побывав в Ялте, он повреждается умом и попадает в психиатрическую больницу, а после лечения его направляют в Ростов и назначают заведующим гастрономическим магазином.

Булгаков отмечает, что теперь Лиходеев стал молчаливым, он изменил свои вкусы и больше не пьет портвейн, а предпочитает водку, а также совсем прекратил интересоваться женщинами. Столкновение с Воландом и его свитой сильно повлияли на персонажа, но даже после этого Степа вряд ли осознал, в чем состояла его вина.

Скорее таинственное происшествие, не поддающееся обычной человеческой логике, просто сильно напугало его и сломило его психику.

Таким образом, Степа Лиходеев – директор театра Варьете, удерживающийся на посту лишь с помощью хитрости, ленивый человек, которому интересны только пьянство и женщины, но после путешествия в Ялту он повреждается умом и больше не проявляет никакого интереса к женщинам. С помощью образа Степы Лиходеева Булгаков обличает людей того времени, обвиняет их в излишней безалаберности, эгоистичности и сосредоточенности на собственных желаниях.

  • Сочинения на украинском языке
  • Описание Левши из рассказа «Левша» 6 классВ рассказе Лескова, три русских мастера подковали блоху. Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек.
  • Сочинение Что значит «принести мечту в жертву»?Выражение «приносить в жертву что-либо» означает осознанный отказ от чего-либо в пользу другого. Иными словами, если человек говорит, что он что-то принес в жертву, то это значит, что он отказался от реализации своих стремлений ради иных вещей.
  • Анализ рассказа Малиновая вода ТургеневаПроизведение относится к рассказам, вошедшим в прозаический сборник писателя «Записки охотника», и в качестве основной проблематики рассматривает особенности деревенской жизни в виде
  • Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословицеКакой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/obraz-i-harakteristika-lihodeeva-master-i-margarita

Степа Лиходеев: характеристика персонажа романа

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Кто такой Степа Лиходеев? Каждый, кому известно содержание книги Булгакова, повествующей о прибытии в советскую столицу свиты дьявола, знакомо имя этого персонажа. Речь идет об одном из героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

М.А. Булгаков

Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, в котором находят отражения философские, а значит вечные темы. Любовь и предательство, добро и зло, истина и ложь, поражают своей дуальностью, отражая противоречивость и, вместе с тем, полноту человеческой природы. Мистификация и романтизм, оформленные изящным языком писателя, подкупают глубиной мысли, требующей неоднократного прочтения.

Трагично и безжалостно предстаёт в романе сложный период Российской истории, разворачиваясь таким сермяжным боком, что сам дьявол посещает чертоги столицы, чтобы вновь стать пленником фаустовского тезиса о силе, что вечно хочет зла, но совершает благо.

История создания

В первой редакции 1928 г. (по некоторым данным 1929 г.) роман был более плоским, и выделить конкретные темы не представляло труда, но за прошествием почти десятка лет и в результате непростой работы, Булгаков пришёл к сложно структурированному, фантастичному, но от оттого не менее жизненному повествованию.

Наряду с этим, будучи человеком преодолевающим трудности рука об руку с любимой женщиной, писатель сумел найти место для природы чувств более тонких, чем тщеславие. Светлячками надежды проведя главных героев через дьявольские испытания. Так роману в 1937 году было дано окончательное название: «Мастер и Маргарита». И это была третья редакция.

Но работа продолжалась практически до самой смерти Михаила Афанасьевича, последнюю правку он внёс 13 февраля 1940 года, а 10 марта того же года скончался. Роман считается незаконченным, о чём свидетельствуют многочисленные заметки в черновиках, сохранённых третьей женой писателя. Именно благодаря ей мир увидел произведение, пусть и в сокращённом журнальном варианте, в 1966 году.

Попытки автора довести роман до логического завершения свидетельствуют о том, насколько важен он был для него. Булгаков выгорел последними своими силами в идею создания чудесной и трагичной фантасмагории. В ней чётко и слаженно отразилась его собственная жизнь в узкой, словно чулок, комнатёнке, где он боролся с болезнью и пришёл к осознанию истинных ценностей человеческого бытия.

Описание произведения

(Берлиоз, Иван бездомный и Воланд между ними)

Действие начинается с описания встречи двух московских литераторов с дьяволом. Разумеется, ни Михаил Александрович Берлиоз, ни Иван бездомный даже не подозревают, с кем беседуют майским днём на патриарших прудах. В дальнейшем Берлиоз погибает согласно пророчеству Воланда, а сам мессир занимает его квартиру, чтобы продолжить свои розыгрыши и мистификации.

Иван бездомный, в свою очередь, становится пациентом психиатрической больницы, не справившись с впечатлениями от встречи с Воландом и его свитой. В доме скорби поэт знакомится с Мастером, написавшим роман о прокураторе Иудеи, Пилате. Иван узнаёт, что столичный мир критиков жестоко обходится с неугодными писателями и начинает понимать толк в литературе.

По исчезнувшему Мастеру тоскует Маргарита – бездетная женщина тридцати лет, жена крупного специалиста. Неведение доводит её до отчаяния, в котором она признаётся себе в готовности отдать душу дьяволу, лишь бы узнать о судьбе возлюбленного.

Один из членов свиты Воланда, демон безводной пустыни Азазелло, доставляет Маргарите чудодейственный крем, благодаря которому героиня превращается в ведьму, чтобы исполнить роль королевы на балу сатаны. С достоинством преодолев некоторые мучения, женщина получает исполнение своего желания – встречу с Мастером.

Воланд возвращает писателю сожжённую во время травли рукопись, провозглашая глубоко философский тезис о том, что «рукописи не горят».

(Понтий Пилат)

Параллельно развивается сюжетная линия о Пилате, романе, написанном Мастером. История повествует об арестованном странствующем философе Иешуа Га-Ноцри, которого предал Иуда из Кириафа, сдав властям.

Прокуратор Иудеи вершит суд в стенах дворца Ирода Великого и вынужден казнить человека, чьи пренебрежительные к власти кесаря, и власти вообще, идеи кажутся ему интересными и достойными обсуждения, если не справедливыми.

Справившись с долгом, Пилат приказывает Афранию – начальнику тайной службы — убить Иуду.

Сюжетные линии совмещаются в последних главах романа. Один из учеников Иешуа, Левий Матвей, посещает Воланда с ходатайством даровать влюблённым покой. Той же ночью сатана и его свита покидают столицу, а Мастеру и Маргарите дьявол дарит вечный приют.

Главные герои

Начнём с тёмных сил, появляющихся в первых главах.

Воланд

Персонаж Воланда несколько отличается от каноничного воплощения зла в чистом виде, хотя в первых редакция ему была отведена роль искусителя.

В процессе обработки материала по сатанинской тематике, Булгаков слепил образ игрока с беспредельной силой вершить судьбы, наделённого, вместе с тем, всезнанием, скепсисом и толикой игривого любопытства.

Автор лишил героя всякой бутафории, вроде копыт или рогов, изъял также большую часть описания внешности, имевшей место быть во второй редакции.

Москва служит Воланду сценой, на которой он, к слову, не оставляет никаких фатальных разрушений. Воланд призван Булгаковым, как высшая сила, мерило человеческих поступков.

Он есть зеркало, отражающее суть остальных персонажей и общества, погрязшего в доносах, коварстве, жадности и лицемерии.

И, как всякое зеркало, мессир даёт возможность людям, думающим и склонным к справедливости, измениться в лучшую сторону.

Ошибочно, меж тем, считать, что сатана в романе служит на стороне света. Ведь эту часть равновесия отражают другие, пусть и второстепенные, герои: Иешуа, его ученики.

Подробнее: Воланд: характеристика и образ

Мастер

Образ с ускользающим портретом. Внешне в нём сплелись черты Фауста, Гоголя и самого Булгакова, поскольку душевная боль, причинённая жёсткой критикой и непризнанием, доставила писателю немало проблем. Мастер задуман автором, как персонаж, которого читатель скорее чувствует, словно имеет дело с близким, родным человеком, а не видит, как постороннего, через призму обманчивой внешности.

Мастер мало что помнит о жизни до встречи с любовью — Маргаритой, словно и не жил по-настоящему. Биография героя несёт чёткий отпечаток событий жизни Михаила Афанасьевича. Только финал писатель придумал для героя более светлый, нежели испытал сам.

Подробнее: Мастер: характеристика и образ

Маргарита

Собирательный образ, воплощающий в себе женскую смелость любить вопреки обстоятельствам. Маргарита привлекательна, дерзка и отчаянна в своём стремлении воссоединиться с Мастером.

Без неё ничего и не случилось бы, ведь её молитвами, если можно так выразиться, состоялась встреча с сатаной, её решительностью случился великий бал и только благодаря её непреклонному достоинству случилась встреча двух главных трагических героев.

Если снова оглянуться на жизнь Булгакова, несложно отметить, что без Елены Сергеевны, третьей жены писателя, двадцать лет прорабатывавшей его рукописи и следовавшей за ним при жизни, словно верная, но экспрессивная тень, готовая сжить со свету врагов и недоброжелателей, тоже не случилось бы публикации романа.

Подробнее: Маргарита: характеристика и образ

Свита Воланда

(Воланд и его свита)

В свиту входят Азазелло, Коровьёв-Фагот, Кот бегемот и Гелла. Последняя является женщиной-вампиром и занимает нижнюю ступень в демонической иерархии, второстепенный персонаж.
Первому служит прообразом демон пустыни, он исполняет роль правой руки Воланда.

Так Азазелло безжалостно убивает барона Майгеля. Помимо способности к убийству, Азазелло умело обольщает Маргариту. В некотором роде, этот персонаж, введён Булгаковым для того, чтобы изъять из образа сатаны характерные поведенческие повадки.

В первой редакции автор хотел назвать Воланда Азазель, но передумал.

Подробнее: Свита Воланда: характеристика и образ её героев

(Нехорошая квартира)

Коровьёв-Фагот тоже демон, причём старший, но фигляр и клоун. В его задачу входит смущать и воодить в заблуждение достопочтенную публику.

Персонаж помогает автору обеспечить роман сатирической составляющей, высмеивая пороки общества, пролезая в такие щели, куда не доберётся обольститель Азазелло.

При этом в финале он оказывается вовсе не хохмачом по своей сути, а наказанным за неудачный каламбур рыцарем.

Кот Бегемот – лучший из шутов, оборотень, склонный к чревоугодию демон, то и дело вносящий переполох в жизнь москвичей своими комичными похождениями. Прообразами определённо послужили коты, как мифологические, так и вполне реальные. Например, Флюшка, живший в доме Булгаковых.

Любовь писателя к животному, от имени которого он порой писал записки второй жене, перекочевала на страницы романа. Оборотень отражает склонность интеллигенции преображаться, как это делал и сам писатель, получая гонорар и тратя его на покупки деликатесов в магазине Торгсин.

(Червонцы в Варьете)

«Мастер и маргарита» — уникальное литературное детище, ставшее оружием в руках писателя. С его помощью Булгаков расправился над ненавистными социальными пороками, в том числе, которым был подвержен сам.

Он смог выразить свой опыт переживаний через фразы героев, ставшими нарицательными. В частности, утверждение о рукописях восходит к латинской пословице «Verba volant, scripta manent» — «слова улетают, написанное остаётся».

Ведь сжигая рукопись романа, Михаил Афанасьевич не смог позабыть ранее созданное и вернулся к работе над произведением.

Идея романа в романе позволяет автору вести две большие сюжетные линии, постепенно сближая их во временной ленте покуда те не пересекутся «за гранью», где вымысел и реальность уже неотличимы. Что, в свою очередь, поднимает философский вопрос о значимости помыслов человека, на фоне пустоты слов, что разлетаются с шумом птичьих крыльев во время партии Бегемота и Воланда.

Роману Булгакова суждено пройти сквозь время, как и самим героям, чтобы вновь и вновь затрагивать важные аспекты социальной жизни человека, религии, вопросов морально-этического выбора и вечной борьбы добра и зла.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики