SAVUZ

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Характеристика Николеньки Иртеньева в повестях Льва Толстого Детство, Отрочество и Юность

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является автобиографической. В ней Лев Николаевич Толстой повествует о себе, о своих детских переживаниях. Детские годы являются самыми важными в жизни каждого человека. Мы все родом из детства.

В эти годы закладываются и развиваются знания, образ мыслей, комплексы, которые потом будут влиять на все последующее существование человека, на образ его мыслей.

Анализируя характеристику Николеньки Иртеньева в этих трех произведениях Лев Николаевич, став уже взрослым,  анализирует собственные чувства, мысли, поступки. И это ему помогает лучше понять самого себя.

Детство

Главный герой трилогии – Николай Петрович Иртеньев, или Николенька, как называли его родные, является прообразом самого Льва Николаевича. Повествование начинается, когда Николеньке было 11 лет.

Он рос смышленым и спокойным ребенком, в меру шаловливым. У него ранимая и чувствительная душа, раскрытая для любви. Он любит свою мать, старушку Наталью Савишну, гувернера и наставника Карла Ивановича.

Он успевает полюбить Сережу Ивина, а на празднике, посвященном именинам, влюбляется в Сонечку.

Как и все подростки, он излишне мнителен, его беспокоит, что о нем подумают люди, переживает из-за неудач, и напротив, искренне радуется своим удачам, успехам.

Отрочество

В следующей повести мы видим изменение образа Николеньки Иртеньева по сравнению с «Детством». Взросление героя начинается со смертью матери. Говорят, что у детей, рано потерявших родителей, или переживших иное большое горе, даже взгляд меняется, становится взрослым.

Сам Николенька ощутил перемену мировоззрений в себе после разговора с Катенькой, которая росла вместе с его сестрой Любочкой. Катенька была дочерью гувернантки Мими. Она впервые заставила Николеньку задуматься о социальном и имущественном неравенстве людей. Катенька уже понимала, что они жили в доме Иртеньевых благодаря милости матушки Николеньки.

Матушки не стало. Видимо, Мими делилась с дочерью своими переживаниями и заботами об их будущем.

Николенька Иртеньев стремится подражать Володе, осознавал, что это не правильно, но не мог пока выбрать своего пути. Однажды он подсмотрел, как Володя заигрывает с горничной Машей, и ему тоже хотелось также заигрывать с нею. Только детская стыдливость останавливала его от этого поступка. Николенька уверен в своей некрасивости, немного завидовал брату, который на полтора года старше его.

Когда мальчики повзрослели, по настоянию бабушки Карла Ивановича, к которому Николенька привык за годы детства и любил как родного, несмотря на то, что тот мог наказать за проступки и шалости, уволили, и наняли французского гувернера – молодого образованного мужчину, который, как казалось Николаю, получал удовольствие, унижая его. Николай возненавидел гувернера.

В годы отрочества Николай начал задумываться о смысле жизни и роли человека в этом мире, о Боге и потусторонней жизни, согласился с идеалистами в вопросах субъективности бытия. Появились мечты о собственном величии, о том, что он станет открывателем новых философских истин.

По мере взросления стала легче даваться учеба, и занятия стали доставлять некоторое удовольствие. Николай сблизился с одним из товарищей брата Володи – Дмитрием Нехлюдовым, который оказал определенное влияние на его мировоззрения.

Юность

Началом юности своего героя Лев Николаевич считает 16-летний возраст. В описываемый год Николай готовится к поступлению в университет. Но занимается неохотно. Предстоящая учеба его не очень вдохновляет.

Много времени он отводит самосозерцанию и мечтам. Излишняя самокритичность в отношении собственной наружности заставляет молодого человека страдать.

Ему кажется, что он похож больше на мужика, чем на благородного человека.

https://www.youtube.com/watch?v=zeH0cM4LVso

Ссора с неким Колпиковым, пережитое унижение, долго еще не давало покоя Николаю. При мысли об этом событии он еще много лет спустя тяжело переживал.

Николай поступил в университет, и тем возвысился в собственных глазах и глазах окружающих. Он начал задумываться о любви и решил, что он уже влюблен.

Однако Сонечка, к которой он испытывал нежные чувства в детстве, переросла свое детское очарование и стала менее привлекательной. То чувство, которое он испытывал с Сонечке, можно назвать внушенной любовью.

Все вокруг были влюблены, и он, чтобы чувствовать себя вполне взрослым, тоже должен был в кого-нибудь влюбиться.

Ложная застенчивость, мнительность мешала Николаю сойтись с товарищами по университету. Он долго оставался один. Из-за этой же застенчивости он не танцевал, попав единственный раз за всю зиму на бал. Еще до поступления в университет, Николай мечтал о светских развлечениях, но даже те, на которые он попал во время учебы, удовольствия ему не доставляли.

Первый математический экзамен по окончании курса он провалил с треском. Он тяжело переживал свой провал. Это событие сильно повлияло на дальнейшую жизнь. Он дал самому себе слово больше никогда не тратить времени впустую, употребляя его для пользы дела.

Зная жизнь и творчество писателя, графа Льва Николаевича Толстого, можно прийти к выводу, что правила жизни, которые Николенька Иртеньев написал вторично, он все-таки выполнял всю оставшуюся жизнь.

Трилогию Лев Николаевич писал с 1952 по 1957 год, В этот период он служил в действующей армии, принимал участие в обороне Севастополя, написал «Севастопольские рассказы» и повесть «Утро помещика».

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-nikolenki-irteneva-v-povestyah-detstvo-otrochestvo-i-yunost

Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство Толстого

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.

Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.

Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.

В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.

Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух.  По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.

Его характер можно считать достаточно противоречивым, он внимательно наблюдает за происходящим вокруг него, за поведением окружающих его детей, кроме того, он способен делать выводы из происходящего вокруг.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.

2 вариант

Основным героем повести Л. Н. Толстого «Детство» является Николенька Игнатьев. Данный персонаж – прототип самого автора.

Коля 10-летний мальчик, живущий в дворянской семье. Это веселый, добрый ребенок с хорошим воспитанием, которым занимаются его родители и ответственная нянечка Наталья Савишна. Николенька склонен к учебе – он успешно занимается с частным учителем Карлом Ивановичем, уроки с которым для ребенка всегда в радость.

Любовь к маме и папе у Николеньки безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о маме ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всем сердцем верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.

Отношения главного героя с окружающим миром немаловажны в повести. Николенька доброжелательно относится к соседским детям, с которыми проводит достаточно много времени. Он общителен и в свободное время всегда с удовольствием что-либо рассказывает сверстникам. Он легко идет на контакт в деревне и городе. У Коли прекрасно получается общаться с девочками – он в них видит потенциальных невест.

Доброта Николеньки проявляется в отношении к  сильно болезненному ребенку Иленьки Грапу, нуждающемуся в пристальном внимании и защите.

Он с легкостью знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, так как хорошо чувствует, когда его обманывают и это ему очень не нравится.

  Не понятно как Николеньке в достаточно юном возрасте подвластно уличать окружающих во лжи.

Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он беззаботно общается со всеми, а с другой – внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Ребенок в 10-летнем возрасте способен анализировать все происходящее вокруг. Николенька, не смотря на свою детскость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.

Детство мальчика проходит в деревне, а потом он вместе с родителями переезжает в Москву, где жизнь его кардинально меняется.

Повесть начинается с того, что Николенька пробуждается и сразу же задумывается над тем, как так происходит, что он каждое утро просыпается. Автор раскрывает душевную суть мальчика.

Читатель наблюдает за взрослением главного персонажа повести, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не опасаться воспринимать  все реалии жизни, с какими приходится встречаться на жизненном пути.

В повести описаны детские переживания Николеньки, возникающие на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем вымышленном мире, где все неурядицы реальной жизни гасились посредством вымышленных подвигов и геройства.

Сочинение Николенька Иртеньев

История Николеньки в повести “Детство” начинается тем, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив над его головой по мухе хлопушкой. Но вышло это не так удачно, как задумывалось, и муха упала мальку прямо на лицо.

Сложившая ситуация возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же так поступил Карл Иваныч и как ему самому к этому относиться.

Николенька начинает считать, что Карл Иваныч способен только на того, что причинить неприятности мальчику, что учитель – «противный человек».

Но спустя пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему добрые слова и начинает щекотать , тогда всё встаёт на свои места, и он вновь испытывает любовь и теплоту к учителю, которого тотчас ненавидел.

Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза, и большие нос с губами. Николенька и сам переживает, из-за своей неудачной внешности.

Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик представляется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому как сам окружен их любовью. Но считает, что его мать не счастлива с отцом, но он молчит об этом.

Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать маму.

Все события мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти.

Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, он искренне раскаивается и сильно переживает, что не так свойственно его сверстникам.

Впечатлительный мальчик очень много времени посещает размышлениям в своей голове и самоанализу, он очень хорошо чувствует фальшь и обман.

Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях, что жизнь не как безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильной привязанности к тем, с кем он до сих пор общался, становится мало и все вокруг кажется ему чужим.

  • Сочинение на тему Всегда ли вы держите слово? 8 классМир не стоит на месте. Все движется вперед, развивается, эволюционирует, меняется. То, что казалось удивительным десять лет тому назад, сейчас реальность. А то, что было в порядке вещей вчера, сегодня уже стало историей.
  • Анализ рассказа Фро ПлатоноваПроизведение посвящено теме труда, в значительной степени интересовавшей автора, а также человеческих взаимоотношений.
  • Сочинение Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизораДействия в провинциальном городе начинаются с того, что главный чиновник Антон Антонович созывает всех здешних чиновников и объявляет о малоприятной вести, что приезжает ревизор из Петербурга.
  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинениеВ роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.
  • Сочинение на тему Майский день каким я увидел его вчера (сегодня)После долгой и мучительно холодной зимы, наконец, то наступила долгожданная весна, которая принесла тепло и яркое солнышко

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-nikolenki-irteneva-v-romane-detstvo

Николенька Иртеньев

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Лев Николаевич Толстой – создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.

Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и Алеша Пешков.

История создания

Писатель Лев Толстой

Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь.

Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества.

Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.

Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.

Иллюстрация к повести Толстого “Детство”

Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.

Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.

Повесть «Детство»

Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.

Николенька Иртеньев

Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.

Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.

Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей.

Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше.

Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.

Карл Иванович

Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки Карл Иванович, немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.

Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор. Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.

Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи.

Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу.

Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.

Наталья Савишна

Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и Наталья Савишна.

Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения.

Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.

Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось. Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.

Главные герои повести “Детство”

Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.

Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.

Цитаты

«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Источник: https://24smi.org/person/6017-nikolenka-irtenev.html

Сочинение Николенька Иртеньев в повести Детство Толстого

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье, что значительно сказывается на его характере.

Мальчик растет веселым и озорным ребенком, а в процессе воспитания участвуют не только мама с папой, но и Наталья Савишна, специально привлеченная нянечка, которая не жалеет души для героя и искренности. По расписанию к нему приходит Карл Иванович, занятия с ним мальчик ждет с нетерпением, ведь он учит его смотреть на привычные вещи с другого ракурса и удивляться обыкновенным радостям.

Коля с особым чувством относится к своим родителям, он, как говорит автор, переживает настоящую гордость за то, что ему достались именно эти мама и папа, которые искренне его любят и заботятся. Для него они самые лучшие люди, подарок от Всевышнего, который он старается ценить и радовать их своим поведением и жизнерадостным настроем.

Матушку он считает источником всего прекрасного, а когда в его голове появляются мысли о любимом человеке, он сразу представляет ее милейшую улыбку и звонкий голос. Для Николая мама похожа на настоящего Бога, способного разобраться с любыми проблемами и возникшими у него трудностями, стоит ему только обратиться к ней.

Особую роль с маленького возраста мальчик уделяет тому, как складываются отношения с окружающими мальчиками и девочками. Его доброта и искренность, как магнитом притягивает детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Особое удовольствие он находит в обычных беседах и том, что проводит время рядом с кем-то с кем можно разделить радости и невзгоды.

Несмотря на это, маленький Николай сразу видит подвох и наглое вранье. Его потребность общаться, но в тоже время наблюдать за людьми со стороны, создает в нем настоящее противоречие. Он способен делать выводы на основании наблюдений, при этом не может не общаться с окружающими.

Его воспитание делает из него приятного и притягательного человека, в которого родители стараются вложить только лучшее. Они дают ему не только сухие знания, но и самое главное – любовь, заботу и искренний интерес.

Поэтому мальчик растет достаточно любознательным, но в тоже время может дать отпор тем, кто хочет его использовать в собственных целях, прибегая к наглой лжи.

Николай способен здраво оценивать окружающую ситуацию и взвешивать все нюансы происходящего.

Вариант 2

Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.

Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.

Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.

В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.

Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.

Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.

Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.

Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми. 

Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.

Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства.

Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети.

Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.

Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.

Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе.

Образ Николеньки Иртеньева

Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого “Детство”. Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни.

Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович.

Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.

Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.

Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.

Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли – это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.

В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми.

В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.

Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.

В произведении Толстого “Детство” читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.

← Васенька Весловский в романе Анна Каренина← Сережа Каренин в романе Анна Каренина↑ Толстой ЛевОбраз Отца в романе Детство →Берг и Вера в романе Война и мир →

  • Характеристика героев Горе от ума Грибоедова сочинениеКомедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят
  • Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс«Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет
  • Сочинение по картине Заросший пруд ПоленоваКартина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил
  • Женщины и любовь в жизни Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени:В этом произведении уже по названию его частей видно, что огромное место уделено отношениям главного героя с женщинами. Печорин – не мошенник, не ловелас… Но от него женщинам плохо, а ему самому тоже не особенно лучше.
  • Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочкаНаписав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/nikolenka-irtenev-v-povesti-detstvo

Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.

Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.

Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.

Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.

Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.

Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.

Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.

Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».

Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.

Главные герои и их характеристика

Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.

Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.

Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.

Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.

Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.

Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?

Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.

Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.

В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.

По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.

Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.

Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.

Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!

идея произведения

цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.

В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.

Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.

За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.

Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.

Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.

Анализ произведения

При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.

Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.

Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.

Стиль произведения
«Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.

Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.

В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.

Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?

Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.

Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.

Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.

Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html

Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повестях «Детство», «Отрочество» и «Юность»

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является автобиографической. В ней Лев Николаевич Толстой повествует о себе, о своих детских переживаниях. Детские годы являются самыми важными в жизни каждого человека. Мы все родом из детства.

В эти годы закладываются и развиваются знания, образ мыслей, комплексы, которые потом будут влиять на все последующее существование человека, на образ его мыслей.

Анализируя характеристику Николеньки Иртеньева в этих трех произведениях Лев Николаевич, став уже взрослым,  анализирует собственные чувства, мысли, поступки. И это ему помогает лучше понять самого себя.

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики