SAVUZ

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Бабушки

Детство отрочество юность описание. Характеристика образа Нехлюдовой Софьи Ивановны. Лев Николаевич Толстой

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Бабушки

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.Эту трилогию очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе.

Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность.

Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира.

Все эти этапы проходит и Николенька.Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.

Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца.

Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица.

К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души.

После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем.

Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно.

Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.

Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.

Все это позволило Л.H.

Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

Лев Николаевич Толстой — один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность».

Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность».

Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни.

Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой.

«Детство, отрочество, юность» — произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. «Детство»

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву.

Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе.

Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку.

Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера.

Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ.

Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок.

Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства.

Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться.

Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку.

Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — роман с глубоким смыслом.

Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме.

Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово.

Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека.

В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира.

Все эти этапы проходит и Николенька.

https://www.youtube.com/watch?v=SgqwlKOELis

Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.

Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя.

Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.

Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица.

К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души.

После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.

В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею.

Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно.

Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.

Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.

Все это позволило Л.Н. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед

Весь мир отмечает 150-летие со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

За шестьдесят лет неустанного творческого труда Толстой создал огромное литературное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьесы, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно-критических статей, написал тысячи писем, томы дневников. Целая эпоха русской жизни, которую В. И. Ленин назвал «эпохой подготовки революции» в России, отразилась на страницах книг Толстого. Творчество Толстого знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли.

В 1910 году в статье-некрологе «Л. Н. Толстой» В. И. Ленин писал: «Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».

Для молодой Советской республики издание Толстого явилось делом государственной важности. Первый управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-Бруевич писал, что уже вскоре после Октябрьской революции В. И. Ленин предложил А. В.

Луначарскому организовать при Народном Комиссариате просвещения издательский отдел и напечатать в большом количестве сочинения классиков, Толстого в первую очередь.

При этом Ленин дал указание: «Толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура».

В 1928 году, когда отмечался столетний юбилей Толстого, было начато сразу три издания: Полное собрание художественных произведений в 12-ти томах, рассчитанное на самого широкого читателя (вышло приложением к журналу «Огонек» за 1928 год тиражом 125 тыс. экз., с предисловием А. В.

Луначарского); Полное собрание художественных произведений в 15-ти томах, подготовленное видными текстологами и комментаторами тех лет — К. Халабаевым, Б. Эйхенбаумом, Вс. Срезневским (завершено в 1930 году; тираж 50 тыс. экз.

); Полное собрание сочинений в 90-та томах, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем Толстого (завершено в 1958 году; тираж 5-10 тыс. экз.).

Источник: https://windows10official.ru/detstvo-otrochestvo-yunost-opisanie-harakteristika-obraza/

Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность Толстого

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Бабушки

«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.

Произведение является психологическим, так как на протяжении всего рассказа Толстой следит и старается передать читателю все проявления детской, невинной, доброй души во взрослом мире.

Нельзя ошибиться, назвав произведение «моральным», так как с помощью психологического анализа Толстой определяет сторону морали формирующейся личности и ее натуры.

Судит своего героя автор по этическим нормам.

В «детствах» других авторов, например, Тургенева, Горького, Пушкина, не было сделано таких тонких наблюдений за подрастающей душой человека. Толстой проводит своего Николеньку до самого университета.

Время развития событий в повести – период 1830-ых и 1840-ых годов. Николенька Иртеньев находится в обществе дворянства. Его родители – помещики. Время, когда зерна духовности погасли не только в посредственностях, но и в самых лучших умах.

Никакого нравственного развития, стремления к лучшему, познанию и просвещению. Людям высшего сословия было неинтересно. Существование строгого распорядка дня, заставляло семью Иртеньевых восхищаться обыкновенным действием семейной трапезы.

Родители акцентировали внимание детей на изучении правил этикета, привлекательной внешности. Не имело значения совершенствование нравственных качеств и ума.

Книги читать было «не в моде» и в дворянских домах о них вовсе не говорили. Напрашивается параллель с ситуацией в «Недоросли» Фонвизина.

Но Николенька Терентьев, благодаря своему доброму и сильному сердцу, не испортился под влиянием окружающих.

Отрочество

«Отрочество» — это вторая повесть из трилогии «Детство» Льва Николаевича Толстого. Если в первой части рассказывалось о Николеньке как о ребенке, то в этой части мы узнаем его как подростка.

После смерти мамы четырнадцатилетний Николай переезжает с семьей жить к бабушке по материнской линии. Ему не повезло, так как ей было неинтересно заниматься с внуками, и они страдали от недостатка внимания.

  Отец вел себя безответственно, любил поиграть в азартные игры, поэтому тоже никакого отношения к детям не имел. Заботы Николай, будучи отроком, не получал со стороны родных людей. В конечном итоге воспитание детей поручают гувернеру Карл-Ивановичу, которого вскоре уволили по указанию бабушки.

Место Карл-Ивановича занял пафосный французский камердинер, отношения с которым у главного героя не сложились.

Николай все время ощущал острые чувства одиночества и ненужности. Это поспособствовало развитию многих комплексов. Главный герой не нравится себе ни внешне, ни внутренне.

Он застенчивый, стеснительный и неуверенный в себе человек. Коле кажется, что его совершенно никто не любит и никогда не полюбит. Герой часто размышляет о современном обществе, окружающих его людях, детях, родителях, себе.

Несмотря на свою замкнутость, мальчик очень глубокий и ранимый.

У Николая добрая душа. Он помог воплотить свадьбу горничной и домашнего слуги в жизнь, при этом он сам любил горничную Машу. Просто он боялся признаться в своих чувствах.

Большое влияние на Николая оказала дружба с Нехлюдовым, другом брата.

Скоро бабушка умирает и ее имущество переходит во владение сестры. Николенька готовится к институту.

В «Отрочестве» автор стремится ярче показать читателю внутренние, нежели внешние изменения главного героя. Николай становится более ответственным и осознанным, перестает быть ребенком.

Также Толстому удалось блестяще показать отношения подростка со взрослыми.

Юность

«Юность» — это третья и финальная повесть знаменитой автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого.

В этой части происходит конечное определение и расставление приоритетов в жизни Николая. Все то, что простым, почти, незримым карандашом зарисовывалось в детстве, крепчало в отрочестве, укоренилось в юности, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о стремлении к саморазвитию и совершенствованию разума, развитию духовных качеств. Общество не сломало этот стержень в маленьком Николеньке.

Будучи сознательным юношей, главный герой развивается, анализирует свои поступки, бескорыстно помогает другим. Он становится уверенным в себе человеком, у которого есть самоуважение, не задирающее других.

У Николая есть совесть. Это доказывают его действия и поведение. Не признавшись о своем грехе священнику в первый раз, он возвращается к нему во второй и исправляет ошибку. Он доволен собой и хочет, чтобы другие думали о нем также хорошо.

Бег за хорошим мнением чужих о себе доказывает, что главный герой на верном пути, пути самосовершенствования, но стоит он на нем еще неуверенно.

В некоторой степени, часть Николеньки принадлежит тому аристократическому обществу самовлюбленных дворян, среди которых он вырос.

Провал на экзамене, ссора с друзьями со студенческих кружков вернули Николая на землю и очистили нравственно. Это помогло ему уверенней идти по выбранному пути.

Безусловно, трилогия автобиографическая, а, значит, можно сравнивать главного героя со Львом Николаевичем Толстым, который прошел много испытаний, чтобы стать таким, каким он есть.

← Внешность Пьера Безухова в романе Война и мир← Анализ романа Анна Каренина↑ Толстой ЛевАнализ произведения Юность →Анализ произведения Бедные люди →

  • Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши 8 классВ основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.
  • План рассказа Толстый и тонкий ЧеховаПовествование начинается с того, что два давних приятеля встречаются. Они совершенно разные на первый взгляд, Миша – толстый и низкий, а Порфирий – совершенно высокий и худой. В ходе повествования станет ясно
  • Почему Чичиков — главный герой поэмы Мертвые души?Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из главных и популярных произведений является «Мертвые души». Автор старается рассказать и показать, что будет дальше в нашей жизни и как дальше меняться будет
  • Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль Фонвизина сочинениеЮмористический сюжет произведения повествует нам о множестве интересных персонажей со своими характерами, взглядами на ту или иную ситуацию и со своими проблемами, которые они также решают по-разному.
  • Сочинение по картине Царь Иван Васильевич Грозный ВаснецоваОдним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-trilogii-detstvo-otrochestvo-yunost

Характеристика Николеньки Иртеньева в повестях Льва Толстого Детство, Отрочество и Юность

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Бабушки

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является автобиографической. В ней Лев Николаевич Толстой повествует о себе, о своих детских переживаниях. Детские годы являются самыми важными в жизни каждого человека. Мы все родом из детства.

В эти годы закладываются и развиваются знания, образ мыслей, комплексы, которые потом будут влиять на все последующее существование человека, на образ его мыслей.

Анализируя характеристику Николеньки Иртеньева в этих трех произведениях Лев Николаевич, став уже взрослым,  анализирует собственные чувства, мысли, поступки. И это ему помогает лучше понять самого себя.

Детство

Главный герой трилогии – Николай Петрович Иртеньев, или Николенька, как называли его родные, является прообразом самого Льва Николаевича. Повествование начинается, когда Николеньке было 11 лет.

Он рос смышленым и спокойным ребенком, в меру шаловливым. У него ранимая и чувствительная душа, раскрытая для любви. Он любит свою мать, старушку Наталью Савишну, гувернера и наставника Карла Ивановича.

Он успевает полюбить Сережу Ивина, а на празднике, посвященном именинам, влюбляется в Сонечку.

Как и все подростки, он излишне мнителен, его беспокоит, что о нем подумают люди, переживает из-за неудач, и напротив, искренне радуется своим удачам, успехам.

Юность

Началом юности своего героя Лев Николаевич считает 16-летний возраст. В описываемый год Николай готовится к поступлению в университет. Но занимается неохотно. Предстоящая учеба его не очень вдохновляет.

Много времени он отводит самосозерцанию и мечтам. Излишняя самокритичность в отношении собственной наружности заставляет молодого человека страдать.

Ему кажется, что он похож больше на мужика, чем на благородного человека.

Ссора с неким Колпиковым, пережитое унижение, долго еще не давало покоя Николаю. При мысли об этом событии он еще много лет спустя тяжело переживал.

Николай поступил в университет, и тем возвысился в собственных глазах и глазах окружающих. Он начал задумываться о любви и решил, что он уже влюблен.

Однако Сонечка, к которой он испытывал нежные чувства в детстве, переросла свое детское очарование и стала менее привлекательной. То чувство, которое он испытывал с Сонечке, можно назвать внушенной любовью.

Все вокруг были влюблены, и он, чтобы чувствовать себя вполне взрослым, тоже должен был в кого-нибудь влюбиться.

Ложная застенчивость, мнительность мешала Николаю сойтись с товарищами по университету. Он долго оставался один. Из-за этой же застенчивости он не танцевал, попав единственный раз за всю зиму на бал. Еще до поступления в университет, Николай мечтал о светских развлечениях, но даже те, на которые он попал во время учебы, удовольствия ему не доставляли.

Первый математический экзамен по окончании курса он провалил с треском. Он тяжело переживал свой провал. Это событие сильно повлияло на дальнейшую жизнь. Он дал самому себе слово больше никогда не тратить времени впустую, употребляя его для пользы дела.

Зная жизнь и творчество писателя, графа Льва Николаевича Толстого, можно прийти к выводу, что правила жизни, которые Николенька Иртеньев написал вторично, он все-таки выполнял всю оставшуюся жизнь.

Трилогию Лев Николаевич писал с 1952 по 1957 год, В этот период он служил в действующей армии, принимал участие в обороне Севастополя, написал «Севастопольские рассказы» и повесть «Утро помещика».

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-nikolenki-irteneva-v-povestyah-detstvo-otrochestvo-i-yunost

«Детство. Отрочество. Юность»: анализ трилогии Толстого Л.Н

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Бабушки

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития».

Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости.

Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства.

Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование.

Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит.

Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души».

Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность.

Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины.

Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир.

Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «.

..не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас… существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами…» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка.

Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я».

Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного.

Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию».

Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом comme il faut (благовоспитанности).

Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее.

А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания.

Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/detstvo_otrochestvo_junost_analiz_trilogii_tolstogo_l_n/64-1-0-1193

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики