SAVUZ

Лицейская лирика Пушкина А.С. (до 1817 г.)

Лицейский период творчества Пушкина – Русская историческая библиотека

Лицейская лирика Пушкина А.С. (до 1817 г.)

В «лицейский период» творчества Пушкина мы включаем не только эпоху его пребывания в Царском Селе (1813-1817), но и время его жизни в Петербурге 1817-1820. Самая характерная черта пушкинской поэзии того и другого времени – яркое преобладание в ней ложноклассических и просветительско-эпикурейских влияний. (Подробнее – см. в статье Периоды творчества Пушкина).

Ещё в родительском доме мальчика-поэта окружали французские влияния: преклонение перед Мольером, Корнелем и Расином и увлечение французской «легкой поэзией» [1] – вот атмосфера, в которой воспитывались детские литературные вкусы Пушкина. Ей отдали дань почти все русские лирики-псевдоклассики, начиная с Сумарокова.

Остроумная, слегка сентиментальная, и, в то же время, часто прозрачно-циничная, эта поэзия, повторяя шутки древности, в пастушеских эклогах, эпиграммах, насмешливых эпитафиях, красиво и грациозно воплотила забавы утонченного французского ума: под прикрытием шалостей греческих пастухов и пастушек, Дафнисов и Хлой, или веселых олимпийцев, резвых нимф и сатиров часто изображались действительные похождения тогдашних маркизов и маркиз.

В России XVIII столетия эта поэзия имела большой успех: и если даже «серьезная» лирика (ода), уступая натиску времени, теряла свой возвышенный, строго-величавый характер и, наполняясь новым содержанием, приближалась к «поэзии действительности», то еще большую свободу, в этом направлении, имела «легкая поэзия».

Время Екатерины II, время беззаботного, изысканного прожигания жизни особенно способствовало популярности у нас этих стихотворных безделушек, переводных, подражательных и оригинальных. Такими «безделушками» увлекался и отец Пушкина, и дядюшка его Василий Львович, небезызвестный в то время поэт.

В отцовской библиотеке мальчик-Пушкин ещё до поступления в лицей нашел почти полный подбор подобных произведений; ими он зачитывался, их выучил «наизусть». Немудрено, что ему рано стали грезиться шаловливые нимфы, фавны, сатиры…

Поэзия олицетворялась тогда для него в виде античного бога Аполлона, или «музы-вакханочки»: он бредил греческой мифологией и легко усвоил избитые термины классической и псевдоклассической поэзии: «лира», поэт-«жрец» и пр.

Под влиянием этой жизнерадостной, беззаботной поэзии, он даже в сочинениях Вольтера не усмотрел серьезного содержания, и оценил только его остроумие, его блестящий тонкий цинизм.

За вольтеровским смехом он не подметил того беспросветного пессимизма, который за ним скрывался. Да это и понятно: в этот период жизни Пушкин был далек от «пессимизма».

Его пленял «эпикуреизм» классической и псевдоклассической поэзии.

Жизненная философия Пушкина в лицейский период

Пушкин продолжал творить и в стенах лицея. Прекрасно усвоил он учение «эпикурейцев» и не раз в своих ранних юношеских стихах рекомендует себя поклонником этой утешительной системы. За это он называет себя «мудрецом», «апостолом мудрой веры», «ленивым философом», «поэтом сладострастья», «сыном неги»…

Охотно расточает он наставления типа: «наслаждайся, наслаждайся! чаще кубок наливай, страстью пылкой утомляйся и за чашей отдыхай!» «любви нет боле счастья в мире» «без вина здесь нет веселья, нет и счастья без любви».

Ловить «резвое счастье», расточать без боязни «жизни дни златые», «играть», забывая печали, искать истины «на дне бокала» – вот, что советовал друзьям юный «парнасский волокита».

Этот «беспечный Пинда посетитель» тогда легко смотрел на свою поэзию: муза – его «вакханочка», его «цевница» «мечтаний сладостных певица», его послания – «летучие», стихи его – «ветреные», веселиться – его «закон»… Пушкин «только с музой нежится младой», своим произведениям он не придает особого значения, они «плоды веселого досуга», «не для бессмертья рождены, для самого себя, для друга, да для Темиры молодой».

Пушкин сам откровенно указывает, откуда пришли к нему свойственные лицейскому периоду беззаботные настроения. Он себя называет «наследником поэзии» Лафора, Шолье, Парни. Их Пушкин именует «врагами труда, забот, печали».

Эти «сыны беспечности ленивой» были ему «любезны»; «муза праздности счастливой венчала их», «веселых граций перст игривый» «оживлял их младые лиры», и наш молодой поэт, по его словам, увлекаемый ими, «крался вслед за ними», покоренный их легковесной славой (Ср. стихи «Послание к Галичу», «Послание к Ив. Ив. Пущину», «Мое завещание», «Городок».

«К Батюшкову», «Гроб Анакреона», «Послание к Юдину», «Моему Аристарху».). Из русских писателей тогда особенно увлекал юношу Батюшков, который в первом периоде своего творчества был таким же беззаботным певцом эпикуреизма.

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина, 1911

Целый ряд произведений Пушкина, в которых действующими лицами являлись пастухи и пастушки, нимфы и сатиры, был результатом этого преклонения перед Парни и компанией. (Ср. стихи: «Леда», «Блаженство», «Гроб Анакреона», «Фавн и Пастушка», «Амур и Гименей», «Фиал Анакреона», «Торжество Вакха».).

Даже мрачной, холодной поэзией Оссиана увлекся он в переделках Парни (Ср. стихи: «Кольна», «Эвлега», «Осгар».). Лицейские произведения Пушкина автобиографического содержания проникнуты таким же безоблачным настроением: вино, любовь и дружба – вот единственные мотивы этих произведений.

К ним относятся все многочисленные послания его к друзьям и красавицам, мимоходом пленявшим его легковоспламеняющееся сердце.

Надо, впрочем, добавить, что многие из тех шумных и широких развлечений, которые воспевал Пушкин во время пребывания своего в лицее, относились к области «фантазии». Он сам не раз признается, что в ранней юности был большим «фантазером-мечтателем»

Фантазия, тобою
Одной я награжден! –

восклицает он в одном произведении; себя он называет «невольником мечты младой», говорит, что «мечта младых певцов удел». В мечтах Пушкин обладал тогда «всеми радостями земными». Поэта-лицеиста тянуло в очарованный мир фантазии, туда, «где мир одной мечте послушный». Действительная жизнь Пушкина была куда скучнее и скромнее.

Тем «прекраснее» был «мир мечты»: он казался ему роскошным садом, где не переводятся цветы, увядает один, расцветает другой… Хлоя сменяются Доридой, любовь – вином. Юноша-поэт, окрыляемый фантазией, видел себя в роскошном хороводе красавиц, в кругу друзей, где царят тонкие анакреонтические настроения.

Отуманенный этой оранжерейной атмосферой, не имевшей ничего общего с действительностью, Пушкин в этот период пел восторженную песнь безмятежному эпикуреизму…

Позднее, когда Пушкин кончил лицей и вступил в жизнь, этот «эпикуреизм» выразился в самом бесшабашном прожигании жизни. Тогда поэт перестал воспевать бестелесных Хлой и Дорид, стал воспевать живых женщин и живую любовь, имеющую мало общего с тем отвлеченным, фантастическим чувством, с которым он носился в лицее.

Но Пушкин никогда не был в исключительном подчинении у одних настроений, если «эпикурейские» мотивы были типичными для этой эпохи, то нельзя умолчать и о других, заметно определившихся в этот период в его творчестве.

Отечественная война 1812 года сорвала несколько могучих аккордов даже с нежной лиры Жуковского. Тем понятнее «героические» настроения у более разностороннего и впечатлительного Пушкина.

В честь войны 1812-го и заграничного похода 1813-1814-го годов им написан ряд прочувствованных патриотических произведений («Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1814 году».).

Но эти попытки «парить» вослед Державину остались в пушкинском творчестве одинокими.

Необходимо также отметить присутствие в пушкинской поэзии лицейского периода элегических мотивов. Эти мотивы клином врезаются в его эпикурейские настроения. Они были вызваны чувством чистой любви, которая впервые охватила Пушкина в стенах лицея. Этому чувству посвящено несколько произведений, грустных и возвышенных по настроению («Послание к кн.

Горчакову», «Разлука», «Уныние», «Элегия», «Я думал». Об этом чувстве он говорит также в стихотворениях: «Наездники», «Желание», «Осеннее утро», «Разлука», «Элегия», «Наслаждение», «Окно» и др.). Несчастная любовь отравила его радость.

Пушкин теперь называет себя на жизненном пиру «гостем угрюмым», «душа у него больная»; «одной слезы» оказалось достаточно, чтоб «отравить бокал»; «уснув лишь раз, на тернах», он проснулся…

Реалистический элемент у Пушкина лицейского периода. «Городок»

Характерно, что уже в эту пору раннего творчества у Пушкина начали проявляться симпатии к тому художественному реализму, которые впоследствии упрочили за ним славу «поэта действительности».

Так, в стихотворении «Городок» поэт сумел удачно изобразить трогательную прелесть русского захолустья: веселый сад, со старыми липами, цветущей черемухой и березами, домик «в три комнаты», тишина, лишь изредка прерываемая скрипом телег…

И в этой идиллической обстановке жизнь так же тиха, «беспорывна». Рассказы словоохотливой старушки и добродушного инвалида-старика приятно разнообразят «святую» тишину.

В этой жизни нет ничего напоминающего мотивы и картины псевдоклассической поэзии, это неприкрашенная русская правда, всю красоту которой Пушкин, очевидно, сумел прочувствовать еще юношей.

…Но вот уж полдень. В светлой зале Весельем круглый стол накрыт: Хлеб-соль на чистом покрывале, Дымятся щи, вино в бокале И щука в скатерти лежит… Соседи шумною толпой

Взошли, прервали тишину…

В другом стихотворении «Сон» (1816) опять перед нами чисто-русский деревенский пейзаж:

…Как утро здесь прекрасно! В тиши полей, сквозь тайну сень дубрав, Как юный день сияет гордо, ясно! Светлеет все; друг друга перегнав, Журчат ручьи, блестят луга безмолвны: Еще роса под свежей муравой,

Златых озер недвижно дремлют волны…

Эпиграммы Пушкина

Еще в лицее Пушкин стал сочинять эпиграммы на различные события и деятелей лицейской жизни. По окончании лицея эти эпиграммы юноши-поэта приобретают более серьезный характер, ими он теперь разит не только своих личных врагов, но и принципиальных противников его литературного и политического либерализма.

Поражая противников «Арзамаса» и врагов Карамзина, он так же дерзко нападает на тогдашних вожаков русской государственной жизни: Аракчеева, Фотия, Голицына.

Значение этих смелых и злых стишков громадно, они были верным отражением того недовольства политикой императора Александра, которое созревало в либеральной части русского общества.

Политические стихотворения Пушкина. «К Чаадаеву»

Но, кроме этих стихотворных «проказ», Пушкин в это время написал и три серьезные политические стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня» и «Вольность».

Все они, очевидно, сложились под живым впечатлением чьих-то горячих искренних речей, случайным слушателем которых был Пушкин.

Как всегда отзывчивый, Пушкин, в минуты подъема, настраивал свою «изнеженную», шаловливую лиру на возвышенный лад, и тогда мечты о конституции, об освобождении крестьян, мечты, модные в русском обществе, находили у него воплощение в прочувствованных стихах:

Товарищ! верь, взойдет она, Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна!..

В стихотворении «Деревня» поэт тоскует при виде «губительного позора, невежества русской деревни»; его возмущают картины «барства дикого» и «тощего рабства». Кончается это стихотворение прекрасным вопросом:

Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный, И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

И шутливые, и серьезные политические стихотворения Пушкина ходили по рукам, переписывались, заучивались наизусть. Такая популярность указывает, что творчество поэта было верным «эхом» тогдашней повышенной политической жизни. С ним пришлось считаться петербургским властям, и ода «Вольность» (сочинена в период от 1817 до 1819 г.) послужила предлогом для высылки поэта из столицы.

Стихотворение Пушкина «Чернь»

Но хотя реалистические и политические мотивы очень заметны в творчестве молодого Пушкина, наиболее характерны для этой эпохи его творчества не они. Тогда Пушкин остается еще по преимуществу «эпикурейцем».

«Черни презирай ревнивое роптанье», – поучает он в одном стихотворении, понимая под чернью всех «благоразумных» людей, которые не понимали его эпикуреизма. Такой же «чернью» был для него и «высший свет», весь окованный «приличиями».

К «черни» Пушкин, по-видимому, был готов отнести и литературных «староверов», слишком строгих Аристархов-псевдоклассиков.

Таким образом, уже в этот первый период определилось в Пушкине стремление к независимости чувств и мысли. «Чернью», в его глазах, была всякая среда, которая дерзала накладывать свое «veto» на свободное пользование благами свободной жизни.

К лицейскому периоду тесно примыкает и поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

[1] «Легкая поэзия (poèsies lègères, poèsies fugitives, vers de socièté) стихотворные шалости любовного, или шутливого, характера (песни Анакреонта, Овидия, мадригалы, стансы, сонеты, триолеты, рондо). Хлои и Дафнисы, Психеи и Амуры, нимфы и сатиры – любимые образы этой поэзии. Во Франции произведениями в таком роде особенно прославились Лафонтен, Шолье, Жан-Батист Руссо, Вольтер и Парни.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3400-litsejskij-period-pushkina

Лицейская лирика Пушкина А. С. Анализ и список произведений

Лицейская лирика Пушкина А.С. (до 1817 г.)

Пушкин начал писать стихи довольно рано, и не всеми своими ранними работами он был доволен. Однако лицейская лирика Пушкина представляет большой интерес для исследователей, ведь именно в это время формируется поэтическая манера автора.

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения.

Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества.

Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения.

Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере.

Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Первый серьезный литературный опыт поэта появился в печати в 1814 году. Это было произведение «К другу стихотворцу». Следует сказать, что, как и другие ранние работы поэта, данный стих был подражательным. Пушкин унаследовал манеру Буало.

В шутливо-комической манере лирический герой стихотворения обращается к своему другу, который пишет стихи. Он советует ему бросить поэзию, ведь «быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое». Несмотря на юный возраст, Пушкин трепетно ощущал настоящее предназначение поэта.

Это не тот, кто может рифмовать строки, он должен учить, радовать ум, переживать и бесконечно много трудиться, не щадя себя.

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе».

Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы – Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя.

Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль.

После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России.

В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Почему стихотворения Пушкина выглядели необычными и новыми? Главным образом из-за языка. Пушкин выбирает особый поэтический стиль. Больше нет тяжеловесных фраз, длинных строк, трудных для восприятия синтаксических конструкций, которые были так характерны для поэтов классицизма.

Александр Сергеевич перенимает стиль таких французских поэтов, как Парни и Вольтер, чье творчество принято называть «легким». Однако легкость проявлялась не только на уровне стиля, но и на уровне тематики. Лицейская лирика Пушкина – это утверждение эпикуреизма, свободного отношения к жизни.

Этот мотив Пушкин заимствует у своего соратника по перу- Батюшкова. Еще одним известным стихотворением лицейского периода становится послание 1814 г. «К Батюшкову». В этом тексте поэт называет друга «ленивцем», «резвым философом».

Пушкин дает дружеские советы Батюшкову: наслаждаться жизнью, любовью, но не забывать муз.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Гражданские мотивы то и дело появлялись в стихотворениях поэта на всем протяжении его творческого пути, исключением не была и лицейская лирика Пушкина. Стихи, в которых звучат эти мотивы, отличаются живостью, энергичностью и юношеской бескомпромиссностью. Одна из самых известных работ – «Лицинию» (1815 г.).

В данном тексте Александр Сергеевич привлекает обширный пласт античных символов и образов. Автор рассказывает нам о времени римского упадка, когда люди обожествляли своего императора, когда стали снижаться нравственные нормы. Лирический герой – это молодой и пылкий поэт.

Он предлагает своему другу Лицинию покинуть Рим, уйти в деревню и там работать с поэзией, словом осуждать низкие нравы их времени. Это произведение хорошо сопоставляется с вольнолюбивой лирикой поэта, созданной им в первый Петербургский период.

Однако лицейская лирика отличается полным отрицанием государственной власти, которое продиктовано эпикурейским взглядом на мир.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности.

Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде.

В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно – каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Лицейская лирика Пушкина: стихи (список)

Наиболее известные стихи Пушкина, написанные им в Царскосельском лицее:

  1. «Воспоминания в Царском Селе».
  2. «Лицинию».
  3. «К Батюшкову».
  4. «К Жуковскому».
  5. «Желание».
  6. «Элегия».
  7. «Наездники».

Выводы

Богатейший материал для исследования представляет собой лицейская лирика Пушкина.

Кратко ее можно охарактеризовать как становление поэтической манеры писателя, в которой ярко проявился талант мастера всех жанров, а также умение работать со словом.

Ведь уже в этих стихах виден гармоничный стиль, легкость и красота поэзии. Основные темы лирики Пушкина этого периода: поэзия, дружба, любовь.

Источник: https://FB.ru/article/165475/litseyskaya-lirika-pushkina-a-s-analiz-i-spisok-proizvedeniy

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики