SAVUZ

Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница

Краткое содержание: «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя

Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница
Искусство и развлечения 7 марта 2015

Прошла целая эпоха литераторства, и плеяда выдающихся авторов оставила свой самобытный след в литературе, но Гоголь и поныне для многих – настоящий кудесник слова. Поэтому рекомендуется читать авторский оригинал его творений, а не только краткое содержание.

«Майская ночь, или Утопленница» и поныне удивляет читателей впечатляющей архитектоникой, уникальной структурой текстуального пространства и богатейшей палитрой слов. В ней присутствуют абсолютно все знаковые атрибуты произведений Гоголя: мистика, страх, смех.

Писатель умело пугает читателя, рассказывая жуткие истории, щедро перемешивая их с сатирой и юмором.

Гипноз гоголевского слога

Повесть «Майская ночь, или Утопленница» выстроена именно в велеречивом слоге, это не просто обработанный фольклор, это – авторский вымысел, зачаровывающий смысловыми оттенками.

Начав читать, буквально с первых строк этой повести попадаешь под гипноз гоголевского слога, умения выстраивать сюжетное повествование в тесном сплетении с фольклорными мотивами, и остаешься под впечатлением еще долгое время после того, как перевернул последнюю страницу.

Никогда не передаст магии слова гения краткое содержание, «Майская ночь, или Утопленница» завораживает лишь в оригинальном прочтении.

Антологии и экранизации

Данное произведение впервые было опубликовано в 1831 году, после оно вошло в цикл-сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Также мистическая повесть входит в антологии: «Русская мистическая проза» (Russian 19-century Gothic Tales), в библиотеку русской фантастики «Киевские ведьмы. Том 4-й» .

Интересно, как бы этот факт прокомментировал Гоголь? «Майская ночь, или Утопленница» была дважды экранизирована. Первый раз в Российской империи (в 1910 году) режиссер В. Кривцов выпустил киноленту по мотивам повести «Ночь в мае», а вторая экранизация принадлежит уже знаменитому режиссеру–сказочнику А. Роу, он снял фильм, используя краткое содержание.

«Майская ночь, или Утопленница» вышла в прокат в 1953 году.

Фольклорные записи как основа

Для истинных почитателей таланта писателя не является секретом тот факт, что при написании повести автором были использованы фольклорные записи, которые он получил от родных и матери. Об этом свидетельствует его письмо к матери от 30.04.

1829 года, в котором он настоятельно просит поведать ему «несколько слов… о русалках». Но не только эти мифические создания станут персонажами повести, в ней будут и другие герои. “Майская ночь, или Утопленница” начинается со сцены нежного свидания Ганны и Левко.

В последующих главах широко использованы народные поверья, предания об утопленницах, ведьмах и т. д.

«Майская ночь, или Утопленница» (описание сюжета будет представлено ниже) не пересказывает ни один из известных сюжетов фольклора, повествование доносит до читателя поэтическую картину из колоритной жизни Малороссии. Гоголь как творец данного произведения – совершенно самостоятелен.

Аннотация, краткое содержание

«Майская ночь, или Утопленница» в основе сюжета содержит мотивы многих легенд об неуспокоенных, безвинно погибших душах. Нежная, прекрасная панночка смиренно терпит все издевательства мачехи-ведьмы. Но однажды, не в силах выносить мучения, девушка бросается в воду, тонет и в тот же момент становится русалкой.

Но мачеха не собирается довольствоваться ее смертью, она коварна и мстительна. Ведьма также обращается в русалку, и теперь несчастная панночка не может свободно плавать. За помощью она обращается к сыну головы – Левко, у которого совершенно не складывается личное счастье.

Он искренне любит красавицу Галю, но на девушку, как оказалось, положил глаз и его отец. Голова не прочь с ней порезвиться, поэтому и думать не желает о свадьбе сына. Русалочка приходит к Левко во сне и самозабвенно молит парубка отыскать ее злую мачеху среди подводных дев.

Догадливый герой некоторое время наблюдал за игрой мавок, русалки играли в коршуна. Левко обратил внимание на одну из девушек, которая выделялась своей злостью и хищностью: она настолько неистово бросалась на подруг, что создавалось впечатление, что для нее это вовсе не игра.

Ведьма была обнаружена, а благодарная и счастливая панночка-русалка помогла несчастному влюбленному соединиться с возлюбленной Галей, приструнив государственной грамотой отца.

А что было потом?

«Потом» (период после публикации) для любого литературного произведения бывает двояким.

Это или процесс тиражирования, переложения для театральной сцены, кинематографа, мультипликации; также широко практикуется заимствование сюжета множеством подражателей; многочисленные авторские иллюстрации, живопись на тему, детские игрушки по мотивам и т. д.

Или, что случается наиболее часто – забвение. Но эта печальная участь не постигла оригинальное произведение, не таков Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» – одно из самых захватывающих произведений писателя.

Певец украинского фольклора

Удивительно, но согласно постулатам русской литературной критики, Гоголь относится к реалистам. Однако его произведения можно назвать как угодно: фантастика, фарс, комедия, фольклор, “ужасы”, мистика – только не копирование и описание реальности.

Порой автор намеренно в своих творениях доводит нарастающий ужас до логического финала – мистической и ужасной смерти главного героя (панночки в данном случае).

Впрочем, смерть у творца является понятием относительным, умершие в его повествованиях ведут довольно активную потустороннюю жизнь, периодически вмешиваясь в жизнь живых. Данная черта очень свойственна любому фольклору.

Это еще одно доказательство тому, что Гоголь сознательно активно «продвигал» самобытный украинский фольклор, а всем известное описание украинской ночи – это и есть «Майская ночь».

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/128724/

“Майская ночь или утопленница” Гоголя

Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница

Это еще один рассказ из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки». Присутствуют все атрибуты гоголевских творений: смех, мистика, страх. Гоголь умеет пугать читателя, рассказывать страшные истории, перемежая их смехом.

Пробуждение от страшного сна в его рассказах – вовсе не избавление от приснившегося; напротив – явившиеся во сне страшные и прекрасные образы вторгаются в дневную жизнь, меняют судьбу, могут погубить, спасти, довести до безумия.

Удивительно, что русская литературная критика причисляла Гоголя к реалистам. Его произведения – что угодно, только не копирование реальности. Мистика, фантастика, ужасы, фольклор, фарс, комедия.

Автор иногда доводит ужас до логического финала – мистически ужасной смерти персонажа; впрочем, смерть у Гоголя – понятие относительное, умершие в его сказках ведут свое активное потустороннее существование и все время вмешиваются в дневную жизнь.

Это очень свойственно фольклору, причем любому фольклору, на любом языке. Гоголь активно продвигал украинский фольклор; знаменитое описание украинской ночи – это как раз «Майская ночь».

Краткое содержание “Майской ночи”

Майским вечером, в сгустившихся сумерках, парни и девушки собрались в кружок – петь песни и вести любезные разговоры. Молодой Левко, сын сельского головы, пошел к дому своей избранницы Ганны, которая затворилась и не идет на улицу. Песнями и ласковыми словами парень уговаривает девушку выйти, и робкая красавица Ганночка отворяет дверь.

Девушка влюблена в Левка, но боится свей матери, и завистливых подружек, и утраты своего счастья. Любимый мигом развеял бы ее страхи, предложив жениться, да вот досада – отец Левка, городской голова, не отвечает на просьбу сына, не дает согласия.

Впрочем, у Ганночки есть еще один страх: неподалеку от ее дома, на берегу пруда, стоит дом с заколоченными окнами; там чудится ей что-то жуткое. Парень рассказывает историю, связанную с этим домом.

Жил там сотник, вдовец, была у него дочка – ясная панночка, которую любил он и баловал; но вот женился на красивой злой женщине, а та оказалась ведьмой. Сперва, прикинувшись кошкой, пыталась задрать девочку когтями; потом поссорила отца с дочкой и выгнала панночку из дому.

Девушка утопилась в пруду, а поскольку там уж было достаточно утопленниц, то она стала у них главной.

Ночами утопленницы выходили греться при месяце и водить хороводы, а могли и утащить к себе зазевавшегося прохожего.

Однажды злая мачеха стала жертвой погубленной панночки: утащила она ведьму в пруд, да только та прикинулась такой же утопленницей, как другие, и избежала наказания, специально для нее предназначенного.

И теперь панночка мучается, потому что не знает, которая из свиты – злая мачеха.

Таинственный дом, пустой и заколоченный, скоро отворят, устроят там винокурню, говорит парубок. Уж приехал винокур из города и живет в доме сельского головы. Раньше в округе было две винницы, а стало много; и гнать вино будут на немецкий манер – паром; этого парубок не одобряет, поскольку от пара ничего хорошего не бывает, только обжечься можно.

Что мы узнаем об отце Левка

Поговорив с милой Ганночкой, Левко удаляется.

А что же его отец, сельский голова? Он славится своей любовью к женскому полу, а также тем, что когда-то, при поездке царицы Екатерины в Крым, целых два дня был провожатым и сидел на козлах рядом с царским кучером. Живет в его доме свояченица, про которую говорят всякое; эта дама очень ревнива и не поощряет ухаживаний головы за всеми женщинами села.

Почему же отец не хочет женить сына? Ответ на это Левко очень скоро узнает: вновь подойдя к дому любимой, он слышит беседу Ганночки с кем-то, неясным в темноте; он ругает Левка и хвалит себя, он тоже хочет Ганнушку в жены. Кто же это? Левко узнает отца. Возмущенный парубок идет к друзьям и предлагает проучить старого голову, пристающего к молодым девушкам.

Далее следует вереница комических недоразумений, хулиганских выходок, самой опасной из которых является камень, разбивший окно. Сельский голова сидит в своем доме с винокуром, к ним забредает пьяный козак, не нашедший свою хату. Следует примечательный разговор. «Это полезный человек; побольше бы таких – дела у винницы пойдут хорошо» – замечает винокур.

К выходкам парней, как оказалось, активно подключилась свояченица, тоже возмущенная любвеобильностью сельского головы.

Когда хватают одного из нарушителей порядка, он оказывается свояченицей; когда ломятся в запертый дом, назначенный под винницу, там тоже свояченица! Да это ведьма – смекают мужчины, ее надо сжечь.

После обсуждения того, что ведьма сгорит, если только зажечь дом огнем из люльки, и выбивания тлеющего табака, выдвигается альтернатива: предложить ведьме перекреститься. Если перекрестится и ничего ей не станет, значит не ведьма, пусть живет. Свояченица успешно перекрестилась, и пожар отменили.

Случай с заброшенным домом

Левко, измазанный для неузнаваемости сажей, побуянил вместе с парубками, но вот устал и присел на берегу пруда. Он борется с дремотой, а тем временем в заброшенном доме появляется свет, и там уже нет заколоченных ставен, а видна позолота, красивая обстановка… Да это вовсе не заброшенный дом, думает Левко, здесь живут, и как богато.

В окно выглядывает красивая девушка. Она прекрасна, но бледна. В лунном свете она манит парубка к себе, заводит с ним беседу. Как зачарованный, приближается к ней парень. Это панночка, которая ищет свою мачеху. Она умоляет найти ведьму – за это обещает награду. А где же искать злую мачеху?

На берегу водят хоровод души утопленниц – прозрачные легкие девушки мелькают в лунном свете. Какая из них ведьма? Левко подходит к поиску логически. Все утопленницы попали в пруд из-за несчастной любви, и только мачеха – за свою злость.

Какое из привидений злое? В одной прозрачной девушке видит он некую темноту, а когда прозрачные девушки затевают игру в ворона, то роль злого ворона с удовольствием берет та самая, с черной сущностью. На ее лице во время игры парень замечает злость.

Ага, это ведьма!

Левко указал панночке на ведьму, та рассмеялась и дала награду – клочок бумаги, велела беречь. Парубок взял бумагу да и проснулся. Но не просто так, а с бумагой в руке. Он бы может, и прочитал, что там написано, но не случилось обучиться грамоте. Ничего, решил Левко, авось пригодится: ведь сказала добрая панночка, что это моя награда.

Читайте краткое содержание “Шинели” Гоголя. Повесть описывает нелегкую жизнь петербургского чиновника, который вынужден ежедневно терпеть лишения ради своей мечты.

Роман-поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

Таинственная записка

Тем временем сельский голова с винокуром искали нарушителей порядка и набрели на зачинщика ночных безобразий.

Обнаружив собственного сына, перемазанного сажей, в вывернутом тулупе, голова сильно рассердился, но что за бумага в его руке? Голова читать обучался, и смог прочесть, что написано комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским, и содержит указания сельскому голове.

Первое указание – женить сына на Ганночке, второе – отремонтировать мосты, третье – не давать лошадей судебным урядникам. А засим комиссар сообщал, что на обратном пути заедет к сельскому голове отобедать.

Что делать? Сельский голова начальство почитал, и сказал, что сына женит, да сперва поколотит за ночное буйство. А такая честь, как визит комиссара, отставного поручика, очень польстила голове. Откуда же бумага взялась у сына? Левко благоразумно промолчал о беседе с привидением и наврал про встречу с проезжавшим начальником, который передал письмо.

Что ж, сельский голова уже удостоился в прошлом чести быть проводником у царицы, так что новый повод для гордости ему пришелся по душе.

Так счастливо завершается эта страшная сказка; у Гоголя было хорошее настроение, и он закончил историю ко всеобщему удовольствию.

А что было потом…

Что происходит со сказкой потом, после того, как ее рассказали?… – Об этом вопрошает Алиса в стране чудес, но не словами автора, а песней, написанной Владимиром Высоцким для экранизации сказки.

«Потом» для литературного произведения может быть двояким.

Или тиражирование, переложение для сцены, кино, мультипликации; заимствование сюжета подражателями; многочисленные иллюстрации, картины на тему, детские игры по мотивам и т.д. Или, более часто – забвение.

«Майская ночь, или утопленница», не осталась в забвении, но и не дала новых побегов. Единственная экранизация, сделанная Мосфильмом в 1952 году, мало кому известна.

След в истории
Сказка не забыта, может быть потому, что вошла в сборник вместе со знаменитыми произведениями, а еще благодаря хрестоматиям, в которых более столетия школьников вопрошают: «Знаете ли вы украинскую ночь?» Это описание украинской ночи зубрили многие поколения русских школьников, и все знали, что дальше там что-то про утопленницу…

Сравните это с другой историей из того же сборника – «Ночь под Рождество». Трудно сосчитать экранизации, театральные постановки, карнавальные костюмы. Но это вовсе не странно.

Ночь под Рождество имеет динамичный сюжет, украшенный фольклорным антуражем, а «Майская ночь» Гоголя напоминает многочисленные декорации, в которых путаются персонажи.

Мастерство молодого Гоголя росло и в дальнейшем он сам говорил о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», что всю первую часть следовало бы исключить – это ученические работы, но ему жаль исключать эти первые опыты юношеского вдохновения.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/majjskaya-noch-ili-utoplennica.html

Гоголь Утопленница

Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница

Николай Гоголь – настоящий кудесник слова, который своими литературными творениями и сегодня удивляет читателей. Его произведения удивляют и самобытностью содержания, и уникальностью его замысла, и богатейшим и колоритным запасом слов.

Все гоголевские произведения подчинены какой-то мистике, страху, но рядом с этим всегда присутствует и что-то комическое и смешное. Даже жуткие истории у непревзойденного автора перемешиваются с неким юмором и сатирой.

Известно, что гоголевское произведение «Майская ночь, или Утопленница» и в наше время пользуется большим интересом у читателей. Известно, что два раза по гоголевской повести были созданы киноленты. Так, первая вышла в 1910 году. Режиссер В.

Кривцов изменил название, и фильм назывался «Ночь в мае». Вторая экранизация состоялась в 1953 году. Режиссером этого фильма стал известный сказочник А.Роу.

Фольклорная основа гоголевской повести

В своем произведении автор используют живую и колоритную речь народа, который зачаровывает и притягивает читателя. Фольклорные мотивы в его произведении содержатся практически в каждой строчке.

Известно, что в основу гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница» легли рассказы матери и других родственников, которые ему писали письма и с присущим им народным языком рассказывали о тех событиях, что у них произошли. Все эти истории и некоторые слова автор переписывал себе и потом использовал для создания своих произведений.

Существует письмо от Николая Гоголя своей матери, датированное тридцатым апрелем 1829 года, в котором он просит женщину поведать хотя бы несколько слов о русалках. Но в его произведение будут не только русалки, но и другие мифические герои. На страницах гоголевской повести читатель встретит и другие фольклорные жанры.

Вот только некоторые из них:•     Народные поверья.•     Предания об утопленницах.•     Истории о ведьмах.В своем произведении показывает колоритную и поэтическую жизнь своей родины – Малороссии.

История создания

Детство писателя прошло недалеко от украинского села Диканька. Это место не только колоритно, но и уникально, и даже немного мистическое. Поэтому однажды у Николая Гоголя возникло огромное желание написать несколько повестей на украинскую тему и затем уже объединить их в один цикл. Работа над этим циклом была начата в 1829 году.

Известно, что первая книга сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в печатном варианте уже появился в 1831 году, а практически уже через год появился в печати и второй том этого сборника. Гоголевский сборник получился удивительно прекрасным. В гоголевский цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошло восемь произведений, поэтому этот сборник автор поделил на две книги.

Повесть «Майская ночь, или Утопленница» был размещен в первую книгу. Произведение было хорошо принято и критиками, которые отмечали и пестроту, и яркость, и национальный колорит повести, и юмор, и предания украинского народа. Опальный поэт А.Пушкин после прочтения сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» писал:

«Они изумили меня.

Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия!».

Стоит заметить, что действие гоголевской повести переносит читателя в 17 и 18 века. Своих героев автор изображает весело и с большим юмором, но гоголевский смех доброжелательный. Есть в этом произведении и злые силы, но они тоже забавные и веселые.

Герои повести

Действующих лиц в гоголевской повести немного, поэтому стоит их перечислить и дать небольшую характеристику:
Главные герои – прекрасные люди с чистым сердцем и поэтическим ощущением жизни. Они стараются жить полной жизнью, чтобы почувствовать все краски реальности. Они выходцы из народа, поэтому так тесно с ними связаны.

Именно в их уста автор вкладывает народные и колоритные слова и выражения, они связаны с народом и своими стремлениями и помыслами. Они видят и восхищаются всеми цветами, которые преподносит им жизнь и природа. Гоголевская повесть начинается с разговора влюбленных об окошках, из которых на них глядят звезды, подобные ангелам.

Левко и Ганна рассуждают и о «райском» дереве, которое находится в далекой земле. И украинская ночь описывается через ее восприятия главными героями: белый, серебряный, блестящий, сияющий цвета. Зато второстепенных героев в повести «Майская ночь, или Утопленница» много и все они интересны и необходимы для понимания содержания. Итак, перечислим и охарактеризуем некоторых из них:➥     Колдун.

➥     Черевик.➥     Хивря, жена Черевика. ➥     Парася, родная дочь Черевика, но падчерица для Хиври.➥     Молодой парень Грицко, кум. ➥     Чернобог.➥     Афанасий Иванович.➥     Цыган. Колдун является отрицательным персонажем повести. Гоголь называет его разными именами: брат Копрян, отец и даже Антихрист.

Он долгое время странствовал, но все это были места, где совсем не было божественной религии и даже отсутствовали церкви. Поселяется он у Катерины, дочери, которая живет с мужем Данилом Бурульбашом, выходцем из Запорожья.

Сюжет гоголевской повести

Тихим украинским вечером молодые люди собираются и поют. Левко песнями вызывает свою невесту. Но прекрасная девушка появляется не сразу, ведь мать против их отношений с сыном сельского головы, боится Ганна и дерзких взглядов парней, и зависти подруг.

Левко хочет жениться на Ганне, но его отец не реагирует никак на просьбы молодого человека. Отец Левко сейчас вдов, он крив и суров. Гуляя, молодые люди выходят к заброшенному дому, в котором даже забиты ставни. Ганна задумывается о том, какие тайны содержит этот дом. А Левко рассказывает своей невесте печальную историю.

В этой украинской хате когда-то жила прекрасная девушка вместе со своим отцом. Мать у нее умерла давно, а отец вдруг решил жениться на панночке. Но мачеха оказалась ведьмой и невзлюбила она падчерицу. Не давала спокойно жить молодой и прекрасной девушке, и решила она совсем погубить падчерицу.

Смогла панночка уговорить и отца девушки, чтобы он свою родную дочь выгнал нас улицу. Некуда было девушке идти, да обида сильная ее сердце разрывала. Поэтому пошла она на высокий берег и, сбросившись с него, утопилась.

Очень скоро она смогла стать главной среди таких же утопленных девушек и все мечтала, что когда – нибудь отомстить ведьме. Однажды она все-таки смогла утащить под воду утопленницу, но и в водном царстве та смогла уйти от наказания.

Теперь на месте этого заброшенного дома собираются поставить винницу. И уже даже приехал винокур. Но рассказ парубка прерывается возвращением гуляющей молодежи. Среди них и пьяный Каленик, который никак не может найти свой дом.

Пока Левко общается с приятелями, его отец появляется из темноты и начинает предлагать Ганне свою любовь. Пылкий влюбленный решает проучить своего отца, но тот успевает скрыться. Левко, наряженный в старый тулуп, и измазанный сажей, засыпает на берегу пруда. Ему снится интересный сон, в котором явилась к нему панночка.

Она плачеи и прочит его о помощи. Если он поможет наказать мачеху, то она его отблагодарит.

Левко соглашается, и вот он смотрит на утопленниц и находит среди них мачеху. Она оказывается не такой прозрачной, как остальные, да и в глазах ее злоба таится. И тут появляется панночка, которая дает ему записку для головы. Левко просыпается и обнаруживает в руке записку. Потом выясняется, что она написана Козьмой Дергачом –Дришпановским, который командовал сельским головой. Он приказывал немедленно голове женить своего сына на панночке. Счастливый Левко, узнав, что завтра отец зашлет сватом, помчался к Ганне.

Анализ гоголевской повести

Гоголевская нечистая сила не так страшна, но может приобретать различные облики. Часто у автора представители нечистой силы не могут совладать с человеком, они беспомощны и, подчиняясь человеку, вынуждены ему помогать. Герои произведения прекрасные и сильные, они борются с нечистой силой. Основа сюжета – это любовь молодого парня к девушке. Но взрослые, родители против этого чувства.

Мать Ганны против такого зятя, так как он другого сословия. Левко – сын головы. Но и отец парня, несмотря на свой возраст, заглядывается на молодую и красивую девушку Ганну. В повести автор показывает, как отец и сын становятся соперниками.

Чтобы помочь разобраться в этой ситуации появляется нечистая сила – русалка, которая когда –то тоже жила на земле и была дочерью местного сотника.

И вот тут автор показывает традиционный сюжет повести: отец молодой девушки берет в себе в жены молодую красавицу, но вскоре выясняется, что она ведьма. Чтобы погубить ненавистную падчерицу, она превращается в кошку, но свою затею ей не удается воплотить в жизнь. Отец не поверил дочери, прогнал прочь со своих глаз. Обиженная девушка утопилась.

И теперь дала лишь момента, чтобы отомстить за обиду.

Помогая утопленнице избавиться от ведьмы, Левко помогает и себе. Ведь утром его отец получает записку от комиссара, который требует женить сына на Ганне. Эта концовка гоголевской повести сказочная.

Соседство нечистой силы и мира людей, их взаимопереплетение позволяют автору нарисовать в своем произведении забавные приключения.

Но писатель заставляет своего читателя не только улыбаться, но и задуматься о том, что влюбленный человек не боится ничего и готов добиваться своего, встречаясь даже с нечистой силой.

Но и природа в гоголевской повести становится помощницей для человека. Украинская ночь в изображении автора прекрасна. Но и главные герои называют друг друга ласково, используя разные природные образы. Например, рыбка или красная калиночка. Поэтому гоголевская повесть «Майская ночь, или Утопленница» считается самым поэтическим и лирическим произведением всего цикла.

Прочитать статью целиком: Гоголь Утопленница

Источник: https://gfom.ru/gogol_utoplennitsa_grizmanq.php

«Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница

Летним теплым вечерком парубки и девушки собрались, чтобы отдохнуть и попеть любимые песни.

Сын сельского головы, молодой козак Левко, с бандурой в руках пробирался к хате, где живет его любимая девушка Ганна. Он поет песню, но его любимая не выходит.

Юноша зовет ее, но ни звука не слышно из-за двери. Тогда в сердцах собирается уходить Левко, но, скромно потупив очи, выходит ясноокая Ганна.

Она упрекает возлюбленного в том, что пришел к ней рано, что еще много людей по улице, а она боится встречаться с Левко: ей кажется, что девушки завидуют, а парубки косо смотрят, да и мать родная стала недобро на нее поглядывать. Ганна спрашивает, говорил ли Левко со своим отцом об их отношениях, но юноша сообщает, что отец и слышать не хочет о женитьбе.

Левко обнимает девушку, утешая; они любуются красотой пруда, на берегу которого стоит старый дом. Ганна просит рассказать о нем. Юноша рассказывает историю о том, как сотник, живущий здесь когда-то с дочерью, женился на молодой красавице, а она невзлюбила падчерицу и стала ее изводить.

Она оказалась ведьмой: как-то ночью превратилась в черную кошку и хотела задушить девушку. Но та не растерялась и рубанула саблей по лапе. После этого выгнал сотник свою дочь из дома, а она с горя утопилась в пруду. Превратилась в русалку и стала у них главной. Как-то ночью ей все-таки удалось утащить мачеху в воду, да та обернулась утопленницей.

И теперь бедная панночка ночами ищет мачеху, чтобы наказать.

А на месте дома помещик решил построить винницу, для чего вызвал винокура. Левко расстается с Ганной, заслышав, как возвращаются с гуляния парубки.

II. Голова

Глава начинается с живописного описания украинской ночи, с красотой которой не сравнится ни одна другая. Именно во время такой божественно красивой ночи домой возвращается подвыпивший Каленик. Он не может найти свою хату, за что ругает сельского голову, а девушки в шутку проводят его как раз к дому головы.

Сельский голова помнит еще времена поездки царицы Екатерины в Крым, так как был выбран в ее провожатые и даже два дня сидел на козлах рядом с кучером. Теперь он при каждом удобном случае об этом вспоминает.

С тех пор он говорит со всеми важно, размеренно, изредка потупляя голову и глядя исподлобья, покручивая при этом усы. Ходит в черной свитке из домашнего сукна и подпоясывается цветным поясом из шерсти. Он крив, видит одним глазом, но даже им издалека замечает смазливую селянку.

С ним в доме живет свояченица, которая готовит, убирает, прядет ему на рубахи, белит хату и заведует всем домом.

III. Неожиданный соперник. Заговор

Левко после встречи с друзьями возвращается домой и видит Ганну, которая разговаривает с кем-то о нем.

Незнакомый мужчина предлагает девушке более серьезные отношения, чем у нее с Левко, ведь тот еще молокосос в сравнении с ним. В освещенном луной незнакомце Левко узнает своего отца.

Он потрясен и теперь понимает, почему отец притворяется глухим, когда сын заводит разговор о женитьбе на Ганне.

Возмущенный Левко сзывает своих приятелей и предлагает «побесить хорошенько голову». Все соглашаются, так как обижены тем, что тот ни одной смазливой девки не пропускает и уже «подъезжает» к их подружкам. Тогда Левко предлагает им переодеться во что попало. Толпа хлопцев с шумом несется по улицам, а благочестивые старушки крестятся: «Ну, теперь гуляют парубки!»

IV. Парубки гуляют

Село уже спит, только в хате головы светится окно. Он уже давно отужинал и хочет спать, но в гостях у него винокур, присланный для строительства винокурни. Это низенький, толстенький человечек, который все время курит свою люльку.

Борясь со сном, голова как гостеприимный хозяин поддерживает беседу с винокуром. В это время открывается дверь и в хату входит заблудившийся Каленик, считавший, что пришел к себе домой.

Он проходит в горницу, садится на скамейку и требует у своей бабы тулуп, чтобы прикрыть ноги.

Изумленный голова хочет прогнать пьянчужку, но винокур верит в приметы, а прогнать человека, уже севшего на лавку, для него означает накликать беду. Засыпающий Каленик бранит голову, и тот поднимается со своего места, чтобы проучить грубияна.

Тут в окно влетает, разбив его, увесистый булыжник. Голова берет в руки камень и от души желает тому, кто его бросил, подавиться им. Испуганный винокур останавливает хозяина просьбой никогда не «благословлять побранкою».

Он рассказывает историю своей тещи, которая, угощая прохожего галушками и увидев, как много он ест, мысленно пожелала ему подавиться этими галушками. Бедняга тут же подавился и умер.

После каждую ночь мертвец стал приходить на крышу к теще: сядет на трубу, и галушка в зубах.

За окном раздается песня, в которой голову обзывают старым дурнем: ему пора уже в гроб, а он все к девкам жмется. Хозяин крадется к двери, резко открывает ее и хватает человека в вывороченном мехом наружу тулупе. Тот вырывается, но голова его снова хватает и запирает в коморке.

Встретившись с писарем, голова с удивлением узнает, что и тот поймал зачинщика в черном тулупе. Поспорив, кто же на самом деле поймал хулигана, отпирают коморку, а там свояченица отца Левко. В хате у писаря вновь оказывается она. Решив, что это черт, чуть не спалили как ведьму, но она перекрестилась и объяснила, что это хлопцы ее засунули в чулан.

Десятские поймали еще одного в тулупе — им оказался пьяный Каленик.

V. Утопленница

Истинный же зачинщик, Левко, пробирается к старому дому. Его клонит в сон от усталости, а тишина вокруг дома и особенное сияние погружают в оцепенение. В отражении пруда он видит старинный господский дом: окна в нем чисты и видна позолота, а сам дом новый, будто сегодня покрашен. Ему даже показалась чья-то голова в окне.

Левко начинает петь, окно отворяется, и показывается прекрасная панночка. Она умоляет Левко найти ее мачеху и обещает все сделать для него, только бы он помог отыскать ту, которая мучила падчерицу при жизни, и сейчас из-за нее русалка не может свободно плавать, а тонет и падает на дно.

Левко спрашивает, как найти ведьму, и панночка показывает на поляну, где русалки играют в «ворона». Все одинаковые — не различишь.

Но Левко видит, как одна вызывается быть ведущей: она безжалостно хватает «цыпленка», и у нее будто когти выпустились, а на лице мелькнула злобная радость.

Юноша замечает, что она не так прозрачна, как остальные утопленницы — внутри виднеется что-то черное. Он кричит: «Ведьма!» и показывает на нее панночке.

Радостная русалка говорит, что знает, как он любит Ганну, но отец не разрешает ему жениться. Поэтому панночка дает ему записку, просит отдать ее отцу, и тот больше не помешает. Левко берет записку и … просыпается.

VI. Пробуждение

Проснувшись, Левко долго не может понять, приснилось ему все или нет. В руке он находит настоящую записку, которую не успевает прочитать: его в эту минуту хватают десятские. Голова с изумлением видит сына.

Отец рассержен и собирается наказать Левко за его выходки, но тот предлагает прочитать записку, а винокур по почерку определяет, что она от комиссара.

Писарь читает приказ комиссара, отставного поручика Козьмы Деркач-Дишпановского, о том, чтобы голова, Евтух Макагоненко, женил своего сына на Ганне Петрыченковой, а еще починил столбовые дороги и не давал обывательских лошадей паничам. Сам же комиссар грозил проверить исполнение своего приказа на обратном пути.

Левко объясняет, что случайно встретил комиссара, который отдал ему письмо и сказал, что на обратном пути заедет отобедать. Отец вынужден пообещать, что завтра же поп повенчает Ганну и Левко, но горд, что к нему заедет комиссар.

Левко мысленно благодарит панночку, желает ей царствия небесного и идет к дому невесты. Он видит уснувшую Ганну, крестит ее и прикрывает окно. Все село засыпает, и только пьяный Каленик шатается по улицам, разыскивая свою хату.

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя
  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Майская ночь или Утопленница»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/655-maiskaia-noch-ili-utoplennitsa-kratkoe-soderzhanie

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики