SAVUZ

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари

Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари» – краткое содержание романа (мировая классика)

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари

Gustave Flaubert

Дата и место рождения – 2 декабря 1821 г., Руан, Франция.

Дата и место смерти – 8 мая 1880 г. (58 лет), Круассе.

Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова». Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари».

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Madame Bovary

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным.

Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года.

Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой.

В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения — «Искушение Святого Антония» — и был ими раскритикован.

В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан.

Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Флоберу была знакома эта история — его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы.

Шарль Бовари

Скучный, усидчивый тугодум, без обаяния, остроумия, образования, но с полным набором банальных идей и правил. Он мещанин, но при этом еще и трогательное, жалкое существо.

Эмма руо

Дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной.

Муж ее — обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, «разговоры которого были плоски, как уличная панель». Это становится причиной того, что Эмма бросается на поиски любовных романтических приключений.

Ее любовники — Родольф Буланже и клерк Леон Дюпюи — пошляки, эгоисты, бросающие Эмму ради личных выгод.

Реальный прототип — Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком.

Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги — вымышленные».

Тема женщины, скучающей в браке и обнаруживающей «романтические» стремления, возникает в раннем рассказе Флобера «Страсть и добродетель» (1837), затем в первом романе, названном «Воспитание чувств».

«Госпожа Бовари» краткое содержание романа

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине.

Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте — провинциальном французском городке в Нормандии.

Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу. Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что больше не любит Шарля и что до этого она вообще не знала, что такое любовь.

Однако он её любит без памяти и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой (также провинциальный) город Ионвиль.

Это не помогает, и даже рождение ребёнка от Шарля не вызывает у неё трепетных чувств (сцена, когда она, унывающая от тягости жизни, в порыве негодования толкает дочку, а та ударяется, что не вызывает сожаления у матери).

В Ионвиле она встречает студента, помощника нотариуса Леона Дюпюи, с которым они подолгу разговаривают о прелестях столичной жизни на обедах в трактире, куда Эмма приходит с мужем. У них возникает обоюдное влечение. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж продолжать обучение.

Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, состоятельным человеком и известным ловеласом.

Он начинает за ней ухаживать, говоря слова о любви, которых ей так недоставало от Шарля, и они становятся любовниками в лесу, «под носом» у ничего не подозревающего влюбленного мужа, который сам купил Эмме лошадь, чтобы она совершала полезные прогулки на лошади с Родольфом в тот самый лес.

Желая сделать Родольфу приятное и подарить ему дорогой хлыстик, она постепенно влезает в долги, подписывая векселя Лере, пронырливому лавочнику, и тратя деньги без разрешения мужа. Эмма и Родольф счастливы вместе, они часто тайно встречаются и начинают готовиться к побегу от мужа. Однако Родольф, человек холостой, не готов пойти на это и разрывает связь, написав письмо, прочитав которое Эмма заболевает и надолго слегает в постель.

Постепенно она поправляется, окончательно же отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда в Руане, довольно крупном городе рядом с Ионвилем, она встречает вернувшегося из столицы Леона.

Эмма и Леон впервые вступают в связь после посещения руанского собора (Эмма пытается отказать, не приходить в собор, но в конце концов не перебарывает себя и приходит) в нанятой ими карете, которая полдня носилась по Руану, составляя загадку для местных жителей.

В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, говорить, что по четвергам она берет занятия по фортепиано у женщины в Руане. Она запутывается в долгах, наделанных при помощи лавочника Лере.

Обманом выудив у Шарля доверенность на распоряжение имуществом, Эмма тайно продаёт его приносившее небольшой доход поместье (это откроется Шарлю и его матери позже).

Когда Лере, собрав векселя, подписанные Эммой, просит своего приятеля подать в суд, который постановляет изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к Леону (он отказывается рисковать ради своей любовницы, воруя несколько тысяч франков из конторы), к ионвильскому нотариусу (который хочет вступить с ней в связь, но ей отвратителен).

В конце концов она приходит к бывшему любовнику Родольфу, который так жестоко поступил с ней, но тот требуемой суммы не имеет, а продавать вещицы (составляющие обстановку его интерьера) ради неё не намерен.

Отчаявшись, она тайком в аптеке господина Оме принимает мышьяк, после чего приходит домой. Вскоре ей становится плохо, она лежит в кровати. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и Эмма умирает.

После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, даже об изменах — но он продолжает страдать по ней, разрывает отношения с матерью, хранит её вещи. Он даже встречается с Родольфом (отправившись продать лошадь) и принимает приглашение Родольфа выпить с ним.

Родольф видит, что Шарль знает об измене жены, и Шарль говорит, что не обижается, в результате чего Родольф признаёт в душе Шарля ничтожеством. На следующий день Шарль умирает у себя в саду, его застаёт там маленькая дочка, которую затем передают матери Шарля.

Через год она умирает, и девочке приходится идти на прядильную фабрику, чтобы заработать на пропитание.

Причина гибели Эммы заключается не только в разладе между мечтой и действительностью, но и обусловлена той гнетущей буржуазной средой, в которой живут персонажи Флобера. Образ главной героини романа сложен и противоречив. Монастырское образование и косное мещанское окружение обусловили ограниченность ее кругозора.

Источники – Википедия, rlspace.com, Всесочинения.ру, Литературка.инфо.

Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари» – краткое содержание романа (мировая классика) обновлено: Декабрь 8, 2016 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=15226

Госпожа Бовари

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари

Мечты о неземной любви не всегда бывают безобидными, и яркий пример этому – красавица Эмма Бовари. Девушка, которая с юных лет грезила о романтическом герое, лишилась всего из-за нежелания посмотреть на собственную жизнь без неоправданных ожиданий. Любящий муж, покорная дочь и приятный дом не стали утешением для сердца, мечтавшего о рыцарях, поступках и опасных приключениях.

История создания

Писатель Гюстав Флобер

В 1851 году после очередной неудачной попытки написать выдающееся литературное произведение Гюстав Флобер впал в продолжительное уныние. Из грустного состояния мужчину вывел редактор Максим Дюкан, порекомендовавший писателю попробовать собственные силы, создав роман, главная мысль которого будет прозаичнее.

Присутствовавший при разговоре поэт Луи Буйле напомнил Флоберу о трагедии, разыгравшейся с семьей Деламар. История, о которой упомянул знакомый, была хорошо известна Гюставу, мать писателя лично знала пострадавшую семью. Так автор нашел героев для романа «Госпожа Бовари».

Писатель провел за работой более 5 лет, тщательно изучая информацию для сюжета и переписывая характеристики персонажей. И в 1856 году роман попал на страницы литературного журнала «Ревю де Пари».

Книги Гюстава Флобера “Госпожа Бовари”

Драма, повествующая о беспорядочных связях Эммы Бовари, выходила поглавно на протяжении трех месяцев. Через непродолжительное время Гюстава Флобера привлекли к суду – автор настолько откровенно изобразил супружеские адюльтеры, что был обвинен в оскорблении морали.

Подобный приговор, позже отмененный, только увеличил популярность произведения, сделав «Госпожу Бовари» мировым феноменом. Впрочем, даже сейчас произведение французского прозаика-реалиста занимает второе место в списке величайших романов всех времен.

Сюжет

Иллюстрация к книге “Госпожа Бовари”

Эмма Руо родилась в семье обеспеченного фермера. Мать девочки давно умерла, поэтому отец отправил ребенка на воспитание в монастырь урсулинок, где юное романтичное создание проводило много времени, тайком читая любовные романы.

Закончив обучение, в которое входили танцы, география, игра на фортепьяно и вышивание, повзрослевшая Эмма вернулась на родную ферму. Спустя некоторое время отец Руо сломал ногу, и семья вынуждена обратиться к местному доктору – Шарлю Бовари.

Шарль Бовари (кадр из фильма)

Мужчина средних лет с первого взгляда потерял голову от обворожительной дочки фермера:

«Ее черные волосы разделял на два бандо, так гладко зачесанных, что они казались цельным куском, тонкий пробор, слегка изгибавшийся согласно форме ее черепа; и бандо оставляли открытыми только мочки ушей, а сзади волосы были собраны в пышный шиньон. Щеки у нее были розовые».

Но женатый доктор, воспитанный на правильных семейных ценностях, не позволял себе даже намека на чувства. Впрочем, душевные метания не укрылись от Эммы. Восприимчивая натура девушки мгновенно нарисовала себе благородный образ Шарля, который внесет разнообразие в серые будни.

Эмма Бовари

Внезапно умирает жена доктора, и Эмма получает предложение руки и сердца. Юная госпожа Бовари селится в доме доктора, которые моментально переделывает под собственный вкус. Однако достаточно быстро Эмме становится скучно. Романтичный герой девичьих грез превратился в заурядного мужа, пусть и безумно влюбленного в собственную жену.

Встревоженный психическим и физическим состоянием жены, Шарль находит новую работу, которая позволяет переехать поближе к Руану. Городок, в котором каждый житель на виду, сначала пришелся Эмме по душе. Здесь красавица встретила помощника нотариуса Леона Дюпюи. Юноша, как и жена врача, оказался увлекающейся натурой.

Эмма Бовари — иллюстрация

Возникающему адюльтеру помешала беременность Эммы и робость возлюбленного. Вскоре у супругов Бовари родилась девочка Берта, которая не особо интересовала мать. Все мысли Эммы были заняты образом Леона, который переехал в Париж, так и оставив мадам Бовари мечтать о неземной страсти.

Следующее увлечение Эммы – помещик Родольф Буланже, биографию которого в деталях знал каждый сплетник. Мужчина, в отличие от неопытного Леона, бросает все силы на покорение красавицы. Романтичная Эмма, которая, как и прежде, жаждет приключений, быстро сдается и становится любовницей помещика.

Довольно скоро тайная связь начинает тяготить Буланже. Вместо удобной любовницы, живущей неподалеку, мужчина получает обезумевшую женщину. Эмма требует клятв любви, закатывает сцены и дарит дорогие подарки, которые берет в долг у местного торговца втайне от мужа.

Эмма Бовари — иллюстрация

Профессиональные проблемы Шарля окончательно уверяют Эмму, что необходимо бросить супруга и связать жизнь с любовником. Под жарким напором женщины помещик обещает забрать мадам Бовари из города, но в последний момент меняет решение и оставляет красавицу.

Подобный удар пошатнул здоровье Эммы. Женщина провела в бреду 43 дня, а очнувшись, потеряла интерес к проявлениям жизни. От сумрачной депрессии госпожу Бовари спас муж. Шарль увез Эмму в Руан на концерт оперного тенора. Слушая романтичные песни, красавица вновь ожила, но окончательно к жизни героиню вернула неожиданная встреча.

Прогуливаясь во время антракта, супруги Бовари встретили Леона, который закончил обучение и перебрался в Руан. Возмужавший помощник нотариуса вновь возбудил в Эмме забытые чувства, и на этот раз роману ничего не мешало. Теперь красавица каждый четверг оставляла унылый город и приезжала в гостиницу Руана, чтобы побыть с возлюбленным.

Смерть госпожи Бовари

От переживаемых эмоций и чувств госпожа Бовари потеряла голову и перестала следить за растущими тайными расходами. Кредиторы, которые долго хранили молчание, обрушились на Эмму. Растерянная женщина первым делом бросилась к возлюбленному, но Леон, не отличающийся смелостью, попросту сбежал.

В попытках спасти репутацию мадам Бовари обращается к бывшему любовнику, но и тот не желает выручить красавицу. В порыве отчаянья Эмма проглатывает мышьяк, который находит в соседней аптеке. Промучившись несколько дней, героиня, мечтавшая о невероятной любви, умирает на руках у опостылевшего мужа.

Экранизации

Кадр из фильма «Госпожа Бовари» (1949)

В 1949 году вышел фильм, в основу сюжета которого лег роман «Госпожа Бовари». Слоган к черно-белой киноленте гласил: «Она всего лишь хотела всего». Кинолента номинировалась на «Оскар» в категории «Лучшая работа художника», но не получила статуэтку. Главную роль сыграла актриса Дженнифер Джонс.

В 1969 году увидел свет откровенный вариант фильма. Кинолента «Грехи мадам Бовари» подробно демонстрирует любовные связи жены провинциального лекаря. Главную героиню драмы сыграла актриса Эдвиж Фенек.

Эдвиж Фенек в образе Эммы Бовари

В 1991 году экранизацию романа выпустил французский режиссер Клод Шаброль. Действующие лица и сюжетные ходы подбирались специально под исполнительницу главной роли Изабель Юппер, ради которой Шаброль и взялся за работу над кинокартиной. Получившийся фильм отмечен положительными отзывами критиков и награжден множеством кинонаград.

В 2014 году вышло совместное творчество США, Бельгии и Германии. Фильм «Госпожа Бовари» в точности передает оригинальный сюжет драмы. Роль запутавшейся красавицы исполнила актриса Миа Васиковска.

Интересные факты

  • Флобер настолько подробно описал смерть главной героини, что стал мишенью для циничных шуток. Писателя изображали на карикатурах в форме ученого, исследующего сердце Эммы Бовари.

Карикатура на Флобера

  • Несмотря на явную схожесть сюжета с трагическими событиями в семье Деламар, автор отрицал, что у главной героини существует прототип.
  • Большим поклонником романа стал Иван Сергеевич Тургенев, который назвал «Госпожу Бовари» «лучшим, что случалось с литературным миром».

Цитаты

«Я ни о чем не жалею. Никого не виню. И ничего не боюсь».«А я бы отдала тебе все, я бы все продала, я бы работала на тебя, пошла бы милостыню просить за одну твою улыбку, за один взгляд, только за то, чтобы услышать от тебя спасибо».«Во мне умерли все чувства».

Джо Роган

Комик, актёр, мастер боевых искусств, спортивный комментатор, телеведущий

Источник: https://24smi.org/person/5945-gospozha-bovari.html

Краткое содержание «Госпожа Бовари»

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари

Роман «Госпожа Бовари» Флобера был написан в 1856 году. Несмотря на достаточно простой сюжет, книга по праву считается одним из шедевров мировой литературы. ее ценность – глубокий психологизм, выраженный в тонко подмеченных деталях и особой форме подачи сюжета.

Для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Госпожа Бовари» по главам и частям. Проверить свои знания можно будет при помощи теста на нашем сайте.

Эмма  – молодая, красивая, хорошо образованная женщина, страдавшая от несоответствия жизни и ее мечтаний.

Шарль Бовари – лекарь, супруг Эммы, простой, доверчивый мужчина.

Господин Руо – фермер, отец Эммы, добродушный, прагматичный человек.

Господин Оме – хитрый аптекарь, перебивавший всю клиентуру Бовари.

Берта  – единственная дочь Эммы и Шарля Бовари.

Леон Дюпюи – помощник нотариуса, образованный, романтический юноша, влюбленный в Эмму.

Родольф Буланже – богатый помещик, опытный сердцеед, холодный, расчетливый мужчина.

Господин Лере – хитрый, льстивый торговец дамскими нарядами, один из главных кредиторов госпожи Бовари.

В пятый класс руанского колледжа поступил новый ученик – высокий деревенский мальчик лет пятнадцати. Он выглядел несколько несуразно – одежда была ему явно мала, волосы «были подстрижены в кружок, как у сельского псаломщика», он не знал, куда деть свои большие руки и ноги.

Выяснилось, что новичка звали Шарль Бовари.  Его отец, отставной ротный фельдшер, «не придавал большого значения умственному развитию», и только благодаря настойчивости матери двенадцатилетний стал заниматься.

После окончания школы Шарль со второй попытки сдал экзамены на звание лекаря и получил место в Тосте. Мать, обожавшая сына, нашла ему подходящую жену – некрасивую «женщину сорока пяти лет, но зато имевшую тысячу двести ливров годового дохода». Жизнь ей была для юного Шарля в тягость.

Глава 2

Однажды Шарль получил просьбу срочно явиться к богатому фермеру Руо, «сломавшему себе ногу».

Перелом оказался легким, без осложнений – «Шарль даже и не мечтал о такой удаче», и без труда вправил ногу. Молодой врач познакомился с дочерью больного – мадемуазель Эммой, поразившей его воображение.

Он стал регулярно бывать в доме Руо, «а кроме того, наезжал иногда неожиданно, якобы по рассеянности».

Когда супруга Шарля узнала, что нотариус скрылся со всеми ее деньгами, она умерла, тем самым освободив юношу от каких-либо обязательств.

Глава 3

Шарль был бесконечно рад «новому для него радостному ощущению свободы». Он все чаще стал навещать мадемуазель Эмму, и вскоре сделал ей предложение. После окончания траура молодые люди обвенчались.

Глава 4

Господин Руо устроил дочери настолько пышную свадьбу, насколько ему было под силу. Бовари весь день принимал от гостей «шутки, каламбуры, двусмысленности, поздравления и вольные намеки» и, не обладая остроумием, смущенно отвечал на них.

Глава 5

Приехав в дом супруга, «с первых же дней Эмма начала вводить новшества», и вскоре переделала его под свой лад. «Шарль наслаждался безоблачным счастьем» и поминутно осыпал любимую жену поцелуями, дотрагивался «до ее гребенки, косынки, колец».

Глава 6

В монастыре урсулинок, где воспитывалась Эмма, девушка пристрастилась не только к религии, но также к книгам о любви, романсам и стихам. Любовь она представляла «в виде райской птицы, парящей в сиянии несказанно прекрасного неба». Став замужней женщиной, Эмма никак не могла убедить себя, «что эта тихая заводь и есть то счастье, о котором она мечтала».

Глава 7

Совместная жизнь с Шарлем казалась Эмму скучной и пресной. Выяснилось, что ее супруг ни разу не был в театре, «он не умел плавать, не умел фехтовать, не умел стрелять из пистолета», а Эмма считала, что мужчина «должен знать все, быть всегда на высоте».

Шарль очень гордился своей женой, которая неплохо рисовала, играла на стареньком рояле и, к тому же, оказалась хорошей хозяйкой.

В сентябре Эмма «получила приглашение в Вобьесар, к маркизу д’Андервилье», который был высокого мнения о Шарле и его лекарских способностях.

Глава 8

Эмма была невероятно счастлива на балу, в окружении блистательных дам и знатных господ. На следующий день ей пришлось попрощаться с изысканной роскошью и вернуться домой. После поездки в Вобьесар жизнь Эммы раскололась надвое – «так гроза в одну ночь пробивает иногда в скале глубокую расселину».

Глава 9

Эмма стала мечтать о Париже – она даже купила план города, и, водя пальцем, мысленно гуляла по его улицам. Ей казалось, что «деревенская скука, тупость мещан, убожество жизни» лишь по какой-то досадной случайности возникли в ее жизни. «Шарль раздражал ее теперь на каждом шагу»: он потолстел, стал более ленивым, приобрел дурные привычки.

Эмма стала капризной раздражительной, и муж решил, что смена жительства пойдет ей на пользу. Весной, когда они переезжали из Тоста в небольшой городок Ионвиль-л’Аббей, «г-жа Бовари была беременна».

Главы 1-2

Супруги Бовари прибыли в Ионвиль-л’Аббей  и остановились в трактире «Золотой лев». Вновь прибывшие сели обедать вместе с аптекарем Оме и Леоном Дюпюи – молодым человеком, помощником нотариуса. Он перечислил новому лекарю имена всех видных лиц в городе, попутно рассказывая о них «всякие истории, давал разного рода сведения».

Эмма быстро нашла общий язык с Леоном, который так же, как и она, был неравнодушен к музыке, поэзии и природе.

Главы 4-6

Жизнь шла своим чередом. Леон все больше очаровывался супругой лекаря, и «ломал себе голову, как объясниться Эмме в любви».

«В одно из февральских воскресений, снежным днем» госпожа Бовари неожиданно поняла, что Леон влюблен в нее. Осознав, какую власть имеет над молодым человеком, она резко изменила свое поведение – стала чрезмерно холодна, «вся ушла в хозяйство, постоянно бывала в церкви». Однако за маской холодности и благопристойности в душе молодой женщины клокотала смесь ненависти и вожделения.

Тем временем «безответная любовь истомила Леона», и он решил уехать в Париж, который манил «музыкой на балах-маскарадах и смехом гризеток».

Главы 7-9

На следующий день Эмма «впала в черную меланхолию, в мрачное отчаяние». Ей казалось, что с Леоном исчезла «единственная радость ее жизни, единственная надежда на счастье». Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, молодая женщина стала покупать книги, красивую одежду.

Новым витком в ее жизни стало знакомство с богатым помещиком Родольфом Буланже, которому потребовалось срочно вылечить работника. «У этого грубого по натуре и проницательного человека в прошлом было много романов», и он решил сделать Эмму своей любовницей.

Родольф принялся мастерски обхаживать госпожу Бовари. Будучи опытным соблазнителем, он быстро понял, что Эмма готова вступить с ним в связь. Во время прогулки верхом Родольф увлек свою спутницу в укромный уголок, и они стали любовниками.

Эмма была рада переменам в своей жизни, полагая, что «у нее будет теперь трепет счастья, радость любви, которую она уже перестала ждать».  Любовники «стали писать друг другу каждый вечер», и Эмма чувствовала себя героиней столь любимых ею романов.

Главы 10-11

Первое время Эмма «была упоена любовью и ни о чем другом не помышляла». Она была сентиментальна в отношениях с Родольфом, и нуждалась в постоянных знаках внимания, а  однажды потребовала от него «кольцо, настоящее обручальное кольцо, в знак любви до гроба».

Будучи по своей природе грубым мещанином, Родольф «презирал восторженность Эммы», а спустя время стал откровенно тяготиться их отношениями, которые стали все больше напоминать семейные узы.

Эмма пришла в чувство только благодаря письму отца. Она вспомнила свою юность, надежды и мечты, и ей стало горько от того, во что превратилась ее жизнь.

Однако этому не суждено было случиться. Шарль отважился провести операцию по искривлению стопы у местного конюха. Его вмешательство оказалось крайне неудачным – у больного развилась гангрена, которая «поднималась все выше и выше», и ногу пришлось ампутировать.

С этого момента госпожа Бовари, которая постоянно убеждалась в никчемности мужа, окончательно вытеснила его из своих мыслей. Чтобы забыть пережитое унижение, она вернулась к Родольфу.

Главы 12-15

Эмма вновь принялась покупать много вещей, и очень быстро оказалась в должниках у торговца господина Лере. Отношения с Родольфом перестали дарить радость.

Когда однажды Эмма сильно повздорила со свекровью, она попросила любовника увезти ее с дочерью как можно дальше из этого города. Однако «возня, расходы» не входили в планы Родольфа, и он написал своей любовнице письмо, в котором просил простить его и забыть.

Это письмо чуть было не стало причиной самоубийства Эммы. На фоне сильного эмоционального потрясения у нее началась горячка, которая не отпускала молодую женщину в течение сорока трех дней.

Все это время верный Шарль не отходил от больной жены, и финансовое состояние семьи достигло критической точки. Этим воспользовался пронырливый господин Лере, давший в долг лекарю внушительную сумму под не менее внушительные проценты.

Когда Эмма окончательно поправилась, она с супругом отправилась в руанский театр, где судьба вновь свела ее с Леоном.

Главы 1-5

Когда Леон повстречался «с Эммой после трехлетней разлуки, страсть его проснулась». Жизнь в большом городе придала ему уверенности и развязности, и Леон заранее знал, что обольстит жену лекаря. Вскоре это ему удалось.

Лере все больше опутывал семейство Бовари паутиной новых долговых обязательств. Он предложил Эмме оформить доверенность по векселям на ее имя.

Для Эммы и Леона настали «упоительные, чудные дни – настоящий медовый месяц». Чтобы иметь возможность регулярно встречаться, Эмма уговорила Шарля брать уроки музыки, и таким образом «добилась от мужа позволения раз в неделю ездить в город на свиданье к любовнику».

Лере начал требовать погашение долгов, и Эмме, получившей от мужа доверенность, не оставалось ничего другого, как продать небольшое имение Бовари.

Главы 6-10

Леон заметил, что Эмма «все больше и больше порабощала его личность, и это вызывало в нем внутренний протест». Любовница хотела контролировать каждый его шаг, и даже всерьез подумывала о том, «нельзя ли нанять соглядатая, который ходил бы за ним по пятам».

Эмма ждала от связи с Леоном чего-то необыкновенного, но поняла, что обманулась. Она пришла к выводу, что «счастья у нее нет и никогда не было прежде».

Тем временем господин Лере «нарушил все свои клятвы», и подал вексель к взысканию. Эмма судорожно принялась распродавать старые вещи, взыскивать деньги с пациентов мужа, но так и не смогла расплатиться с долгами.

Эмма получила копию постановления суда, согласно которому должна была «уплатить сполна восемь тысяч франков» господину Лере, в противном случае на все имущество супругов Бовари будет наложен арест.

В отчаянии Эмма «поехала в Руан и обегала всех известных ей банкиров», она обращалась к Леону, Родольфу, но ни у кого не нашла помощи. Тогда женщина отправилась в аптеку и, воспользовавшись отсутствием хозяина, зачерпнула из синей банки «горсть белого порошка, начала тут же глотать» – это был мышьяк.

Глава 11

После смерти Эммы кредиторы «поспешили «воспользоваться случаем»», требуя от Шарля срочной выплаты долгов. Ему пришлось распродать почти все имущество.

И только при виде Берты Шарль «испытывал несказанное наслаждение, радость, насквозь пропитанную горечью».

Но даже любовь к дочери не спасла его от стремительного падения на самое дно, когда он случайно нашел любовные письма Эммы к Родольфу и Леону.

После смерти отца юная Берта Бовари некоторое время жила с бабушкой, а затем с теткой. Из-за острой нужды «девочке пришлось поступить на прядильную фабрику».

Главной проблематикой романа является конфликт между идеализированными представлениями о жизни и суровыми реалиями, которые главная героиня настойчиво отказывалась принять. Душевные метания госпожи Бовари стали причиной ее гибели.

После ознакомления с пересказом «Госпожа Бовари» рекомендуем прочесть роман Флобера в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 281.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/flober/gospozha-bovari

Анализ романа Флобера «Госпожа Бовари»

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари

Психологический роман «Госпожа Бовари» принес автору славу, которая осталась за ним и по сей день. Новаторство Флобера проявилось в полной мере и поразило читателей.

Оно заключалось в том, что писатель видел материал для искусства «во всем и везде», не избегая каких-то низких и якобы недостойных поэзии тем. Он призывал коллег по цеху «все более и более приближаться к науке».

Научный подход включает в себя беспристрастность и объективность изображения и глубину исследования. А потому литератор, по словам Флобера, «должен быть созвучен всему и всем, если он хочет понимать и описывать».

Искусство, как и наука, должно отличаться не только полнотой и масштабностью мысли, но и непреступным совершенством формы. Эти принципы получили название «объективный метод» или «объективное письмо» Флобера.

Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

Флобер хотел добиться наглядности в искусстве, которая и отражала его инновационный литературный метод. Объективный метод – это новый принцип отражения мира, который подразумевает бесстрастное детальное изложение событий, полное отсутствие автора в тексте (т.е.

его мнения, оценки), взаимодействие его с читателем на уровне средств художественной выразительности, интонации, описаний, но не прямого высказывания.

Если Лев Николаевич Толстой, например, пояснял свою точку зрения в многочисленных лирических отступлениях, то у Густава Флобера они полностью отсутствуют.

Объективная картина в произведении Флобера – это больше, чем мимесис, это осмысленное и творчески переработанное автором воспроизведение, стимулирующее мыслительные процессы и созидательные возможности самого читателя. При этом писатель брезгует драматическими эффектами и случайностями.

Настоящий мастер, по мнению Флобера, создает книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, – книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим.

Пример: главная идея романа «Госпожа Бовари», в которой описана обыденная жизнь, как история или эпопея, раскрыт при помощи виртуозной композиции и всепобеждающей иронии.

Иллюстрацией может послужить анализ сцены на ярмарке, когда Родольф признается Эмме в любви: пылкие речи прерываются балаганными выкриками о цене сельскохозяйственной продукции, достижениях крестьян и торгах. В этой сцене автор подчеркивают, что между Эммой и Родольфом происходит та же банальная пошлая сделка, только приукрашена она подобающе.

Флобер не навязывает мораль: «О, как вульгарно он ее соблазняет! Как это похоже на базарный торг! Будто курицу покупают!». Занудства такого рода и в помине нет, но читатель понимает, почему о любви говорят на ярмарке.

Для извлечения поэзии из примитивных характеров Флобер трепетно относился к правдивости в изображении взаимосвязей личности и обстоятельств.

Верность психологии, по словам Флобера,- одна из основных функций искусства.

Перфекционизм формы у Флобера – это не формализм, а стремление создать «произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной».

История создания романа «Госпожа Бовари». Эмма Бовари – реальная женщина или выдуманный образ?

В основу произведения «Госпожа Бовари» положена невыдуманная история семьи Деламар, которую Флоберу поведал друг– поэт и драматург Луи Буйле.

Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый на вдове (которая вскоре после брака скончалась), а затем и на молодой девушке –  это прототип Шарля Бовари.

Его молодая жена – Дельфина Кутюрье – измучившаяся от праздности и захолустной скуки, промотавшая все деньги на вычурные наряды и капризы любовников и покончившая жизнь самоубийством –  это прототип Эммы Руо/Бовари.

Но надо помнить, что Флобер всегда подчёркивал: его роман – не документальный пересказ реальной жизни. Устав от расспросов, он отвечал, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

Образ провинции: нравы мещанской провинции, как типичные обстоятельства формирования личности

Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. «Мадам Бовари» — это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных ее проявлений и тенденций.

Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть «золотой серединой». Главное в этой умеренной жизни – обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества.

Яркий пример мещанской расчётливости: мать Шарля, почтенная и умудренная опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платежеспособность.

Воплощение идеального провинциального мещанина – образ аптекаря Гомэ. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитер настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия.

Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви – вот ценности и радости этого общества.

Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.

Основные признаки мещанской провинции Флобера:

  • пошлость
  • отсутствие рефлексии
  • низменные страсти и амбиции
  • грубый, убогий материализм

Причина трагедии Эммы Бовари: оценка Флобера

Эмма получила образование в монастыре, поэтому была оторвана от убогой реальности. Ее воспитание складывалось из величественных, но непонятных ей католических обрядов и догм наряду с романтическими романами о любви, из которых она подчерпнула возвышенные, нереальные представления об этом чувстве.

Она хотела книжной любви, но не знала жизни и подлинного чувства. Вернувшись на ферму к грубому неотесанному отцу, она столкнулась с бытом и рутиной, однако продолжала пребывать в иллюзиях, чему способствовало религиозное воспитание.

Ее идеализм приобрел довольно пошлый вид, ведь она – не святая, она – такая же обывательница в глубине души, как и все те, кто так ей противен. Трагедия госпожи Бовари в том, что она не смогла примириться с собой, она и есть мещанство.

Внутреннюю коллизию породили неуместное воспитание в заточении, богатое воображение и пагубное влияние низкосортной литературы на это воображение, и так склонное к нелепым фантазиям и нагромождению шатких амбиций.

Как Флобер относится к Эмме Бовари? Он объективен к ней: описывает и некрасивые руки, и обыкновенные глаза, и хлопающие деревянные башмачки. Однако героиня не лишена прелести здоровой молодой крестьянки, которую красит любовь. Писатель оправдывает бунт мадам Бовари, уничижительно описывая мещанскую среду.

Он обличил иллюзии наивной ограниченной женщины, да, но еще больше авторского сарказма досталось ее окружению, той жизни, которую ей уготовила судьба. Все приняли эту рутинную скуку, а она осмелилась восстать. Эмме, надо сказать, неоткуда знать, что делать, как бороться против системы, она – не дикарь Олдоса Хаксли.

Но не бесчеловечное общество будущего убивает ее, а обыкновенное мещанство, которое либо перемалывает человека, либо хладнокровно выбрасывает за борт. Однако творческое открытие Флобера состоит в том, что он предоставляет читателю самому разбираться с поставленной проблемой и судить Эмму.

Логические акценты, искажения действий и вторжение автора недопустимы.

Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»

Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» .

Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами.

Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья.

Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА».

Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой.

У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-flobera-gospozha-bovari/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики