SAVUZ

Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова

34 Эволюция лирики Лермонтова

Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова

Исследователи/ выделяют три периода творческогоразвития М. Лермонтова:

3) Зрелый (1837-1841)

Характернойчертойранней лермонтовской лирики в целомявляется неразрывная связь,взаимопроникновение самых интимныхмотивов и мотивов общественных,вселенских. Характерная особенностьлирического “я” у Лермонтова – сочетаниеусловности, чрезмерногоиспользования поэтических штампов иавтобиографических деталей,что неоднократно подчеркиваласьучеными-лермонтоведами.

В переходныйпериод за четыре года Лермонтовым былонаписано сравнительно немноголирическихстихотворений: они уступили местоэпическимжанрам, атакжедраматургии. Впоэзии Лермонтова звучат мотивы душевногонепокоя, страстной жажды перемен,движения, новых впечатлений.

Образыбурного моря, грозы, мятежного парусасозданы во многих стихотворениях 1832 г.Это не только отголоски романтическойтрадиции Байрона — в них выразилсялермонтовский порыв к действию, кпреображению своей человеческой итворческой судьбы.

Антитеза мятежа ипокоя, свободы и неволи определяют смыслстихотворений «Парус», «Я житьхочу! Хочу печали…», «Моряк«(1832).

Многиестихотворения, написанные в началезрелого периода, такие, как “Я не хочу,чтоб свет узнал…”, “Гляжу на будущностьс боязнью…” и некоторые другие, поисповедальному тону, стилистике ещетесно связаны с ранней лирикой. Однакопостепенно происходит перестройкалирической системы, что и станет предметомрассмотрения в настоящей статье.

Изменения влермонтовскомметодепроявятся, прежде всего, в сознательномотказе от “бессвязного и оглушающего”языка романтических страстей (“Изальбома С.Н.Карамзиной”, “Журналист,читатель и писатель”, “Не верь себе”).Лирическая тема развивается в 1837-1841годы без импульсивногоэмоционально-интеллектуального потока:О чем писать? Восток и юг Давно описаны,воспеты;

Коснулосьизменение и романтической антитезы“поэт” — “толпа”. Теперь “толпа” ужене враждебный “поэту” монолит, нечто,определяемое только отрицательно(тупая, бесчувственная, непонимающая),теперь она состоит из живых, разныхстрадающих, как и поэт, людей:

Лирическийгерой ранней лирикиЛермонтова отмечается чертамигиперболизма: отсутствием полутонов,максимолизмом, сверхчеловеческимидеяниями. Деятельный, гордый герой неприемлет покоя. Герой лирики зрелогопериода утрачиваетэти черты..Тем не менее, утрачивая черты демонизма,становясь проще, лирический герой неутрачивает ни воли, ни стойкости, нижеланий.

Прежде всегопретерпевают заметную эволюцию мотивы“изгнанничества”, “одиночества”, нито, ни другое не является теперь признакомисключительности героя. Изгнанничество,как и странничество, не может принестиничего, кроме “холода, зноя и горя”(“Листок”).. Изгнание – не вершиннаяточка в судьбе героя, а лишь частный,хотя и очень важный эпизод.

Конкретизируетсяи образ “гонителей”; гонения зачастуюприобретают отчетливо социальнуюмотивировку:

Прощай, немытаяРоссия Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданныйнарод …

Одиночество,не будучи теперь признаком исключительности,по-прежнему является выражением подлиннотрагического:

Можноотметить и явное ослабление мотивов“обмана” и “мщения”, что было связанос отказом лирического героя от прежнихромантических притязаний, от тяжбы сзаконами мироздания. Мстительное чувствотакже угасает, Лермонтов склоняетсятеперь к признанию простых истин жизни.

В строе чувств поэта преобладаетметафизическая грусть, чувство прощенияи прощания с миром (“Ребенку”, “Утес”,“Валерик”).

Отметим также, что еслираньше одной из сил, порождающих улермонтовского героя желание мщения,являлась любовь (отвергнутая, обманутая),то в зрелой лирике любовь, даже отвергнутаяили безнадежная, выступает как светлое,одухотворяющее начало (“Ребенку”,“Нет, не тебя так пылко я люблю”).

ЗрелыйЛермонтов стремится не к противопоставлению“неба” и “земли”, а к их синтезу.

“Небо”и “земля” выступают как взаимодополняющаягармоническая пара: И счастье я могупостигнуть на земле, // И в небесах я вижуБога…; В небесах торжественно и чудно,// Спит земля в сиянье голубом.

На фонетакого единства становится еще болееощутимой неприкаянность “лермонтовскогочеловека” (“Листок”, “Выхожу один яна дорогу”). Смерть не имеет теперьтаких космических масштабов, какиеимела в ранней лирике, но предстает вовсей беспощадной простоте

Естественно,что изменения эмоционально-интеллектуальнойатмосферы лермонтовской поэзии отразилисьи на системе лирических жанров. Появляютсяромансы (“Свидание” и др.), любовныепослания (“Валерик”).

Лермонтов пишетбаллады (“Дары Терека”, “Тамара”,“Морская царевна”), и элегии, в которыевводит элементы повествования. Встихотворениях, рождающихся из такогоскрещения жанров, объединяющим началомявляется непосредственная лирическаяэмоция.

Для зрелой лирики поэта характерналегкость,

прямой линии, какразвивался А.С. Пушкин, да и большинствопредшественников и современников поэта.В творчестве Лермонтова обнаруживаетсяособый, редкий тип развития – развитияпо спирали.

Смысл движения Лермонтова-художникане в отмене того, что было выработанона предыдущем этапе, а в постоянномобращении к предыдущим темам, излюбленныммотивам, которые на новом этапеварьировались, обогащались и усложнялись,отражая стремительное развитие личностисамого писателя, рост его художественногомастерства, углубление философскогосодержания творчества.

Ни в обществе, нив поколении своем, ни даже в любвиЛермонтов не мог найти опоры своимидеалам.

Его лирический герой воспринимаетнастоящую любовь как прекрасный дар,огромный, могучий, как чувство, отражающееполноту жизни, приносящее человекуживотворящую радость и безмятежностьпокоя от душевных тревог и страданий.

В стихотворении «Как небеса, твой взорблистает» он говорит о «трепещущейдуше» и «голосе нежном», которые встретил.

По мнению лирического героя, если любить,то всей полнотой души, самозабвенно ижертвенно, на всю жизнь, находя горячийотклик в родственном сердце, искреннем,неизменно преданном и верном. Новластвующая в жизни дисгармония нарушаеткрасоту любви, делает ее трагичной,приносящей лишь муки. Сплетни и интригисветского общества способны опошлить,очернить, осквернить, растоптать и самуючистую, прекрасную земную любовь.

Какое бы стихотворениео любви у Лермонтова мы ни прочли, всюдулюбовь является в трагическом облике.

В одном из последнихстихотворений «Нет, не тебя так пылкоя люблю…» настоящее отступает передпрошлым, ушедшим, но не забытым:

Люблю в тебе япрошлое страданье И молодость погибшуюмою. Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.

Лермонтовскийгерой будто бежит от безмятежности, отпокоя, испытывая противоречивостьчувств, которая царит в его душе. Любовныестихи Лермонтова превращаются одновременнои в философские. Для него любовь — этоприкосновение к вечности, а не путь кземному счастью.

Следуя преждевсего Пушкину и декабристам, поэт ссамого начала и до конца творческогопути воссоздает облик народного поэта— пророка, бескорыстного, смелого,активно вмешивающегося в жизнь,независимого гражданина, патриота,вдохновенного борца, воспламеняющеголюдей на битвы за свои человеческиеправа, за свободу. В условиях жесточайшегодеспотического произвола Лермонтовпосвящал свою лиру обличению социальной,пассивности. Гневным стихом, проникнутымсарказмом, «облитым горечью и злостью»,он творил карающий суд над людьми-масками,над пошлостью, бездушием и внутреннейопустошенностью светского общества.Сложное противоборство чувств, трагизмсудьбы поэта открываются нам встихотворении Лермонтова «СмертьПоэта». Это стихотворение, связанное страгической гибелью Пушкина, сразупрозвучало на всю Россию.

В 1841 годуЛермонтов пишет свое последнеестихотворение «Пророк». Тема этогостихотворения — высокая идея поэтическогопризвания и непонимание его толпой.Возвышенная тема общественного служенияпоэта ярко выражена в образе Пророка,одухотворенного высокой идеей и готовогоотречься от всех земных благ во имяслужения этой цели. Пророк видит то, чтоне может увидеть простой человек:

С тех пор как вечныйсудия Мне дал всеведенье пророка, В очахлюдей читаю я Страницы злобы и порока.

Михаил ЮрьевичЛермонтов – крупнейший поэт послепушкинскогопериода, открыватель новых путей врусской поэзии и прозе.

ТворчествоЛермонтова приходится на 1830-е годы, ионо весьма полно отразило новый этапэволюции общественного сознания.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:34/

Лирический герой Лермонтова. Романтический герой в лирике Лермонтова

Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова

Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя.

Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма.

Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» — «лирический герой»

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество.

Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона.

Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта.

Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» — единственное оружие поэта.

Эволюция творчества и лирический герой

Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку.

Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками.

Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается.

Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример — стихотворение «Утес».

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди.

Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне.

В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

Еще один пример поздней лирики — стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.

Анализ стихотворения «Парус»

О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков.

Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет.

И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя.

Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения.

Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»

Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях.

Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.

Ключевая сцена — это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает.

Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали.

В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

Образ демона

Для раннего творчества Лермонтова является актуальным мотив демонический. Образ демона возникает нередко, в каждом из стихов данной тематики Лермонтов ассоциирует себя со злым духом, а свой дар — с некой одержимостью.

Это не удивительно, ведь демон — изгнанник, он осуждаем людьми, его не принимают и небеса. Именно так ощущал себя сам поэт. В пример можно привести поэму «Демон», стихотворение «Мой демон».

В одном из ранних стихотворений Лермонтов пишет о том, что он сотворен не для рая, что его удел – мыслить и страдать.

Лирический герой в стихах о любви

Безусловно, любовная тематика — одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.

Один из самых популярных стихов — «Нищий» — посвящен Е. Сушковой. Первая часть произведения нетрадиционна. Лермонтов рассказывает о нищем, которому вместо милостыни подали камень, лишь в последней строке понятно, что это стихотворение о любви. Чувства поэта к Сушковой были обмануты. В действительности так и было, она подшучивали над юным Лермонтовым, играла с его чувствами.

Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь — это трагедия.

Печорин

Вершиной творчества поэта стал роман «Герой нашего времени». Истинный романтический герой Григорий Печорин вполне соотносим с лирическим персонажем Лермонтова. Он также одинок, не понят, но характер его очень многогранен и сложен.

Герой романа Лермонтова страдает из-за своей гордости и честолюбия. Он одновременно вызывает и симпатии, и неприязнь.

И если герой лирики не вызывает практически никаких вопросов, то по поводу характера Печорина и по сей день продолжаются дискуссии в среде литературоведов.

Одинокие герои Лермонтова не могут не вызывать сочувствия и симпатии. У каждого из людей периодически появляются мысли об одиночестве. Просто у Лермонтова это чувство было особенно обострено.

Безусловно, всему этому было разумное объяснение: его творчество не признавалось властями, в личной жизни он не был счастлив. Свой идеальный мир писатель нашел в творчестве, служении литературе.

Герой произведений Лермонтова (как и сам автор) живет, чтоб «мыслить и страдать», ведь без страданий нет жизни, да и такое тихое, гармоничное, спокойное существование ему не нужно.

Источник: https://FB.ru/article/164268/liricheskiy-geroy-lermontova-romanticheskiy-geroy-v-lirike-lermontova

Сочинение на тему: «Лирический герой Лермонтова». Анализ творчества Лермонтова М.Ю

Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей.

Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов.

Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы.

Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится.

Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе.

Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.
В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны.

Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный.

Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надеждИ вдохновений мирных!— но безумныйИз детских рано вырвался одеждИ сердце бросил в море жизни шумной;И мир не пощадил — и бог не спас!»

«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,И быстро злобы яд ее мрачит,И нам горька остылой жизни чаша;И уж ничто души не веселит».

«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:
«Зачем я не птица, не ворон степной,Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я паритьИ одну лишь свободу любить?»

«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом данаМолодая жена,Воля-волюшка,Вольность милая,Несравненная;С ней нашлись другие у меняМать, отец и семья;А моя мать – степь широкая,А мой отец – небо далекое»

«Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским.

Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым.

Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

«Один среди людского шума,Возрос под сенью чуждой я».

«Один, среди людского шума», 1830.

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

«Я вспомнил прежние несчастья,Но не найду в душе моейНи честолюбья, ни участья,Ни слез, ни пламенных страстей».

«Один, среди людского шума», 1830.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

«Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить.Делить веселье – все готовы:

Никто не хочет грусть делить».

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

«И вижу гроб уединённый,Он ждёт; что ж медлить над землёй?…Никто о том не покрушится,И будут (я уверен в том)О смерти больше веселится,Чем о рождении моём…»

«Одиночество», 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм.

Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве.

Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее.

Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

«Одинок я – нет отрады:Стены голые кругом.…Ходит в тишине ночнойБезответный часовой».

«Узник», 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

«Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён».

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

«Как демон мой, я зла избранник,Как демон, с гордою душой,Я меж людей беспечный странник,Для мира и небес чужой».

«Я не для ангелов и рая…», 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

«Он презрел чистую любовь,Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь».

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме.

Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи.

Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

«Мы пьем из чаши бытияС закрытыми очами…Тогда мы видим, что пустаБыла златая чаша,Что в ней напиток был – мечта,И что она – не наша!»

«Чаша жизни», 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

«Не ищи страстей тяжелых;И покуда бог даёт,Нектар пей часов весёлых;А печаль сама придёт.…Сердце глупое творенье,Но и с сердцем можно жить,И безумное волненьеМожно также укротить…»

«Совет», 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…».

Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование.

Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

«Я для него забыл весь мир,Для сей минуты незабвенной;Но я теперь, как нищий, сир,

Брожу один, как отчуждённый!…»

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

«Так путник в темноте ночной,Когда узрит огонь блудящий,Бежит за ним… схватил рукой…И — пропасть под ногой скользящей!»

«К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно».

Конец:

«И прах наш с строгостью судьи и гражданинаПотомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом».

Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти.

В самом стихотворении два смысловых центра: «я» и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения.

Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Источник

Источник: http://sochineniee.ru/sochinenie-na-temu-liricheskiy-geroy-lermontova-analiz-tvorchestva-lermontova-m-yu/

Лирический герой Лермонтова — сочинения для 9,10,11 класса

Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова

  1. «Нет, я не Байрон, я другой…»
  2. Одиночество, возведённое в абсолют
  3. На пути к реализму

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей.

Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов.

Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы.

Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится.

Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью.

Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный.

Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд

И вдохновений мирных!— но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил — и бог не спас!»

«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит».

«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?»

«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана

Молодая жена,

Воля-волюшка,

Вольность милая,

Несравненная;

С ней нашлись другие у меня

Мать, отец и семья;

А моя мать – степь широкая,

А мой отец – небо далекое»

«Воля», 1831.

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики