Маленький принц и Роза: цитаты
Наряду с Лисом, олицетворяющим Дружбу, большую, если не главную роль в повести играет Роза, символизирующая Любовь. Экзюпери, описывая Розу, изобразил свою жену Консуэло, весьма эмоциональную латиноамериканку.
Знакомство с Розой
Зернышко розы случайно попало на планету принца. Цветок вырос и распустился.
…Маленький принц не мог сдержать восторга: – Как вы прекрасны!
– Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!…
Характер Розы
После недолгого общение с красавицей, Маленький принц почувствовал на себе ее характер.
…Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:
– Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!..
…- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
– Растение, а боится сквозняков… очень странно… – подумал Маленький принц. – Какой трудный характер у этого цветка.
…- Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…
…Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.
– Напрасно я ее слушал, – доверчиво сказал он мне однажды. – Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился…
И еще он признался:
– Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить…
Прощание с Розой
Маленький принц отправился в путешествие.
…А когда он в последний раз полил и собрался накрыть колпаком чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.
– Прощайте, – сказал он.
Красавица не ответила.
– Прощайте, – повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды
. – Я была глупая, – сказала она наконец. – Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
– Да, да, я люблю тебя, – услышал он. – Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
– Но ветер…
– Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок.
– Но звери, насекомые…
– Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
– Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
Любовь к Розе
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
– Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал он им. – Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
– Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас.
Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобывывелись бабочки.
Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
– Прощай… – сказал он.
– Прощай, – сказал Лис.
– Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
– Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– Потому что я отдавал ей всю душу… – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. – Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
– Я в ответе за мою розу… – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить…
…- Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…
Источник: http://fandea.ru/700-roza.html
Антуан де Сент-Экзюпери
Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово – чудо.
Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные – в детском взгляде на мир.
* * *
(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку)
История создания
Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.
Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.
Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора.
Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.
Описание произведения
Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.
Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:
- Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
- Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
- Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
- Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
- усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
- Географа, никогда не покидавшего свою планету.
Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими – это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.
По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.
Маленький Принц
Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека.
От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие).
В произведении он – образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.
Лётчик
Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем.
В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию – злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды.
Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.
Лис
Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис – это символ понимания природы привязанности и доверия.
Роза
Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя – Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.
Змея
Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса.
Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю.
В сказке Змея символизирует коварство и искушение.
Анализ произведения
Жанровая принадлежность «Маленького Принца» – литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.
События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.
С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.
Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети – получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86.html
Главные герои “Маленького принца” Экзюпери
Говоря о таком глубоком и по-настоящему непростом произведении, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, необходимо знать о самой личности его автора. Это бы такой же непростой человек с совершенно уникальным взглядом на жизнь.
Удивительно, но, сам не имея детей, Антуан де Сент-Экзюпери сумел сохранить в себе ребенка, и совсем не так глубоко, как многие взрослые. Поэтому он видел мир глазами растущего человека, он понимал и принимал детское мировоззрение. В этом и заключается успех его произведения «Маленький принц».
Вот мы и подошли вплотную к этому удивительному, живому и такому волшебному творению французского писателя, который по основному роду своей деятельности был военным летчиком.
Читая «Маленького принца», сложно поверить, что он был написан человеком такой суровой профессии: настолько это глубокое, нежное и неординарное произведение.
Но особенно интересны и необычны его герои. О них и пойдет речь.
Герои-люди: один пласт повествования
«Маленький принц» – это сказка, и такой она становится отчасти потому, что главные действующие лица в ней не только люди. Тут читатель встретит и мудрого прирученного лиса, и коварную змею, и даже капризную розу. Но все-таки человеческих персонажей больше.
Первым и, безусловно, главным является, конечно же, сам Маленький Принц. И тут нас поджидает первая загадка: раз это сын правителей, значит, в сказке должны быть и король, и королева. Ведь без них никакого принца быть не может. Однако нигде в истории нет никакого упоминания о родителях Маленького Принца.
Мы видим его портрет: действительно, есть корона и плащ, но чем же он тогда правит? Или чем правят его папа с мамой? На этот вопрос нет, и не предполагается ответа.
Мы воспринимает мир через призму мировоззрения маленького ребенка, и в таком возрасте ни для кого не важен статус родителей. Все дети принимают друг руга как данность.
И даже Маленький Принц для них – это просто ребенок, и его происхождение никого не интересует. Такова констатация факта.
Однако этот малыш уже ответственен и мудр даже больше, чем любой взрослый. Он ухаживает за своей планетой, каждый день, не забывая об этом ни на миг, он заботится о капризной розе, спасая ее от всех возможных невзгод. Он любит своих друзей и искренне привязывается к ним.
Но, как любой ребенок, Маленький Принц любопытен и неосмотрителен.
Поссорившись с розой и заскучав, он, недолго думая, уходит с родной планеты и отправляется в далекое путешествие – посмотреть, а как же живут другие? Это так по-детски! Ну кому же не хотелось, хотя бы раз, сбежать из дома?
Взрослый ребенок
Правда, этот ребенок – он и взрослый одновременно. У него нет родителей, и он сам строит свою жизнь. Помощи ждать неоткуда, да ее и не предполагается. Поэтому Маленький Принц разумен не по годам, хотя и позволяет себе простые детские шалости.
Итак, оторвавшись от родной крошечной планеты, этот ребенок отправляется в путешествие по другим мирам. Пока он не окажется на нашей бренной Земле, на пути ему встретятся другие планеты, и на них будут не менее удивительные персонажи.
Это уже представляет собой устройство нашего взрослого мира: многие люди занимаются тем, что никому не нужно, тратя свою жизнь на пустое.
Так и король, который единолично правит на планете, где нет других людей. Вся его страсть – это власть, совершенно пустая и ненужная.
Так и фонарщик, который каждые сутки включает и выключает единственный фонарь на планете, где нет других людей. С одной стороны, это вроде ответственность, а с другой – пустая трата собственной жизни.
Так и пьяница, который целыми днями пьет, и счетовод, который дальше своих цифр не видит.
Разочаровавшись в соседях, маленький Принц летит дальше и, наконец, попадает на нашу планету, где встречается с автором-повествователем.
И удивительно, но отчего-то эти два человека, большой и маленький, находят общий язык и понимают друг друга.
Может, так происходит, потому что образ Маленького Принца – это тоска автора по ушедшему детству, это тот самый маленький ребенок, живущий не очень глубоко в душе Анутана де Сент-Экзюпери.
В книге есть и другие герои, только это не люди. Однако они играют очень важную роль для раскрытия и всего смысла произведения, и его деталей.
Герои-животные: очень значимые для повествования персонажи
Маленький Принц – это ребенок, и в первую очередь он им и остается. Поэтому для него, как и для любого малыша, огромное значение имеют животные. Все знают, как любят своих котят и щенков маленькие дети, так и главный герой этой удивительной сказки нуждается в четвероногом друге. И ему удается приручить Лиса.
Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.
Итак, постепенно Лис приручается, и, в конце концов, становится зависим от мальчика. И именно ему принадлежат бессмертные слова: 2мы в ответе за тех, кого приручили». Это первый урок любви, преданности, доверия.
И Маленький принц его благодарно принимает и усваивает всем своим существом. И именно тогда появляется тоска по розе: ведь она там одна, среди баобабов, которые разрывают планету, испуганная и такая беззащитная. И прирученная.
А он, маленький Принц, в ответе за тех, кого приручил. Значит, пора домой.
И вот тут появляется Змея. Этот образ легко читает и узнаваем еще по библейским канонам.
Змей-искуситель, который был там, продолжает выполнять ту же самую функцию практически во всех литературных произведениях.
И тут, как только появляется желание у мальчика вернуться домой, возникает и этот самый искуситель, предлагающий свою помощь. В Библии это было яблоко, а в произведении французского писателя – укус.
Куда, об этом в произведении нет ни слова, но змея обещает вернуть его на родную планету. А раз уж никакого тела не оказывается, то читателю остается надеяться, что так оно и происходит.
Или все же Маленький Принц отправляется туда, откуда пришел Адам, – в рай?
Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.
Капризная роза: красота, у которой есть шипы
Если Лис – это олицетворение преданности и доверия, Змея – это коварство и искушение, то Роза – это любовь и противоречивость.
Прообразом этого героя послужила жена автора Консуэло, особа весьма своенравная, вспыльчивая и, естественно, капризная. Однако любящая.
И ведь Маленький Принц так и говорит о ней, что его Роза – капризна, порой невыносима, но все это защита, так же, как и шипы. А на самом деле, у нее очень мягкое и доброе сердце.
Тоскуя по цветку, мальчик и соглашается на предложение змеи. Ради любви люди способны на многое. И даже умереть, чтобы потом вновь возродиться где-то за звездами, где-то на совсем иной планете, крохотной, но зато в обнимку с прекрасной розой.
Змеи всегда имели особенный дар в одночасье переносить людей в совершенно другой мир. И, кто его знает, может быть, все так и было, как пообещала Маленькому Принцу та змея, и он действительно оказался на своей планете со своим цветком.
Сказка не дает ответа. Но раз это сказка, то все мы можем надеяться на счастливый конец!
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/antuan-de-sent-ehkzyuperi/glavnye-geroi-malenkogo-princa.html
«Маленький принц» главные герои
Главные герои «Маленький принц» Экзюпери знакомы не только детям, но и взрослым.
Сент-Экзюпери «Маленький принц» главные герои
Главные герои рассказа «Маленький принц» это:
- Лётчик — от его имени ведется рассказ
- Маленький принц — главный герой, который совершенно иначе воспринимал окружающий мир. Он способен был оценить всё его многообразие, замечал необычное в самом неприметном.
- Лис — символ мудрости и знания жизни
- Пьяница
- Фонарщик
- Баобаб
- Торговец
- Роза — символ красоты
- Змея — символ мудрости и бессмертия
- Стрелочник
- Географ
- Честолюбец — человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
- Король
- Турецкий астроном
- Деловой человек
- Цветок о трех лепестках
Маленький Принц – главный герой произведения, это ребенок, живущий на астероиде Б-12,— символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира.
Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.
Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.
Характеристика Маленького принца
Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов.
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко — на его родной планете. Маленький принц немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало.
Лишь понемногу, из случайных, мимоходом обронённых слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету.
Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому.
Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» — говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.
Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в своё путешествие по чужим мирам.
Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным явлением, воплощённом в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоучёностью… Образы героев сказки А.
Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.
Характеристика Розы «Маленький принц»
Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза — это символ любви, красоты, женского начала.
Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина — красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький нринц. — Ради вас не захочешь умереть.
Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал. «На/до было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать.
За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы гак непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!»
Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленький сальвадорский вулкан».
Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «1а Аеиг» — цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно Роза).
А вот в украинском варианте ничего заменять не пришлось — «ля флёр» без труда стала «квггкой».
Характеристика Лиса «Маленький принц»
Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.
Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит О ЛЮДЯХ: «Их носит ветром».
А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания Розы.
И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу.
Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.
Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было много. Вот что пишет переводчица Нора Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса — опять-таки женский род или мужской? Кое-кго считал, что лисица в сказке — соперница Розы.
Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере — о понимании всей сказки: её интонация, окраска, глубинный внутренний смысл — всё менялось от этой «мелочи». А я убеждена: биографическая справка о роли женщин в жизни Сент-Экзюпери понять сказку не помогает и к делу не относится.
Уж не говорю о том, что по- французски 1е гепагс! мужского рода. Главное, в сказке Лис — прежде всего друг. Роза — любовь, Лис — дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых». Можно добавить ещё одно наблюдение.
Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек — одно из многочисленных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.
Источник: https://kratkoe.com/malenkiy-prints-glavnyie-geroi/
Add comment