SAVUZ

Декабристкая тема в творчестве H. А. Некрасова

Урок литературы (внеклассное чтение) на тему:

Декабристкая тема в творчестве H. А. Некрасова

Урок литературы(внеклассное чтение) в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве

Н. А. Некрасова

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.Формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому  прошлому страны.

Ход урока.

  1. Организация класса

  2. Целепологание.Определение темы урока. Постановка задач.

– О творчестве какого писателя мы говорили на предыдущих уроках?

– Каким вы запомните Некрасова? (интересные факты из биографии и жизни).

Какова главная тема творчества Некрасова? ( судьба труженика, судьба русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда) .Игра «Литературное лото» (соотнесите четверостишия с репродукциями картин).

Исходя из домашнего задания определите тему сегодняшнего урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

– Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» поэма

– (от греч. poiema – творение) – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике):

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

– Каков сюжет поэмы?

– О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)

– Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

– Что говорится о дедушке в начале поэмы?

( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

– Так, кто же этот, «таинственный дед?» ( декабрист)

Кто такие декабристы?

(Декабристы – люди , участвовавшие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными.

Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года. ) Фрагмент фильма.

с 3:51 по 6.11

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин.

Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола.

На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

– Зачем нам нужно знать о декабристах, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

– Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы) ( слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды.

За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию.

За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски.

“Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого” – приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

– Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

– Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

– Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. – 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» – Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)

Главы 9-11.

– Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

– С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря? ( 12 глава)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )

– О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

– Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

– Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью)

– Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» ( глава 20)

– О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

– Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод : На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов .

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?

  2. Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание.

Литературное лото

Костромская основа произведения

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: “Дедушка” (написана в 1870 г.), а также “Русские женщины”, которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена “Княгиня Трубецкая”, а в 1872-м – “Княгиня Волконская”.

Прообраз дедушки

Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.

Кому посвящена поэма “Дедушка” Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни – 1788-1865) – князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.

Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери.

К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда.

Таким образом, поэма “Дедушка” (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).

История создания поэмы “Дедушка”

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля – князя М. С. Волконского (годы жизни – 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга “Сибирь и каторга” С. В. Максимова, опубликованная в журнале “Отечественные записки” (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги – “Государственные преступники”. Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Влияние цензуры на произведение

План поэмы “Дедушка” (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку.

То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки.

Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма “Дедушка”) Некрасов.

  Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются СЕМЕЙСКИМИ.

            Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.

             В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы.

Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада.

За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

           Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии, Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли.

  Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев, поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе.

Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-vneklassnoe-chtenie-na-temu-istoricheskaya-poema-dedushka-dekabristskaya-tema-v-tvorchestve-n-a-nekrasova-klass-1438581.html

Поэма Некрасова

Декабристкая тема в творчестве H. А. Некрасова

Поэма Некрасова “Дедушка” была написана в 1870 году. В этой статье мы опишем ее краткое содержание, расскажем об интересной истории создания произведения. Также проведем анализ поэмы “Дедушка” Некрасова. Итак, начнем с краткого содержания.

Поэма “Дедушка” (Некрасов): краткое содержание

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек – его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова “Дедушка”.

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет.

Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир.

Но тот ответил, повторяя слова матери: “Вырастешь – узнаешь”.

Поэма Некрасова “Дедушка” продолжается следующим образом. Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека.

Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом.

Саша не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма “Дедушка” (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда.

Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил). А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то.

Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче.

Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг. Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных.

Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: “Вырастешь – узнаешь”. У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю.

Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль.

Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, – о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова “Дедушка”. Расскажем теперь об истории ее создания.

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: “Дедушка” (написана в 1870 г.), а также “Русские женщины”, которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена “Княгиня Трубецкая”, а в 1872-м – “Княгиня Волконская”.

Обращение к данной тематике на первый взгляд может показаться нехарактерным для такого поэта, как Некрасов, равнодушного к историческим сюжетам. Однако, как отмечал Николай Леонидович Степанов, это было именно обращение к революционным страницам прошлого, а не к истории как таковой, напоминание о самоотверженных деятелях и первой попытке революции в нашей стране.

Прообраз дедушки

Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.

Кому посвящена поэма “Дедушка” Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни – 1788-1865) – князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.

Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери.

К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда.

Таким образом, поэма “Дедушка” (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).

История создания поэмы “Дедушка”

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля – князя М. С. Волконского (годы жизни – 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга “Сибирь и каторга” С. В. Максимова, опубликованная в журнале “Отечественные записки” (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги – “Государственные преступники”. Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Влияние цензуры на произведение

План поэмы “Дедушка” (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку.

То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки.

Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма “Дедушка”) Некрасов.

Образ главного героя

Дедушка изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом. Некрасов обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как долго этот человек пробыл в Сибири, как непросто жилось ему в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить.

Дедушка рад до слез видеть родную природу, поскольку в Сибири она совсем другая – беспощадная, серая, чужая. Он мечтает о том, что народу крестьянскому, наконец, предоставят свободу, и все они – дворяне, крестьяне – заживут в согласии друг с другом, всем будут довольны.

Продолжаем анализ поэмы “Дедушка” (Некрасов – автор). Старик-декабрист говорит: “Будет вольный народ!” Он считает, что скоро все трудности прекратятся, то есть верит в либеральные реформы, которые проводил в то время Александр II, в то, что крепостному угнетению будет положен конец.

Рассказ о жизни в Сибири

Дедушка говорил о том, что “дивы дивные творят” труд и воля человека. Его вера в эти качества подтверждается рассказом о том, как в Сибири силами маленькой группы людей было построено пригодное для жизни поселение, выращен хлеб на считавшейся бесплодной суровой северной земле в далеком селе Тарбагатай. Теперь там богато и счастливо жили “красивые высокорослые” люди.

Отношение к различным социальным группам людей

Дедушка называет подьячих, чиновников и помещиков стяжателями (то есть корыстолюбивыми людьми). Они ломали судьбы крепостных, расстраивали их женитьбы, лупили, грабили, отдавали в рекруты юношей. Но были в нашей стране и хорошие люди, которые искренне переживали за судьбу страны, народа. Именно они оказались в числе декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Для борьбы и победы над мраком, стяжательством нужны разум, единодушие и дружная сила. Истинное горе, по мнению дедушки, состояло в том, что страна наша была разорена, отстала, а люди оказались глухи к любым попыткам ее развить, возродить, поскольку народ и без этого страдал.

Но главный герой призывает помнить, что на свете не существует “неотразимых побед”. То есть рано или поздно всем вредителям и злодеям придет конец, их зло вернется им сторицей, а народ будет отомщен.

Время создания поэмы

Эта поэма создавалась во время нового общественного подъема, который наступил в конце 1860-х-начале 70-х годов, и был связан с деятельностью так называемых революционных народников.

Некрасов своим произведением хотел напомнить людям о героическом подвиге, который совершили декабристы, открыто выступившие против власти, и тем самым акцентировать внимание на важности освободительных идей в России.

Кроме того, он стремился обратить внимание современников на то, что положение русского народа мало изменилось после отмены крепостного права. Некрасов поставил вопрос о том, что необходимо продолжить бороться за права трудящихся, за социальную справедливость.

Злободневность и актуальность произведения

В поэме “Дедушка” главный герой стремится открыть своему внуку глаза на народные бедствия, внушить мысль, что необходимо служить правде и добру. И его речи встречают живой отклик. Саша, общаясь с дедушкой, начинает по-другому смотреть на мир, думать глубже.

Теперь он злых и глупых ненавидит, желает добра бедным. В своем внуке дедушка стремился воспитать будущего гражданина. Злободневность и актуальность поэмы заключается именно в этом. Она перекликалась с задачами, которые перед собой ставили деятели того времени, в том числе Н. А.

Некрасов.

“Дедушка” – поэма, которая была создана с учетом цензурных требований к литературе того времени. В произведении Некрасов по понятным причинам не мог открыто говорить о том деле, за которое герой был сослан на каторгу. Приглушенно звучит в поэме рассказ о восстании декабристов. Но через все произведение проходит яркой линией святая высокая идея служения народу.

Развитие темы в дальнейшем творчестве Некрасова

Поэт и в дальнейшем трудился над отражением декабристской темы. Следующим этапом было обращение к подвигу, совершенному женами декабристов, отправившимися в далекую Сибирь на каторгу за своими мужьями. В поэме о княгинях Волконской и Трубецкой Некрасов выражает свое восхищение этими лучшими представительницами дворянского круга, осознавшими смысл дела, за которое пострадали их супруги.

На этом заканчивается анализ такого произведения, как поэма “Дедушка” (Некрасов). Сочинение не претендует на полное раскрытие темы, однако мы постарались рассмотреть все максимально подробно.

Источник: https://FB.ru/article/170933/poema-nekrasova-dedushka-analiz-i-kratkoe-soderjanie

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики