SAVUZ

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой) | Литерагуру

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу.

Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта.

Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Николенька

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение.

Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства.

Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него.

Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом.

Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией.

Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь.

Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство.

Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда.

Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ.

Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания.

Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль».

В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье.

Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку.

Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость.

Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Юлия Курганова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/glavnye-geroi-i-ih-harakteristika-v-povesti-detstvo-l-tolstoj/

Характеристика и образ Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Наталья Савишна один из второстепенных персонажей повествования Льва Николаевича Толстого. Она становится одним из самых главных факторов становления Коленьки, которому недавно исполнилось десять лет.

Она уже и не помнит, когда начала служить при доме Иртеньевых.

При этом стоит отметить ее ответственность, она всегда носила при себе доверенные от кладовой ключи, обладала натурой достаточно властной, что делало ее грозой остальной супруги, работающей в доме вместе с ней.

Некогда Наталья обладала кротким характером и особым усердием, именно поэтому хозяева и взяли ее в нянечки для Натальи Николаевны, на которую она работает и прежде. Получается, что она вырастила несколько поколений семьи.

После мы узнаем, что она без разрешения хозяев обрекла себя на замужество, а за это решение была вынуждена жить на скотном дворе. Но замены на место женщины не было найдено, поэтому ее решили вернуть на прежнее место.

А сама Наталья быстро признала собственную ошибку и раскаялась, а всю оставшуюся любовь она отдала на воспитание маленькой барышни, доверенной в ее руки.

https://www.youtube.com/watch?v=zeH0cM4LVso

Тогда ей и доверили ключи от кладовки и повышение до Натальи Савишны, теперь она всегда одевала чепец на голову, а сама Наталья Савишна, выражая свою благодарность за подобное воспитание, вышла замуж и забрала нянечку с собой.  Также она дарит ей вольную и свободу выбора, но Наталья решает остаться с хозяйкой.

Всю любовь и искренние чувства, которые есть у нее в сердце она отдает дому, в котором осталась, и детям, которых считает родными. Она относится к ним как к части себя, считает их смыслом жизни.

Именно поэтому они растут в благоприятных условиях, читатель видит это по тому, каким вырастает Коленька, способный ценить жизнь и свободно общаться с окружающими людьми.

Наталья учит его ценить жизнь и искренне любить собственных родителей, которые стараются для него.

Наталья Савишна отдала всю жизнь и свою искренность на воспитание детей, несмотря на властный характер и способность управлять окружающими людьми, она обладает достаточно мягким и нежным стержнем, который способен поддерживать и правильно воспитывать детей. Это делает их по-настоящему добрыми и отзывчивыми, открытыми окружающему миру.

Вариант 2

В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину,  прислугу в доме Николеньки.

Наталья Савшина является второстепенной героиней в повести, благодаря чьим действиям и мыслям главный герой Николенька начинает формироваться как личность, няня помогает ему раскрыть его отношение к другим людям, что отразится на герое даже во взрослом возрасте.

Наталья с самого детства отличалась кротостью и усердием в делах, за что ее было решено сделать няней новорожденной девочки, матушки главного героя повести.

Судьба служанки была не из простых: желая, наконец, стать замужней женщиной, она обратилась к своим господам за благословлением, однако те не дали своего согласия. Более того, они сослали женщину работать на скотный двор.

Но это событие не сумело надломить Наталью, более того, это сделало ее сильнее, гораздо сильнее. Но, несмотря на это, героиня смогла сохранить в себе некую душевную теплоту, что позволяло ей согревать своей безграничной любовью всех жителей дома.

Вступив в должность гувернантки, Наталье дают на руки ключи от кладовой, что расценивается ею как факт большого доверия со стороны господ. Именно после этого события ее начинают называть по имени и фамилии, а именно Натальей Савишиной.

В сцене, где господа решают отпустить Наталью и сделать ее свободным человеком, мы видим, что женщина не слишком-то рада такому решению. Ведь как же так, она любит окружающих ее людей, они ей доверяют, а тут ей говорят, что она может идти куда захочет. Наталья никогда не думала о себе, все для других. Ее доброта делала обитателей дома человечнее, вселяла в их сердце некий духовный свет.

Внимательный читатель вспомнит момент из повести, когда Николенька сильно обижается на няню за то, что она посмела наказать его за хулиганство. Словно дворового мальчишку! Николенька зол, он рвет и мечет. Но Наталья, увидев слезы мальчика, решила первая к нему подойти и помириться. Женщина извинилась за свое поведение и даже принесла Николеньке подарок.

Такая доброта няни заставило испытать мальчика настоящий стыд. Данный эпизод, по словам Никольеньки, остался в его памяти навсегда.  Он настолько привык к бескорыстной любви няни, что даже не задумывался о том, насколько он ей благодарен.

Он понял, что никогда не пытался понять истинные чувства Натальи, а действительно ли она счастлива? Хорошо ли ей живется в доме?

Образ Натальи Савшиной помогает читателю понять отношение главного героя к людями и миру в целом. Наталья – пример настоящей женщины, женщины полной любви и доброты в сердце.

Сочинение про Наталью Савишну

Повесть «Детство» Льва Николаевича является автобиографическим произведением. В нем писатель описывает свое детство, условия и уклад жизни во времена, когда происходило взросление автора. И это не случайно.

Именно детство является самым важным по значению этапом в жизни любого человека. Так как в данном возрасте ребенок учится, познает мир, формирует свое представление о сущности бытия. Характер ребенка закладывается в возрасте до пяти лет.

Поэтому очень важно, чтобы детство было счастливым временем для детей.

Важную значимость в произведении имеет описание жизни людей, которые окружали Толстого. Он понимал, что именно эти люди способствовали его формированию.

В повести автор дает описание старушки служанки Натальи Савишны, которая была крепостной крестьянкой и была экономкой в доме. В ее обязанности входило следить за ключами от кладовой, отвечать за белье, одежду и продукты.

Еще в подростковом возрасте она попала в хозяйский дом и прослужила в нем шестьдесят лет.

На внешний вид Наталья была сгорбленная с седыми волосами, которые всегда выглядывали из-под чепчика. В молодости она была веселой, толстой и краснощекой. С годами же ее глаза выдавали в ней спокойную печаль.

Так как в характере девушки были замечены кротость и усердие, ее сделали няней матери главного героя. Со своей воспитанницей имеют теплые отношения. Они всегда испытывали сильную любовь друг к другу. Через год после смерти своей любимицы служанка тяжело заболевает.

Она желала, чтобы ее похоронили рядом со своей воспитанницей.

Несмотря на тяжелую жизнь, она сумела сохранить в себе теплую, бескорыстную и нежную любовь, которой согревала весь дом. Наталья обладала властным характером. Она никогда не думала о себе.

Когда господа дали ей вольную, она восприняла это как способ отделаться от нее. Служанка была искренним человеком с чистой душой. У хозяев пользовалась доверием.

Ей доверяли следить за имуществом, так как была надежной и честной работницей.

Толстой вспоминает случай из детства, который навсегда запечатлелся в его памяти. Когда Наталья Савишна ругала мальчика, тот заплакал. Видя его слезы, она решила первой помириться с ним.

Служанка подала пример доброго отношения и бескорыстной любви. Автор вспоминает, какой стыд он испытал и чувство нежной любви к служанке.

Этот случай сформировал в характере мальчика черты подлинной любви и самопожертвования.

← Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Детство← Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир↑ Толстой ЛевОбраз и характеристика Тихона Щербатого в романе Война и мир →Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала →

  • Сочинение Осень в паркеЕсли выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь
  • Сочинение Любовь к животнымЗа свою жизнь я не раз задумывалась, что для меня значит «любовь к братьям нашим меньшим». И расставив все свои мысли по полочкам, пришла к одному правильному выводу.
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел? сочинение 11 классВ жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас чем-то обижают. Это могут быть как совершенно незнакомые люди, например хамоватая женщина в очереди в продуктовом магазине
  • Сочинение Кино в нашей жизни (в жизни человека) на русском языкеКакую роль, играет кино, в жизни каждого из нас? Это очень трудный вопрос. Ведь оно бывает разным. Кто- то включает телевизор для подавления шума, не вникая в смысл происходящего на экране
  • Сочинение Добро возвращается добром 6 классЯ думаю, что в жизни добро всегда возвращается добром. Добрые поступки, которые человек совершает ради других, приносят немало удовольствия. Ведь одно осознание того, что ты сделал кому-то что-то приятное

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/harakteristika-i-obraz-natali-savishny-v-povesti-detstvo

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет.  В молодости она работала служанкой в барском доме. Наталья Савишна хотела заключить брак с возлюбленным Фокой, но ей не разрешили этого сделать.

Вскоре родилась барыня, мать Николеньки, и Савишна стала ее няней, перенеся всю свою любовь на нее. А спустя много лет и на ее детей. Наталья Савишна ни с кем не дружила и гордилась этим. Единственным другом была ее собачка – моська.

Даже с родным братом она не общается, но завещает ему небольшое наследство после своей кончины.

Наталья Савишна была маленькой сгорбленной седой старушкой.  Ей было восемьдесят лет. Как только она стала няней она надела чепчик и уж без него трудно представить ее теперь.

Няня кроткая и трудолюбивая. Она любит барыню. Даже после того, как барыня дала няне вольную, она предпочла остаться и продолжить нянчить деток. Няня всегда была в работе, то вязала носки, то сортировала белье, то копалась в сундуках. Вся ее жизнь – жертвенная любовь к хозяевам.

Она так любила и ласкала Николеньку, что он даже подумать не мог, что может быть иначе. Она понимала Николеньку. Он мог прибежать к ней в комнату и мечтать вслух. Наталья Савишна всегда поддерживала его во всех его начинаниях. Она была чуткой, искренней и честной.

Наталья Савишна была настолько честным, порядочным и проверенным человеком, что ей доверяли и детей и имущевство. Со всеми своими обязанностями она превосходно справлялась. Смыслом ее жизни была барыня и ее семья. Наталья Савишна была счастлива помогать им.

Была ли какая-нибудь корысть в заботе и любви? Определенно нет! Наталья Савишна бескорыстно любила и заботилась о барыне, ее детях и ее доме.

Какую роль играет Наталья Савишна в жизни главного героя повести Толстого «Детство»? Наталья Савишна играет огромную роль в жизни Николеньки.  После того, как умерла мать Николеньки, няня фактически заменила ее.

Она поспособствовала формированию личности Николеньки.  Она научила маленького мальчика скромности, искренности, честности, любви. Она научила его уважать и ценить людей.

Именно няня заложила Николеньке нравственные понятия.

Наталья Савишна в повести Л.Н. Толстого «Детство» воплотила образ чуткой, заботливой, искренней, мудрой, бескорыстной и любящей женщины. Она навсегда оставила след в сердце Николеньки. Именно она стала нравственным ориентиром для главного героя  на протяжении всей его жизни.

Сочинение История Натальи Савишны

Наталья Савишна – второстепенный персонаж автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Она сыграла большую роль во взрослении Николеньки Иртеньева и становлении его, как личности.

Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава в произведении «Детство» Л. Н. Толстого. Перед читателем четко вырисовывается образ доброй, кроткой, трудолюбивой старушки с чистой душой и открытым сердцем.

Давно дед Николая Иртеньева взял Наталью, когда она была еще девчонкой, к себе в прислуги. Она хорошо подходила на эту работу, трудилась усердно. Позже Наталья стала няней. В этой должности Наталья Савишна трудилась много лет, полюбив молодую госпожу всем сердцем и привязавшись к ней.

Однажды Наталья влюбилась в официанта Фоку, она пришла к хозяину и попросила благословения выйти замуж за возлюбленного. Дед Николеньки, посчитав Наталью неблагодарной, сослал ее на скотный двор. Однако, поняв, что такую няню никто заменить не может, через несколько месяцев ее вернули обратно.

После Наталья стала ответственной за кладовую, одежду и провизию. Хозяева, посчитав Наталью Савишну честной, надежной и верной работницей, доверили ей следить за своим имуществом. Полученные обязанности она выполняла так же усердно и с большой любовью. 

После того, как Наталья Николаевна вышла замуж, она, желая отблагодарить Наталью Савишну за ее большой труд и привязанность, вручила ей вольную и назначила ежегодную пенсию. Няня огорчилась, подумав, что ее хотят выгнать из дома.

После смерти Натальи Николаевны у героини развилась старческая болезнь, и она не могла встать с постели. После долгих страданий от этой болезни Наталья умерла.

Наталья Савишна представлена в произведении доброй, самоотверженной, бескорыстной, верной женщиной, которая никогда не думает о себе, а посвящает себя целиком и полностью семье Николеньки.

Она усердно трудилась многие годы на благо своих хозяев, даже не вышла замуж и не нашла друзей, все ее думы были направлены на то, чтобы сделать комфортнее жизнь окружающих. Ее теплая, бескорыстная любовь к людям учила их быть человечнее и добрее.

Именно Наталья Савишна сыграла решающую роль  во взрослении Николеньки и становлении его как личности.

  • Сочинение Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? ИтоговоеУ нас у всех есть мечты. Пожалуй, мечтой может служить всё, что угодно: любовь, богатство, верные друзья, путешествие по Западу… Но что случится, если у человека отобрать мечту? Трудный вопрос. На мой взгляд
  • Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова Обломов сочинениеНаписав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение
  • Анализ произведения Очарованный странник Лескова сочинениеВ повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным
  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинениеКити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.
  • Евгений Онегин — лишний человек сочинение 9 классОнегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-natali-savishny-v-povesti-detstvo

Наталья Савишна

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Второстепенный персонаж повести Льва Толстого «Детство». Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава повести. Героиня появляется также в главе двадцать пятой — «Письмо».

История создания

Лев Толстой в юности

Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть.

Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть.

Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Повесть «Детство»

Иллюстрация к повести «Детство»

Наталья Савишна — старуха 75-80 лет, которая трудится служанкой в доме главного героя, Николеньки Иртеньева.

В этой должности персонаж состоит уже шестьдесят лет, с тех пор как Наталью еще девкой взяли в число женской прислуги, которая обхаживала бабушку героя.

В юности героиня пыталась выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, однако хозяин этот Натальин порыв не оценил и сослал девушку на скотный двор.

Через полгода героиню вернули назад в богатый хозяйский дом. Наталья выучила урок и с тех пор неизменно была в доме, смирно прислуживала господам и «весь запас любви перенесла на барышню». Замуж героиня так и не вышла, и вся биография Натальи Савишны оказалась тесно связана с семейством Иртеньевых.

Николенька Иртеньев

Когда родилась мать Николеньки, Наталья Савишна из горничных «переквалифицировалась» в няню. Героиня заботится о девочке с младенчества и продолжает испытывать сильную привязанность к той всю жизнь.

Мать Николеньки отвечала няне взаимностью, как и остальные члены семьи, к которым Наталья Савишна тоже испытывала любовь.

Героиня — простодушная и искренняя женщина, которая с готовностью выслушивает чужие жалобы, ей можно «поплакаться».

Наталья — маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер.

Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе.

Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами — то вяжет чулки, то «записывает белье».

Наталья Савишна и Николенька

Героиня — честная женщина и, живя в богатом доме, ни разу не украла ничего у хозяев. Со временем Наталья стала экономкой и отвечала в доме за белье и продукты.

Героиня получила ключи от кладовой и доступ к сундукам с барским добром, однако женщина честно бережет хозяйское имущество и не дает другой прислуге поблажки, если что-то пропадает или портится.

Наталья всеми силами старается уберечь хозяйское добро и противодействует растратам и попыткам что-то украсть.

Наталья также следит за тем, чтобы одежда была в идеальном порядке, свежа и не тронута молью. Героиня гордится, что за всю жизнь «барской ниткой не поживилась», а господа ей доверяют. В доме к Наталье Савишне относятся с уважением, однако старая женщина ни с кем не сошлась близко и на завела дружбы, что тоже было предметом гордости для героини.

Иллюстрация к повести «Детство»

Из близких у Натальи Савишны есть только собачка-моська. В минуты слабости героиня брала собачку в постель, гладила ту, разговаривала с ней и плакала.

У героини также есть брат, который давно получил вольную и уехал в некую «далекую губернию». Однако Наталья с братом не общается из-за того, что тот «ведет распутную жизнь».

Героиня завещает брату собственное имущество и тот приезжает, чтобы забрать наследство, после смерти героини.

В качестве благодарности за многолетние труды мать Николеньки после замужества попыталась освободить Наталью Савишну от крепостной зависимости, но та отказалась брать вольную, изорвала бумагу в клочки и осталась служить в доме. Через год после смерти матери Николеньки, своей любимицы, Наталья Савишна тоже заболевает и умирает. Старушку по ее собственному желанию хоронят недалеко от часовни, где похоронена мать Николеньки.

Цитаты

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх— находиться в числе женской прислуги бабушки».«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».«Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла».«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом».

Источник: https://24smi.org/person/6016-natalia-savishna.html

Первая часть автобиографической трилогии толстого детство. Лев Толстой — Детство. Отрочество. Юность. Характеристика образа Натальи Савишной

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Натальи Савишной

Граф Лев Николаевич Толстой — это великий русский писатель, прозаик и драматург, критик и публицист.

Он появился на свет в имении Ясная Поляна около Тулы, обучался в Казанском университете на восточном и юридическом факультетах, служил в армии младшим офицером, участвовал в обороне Севастополя и был награжден за храбрость, затем вышел в отставку и посвятил свою жизнь литературному творчеству.

Как и многие другие писатели того времени, Л.H. Толстой начал с работы в художественно-документальных жанрах. Но при этом его литературным дебютом стала художественно-автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Тяга к мемуаристике в молодом авторе — явление весьма редкое.

В этом сказалось психолого-творческое воздействие произведений авторов натуральной школы, с которыми Толстой знакомился в отроческие и юношеские годы как с наиболее авторитетными образчиками современной литературы. Однако, разумеется, тут значимы и особенности личности Толстого.

Например, показательно, что с восемнадцати лет он упорно вел дневник — это свидетельствует об исключительной склонности к самонаблюдению.

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» начинается, разумеется, с «Детства«. У рассказчика Николеньки Иртеньева оно протекает в дворянской усадьбе, и основные вспоминаемые им коллизии связаны с личностями отца, матери, учителя Карла Иваныча, местного юродивого Гриши, ключницы Натальи Саввишны и др.

; с классными занятиями, с «чем-то вроде первой любви» к девочке Катеньке, с другом детства Сережей Ивиным, с подробно, в духе «физиологии», описанной охотой, со столь же подробно описанным званым вечером в московском доме родителей, где герой танцует кадриль с Сонечкой, а после мазурки размышляет, что «в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства». Смерть матери как бы подводит черту под беззаботным детством.

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» продолжается «Отрочеством». Здесь читатель встречает аналогичный деревенский и городской антураж, здесь сохраняются почти все прежние персонажи, но дети стали уже немного старше, их взгляд на мир, круг их интересов меняется.

Рассказчик неоднократно подмечает это в самом себе, констатируя, например, что с приездом в Москву его взгляд на лица и предметы изменился. Властная бабушка заставляет отца убрать от детей Карла Иваныча — по ее словам, «немецкого мужика… глупого мужика». Его заменяют французом-гувернером, и герой навсегда лишается еще одного близкого человека.

Перед отъездом Карл Иваныч рассказывает Николеньке интереснейшую историю своей жизни, которая в композиции «Отрочества» напоминает вставную новеллу.

Среди старших приятелей брата Володи появляется любопытная фигура — «студент князь Нехлюдов». Лицо с этой фамилией неоднократно снова будет выступать в произведениях Л.H. Толстого в будущем — «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), роман «Воскресение». В «Утре помещика» и «Люцерне» ему приданы некоторые лирические черты, явно свидетельствующие об определенном его автобиографизме.

Нетрудно заметить, что образу Нехлюдова уже в «Отрочестве» из трилогии «Детство. Отрочество. Юность» приданы черты alter ego автора.

Сложность в том, что эту роль еще до его появления на страницах трилогии играет Николенька, а потому Нехлюдов выглядит после своего появления и своего рода духовным «двойником» рассказчика и его духовной «второй половинкой».

Интересно, что Нехлюдов сделан Толстым более старшим по возрасту, чем Николенька, интеллектуально созревающий под его влиянием.

Дружба с Нехлюдовым выдвигается в центр повествования в третьей части трилогии «Детство. Отрочество. Юность» — «Юности».

Герой поступает в университет, едет к исповеди в монастырь, влюбляется в сестру Нехлюдова Вареньку, самостоятельно делает светские визиты и снова встречает Сонечку (во время визитов перед ним вообще заново проходит ряд лиц, описанных в «Детстве»,— тем самым Толстой-автор как бы непринужденно замыкает композиционное «кольцо» трилогии). Отец Иртеньев вторично женится, Николенька снова влюбляется, участвует в студенческом кутеже и заводит новых товарищей в среде студентов-разночинцев. После первого курса герой проваливается на экзамене, его отчисляют из университета, он ищет дома «пистолетов, которыми бы мог застрелиться», домашние же советуют перейти на другой факультет. В финале на Николсньку «нашла минута раскаяния и морального порыва».

Толстовская трилогия «Детство. Отрочество. Юность» была повествованием о духовном созревании молодого современника. Не приходится удивляться, что она была понята и принята читателями-современниками, особенно остро и конкретно воспринимавшими все ее коллизии.

Автор блестяще живописал реальный дворянский быт, но при этом художественно раскрыл внутренний мир взрослеющего мужчины — мальчика, подростка и затем юноши. Документальность основы толстовского повествования придавала ему особый колорит, которого невозможно достичь в романс с вымышленными героями и ситуациями.

С другой стороны, молодой писатель проявил большое мастерство художественного обобщения, превратив фигуры реальных людей в литературные характеры.

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития».

Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости.

Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства.

Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование.

Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит.

Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души».

Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность.

Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины.

Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир.

Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «.

..не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас… существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами…» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка.

Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я».

Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного.

Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию».

Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеаломcomme il faut (благовоспитанности).

Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее.

А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания.

Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

Лев Николаевич Толстой

Собрание сочинений в двадцати двух томах

Том 1. Детство, Отрочество, Юность

От издательства

Весь мир отмечает 150-летие со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

За шестьдесят лет неустанного творческого труда Толстой создал огромное литературное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьесы, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно-критических статей, написал тысячи писем, томы дневников. Целая эпоха русской жизни, которую В. И. Ленин назвал «эпохой подготовки революции» в России, отразилась на страницах книг Толстого. Творчество Толстого знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли.

В 1910 году в статье-некрологе «Л. Н. Толстой» В. И. Ленин писал: «Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».

Для молодой Советской республики издание Толстого явилось делом государственной важности. Первый управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-Бруевич писал, что уже вскоре после Октябрьской революции В. И. Ленин предложил А. В.

Луначарскому организовать при Народном Комиссариате просвещения издательский отдел и напечатать в большом количестве сочинения классиков, Толстого в первую очередь.

При этом Ленин дал указание: «Толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура».

В 1928 году, когда отмечался столетний юбилей Толстого, было начато сразу три издания: Полное собрание художественных произведений в 12-ти томах, рассчитанное на самого широкого читателя (вышло приложением к журналу «Огонек» за 1928 год тиражом 125 тыс. экз., с предисловием А. В.

Луначарского); Полное собрание художественных произведений в 15-ти томах, подготовленное видными текстологами и комментаторами тех лет — К. Халабаевым, Б. Эйхенбаумом, Вс. Срезневским (завершено в 1930 году; тираж 50 тыс. экз.

); Полное собрание сочинений в 90-та томах, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем Толстого (завершено в 1958 году; тираж 5-10 тыс. экз.).

Источник: https://maratakm.ru/childhood-diseases/pervaya-chast-avtobiograficheskoi-trilogii-tolstogo-detstvo-lev.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики