SAVUZ

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: образ и характеристика, описание в цитатах

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Меню статьи:

Когда мы говорим о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», то, наряду с множественными фразами главных героев, практически сразу вспоминается цитата из романа о второстепенном персонаже Аннушке и ее разлитом масле. Эта случайность повлекла за собой трагическое событие – смерть председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза.

После прочтения первых глав романа создается ощущение, что Берлиоз – второстепенный персонаж, но это не так.

Активно действует он только в первых главах романа, а потом появляется только в заключительной части – на балу у Воланда и то, сначала в виде безмолвной головы, потом – кубка.

Несмотря на кратковременность действия, исходя из его значения, Берлиоза можно прировнять к главным героям.

Значение фамилии и имени Берлиоза

Наличие в романе множества образов, символов, аллюзий дает право говорить о том, что у председателя МАССОЛИТа не случайно оказалась такая фамилия. На протяжении всего романа Михаила Александровича постоянно путают с композитором-однофамильцем. Это становится прозаичной отсылкой автора.

Итак, Берлиоз-композитор – реально существующий человек. Французский композитор, член института Франции, живший в ХІХ веке, стал автором некоторых новых понятий, терминов в музыке, он не ограничивался исключительно написанием музыкальных произведений, но и часто выступал в роли музыкального критика.

Берлиоз ненавидел процесс написание статей – это занимало слишком много времени и не оставляло ничего для написания музыки, но при этом, следует отметить, что он проявил себя толковым аналитиком, к его мнению прислушивались, а публикации всегда были предметом интереса. Умер он в одиночестве (его родные умерли раньше него) в возрасте 65 лет.

Объединяет персонажа Булгакова с Берлиозом- композитором критическая деятельность (Берлиоз занимает важную для развития литературы да и искусства в целом должность – его мнение может изменить ход культурного развития, с его мнением считаются) и, как не странно, Россия. Дело в том, что однофамилец Михаила Александровича в 1842 году побывал в России, лично познакомился с Николаем І и с успехом дал несколько концертов.

Реального Берлиоза звали Гектор. Как видим, автор не стал подбирать имя своему персонажу похожее на это, а взял привычное для русского гражданина.

Дело в том, что так звали брата императора Николая ІІ, отказавшегося от права на престол, которое перешло к нему после брата. Незадолго после этого отказа произошло убийство царской семьи и абсолютная смена режима и власти в целом. Другими словами, общество отказалось от старых принципов и перешло к новым.

Этот факт очень важен для понимания Берлиоза как целостного персонажа. Михаил Александрович Берлиоз жил в «двух эпохах».

Он, хоть и смутно, но помнит рассказы старших родственников о жизни до становления нового порядка, осознает, важность религии в жизни человека, не с точки зрения теории религиоведения, а с практической, лишенной всяких научных постулатов и знаний, стороны.

При этом Берлиоз живет среди «новых» людей, поэтому он поменял свои взгляды, мировоззрение, отказался от старых принципов простых людей, которыми руководствовались его предки. В романе образ Берлиоза – это связующее звено между прошлым и настоящим. Однако в имени Берлиоза Булгаковым скрыта и доля сатиры – его имя переводится, как «подобный Богу».

Причина смерти Берлиоза

На первый взгляд, непонятно, почему Булгаков решает убить своего героя.

Ведь, для того, чтобы Воланд со свитой могли занять квартиру №50 на Садовой, достаточно было отправить Михаила Александровича, подобно ситуации с Лиходеевым или Груней, куда угодно, например, погостить столицу Украины или отправить за поисками жены. В действительности, гибель была необходимым шагом.

Предпосылкой к совершению этого действия стала и возможность, Ивана Бездомного убедится что Воланд и его свита – это не плод фантазии или психического расстройства, это нужно принять как должное, смириться с этим и жить дальше.

Именно благодаря смерти Берлиоза Бездомный смог встретиться с мастером, который помог ему избавится от стереотипного мышления.

Следующим предлогом для смерти Берлиоза было еще и то, что для полноценного функционирования нового общества, отрицающего принципы предыдущего поколения, необходимо было попрощаться с любыми воспоминаниями о старом ладе. Берлиоз принял новый строй, но у него, несмотря ни на что, всегда присутствовала тень сомнения о правильности его действий и высказываний.

Возможно, что некоторые фразы были сказаны председателем МАССОЛИТа по шаблону, а не исходя из его убеждений.

Иными словами, он говорил то, что было принято, то, что он должен был сказать в той или иной ситуации, а не потому, что так думал на самом деле.

Абсолютной уверенности в таких его действиях Булгаков не дает, указывая на это только намеками, все же, вероятность того, что это действие возможно – велика.

Берлиоз погибает не благородно – его смерть пугающая и будоражащая умы. Почему Булгаков выбрал именно такой неприглядный способ попрощаться со своим героем – вопрос открытый.

Гипотетически существует велика вероятность того, что это было заслуженным наказанием за то, что Берлиоз лукавил и не говорил то, что на самом деле думал, подавлял творческий потенциал талантливых литераторов и преподносил на пьедестал бездарные произведения и их авторов.

Внешность и черты характера

Итак, Михаил Александрович Берлиоз имел довольно неприглядную внешность: полнота, низкий рост, лысина, огромные очки в толстой оправе – это выглядело не очень то и привлекательно. Он был важной персоной в области литературы и культуры.

Председательство в МАССОЛИТе дало ему возможность обзавестись дачей в хорошем месте, занять жилье с хорошими условиями. Его имя знакомо всем, кто хоть немного интересуется литературой, не говоря уже про тех, кто сам пишет литературные произведения.

Сам он не пишет произведений – корректирует работы других писателей, учит азам написания произведения молодых литераторов.

За этим занятием мы и находим Михаила Александровича. Весной на Патриарших прудах он ведет оживленную беседу с поэтом Иваном Бездомным о теме его поэмы и о том, как нужно было бы изобразить в произведении главного героя. Утолив жажду «теплой абрикосовой» они сели на скамейку под липами. Иван Бездомный написал поэму об Иисусе Христе.

Своего героя он изобразил в возвеличенном стиле, что неприемлемо для идеологии современного поколения. Михаил Александрович обсуждает этот факт и наталкивает поэта на мысль, что такое изображение неприемлимо.

Бездомному нужно было высмеять факт рождения и жизни Иисуса, показать, что верования в это абсурдны и алогичны, а он вместо этого возвеличил своего персонажа. Чувство страха охватывает председателя МАССОЛИТа – его встреча с Воландом не была случайностью, а спланированным действием.

Это подтверждается тем, что такое удручающее состояние было только у Берлиоза.

Иван Бездомный, который также был атеистом, ничего не ощутил.

Да и тот факт, что Берлиоз был не единственных атеистом в Москве, но единственным пострадавшим в такой мере от рук шайки Воланда, а дело о его смерти хоть приняло масштабное распространение, но его спор об атеизме нигде не всплывал, позволяет утверждать, что причина гибели Берлиоза заключалась не только в его атеизме, ибо то, что эта смерть была показательной для остальных атеистов ошибочно. Они не могли понять своей ошибки, так как ее никто им не указал – все так и остались при мысли, что виной тому сущая случайность.

И вот появляется Воланд – некая доля смущения овладела Берлиозом – он теряется в догадках кто этот гражданин иностранный шпион или просто сумасшедший.

И не зря, не каждый день увидишь человека лично видевшего прокуратора Иудеи Понтия Пилата, да и, собственно, спор о существовании Бога и Дьявола для того общества был сам по себе странен. Михаил Александрович человек умный. Он был очень умным, в своей речи умело использовал цитаты из работ историков разного времени.

Поэтому сначала пытался вести полноценный разговор с иностранцем, но, чем дольше длилась беседа, тем больше Берлиоз, в отличие от Ивана, убеждался в том, что здесь что-то не так. Тревога и беспокойство овладели им. Берлиоз «человек не только начитанный, но и очень хитрый».

Он старается не показывать истинных чувств, ведет себя с Воландом сдержано, не выходит за рамки приличия, вежливости и этикета, но несмотря ни на что, пытается узнать как можно больше информации.

В ходе разговора можно заметить, что Берлиоз имеет глубокие знания в области христианства, читал основные тексты, связанные с этой религией. Фактически получается так, что спор о существовании высших над человеком сил – это спор Берлиоза и Воланда, Иван Бездомный изредка включается в ход дискуссии и то, в основном, не для того, чтобы привести аргументы, а просто выразить свои эмоции.

Берлиоз решается позвонить в специальные службы, чтобы уведомить их о невменяемом иностранце.

Неожиданное пророчество о собственной смерти окончательно выбивает из колеи Михаила Александровича, он торопится, наталкивается на Коровьева и окончательно поддается панике, но все равно пытается совладать с эмоциями.

По инерции Михаил Александрович хватается за поручень, но в порыве беспокойства, он оглядывается вокруг себя, наспутает на пролитое масло и попадает под колеса трамвая.

Анализируя эту ситуацию, можно отметить, что его смерть не такая уж и случайность: сначала Воланд приводит Берлиоза в чувство тревожности, под влиянием которого он путается в ногах и спотыкается, затем невесть откуда взявшийся Коровьев добавляет страстей. Да и тот факт, что трагедия произошла, несмотря на то, что Берлиоз дожидался, когда проедет трамвай и даже держался, указывает на предопределенность этого события.

Дальнейшая встреча с Берлиозом, осуществляется в конце повествования. Он удосужился чести побывать на балу у Воланда. Что правда это качается только его головы, ловко украденной Бегемотом из гроба в день похорон.

Отсылки на то, что только атеизм привел Берлиоза к гибели, нет, он по желанию дьявола зависает между миром мертвых и живых – отойти к мертвым он не может, так как его голова превращена в бокал, но и в мире живых ему теперь места нет.

Следственно, образ Михаила Александровича Берлиоза занимает важное место в романе, с его помощью автор показывает нам две нравственных эпохи: прошлое и настоящие. Берлиоз довольно далек от молодого поколения своими взглядами и привычками, хотя и придерживается основных принципов.

Он должен уступить место настоящему и будущему, позволить ему развиваться своим путем.

Берлиоз – человек умный, образованный, но свой ум и знания направляет в ненужную сторону и скорее всего, именно этот факт (как может человек, обладающий энциклопедическими знаниями в вопросе религии, не видеть очевидного), а не его атеизм ( другие атеисты за свои убеждения не пострадали – они бестолковы в этом вопросе и просто повторяют то, что им вдолбили) вызывают бешенство и злость Воланда. Работа Берлиоза по поощрению бездарности в литературе и продвижению стереотипного мышления становится еще одной причиной для смерти. Поэтому его гибель была закономерной и логичной.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-bulgakov/master-i-margarita-berlioz.html

Символизм Михаила Берлиоза и МАССОЛИТа

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Продолжим рассмотрение литературных персонажей романа «Мастер и Маргарита» — членов МАССОЛИТа. Образ какой исторической личности был скрыт в одном из членов этого писательского союза мы узнали в предыдущей записи Символизм поэта Ивана Бездомного.

Символизм же самого председателя «массолита» Михаила Берлиоза частично уже был рассмотрен в статье Седьмое доказательство Воланда. Там же упоминался символизм «круглого предмета» — отрезанной головы Берлиоза, трамвая, колеи, вертушки турникета, а также женщины-вагоновожатой. Читателям блога, которые еще не знакомы с той статьей, рекомендую ее прочитать.

Здесь остановимся на фамилии и имени председателя правления «массолита». Почему автор романа выбрал для своего персонажа фамилию французского композитора, критика, музыкального писателя и дирижера Гектора Берлиоза, жившего в первой половине 19 столетия?

Гектор Берлиоз

Михаил Берлиоз

Булгаковский Берлиоз тоже критик, очевидно писатель и своего рода «дирижер», ведь, он председатель писательского союза. Однако, он не композитор! Может существует еще какая-нибудь связь? Чтобы ответить на этот вопрос нужно начать с того, что Гектор Берлиоз написал оперу «Осуждение Фауста» на основе известной трагедии Гёте «Фауст».

В своем произведении композитор Берлиоз оправдывает Маргариту, а Фауста осуждает на вечные муки в аду. Булгаковский Берлиоз, как и другие критики «массолита», также категорически осудил современного ему Фауста – Мастера. Во время беседы с «невежественным» поэтом Бездомным в психиатрической больнице Мастер спрашивает своего собеседника:

Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?

В конце романа Воланд неслучайно сравнивает Мастера с Фаустом, но вместо ада дарует ему мир и покой.

— Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой.

Имя редактора, критика и председателя «массолита» – Михаил. Оно происходит от семитского имени Микаэль, означающего «тот, кто как Бог». Заметьте, что не сам Бог, а тот, кто как Бог. Иными словами, тот, кто занимает высокую позицию в небесной иерархии, но не позицию верховного божества.

Архангел Михаил

Согласно православию и католицизму архангел Михаил командует остальными архангелами. Что это за архангелы такие и сколько их? Можно ли найти ответ на этот вопрос в самом христианстве? Отчасти да. Однако, кто они на самом деле и почему их количество именно такое, издавна было известно лишь древним астрологам, а также гностикам.

Архангелы, т.е главные ангелы – это гении семи блуждающих звезд (греч. astēr planētēs), т.е. планетарных божеств септенера в астрологии, или семь архонтов (греч. начальники) в гностической философии.

Эта семерка астральных сущностей управляет 7 планетарными сферами Мироздания. Их правление ограничивается Солнечной системой, где их предводитель Микаэль является архи-архонтом (греч. главным начальником).

Находится Микаэль на второй сфере Мироздания, т.е. на звезде по имени Солнце – центре одноименной планетарной системы, вокруг которой вращаются на своих «колесницах»-планетах остальные шесть гениев/архангелов/архонтов.

В древности семь блуждающих звезд, называли «колесницами богов».

Астрологи могут наблюдать лишь движения этих «колесниц»-планет по Зодиаку, однако самих «возничих», управляющих «колесницами», естественно увидеть смертные люди ни в какие телескопы не смогут.

Кроме имени Микаэль бога Солнца называли Ариэль/Ярило (Лев-бог, или Львиный бог), и Самаэль/Шамаш (Слепой бог, или бог слепых) , а также Ялдабаоф, Амон, Ра, Хор, Сурья, Митра, Зевс, Гелиос, Сол и т.д. Все эти имена принадлежат демиургу (греч. ремесленник), т.е.

низшему творцу, создавшему вместе с остальными архонтами материальный мир по своему образу и подобию. В отличие от высшего духовного мира, созданный ими мир – несовершенен, а их создания, люди и животные – смертны.

В дополнение рекомендую запись блога «Страна слепых» Герберта Уэллса.

Барон Майгель

В последний раз читатель встречает Михаила Берлиоза, а точнее, его отрезанную голову на балу по случаю весеннего праздника Полнолуния.

После превращения «круглого темного предмета» в «на золотой ноге череп» на балу появляется один интересный персонаж — некто барон Майгель.

И как вскоре окажется, кровь этого барона наполнит пустой череп Микаэля/Михаила. Этим самым автор романа соединил воедино эти два персонажа. Почему?

Выше мы узнали, что имя Михаил связано с архонтом Солнца – архангелом Микаэлем. Теперь пусть читатель задумается над фамилией и титулом этого нежелательного на балу гостя – Майгель, да еще барон.

— А, милейший барон Майгель, — приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, — я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля…

Какой-то иностранец знатного рода? Выглядит именно так, потому что и фамилия, и титул — иностранные. Снова намек автора на того самого архонта Солнца? Да. Фамилия Майгель – это на самом деле измененное Мигель – испанский эквивалент имени Михаил. А титул «барон» созвучно слову «баран».

А причем здесь баран? Возможно, внимательный читатель евангелий проведет аналогию со словом «агнец божий», т.е. божий ягненок, барашек. И будет в этом прав. Однако, давайте заглянем еще глубже в историю Древнего мира, а точнее Древнего Египта. Какого бога древние египтяне изображали с головой барана или же с бараньими рогами на голове? Конечно же, Амона — бога Солнца!

Древнеегипетский бог Амон

Позднее имя Амон слилось с другим именем того же солнечного божества – Ра. Амона стали величать Амон-Ра. Его священным животным являлся баран. Почему именно баран, или агнец? Ответ нужно искать в древнейшей науке человечества — астрологии.

У Солнца, «царя и бога» планет Солнечной системы, два зодиакальных знака считаются особыми. Как известно, каждая из планет Солнечной системы «путешествует» по Зодиаку, который поделен на 12 одинаковых сегментов, называемых зодиакальными знаками. Эти семеро «путешественников» называются в астрологии блуждающие звезды.

Согласно астрологической науке, когда Солнце «путешествует» по особенным для него знакам, оно считается сильным. Этими хорошими для него знаками являются два огненных знака — Лев и Баран (Овен).

Особенно сильным Солнце становится, когда находится в знаке Барана, потому что этот знак является знаком возвышения (экзальтации) Солнца.

Именно в этом кардинальном зодиакальном знаке происходит весеннее равноденствие, знаменующее приход необратимой весны.

Следовательно, барон Майгель, он же Мигель/Микаэль, он же бог Амон с бараньими рогами — еще один солнечный персонаж, который закономерно воссоединился со своим литературным двойником – «круглым предметом», который раньше принадлежал Михаилу Берлиозу.

Члены Массолита

Перейдем от главного критика Берлиоза к остальным критикам «массолита». Как и следовало ожидать, все их фамилии «солнечные», ибо имеют связь с богом Солнца: Ариман, Латунский и Лаврович.

Тут он засуетился, начал что-то мямлить и заявил, что самолично решить вопрос он не может, что с моим произведением должны ознакомиться другие члены редакционной коллегии, именно критики Латунский и Ариман и литератор Мстислав Лаврович.

Ариман

Ариман – это вариант имени Ариэль, приведенного выше. Кстати, так называемые арийцы, или арии – это не раса и даже не национальность. Так называли себя те, кто поклонялся Ариэлю, или Ариману, то есть – солнцепоклонники.

И действительно, древние арии в Индостане поклонялись солнечному богу Сурье. Арии в Древней Персии поклонялись солнечному богу Ормазду.

Кстати, современные названия стран (бывшие сатрапии Древней Персии)  – Иран, Ирак, Армения — происходят от вариантов имени этого бога: Ариель/Уриель/Ормазд.

А «истинные арийцы» Третьего Рейха поклонялись на самом деле тому же богу Солнца. Об этом свидетельствует так любимый ими вращающийся крест (свастика) внутри солнечного диска. Этот символ Солнца стал государственном флагом нацистской Германии.

Источник: https://AstrOnline.pro/blog/simvolizm-berlioza/

Берлиоз

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Второстепенный персонаж в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Литератор, редактор толстого художественного журнала, председатель правления МАССОЛИТа, атеист. В результате встречи с дьяволом на Патриарших прудах в Москве пострадал из-за атеистических убеждений — попал под трамвай.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.

Михаил Булгаков

Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в центральных газетах «Известия» и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.

Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».

«Мастер и Маргарита»

Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.

Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный

В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе.

За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель.

Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.

Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.

Кот Бегемот

Берлиоз — второстепенный персонаж романа, и биография героя детально не прописана. Известно, что Берлиоз жил на Большой Садовой, в доме номер 302 бис, в коммунальной квартире за номером 50.

В этой квартире герою принадлежали три комнаты. Там же после гибели литератора поселился Воланд со свитой, так что квартира прослыла «нехорошей».

Позже член этой свиты кот Бегемот устраивает в бывшей квартире Берлиоза пожар, из-за чего сгорает дом.

У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было.

Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо.

Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.

Экранизации

Берлиоз как второстепенный персонаж фигурирует в части экранизаций романа «Мастер и Маргарита», но далеко не во всех. Персонаж появляется в итало-югославской экранизации 1972 года «Il Maestro e Margherita», где эту роль исполнил актер из Югославии Фабиян Совагович.

Актер Фабиян Совагович

Музыку к фильму написал знаменитый итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе, известный миру по саундтреку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, за который Морриконе получил «Оскар».

Михаил Данилов в образе Берлиоза

В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.

Александр Адабашьян в образе Берлиоза

В телесериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который вышел на экраны в 2005 году, роль Берлиоза сыграл актер Александр Адабашьян.

Интересно, что Адабашьян на двадцать лет старше собственного персонажа, которому по книге должно быть сорок лет.

Внешность актера также не совпадает с книжным обликом героя, поскольку булгаковский Берлиоз лыс.

Цитаты

«Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых».

«- Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он [Воланд] сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.- Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз.

– Но об этом можно говорить совершенно свободно».

Сергей Коваленко

Баскетболист, заслуженный мастер спорта СССР, тренер, бизнесмен

Источник: https://24smi.org/person/3815-berlioz.html

Характеристика и образ Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

“Мастер и Маргарита” – роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Михаил Александрович Берлиоз – один из персонажей данного произведения. Сам герой является второстепенным, но очень важным действующим лицом в этом романе.

По внешности Берлиоз особо не выделялся – невысокий мужчина среднего возраста. Имел довольно плотное телосложение. Носил массивные очки с черной оправой. Его голова была лысая, но он всячески старался скрыть это, надевая свою шляпу с широкими полями. Он всегда одевался в классический костюм. На лице были видны признаки интеллигентности. У героя был высокий голос.

Жил Михаил Афанасьевич в центре Москвы, в небольшой коммуналке. Его жилище, под номером 50, вмещало в себя 3 комнаты, да и в целом было не в очень хорошем состоянии.

Он был одинок, у него не было ни детей, ни жены. Официально он был женат, однако его супруга сбежала от него со своим любовником – балетмейстером. Вся его родня находилась далеко от него.

Тетя и дядя, единственные его родственники, проживали в Киеве, видел он их довольно редко.

Единственная женщина, которую он видел в своем доме ежедневно – домработница Груня, державшая на себе весь его дом.

Михаил Александрович – литератор и редактор одного московского журнала. Также являлся председателем крупной и известной московской литературной ассоциации. Его коллеги и журналисты очень хорошо отзываются о нем и относятся к нему с уважением.

Наш герой стал первым потерпевшим от рук Воланда и его сообщников. Как Воланд и предрекал, Михаил Александрович попадает под колеса трамвая. После этого Иван Бездомный незамедлительно побежал в МАССОЛИТ и стал рассказывать о произошедшем, однако его рассказ был очень запутанным, что и привело к его появлению в психиатрической лечебнице.

После смерти нашего героя, Воланд стал использовать его квартиру в роли убежища, в котором он и совершал все свои преступления и готовил свои коварные планы. Именно из-за этого квартира под номером 50 приобрела свою плохую репутацию. Голова Берлиоза, которая была отрезана трамваем, была показана в сцене на балу у сатаны.

Берлиоз был посредственным персонажем и ничем не выделялся. Но его история, а также её конец, вызывают огромное чувство жалости и сострадания. Автор, этим персонажем показал своим читателям пример тех “бедных людей”, которые страдали от рук крупной знати.

Сочинение про Берлиоза

Михаил Александрович Берлиоз ненадолго появляется на страницах романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако, несмотря на свою второстепенность, этот персонаж играет очень важную роль в произведении.

У Берлиоза ничем не примечательная внешность: он невысокого роста, слегка полноват, носит серый костюм, очки в роговой оправе, прячет под шляпой лысину. Этот персонаж – литератор, а также председатель МАССОЛИТа и редактор журнала. Берлиоз – атеист, он не верит ни в Бога, ни в Дьявола.

Знакомство с героем происходит уже на первых страницах романа. На Патриарших прудах он беседует с юным талантливым поэтом Иваном Бездомным. Он критикует образ Христа в новой поэме молодого поэта. Именно в этом момент к ним присоединяется незнакомец, похожий на иностранца. Это – Воланд, сам Сатана. Он вклинивается в дискуссию, и между участниками разгорается жаркий спор.

Берлиоз отрицает историческое существование Иисуса, а также утверждает, что человек сам управляет собственной судьбой. Воланд предсказывает ему ближайшее будущее, в котором, по его мнению, Берлиозу отрежет голову женщина.

И действительно, спеша сообщить о сумасшедшем иностранце, литератор поскальзывается на разлитом масле, и падает на трамвайные рельсы, где лишается головы под составом, которым управляет женщина. Той же ночью из морга пропадает голова литератора.

После его смерти в квартиру номер 50, на улице Большой Садовой, 302-бис, которую занимал Берлиоз, вселяется Воланд вместе со всей своей свитой. В итоге в этой «нехорошей» квартире проходит бал Сатаны, во время которого Воланд разговаривает с ожившей головой Берлиоза.

После чего превращает череп в золотой кубок, используемый для причастия Маргариты, тем самым отправив литератора в небытие. Получается, что теперь Берлиоз застрял на грани миров: он и не жив и не мёртв.

Не случайно при жизни Берлиоз был одиноким человеком: жена сбежала от него с каким-то балетмейстером  Харьков, талантливые ученики также не задерживаются при нём, он привлекает только приспособленцев и бездарей. Единственный дядя появляется только после его смерти, соблазнившись наследством. Это происходит потому, что сама жизнь отрицает Берлиоза.

Вариант 3

Когда М. А. Булгаков писал свой роман о Мастере и Маргарите, он и не думал, что через много лет его произведение будут считать гениальным.  В романе для каждого читателя можно найти то, что заденет его “за живое”.

Там мистическое  начало переплетается с гениальностью, любовь со смертью, дружба с враждой.

Это произведение  абсолютно обо всем, до такой степени  оно захватывающее и интересное, что заставляет перечитывать его снова и снова.

Михаил Александрович Берлиоз является второстепенным персонажем, но он во многих ситуациях выполняет ключевую роль. К слову сказать, его инициалы полностью совпадают с инициалами автора.

Этого персонажа мы видим уже с первых глав произведения. Автор останавливается на описании внешности героя, говоря о том, что он был маленького роста, лыс, на лице у него также были гигантские очки.

Берлиоз являлся председателем профсоюза литераторов МАССОЛИТа. В первой главе произведения происходит словесная стычка между Берлиозом и Иваном Бездомным.  Речь шла об образе Иисуса Христа.  Вскоре Воланд, вступивший в дискуссию, предсказал скорую кончину Берлиозу.  Его предречение сбылось – Берлиоз действительно умер.

Давайте остановимся подробней, непосредственно, на самой характеристике Берлиоза.

Что представлял из себя этот герой? Он был неглупым и вполне остроумным человеком, он хорошо и красноречиво выражал свою мысль, также Берлиоз был достаточно осторожным человек – он не нарушал закон, не совершал противозаконных поступков, вредных привычек персонаж Булгакова также не имел.

  Берлиоз был атеистом, в разговоре с Воландом он несколько раз об этом упоминает, для него не существовало никакой высшей силы – ни Божественной, ни Дьявольской. Как мы знаем, потом Берлиоз поплатиться за свое неверие и остроумие, которое он активно проявлял  при разговоре о религии.

С какой же целью введен этот персонаж Булгакова? Какова его функция? Ведь Берлиоз обладал самыми положительными качествами, которые только можно представить. Он был и образован, и не глуп, он был законопослушным гражданином, не желал никому зла.

Я думаю, что в его истории автор иллюстрирует последствия недоверия и неверия в существование высшей силы, промысла, который имеет колоссальное влияние на человеческую жизнь.

Берлиоз опрометчиво поступил, когда стал с юмором и усмешкой говорить о Боге и Сатане, за это он поплатился жизнью…

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-berlioza-v-romane-master-i-margarita

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики