SAVUZ

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

Ломоносов М.В

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний — для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий — для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел».

«Штили» упорядочивались, прежде всего, в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов.

«Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова.

Такая программа давала возможность преодолеть русско-церковнославянскую диглоссию, еще заметную в первой половине 18 в., создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы Н.М. Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), незаконченную героическую поэму Петр Великий (1756-1761), сатирические стихотворения (Гимн бороде, 1756-1757 и др.), философский «Разговор с Анакреоном» (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757-1761), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» — в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания.

Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России.

В Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747) он написал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

Классицизм знаменовал собой важный этап в развитии русской литературы. В пору утверждения этого литературного направления была решена историческая задача преобразования стихосложения.

Тогда же положено прочное начало формирования русского литературного языка, устранявшее то противоречие межу новым содержанием и старыми формами его выражения, которое со всей резкостью обнаружилось в литературе первых трех десятилетий XVIII века.

Как литературное направление русский классицизм отличался внутренней сложностью, неоднородностью, обусловленной различием идейных и литературно-художественных особенностей творчества его основоположников.

Ведущими жанрами, которые разрабатывались представителями классицизма в период утверждения этого литературного направления, были, с одной стороны ода и трагедия, в положительных образах пропагандировавшие идеалы просвещенного абсолютизма, с другой — сатирические жанры, боровшиеся с политической реакцией, с врагами просвещения, с общественными пороками и т.п.

Русский классицизм не чуждался национального фольклора. Наоборот, в восприятии традиции народной поэтической культуры в определенных жанрах он находил стимулы для своего обогащения. Еще у истоков нового направления, предпринимая реформу русского стихосложения, Тредиаковский прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская литература середины XVII в.

уже имела хорошо обработанный литературный язык и сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская литература в начале XVIII в. не располагала ни тем, ни другим. Поэтому на долю русских писателей второй трети XVIII в.

выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем.

Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову.

Творческая деятельность русских классицистов сопровождалась и подкреплялась многочисленными теоретическими работами в области жанров, литературного языка и стихосложения.

Тредиаковский написал трактат под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал основные принципы новой, силлабо-тонической системы.

Ломоносов в рассуждении «О пользе книг церьковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение.

Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в.

абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, и общество стояло перед буржуазной революцией, которую идеологически подготовили французские просветители. В России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований.

Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма.

Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх, стоящий в своих представлениях выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующий от каждого из них честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр I, личность уникальная по уму, энергии и широкому государственному кругозору.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 —50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна совершила переход от церковной идеологии к светской. Россия нуждалась в точных, полезных для общества знаниях.

О пользе наук почти во всех своих одах говорил Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение». Само слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом.

«Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством. В Западноевропейской просветительской литературе XVIII в., особенно на позднем этапе ее развития, «просвещенность» определялась степенью оппозиционности к существующим порядкам.

В русском классицизме 30 —50х годов «просвещенность» измерялась мерой гражданского служения абсолютистскому государству. Русским классицистам — Кантемиру, Ломоносову, Сумарокову — была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии.

Но если на Западе речь шла о защите принципа веротерпимости, а в ряде случаев и атеизма, то русские просветители в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церковных властей.

Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. «Плоть в слуге твоем однолична», — указывал Кантемир дворянину, избивающему камердинера. Сумароков напоминал «благородному» сословию, что «от баб рожденным и от дам / Без исключения всем праотец Адам».

Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права», призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков, указывая на природное равенство дворян и крестьян, требовал от «первых» членов отечества просвещения и службой подтвердить свое «благородство» и командное положение в стране.

Если в западноевропейских вариантах классицизма, и особенно в системе жанров французского классицизма, главенствующее место принадлежало драматическому роду — трагедии и комедии, то в русском классицизме жанровая доминанта смещается в область лирики и сатиры.

Общие жанры с французским классицизмом: трагедия, комедия, идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма, сатира.

Page 3

В начале XIX века еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма: М.М. Херасков (1733-1807) и Державин (1743-1816). Но их творчество, претерпевшее сложную стилевую эволюцию, шло постепенно к упадку.

К началу XIX века русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно-проветительный пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества.

Но, тем не менее, прогрессивные традиции классицизма еще долгое время сохраняются в русской литературе в творчестве передовых писателей. Все более и более классицизм становился ареной эпигонства. Однако официально поддерживаемое и пропагандируемое классицистское направление по инерции ещё пользовалось большим вниманием.

1. Г.Н. Поспелов, Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972, стр. 66.

2. Моисеева Г.Н.. Ломоносов и древнерусская литература../ Г.Н. Моисеева. — Л., Наука, 1971, стр. 9.

3. Русская литература XVIII века.- Л., 1937, стр.169

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М., Академический проект, 2001.

5. Культура Нового Времени. Классицизм // Электронная публикация http://www.countries.ru/library/newtime/classizm.htm

6. Мамонтов С.П. Основы культурологи. — М., Олимп, 1999.

Источник: https://studbooks.net/771618/literatura/lomonosov

Ломоносов в русской литературе

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Определение 1

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Определение 3

Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Замечание 1

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха.

В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам.

Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Определение 4

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Определение 5

Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия — захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

  1. «Утреннее размышление о Божием Величестве»;
  2. «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»;
  3. «Ода на день восшествия на престол….»;
  4. «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»;
  5. «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу».

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Определение 6

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка.

Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков.

Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль:

  1. Элегия;
  2. Драма;
  3. Сатира;
  4. Эклог.

Низкий штиль:

Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» — учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.

Замечание 2

М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/lomonosov_v_russkoy_literature/

Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов.

В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий.

Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.

Образованность Ломоносова, особенность творчества

Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой.

Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени.

Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.

Борьба с «иностранщиной»

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной».

Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства.

Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым.

Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря.

Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

«Витиеватый слог» Ломоносова

«Витиеватый слог», который использовал Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также о второй половине 17 века.

Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог.

Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.

О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.

Теория стилей Ломоносова

Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям.

Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю».

Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются «необыкновенным» образом и составляют тем самым что-то «приятное» и «важное».

Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.

Значение поэтических творений Ломоносова

Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик.

В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В.

Ломоносов в литературе. И не только в ней.

Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.

Литературное наследие Ломоносова

Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах.

Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии».

Однако именно ода была его излюбленным жанром.

Ода как жанр

Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.

К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.

Основные темы од Ломоносова

Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.

Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.

Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.

Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.

Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.

Пропагандистская направленность од

Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм.

Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны.

Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.

Идеал «просвещенного монарха»

Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.

Особенности од Ломоносова

Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.

Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.

Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.

Источник: https://FB.ru/article/217338/mihail-vasilevich-lomonosov-v-literature-veka

Творчество Ломоносова М.В. (конспект лекции)

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

1. Поэзия М.В. Ломоносова

2. Оды

3. Стиль М.В. Ломоносова

1. Поэзия М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — один из крупнейших научных деятелей середины XVIII в., развивающих идеи Петра и стремящихся к распространению в России просвещения и наук. В поэзии Ломоносов проявил себя как талантливейший поэт и обогатил русскую поэтическую традицию новыми приемами и стилями.

Деятельность Ломоносова как поэта способствовала завершению эры силлабического стихосложения, к которому тяготели его предшественники Кантемир и Тредиаковский, и обусловила начало нового этапа развития русского стихосложения, когда главным стихотворным размером становится четырехстопный ямб — стихотворный размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах, и этот размер достиг своего расцвета в творчестве А. С. Пушкина.

Поэтическое творчество Ломоносова можно разделить на два этапа:

немецкий период, который связан с пребыванием Ломоносова в Германии в качестве студента;

русский период, который начался после возвращения Ломоносова из Германии в Россию.

Для немецкого периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

— использование в начале своего поэтического творчества силлабического типа стихосложения, знакомого Ломоносову по творчеству и виршам Симеона Полоцкого;

— влияние на творчество Ломоносова одного из представителей барокко немецкого поэта Гюнтера;

— знакомство с немецкими литературными школами и использование их канонов и правил в построении новых законов русского стихосложения;

— знакомство с местными литературными течениями, которые возникали после «смерти» литературного стиля барокко, — одним из таких направлений стал немецкий классицизм;

— близость Ломоносову общественно-государственного и гражданского пафоса классицизма, однако это направление не имело решающего значения в его поэтическом творчестве;

— преобладание лирических стихотворений;

— начало реформы стихосложения и новые веяния в этой области заключались в следующем:

* отход от канонов Тредиаковского;

* чередование мужских и женских рифм;

* использование нового для русской поэзии стихотворного размера — ямба, и среди произведений, написанных в этом размере, можно выделить следующие:

! переведенное небольшое стихотворение Анакреона, ставшее первым русским ямбическим стихотворением;

! торжественная ода на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин, написанная в 1739 г. и включавшая в себя 280 стихов, и в ней чередовались рифмы мужские и женские.

Для русского периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

— изменения в тематике поэтического творчества, которые выражались в следующем:

* исчезновение любовной лирики: нежных личных стихов о печальной или счастливой любви;

* преобладание больших государственных тем (тема строительства и укрепления новой государственности и просвещения), и его поэзия теперь служит отстаиванию его политических убеждений и помогает делу всей его жизни — продолжению дела Петра по распространению в России просвещения;

* создание стихотворного произведения «разговор с Анакреоном», имеющего своеобразную художественную структуру, которая заключается в следующем:

! построена в форме литературного диалога двух поэтов

! вначале дан перевод оды Анакреона;

! затем следует стихотворный ответ на эту оду самого Ломоносова;

! чередование переводов и ответов Ломоносова;

— понимание литературы как государственного дела;

— полный переход к такому литературному жанру, как торжественная, или похвальная, ода.

2. Оды М.В. Ломоносова

Оды М.В. Ломоносова являют собой основной вид его поэтического творчества, и именно благодаря этому поэтическому жанру Ломоносов оказал сильнейшее влияние на русскую поэзию и создал себе имя талантливого одописца. Оды Ломоносова имели следующие особенности:

— носили характер похвальной, торжественной оды, под которой понимается обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна;

— строфы каждой оды включали в себя всегда по десять стихов;

— приурочивались к каким-либо торжественным официальным событиям, например дням рождения, именинам и т. д.;

— имели целью внедрить в сознание современников, и в первую очередь государственных деятелей, политические взгляды Ломоносова, т. е. были идейно насыщенными и политически направленными;

— имели черты лирического произведения, но лирика носила не индивидуальный, а коллективный характер и выражала стремления государственные, а не личные;

— каждая ода вмещала в себя несколько тем, в которых освещались глобальные задачи развития государства.

Оды Ломоносова имели следующую политическую концепцию:

— были основаны на идее «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха, на которого не влияют ни Церковь, ни дворянство;

— в качестве образов выступали не столько конкретные цари и монархи, сколько идеал монарха, основанный на идее «просвещенного абсолютизма», а реальным персонажам, которые воспевались в одах, приписывались черты этого идеала (которых подчас не существовало у реального человека), т. е. реальные персонажи просто служили средством для выражения этого идеала монарха;

— являлись манифестами той просвещенной власти, о которой мечтал Ломоносов, и его политической идеологии, а не взглядами царицы и правительства;

— часто воспевали личность Петра I , который и являлся для Ломоносова идеалом просвещенного монарха.

Оды Ломоносова имели следующую тематику:

— воспевание славы и величия России;

— воспевание народа России, его силы и могучего духа;

— рассуждения о великом будущем России и ее народа;

— проповедование просвещения и необходимости наук;

— рассуждения о науке, природе и ее незримой силе (в этом проявляется неотделимость Ломоносова-ученого от Ломоносова-поэта).

3. Стиль М.В. Ломоносова

Литературный стиль М.В. Ломоносова оказал серьезное влияние на дальнейшее существование и развитие русской литературы. Уникальный поэтический талант Ломоносова сыграл важнейшую роль в установлении литературных норм языка, которые впоследствии были упрочены в творчестве А.С. Пушкина. Стиль Ломоносова можно охарактеризовать следующим образом:

— использование некоторых элементов классицизма, который господствовал в европейских литературах того времени, и это выражалось в следующем:

* стремление к разделению литературных произведений на жанры;

* отражение гражданских идеалов классицизма в поэзии;

— отрицание следующих черт классицизма:

* рациональный взгляд на действительность;

* логический характер семантики;

* отсутствие фантазии;

* деловая простота и трезвость, минимум эмоционального, максимум рационального компонента в произведениях;

— связь с традициями культуры Возрождения в поэзии, и эта связь выражается в следующем:

* восприятие традиций Ренессанса через литературу барокко;

* патетика и грандиозность од;

* напряженно-образная, метафорическая манера;

— связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, которая выражается в самом жанре похвальной оды;

— выражение в одах устремленности к будущему, к мечте, а не анализ настоящего;

— торжественность и пышность од, их величественно-торжественный, приподнятый характер, и это было связано с общим подъемом национального сознания и успехами России и тот период;

— использование различных языковых и риторических приемов, среди которых можно выделить:

* украшающие фигуры и тропы;

* словесное изобилие;

* прием замкнутого периода, т. е. организация мелких единиц текста и отношении целой иерархии соподчиненных элементов, периода;

* симметричное расположение групп слов и предложений;

* интаксические навыки классического латинского красноречия (своеобразная расстановка запятых в строке, их минимальное использование);

* обилие славянизмов, библеизмов;

* риторические фигуры, например восклицания и вопросы ораторского характера;

* своеобразие подбора слов в строке, часто по признаку их эмоционального ореола, например слова, выражающие великолепие чего-либо: «бурный». «взвивает», «отверзает», «великолепный», «славный» и т. п.;

— сосредоточение эмоционального подъема оды вокруг темы лирического восторга самого поэта, но Ломоносов не выдвигает себя в качестве этого поэта и его образ лишен конкретных, индивидуальных черт;

— использование множества максимально обобщенных аллегорий в описании различных образов, явлений, например Россия представляется как гигантское существо человеческого вида;

— законченный стиль и насыщенность изобразительных средств од, что сыграло важнейшую роль в росте русской литературы;

— использование простого, невозвышенного языка без славянизмов и метафизической напряженности в произведениях сатирических, бытовых и комических жанров, а также басен и эпиграмм, и к таким произведениям Ломоносова могут быть отнесены следующие его произведения:

! лирические стихи о любви немецкого периода;

! некоторые переводы, переложения из Библии (кроме «Размышлений»);

! перевод из Анакреона «Ночью темною…» и др.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/lomonosov_m_v/tvorchestvo_lomonosova_m_v_konspekt_lektsii/110-1-0-2225

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики