SAVUZ

Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

Сочинение на тему человек в лирике есенина

Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

Дорогие друзья! Газета «Красная звезда» и журнал «Костер9raquo; приглашают вас принять участие в добром и нужном проекте.

Человек и природа у Есенина

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни». В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему.

И на ней человек.

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще.

Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая».

В соединении этих двух начал — масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы. Например, в стихотворении Пушкина «Вновь я посетил.

» говорится о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием». Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения:

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Сам по себе поразителен образ рощи, говорящей «золотым» языком берез. Он раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» — ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и веселый.

Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в «Песне о Собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины.

И когда месяц над «хатой» показался ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

На губах — как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

С такою милою доверчивой приятцей

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите. » ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Сторожить задремавшую Русь.

В стихотворении «Я покинул родимый дом. » — «. старый клен головой на меня похож». Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:

Ветку вербы на узду.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева.

В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком.

Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

Куст волос золотистый вянет.

(«По-осеннему кычет сова «)

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.

«Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии.

От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину.

Человек и природа в лирике С. А. Есенина

Сергей Александрович Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Любовь к Родине, к родному краю — главная сквозная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. С проникновенным лирическим чувством передано в стихах ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.

Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково об-ращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы — во всем этом видел Есенин неброскую красоту, щемящую прелесть природы средней полосы России.

О край дождей и непогоды,

Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

За перепаханною нивой

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

. Клубит и пляшет дым болотный.

Но и в кошме певучей тьмы

Неизреченностью животной Напоены твои холмы.

(«О край дождей и непогоды»)

Природа у Есенина живет, слушает, мечтает. «Береза. принакрылась снегом, точно серебром».

В стихотворениях «Береза», «Пороша» обращает на себя внимание одухотво-ренность мира. Природа у Есенина всегда в движении. Отсюда обилие в его стихах отглагольных форм. Такое восприятие окружающего мира, такое представление, выраженное в поэтических образах, Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.

Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.

В стихотворении «Задремали звезды золотые. » звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким — серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.

Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, — строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность.

В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь — праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!».

Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина — знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.

На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, — кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.

Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим.

Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая. » поэт пишет:

Мир природы в лирике С.А. Есенина

Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…

В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!

Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа — не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она — душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень – рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.

Есенинская природа — единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом».

«рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» — это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани».

«Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» — а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».

Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы.

Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях — крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы – кроткие монашки», «под соломой — ризою выструги стропил».

Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».

Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту.

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром.

Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Основные цвета есенинских пейзажей — синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.

Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина — «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения — «спит ковыль». Ковыльные степи — богатство, достоинство средней полосы России.

Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя.

Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.

Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению — проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Мир природы в лирике С.А. Есенина

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3873/

Сочинение на тему природа в лирике Сергея Есенина, — Сочинения по литературе

Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность.

Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью.

В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья.

Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой.

Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины, v Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве…

Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:

…и зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.

И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена».

Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки.

Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных.

Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто.

Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду».

С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/

Бог, природа, человек в поэзии Есенина. Темы творчества Есенина

Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

«Певец и глашатай деревянной Руси» — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси.

Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь».

Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных».

Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом.

Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»).

С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия.

Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей».

Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер… целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва искупила весь грех»).

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии.

Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, «град Инонию, где живет божество живых».

Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя «смиренным иноком», молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни («каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом»). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу «молодость — зрелость» («Отговорила роща золотая…»).

Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого («я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть»). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде «Бог — природа — человек».

В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина «Береза»

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл.

Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки).

Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть «по гречневым просторам», а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем.

Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем «все так же будет жить, плясать и плакать у забора».

Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: «Грустная песня, ты — русская боль».

Особенности поэзии Есенина

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами («вечер черные брови насопил», «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», «галочья стая на крыше служит вечерню звезде»).

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта «деревянной Руси» его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики «Бог — природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек…»

Источник: https://FB.ru/article/188628/bog-priroda-chelovek-v-poezii-esenina-temyi-tvorchestva-esenina

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики