SAVUZ

Конармия характеристика образа Гедали

Исаак Бабель,

Конармия характеристика образа Гедали
Искусство и развлечения 19 февраля 2016

Прославился своими работами советский писатель и драматург Исаак Бабель. «Конармия» (краткое содержание рассмотрим ниже) – известнейшее его произведение.

В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени. С. Буденный и К. Ворошилов приняли книгу в штыки.

Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, — заступничество Максима Горького.

Бабель, «Конармия»: краткое содержание

«Конармия» — это сборник рассказов, которые начали издаваться в 1926 году. Объединяет произведение общая тематика – гражданская война начала 20 века. Основой для написания послужили дневниковые записи автора во время службы в 1-й Конной армии, которой командовал С. Буденный.

«Мой первый гусь»

Сборник «Конармия» открывается именно этим рассказом. Главный лирический герой и рассказчик Лютов, работающий в газете «Красный кавалерист», попадает в ряды 1-й Конной армии под командованием Буденного. 1-я Конная воюет с поляками, поэтому проходит по Галиции и Западной Украине. Далее идет изображение военной жизни, где только кровь, смерть и слезы. Здесь живут одним днем.

Казаки насмехаются и издеваются над интеллигентишкой Лютовым. А хозяйка отказывается его кормить. Когда он изголодался до невозможности, то пришел к ней и потребовал себя накормить. А потом вышел во двор, взял саблю и зарубил гуся. После чего приказал хозяйке его приготовить. Только после этого казаки стали считать Лютова почти своим и прекратили насмешки.

«Смерть Долгушова»

Сборник рассказов Исаака Бабеля продолжает история телефониста Долгушова. Как-то Лютов натыкается на смертельно раненного сослуживца, который просит из жалости добить его. Однако главный герой не способен убить даже для облегчения участи.

Поэтому он просит Афоньку подойти к умирающему. Долгушов и новый помощник о чем-то разговаривают, а потом Афонька стреляет ему в голову.

Красноармеец, только что убивший товарища, в гневе кидается на Лютова и обвиняет его в ненужной жалости, от которой только вред.

«Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»

Много внимания уделяет своему главному герою Бабель («Конармия»). Краткое содержание вновь рассказывает о душевных тревогах Лютова, который втайне завидует решительности и твердости казаков. Главное его желание – стать среди них своим.

Поэтому он стремится их понять, внимательно выслушивает рассказ генерала о том, как тот расправился с барином Никитским, которому до революции служил. Хозяин часто приставал к жене Матвея, поэтому, как только он стал красноармейцем, решил отомстить за обиду. Но Матвей не застрелил Никитского, а на глазах жены затоптал.

Сам генерал говорит, что стрельба – это милосердие и помилование, а не наказание.

«Соль»

Раскрывает судьбы обычных красноармейцев в своем произведении Бабель. «Конармия» (краткое содержание это подтверждает) – своеобразная иллюстрация послереволюционной действительности. Так, Лютов получает письмо от конармейца Балмашева, который рассказывает о случае в поезде. На одной из станций бойцы подобрали женщину с ребенком и пустили к себе в вагон.

Однако постепенно у них стали закрадываться сомнения. Поэтому Балмашев срывает пеленки, но вместо ребенка обнаруживает мешок с солью. Красноармеец приходит в ярость, обрушивается на женщину с обвинительной речью, а потом выбрасывает ее из поезда. Несмотря на падение, женщина осталась цела.

Тогда Балмашев схватил оружие и застрелил ее, считая, что таким образом смыл позор с трудового народа.

«Письмо»

Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных.

Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду.

Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.

«Прищепа»

Следующий рассказ посвятил молодому кубанцу Прищепе Исаак Бабель («Конармия» об этом повествует). Герою пришлось спасаться от белых, которые убили его родителей.

Когда из станицы прогнали врагов, Прищепа возвратился, но все имущество успели разграбить соседи. Тогда он берет телегу и идет по дворам искать свое добро.

В тех хатах, в которых удавалось ему найти вещи, принадлежащие родителям, Прищепа оставляет повешенных собак и старух над колодцами и загаженные пометом иконы.

Когда все было собрано, он расставляет вещи по прежнем местам и запирается в доме. Здесь он беспробудно пьет двое суток, рубит столы шашкой и поет песни. А на третью ночь над его домом занимается пламя. Прищепа идет в сарай, выводит корову, оставшуюся от родителей, и убивает. После этого он садится на коня и уезжает куда глаза глядят.

«История одной лошади»

Это произведение продолжает рассказы Бабеля «Конармия». Для конармейца конь – это самое главное, он и друг, и товарищ, и брат, и отец. Однажды начдив Савицкий забрал белого коня у командующего первым эскадроном Хлебникова. С тех пор Хлебников затаил обиду и ждал удобного случая для мести.

И как только Савицкий потерял свою должность, он написал прошение о том, чтобы ему вернули жеребца. Получив положительный ответ, Хлебников отправился к Савицкому, который отказался отдать коня. Тогда командир идет к новому начштаба, но тот прогоняет его прочь.

Тогда Хлебников садится и пишет заявление о том, что он обижен на Коммунистическую партию, которая не в состоянии вернуть ему имущество. После этого он демобилизуется, так как имеет 6 ранений и считается инвалидом.

«Пан Аполек»

Затрагивают и церковную тему произведения Бабеля. «Конармия» повествует о богомазе Аполеке, которому была поручена роспись новгородского костела в новой церкви. Художник предъявил диплом и несколько своих работ, поэтому ксендз принял его кандидатуру без вопросов. Однако, когда работа была сдана, работодатели сильно вознегодовали.

Дело в том, что художник произвел простых людей в святые. Так, в образе апостола Павла угадывалось лицо хромого Янека, а Мария Магдалина была очень похожа на Эльку, еврейскую девушку, мать немалого числа подзаборных ребятишек. Аполека прогнали, а на его место наняли другого богомаза. Однако тот не решился закрасить творение чужих рук.

Лютов — двойник Бабеля из «Конармии», познакомился с опальным художником в доме сбежавшего ксендза. При первой же встрече пан Аполек приложил сделать его портрет в образе блаженного Франциска всего за 50 марок. Кроме того, художник поведал кощунственную историю о том, как Иисус женился на безродной девушке Деборе, которая родила от него сына.

«Гедали»

Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.

Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями.

Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей».

Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.

Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.

«Рабби»

Лютов остановился в одном из домов на ночлег. Вечером вся семья садится за стол, во главе которого находится рабби Моталэ Брацлавский. Здесь же сидит и его сын Илья, лицом похожий на Спинозу. Он воюет на стороне Красной Армии. В этом доме царит уныние и чувствуется близкая смерть, хотя сам рабби и призывает всех радоваться тому, что они еще живы.

С невероятным облегчением Лютов покидает этот дом. Он идет на вокзал, где уже стоит поезд Первой Конной, а в нем ждет недописанная газета «Красный кавалерист».

Анализ

Создал нерасторжимое художественное единство всех рассказов Бабель («Конармия»). Анализ произведений подчеркивает эту особенность, так как выявляется определенная сюжетообразующая связь. Более того, сам автор запрещал менять местами рассказы при переиздании сборника, что также подчеркивает значимость их расположения.

Объединил цикл и одной композицией Бабель. «Конармия» (анализ позволяет в этом убедиться) – неразрывное эпически-лирическое повествование о временах Гражданской войны.

В нем объединены и натуралистические описания военной действительности, и романтическая патетика. В рассказах нет авторской позиции, что позволяет читателю сделать собственные выводы.

А образы героя-рассказчика и автора так сложно переплетены, что создают впечатление присутствия нескольких точек зрения.

«Конармия»: герои

Кирилл Васильевич Лютов – центральный персонаж всего сборника. Он выступает как рассказчик и как невольный участник некоторых описанных событий. Более того, он двойник Бабеля из «Конармии». Кирилл Лютов — таким был литературный псевдоним самого автора, когда он работал военным корреспондентом.

Лютов – еврей, которого бросила жена, он окончил петербургский университет, его интеллигентность мешает породниться с казаками. Для бойцов он чужой и вызывает только снисходительность с их стороны. По сути он интеллигент, который пытается примирить гуманистические принципы с реалиями революционной эпохи.

Пан Аполек – художник-иконописец и старый монах. Он безбожник и грешник, который кощунственно обошелся с росписью костела в Новгороде. Кроме того, он носитель огромного запаса перевранных библейских сюжетов, где святые изображаются подверженными человеческим порокам.

Гедали – хозяин лавки древностей в Житомире, слепой еврей с философским складом характера. Он вроде и готов принять революцию, но ему не нравится, что она сопровождается насилием и кровью. Поэтому для него нет разницы между контрреволюцией и революцией – обе несут только смерть.

«Конармия» — очень откровенная и беспощадная книга. Читатель попадает в обычную суровую военную действительность, в которой сплетены духовная слепота и правдоискательство, трагичное и смешное, жестокость и героизм.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/124027/

Бабеля. Конармия. ГЕДАЛИ

Конармия характеристика образа Гедали
Н.Б.Тралкова Композиционный анализ рассказа

Проза войны Бабель, Исаак Эммануилович Конармия

ГЕДАЛИ

Этот рассказ из сборника “Конармия” менее других изобилует кровавыми подробностями и жуткими в своей обыденности преступлениями.

Но он весь пропитан такой щемящей грустью, такую боль приносит за всех обманутых в своих надеждах простых людей, чьим именем творится беззаконие и злодеяние, что нельзя его читать без боли в сердце.

 Где правда? С кем она? Правилен ли твой выбор жизненного пути? Сам писатель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике “Конармия”.

Мысль об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том, что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного “осчастливливания” всего мира, а судьба каждого единичного человека. Без этого нет справедливости, нет всеобщего счастья, когда кто-то один несчастлив.

Главные вопросы урока: есть ли оправдание кровавой цене революции? Все ли средства оправдываются великой целью?

– Какое чувство вызывает у вас начало рассказа? (Начало рассказа переносит нас вместе с рассказчиком в волшебный мир детства.

Там свято хранились традиции народа, там царствовала гармония, там было счастье, и “детское сердце раскачивалось в эти вечера, как кораблик на заколдованных волнах…”.

Это воспоминание проникнуто тонким лиризмом и светлой печалью, как любое дорогое воспоминание из той прекрасной поры, которую уже нельзя никогда вернуть…) – Далее мы возвращаемся с Лютовым в реальное время, в вечер перед святой для каждого еврея субботы.

Как меняется тон повествования и настроение? (Внезапно, но очень настойчиво входит в повествование и развивается мотив смерти. “…Смерть базара. Убита жирная душа изобилия. Немые замки висят на лотках, и гранит мостовой чист, как лысина мертвеца.” Даже святая вечерняя предсубботняя звезда “мигает и гаснет”, словно тоже умирает в объятиях всеобъемлющей смерти.)

 – Перед самым заходом солнца Лютов натыкается на странную лавку. Что он там находит и почему он называет встречу со старым евреем Гедали удачей? (В местечке, разорённом погромами – их учиняли то белые, то красные – лавка Гедали действительно вызывает недоумение.

Среди всеобщего хаоса, разрухи и смерти – “золочёные туфли и корабельные канаты, старинный компас и чучело орла, охотничий винчестер с выгравированной датой “1810”, что напомнило Лютову неисправимого романтика и мечтателя Ч.Диккенса. И от этого воспоминания тоже веяло детством и приключениями. Но совсем не войной и смертью.

В те страшные дни встреча со всем человеческим действительно казалась большой удачей.)

– Каким предстаёт перед нами хозяин этой странной лавки? (Это “крохотный” старик в дымчатых очках, с сивой бородёнкой, с маленькими белыми ручками, одетый в потешный зелёный сюртук до полу и в цилиндр, похожий на чёрную башенку. Его вещи для него, кажется, больше, чем только вещи.

Это сама История. Это само Время, покоящееся в пуговицах, глобусах и прочих сокровищах; он слышит “невидимые голоса”, слетающиеся к нему. Он – Хранитель Памяти среди всеобщего беспамятства и безумия, вопреки всему, вопреки вселенскому Хаосу.

Но страшное время не обойдёт лавку древностей, оно неумолимо, оно будет уничтожать Память, уничтожать человеческое в человеке. И снова мотив смерти не даёт нам надежды, настойчиво напоминая о себе: черепа, мёртвая бабочка, мёртвые цветы… “Небо меняет цвета.

Нежная кровь льётся из опрокинутой бутылки там, вверху, и меня обволакивает лёгкий запах тления.”)

Спасения нет… – Прочитаем разговор Лютова и Гедали. В чём заключается философия Гедали?

Старик-еврей Гедали – “маленький человек”, трагический тип русской классической литературы. Его мечты о счастье просты и незатейливы, как и мечты других “маленьких людей”.

Веками униженные, оскорблённые, отброшенные на задворки не только истории, но и самой жизни, они мечтали о справедливости и избавлении от ежедневных страданий.

Революция провозгласила, что она совершается для простого человека, во имя простого человека, имеет целью утверждение его счастья. И он поверил ей, поверил “сладкой” Революции!

– “Поляк злая собака. Он берёт еврея и вырывает ему бороду, – ах, пёс! И вот его бьют, злую собаку.

Это замечательно, это революция!” – Но в результате именно к нему она оборачивается своим самым страшным лицом, несёт ему гибель и насилие.

– “Да”, кричу я революции, “да”, кричу я ей, но она прячется от Гедали и высылает вперёд только стрельбу…” “…Гедали, я стрелять в тебя буду… и я не могу не стрелять, потому что я – революция…”

Поляки стреляют, потому что они – конрреволюция, свои стреляют – это революция. Как же отличить тогда контрреволюцию от революции, когда они так похожи, когда у них одинаковые методы, когда они обе несут страдания и убийства?! И где же тогда обещанная и долгожданная справедливость?! – “Хорошие дела делает хороший человек.

Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?” Гедали хочет увидеть много хороших людей. Добрых людей. Он, маленький одинокий мечтатель, хочет другой революции, “сладкой”, справедливой.

он хочет “Интернационала добрых людей”, который не “кушают с порохом … и приправляют лучшей кровью”, а того, который придёт к людям с добром, с Богом на устах и в душе. Сам Гедали сдаваться не собирается, революция не может отменить “субботу”, она не может отменить добро, не может отменить Бога.

И снова и снова идёт “основатель несбыточного Интернационала” в синагогу, потому что только там остаётся ещё вера во что-то хорошее.

– Чем отвечает на философию старика Лютов? (Лютов, на первый взгляд, отвечает старому еврею твёрдо и по-революционному правильно: – “ В закрывшиеся глаза не входит солнце… но мы распорем закрывшиеся глаза…” ;

“ Она [революция] не может не стрелять, Гедали … потому что она – революция…”.

Но странное дело, мы всё-таки не чувствуем сильной убеждённости в его словах, и в конце беседы он произносит то ли с болью, то ли с завистью к этому старику, который так твёрд в своей вере: “ – Гедали, – говорю я, – сегодня пятница, и уже настал вечер. Где можно достать еврейский коржик, еврейский стакан чаю и немножко этого отставного бога в стакане чаю?..” Но “нету…нету” . И в харчевне, где раньше торговали хорошие люди, “уже не кушают, там плачут…”

– А звезда всё-таки пробивалась вдоль Млечного Пути.

Может, как надежда на то, что люди опомнятся, что впустят в души изгнанного оттуда Бога? Но последние слова Бабеля отнимают эту надежду: удаляется в свою синагогу “крохотный, одинокий, мечтательный” Гедали – “основатель несбыточного (!) Интернационала…” Интернационал добрых людей неосуществим… Трагичны и страшны были некоторые места из дневника И.Бабеля, но они как нельзя лучше объясняют содержание сборника и рассказа “Гедали”, в частности: “Почему у меня непрекращающаяся тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

Русский язык. 9 класс. Учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Домашнее задание:  на среду, 18 ноября:  1. К понедельнику нужно, зарегистрировавшись на «Сдам ГИА», решить два теста (например, Задание 2, Задание 3). 2. На завтра: упр. 85. также смотрите на нашей странице «9 класс Русский язык» материалы по СПП. 

ССП Пунктуация

Сдам ГИА: Задания 8 — 14_Предложение простое и сложное: синтаксис и пунктуация

Задания 2 — 7
Документы:
Первая неделя, 02.03 — 09.02
Интерактивная таблица «Виды сложных предложений»
———————————————
Внимание!
В пятницу, 27 февраля, пишем итоговую работу по литературе и русскому языку!
Шестая неделя, 16.02 — 21.02

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ РАСПИСАНИЕ С 12.01.15

Первая неделя, 12.01 — 18.01

ЧитайтеРазграничение союзов и союзных слов,Сложноподчинённое предложение, Типы придаточных.
Упр. 120 (у), 122, 118 (п). Учите типы придаточных обстоятельственных.
Упр. 125 по заданию, в 119 упр. укажите типы придаточных (ДЛЯ 9Г)
Вторая неделя, 19.01 — 25.01

ЧитайтеРазграничение союзов и союзных слов,Сложноподчинённое предложение, Типы придаточных.
Упр. 155, 156 (на вторник, 27.01, для 9 В)

Третья неделя, 26.01 — 31.01
Читайте п. 27, определения на с. 98-99, упр. 161, 162 ( для 9 В)
Упр. 181 для 9 Г
Четвертая неделя, 02.02 — 07.02
Пятая неделя, 09.02 — 14.02

Шестая неделя, 16.02 — 21.02
Грамматическая основа. Сроки выполнения: до 21 февраля
Осложненное про­стое предложение. Об­ра­ще­ния и ввод­ные слова. Сроки выполнения: до 21 февраля
Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях. Сроки выполнения: до 21 февраля

Сдам ГИА

Разграничение союзов и союзных слов

Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Роль указательных слов в подчинении предложенийОсобенности присоединения придаточных предложений к главномуОсновные группы сложноподчинённых предложений по значениюСложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действияСложноподчинённые предложения с придаточными места и времениСложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и целиСложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными следствияОсновные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточнымиСложноподчиненные предложения с придаточными присоединительнымиЗакрепление темы «Сложноподчинённое предложение»Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» (тестирование)Повторение. Правописание глаголов и глагольных форм9-й класс: блиц-тесты /Проба сил. Тестирование онлайн / Русский на 5
Проверка по критериям ИК1 — ИК3 и С1К1 — СК4

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: aaf»,»date_published»:»2019-08-11T23:52:00.000Z»,»lead_image_url»:»http://3.bp.blogspot.com/-qegAmyQsfr8/VOVqMr973uI/AAAAAAAAC4o/s1V_ZexjYFM/w1200-h630-p-k-no-nu/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F.jpg»,»dek»:null,»next_page_url»:»http://litera865.blogspot.com/p/9_3.html»,»url»:»http://litera865.blogspot.com/2012/09/blog-post_4338.html»,»domain»:»litera865.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð.Б.Тралкова Композиционный анализ рассказа Анализ текста Литературный Журнал Переход через Збруч Проза войны Бабель, Исаак Эм…»,»word_count»:1423,»direction»:»ltr»,»total_pages»:2,»pages_rendered»:2}

Источник: http://litera865.blogspot.com/2012/09/blog-post_4338.html

Конармия

Конармия характеристика образа Гедали

Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак.

Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу.

Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикомандировании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днём.

Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила.

Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагрённое убийством, во сне «скрипело и текло».

Смерть Долгушова

Даже повоевав и достаточно насмотревшись на смерть, Лютов по-прежнему остаётся «мягкотелым» интеллигентом. Однажды он видит после боя сидящего возле дороги телефониста Долгушова. Тот смертельно ранен и просит добить его. «Патрон на меня надо стратить, — говорит он.

 — Наскочит шляхта — насмешку сделает». Отвернув рубашку, Долгушов показывает рану. Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца. Однако Лютов не в силах совершить убийство. Он отъезжает в сторону, показав на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде.

Долгушов и Афонька коротко о чем-то говорят, раненый протягивает казаку свои документы, потом Афонька стреляет Долгушову в рот. Он кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запале готов пристрелить и его. «Уйди! — говорит он ему, бледнея.

 — Убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…»

Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча

Лютов завидует твёрдости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости.

Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду.

Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека…

только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная лёгкость, стрельбой до души не дойдёшь, где она у человека есть и как она показывается».

Соль

Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитём, якобы едущую на свидание с мужем.

Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребёнка пелёнки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос.

Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

Письмо

Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказывает о братьях, воюющих, как и он, за красных. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Деникина, «стражник при старом режиме».

Он резал сына до темноты, «говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно», «пока брат Федор Тимофеич не кончился».

А спустя некоторое время сам папаша, пытавшийся спрятаться, перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу.

Прищепа

У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идёт по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца.

В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные помётом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьёт, плачет, поёт и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее.

Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.

Эскадронный Трунов

Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного.

Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародёр Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив ещё два мундира, он направляется к обозу, но возмущённый Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается.

Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемёта, и оба погибают в этом бою.

История одной лошади

Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждёт своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади.

Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя.

В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

Афонька Бида

Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня.

Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль.

В нем ещё не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.

Пан Аполек

У икон Новоградского костёла своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия.

Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвёл в святые простых людей.

Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксёндзом была доверена роспись нового костёла.

Каково удивление приглашённых ксёндзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костёла хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей.

Художник, приглашённый на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксёндза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Ещё он передаёт ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

Гедали

Лютов видит старых евреев, торгующих у жёлтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает своё детство и деда, поглаживающего жёлтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках.

Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золочёных туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мёртвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает.

Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убеждённо наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью».

Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушённо отвечает ему, что ещё недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».

Рабби

Лютову жаль этого размётанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь.

Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть.

Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мёртв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждёт сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».

Пересказал Е. А. Шкловский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник: https://briefly.ru/babel/konarmija/

Исаак Бабель,

Конармия характеристика образа Гедали

Прославился своими работами советский писатель и драматург Исаак Бабель. «Конармия» (краткое содержание рассмотрим ниже) – известнейшее его произведение.

В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени. С. Буденный и К. Ворошилов приняли книгу в штыки.

Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, — заступничество Максима Горького.

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики