SAVUZ

Биография Полонского Якова Петровича

Яков Полонский – краткая биография, факты, личная жизнь

Биография Полонского Якова Петровича

Я́ков Петро́вич Поло́нский (18 декабря 1819, Рязань — 30 октября 1898, Санкт-Петербург) — русский литератор, известный главным образом как поэт.

Из дворян. Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончил Рязанскую гимназию (1838). Учился на юридическом факультете Московского университета (1838—1844), слушал лекции профессоров П. Г. Редкина, Д. Л. Крюкова и Т. Н. Грановского, которые оказали существенное влияние на формирование мировоззрения Полонского.

В университете проучился пять лет вместо положенных четырёх, поскольку на 3-м курсе не сдал экзамен по римскому праву профессору Н. И. Крылову. В студенческие годы Полонский сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В студенческие годы Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.

По окончании университета (вып. 1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.

С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859—1860 годах журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860—1896).

Адреса Полонского:

  • 1879—1883 гг. — дом Безобразова, набережная Фонтанки, 24
  • угол Звенигородской и Николаевской ул. (Марата, 84)
  • 1888—1898 гг. — Знаменская (ныне ул. Восстания), 26

В 1890-е годы Полонский, Майков и Григорович — последние представители словесности 1840-х годов — напоминали петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов.

Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля (фото могилы).

Творчество

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда,

Писатель редких вдохновений, Полонский был замечательно искусный версификатор, и порою для него как бы не существовали технические усилия и трудности размеров и рифмы. Непринуждённо и легко, будто разговорная речь, льётся у него простой, ненарядный и часто недорогой стих.

Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.

Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:

Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах.

Полонский писал также прозу.

Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни.

Публиковал также тексты мемуарного характера («Мой дядя и кое-что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Публицистика

Яков Полонский, 1880-е годы

С 1860 года и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого.

В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого».

После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Семья

Первая жена с июля 1858 года — Елена Васильевна Устюжская (1840—1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки.

Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский — французского. Умерла в Петербурге от последствий брюшного тифа, соединившегося с выкидышем.

Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.

Вторая жена с 1866 года — Жозефина Антоновна Рюльман (1844—1920), скульптор-любитель, сестра известного врача Антона Антоновича Рюльмана.

По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить».

В браке имели двух сыновей, Александра (1868—1934) и Бориса (1875—1923), и дочь Наталью (1870—1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/yakov-petrovich-polonskij

Полонский Яков Петрович (1819-1898) – поэт и прозаик

Биография Полонского Якова Петровича

Родился 18 декабря 1819 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. В 1838 году поступил на юридический факультет Московского университета.

В начале 1840-х годов его первые поэтические опыты появляются в “Отечественных записках” и “Москвитянине”.

Он участвует в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842), а в 1844 году выходит его первый авторский сборник “Гаммы”, встреченный ободряющей рецензией П.Н. Кудрявцева в “Отечественных записках”.

Весной 1844 года Полонский окончил университет. Ему предстояло определить дальнейший жизненный путь. Трудные материальные обстоятельства вынуждали думать о службе. Приятели советовали ему ехать в Одессу, обещали помочь устроиться, и Полонский решил отправиться на юг. Осенью того же года он уже в Одессе. Однако на службу ему поступить не удалось, и он начал давать частные уроки.

В Одессе Полонский познакомился со многими отзывчивыми и любопытными людьми. Первым его пристанищем стала квартира доцента Ришельевского лицея А.А. Бакунина, родного брата теоретика русского анархизма Михаила Бакунина.

Молодого поэта также радушно принял брат Пушкина – Лев Сергеевич, “повел к себе обедать и заставил пить шампанское”.

От Левушки Пушкина Полонский узнавал подробности трагических обстоятельств жизненного пути его брата, которые в те годы не были еще широко известны.

“Лев Пушкин не раз пророчил мне славу на поэтическом поприще – даже подарил мне портфель своего покойного брата”, – записал Полонский в своем дневнике в августе 1866 года.

Добрые отношения сложились у Полонского в Одессе с местным австрийским консулом Л.Л. Гутмансталем и его женой, дочерью детской писательницы А.П. Зонтаг, приходившейся племянницей В.А. Жуковскому.

С жадным любопытством всматривался писатель в пеструю сутолоку Одессы. В его стихотворении этого периода “Прогулка верхом” возникают живые зарисовки многоголосого южного города, где “все окна настежь”.

В Одессе Полонский проживал с осени 1844 по июнь 1846 г., издал здесь свой второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года”. Впоследствии часто приезжал в Одессу.

Впечатления одесской жизни поэта легли в основу автобиографического романа “Дешевый город”. В жизни Полонского Одесса стала связующим звеном между прошлым и настоящим, между “золотым веком” русской поэзии и переходной эпохой сороковых годов.

Хроника-роман в трех частях “Дешевый город” впервые опубликован в журнале “Вестник Европы” за 1879 год.

Портрет Якова Полонского
работы Ивана Крамского, 1875 г.

В 1845 году одесский генерал-губернатор М.С. Воронцов получил новое назначение – он стал наместником Кавказа, и многие чиновники, пожелавшие служить в Тифлисе, отправились вслед за Воронцовым, в их числе и Полонский. В Тифлисе он поступил на службу в канцелярию наместника и в редакцию журнала “Закавказский вестник”.

В июне 1851 года Полонский покинул Кавказ. Побывал на родине в России, погостил в Москве, переехал в Петербург, где жил на случайные журнальные заработки.

В 1855 году он стал воспитателем и преподавателем в семье петербургского гражданского губернатора Н.М. Смирнова, мужа А.О. Россет. Весной 1857 года поэт уезжает с семейством Смирновых за границу в Баден-Баден.

В августе этого же года Полонский расстается с семейством Смирновых и уезжает в Женеву учиться живописи, оттуда едет в Италию, затем в Париж.

В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку – дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 года, Полонские возвращаются в Петербург.

За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 году умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены.

Полонский посвящает памяти жены стихи: “Безумие горя”, “Когда б любовь твоя мне спутницей была…”.

Когда б любовь твоя мне спутницей была,

О, может быть, в огне твоих объятий

Я проклинать не стал бы даже зла,

Я б не слыхал ничьих проклятий! –

Но я один – один, – мне суждено внимать

Оков бряцанью – крику поколений –

Один – я не могу ни сам благословлять,

Ни услыхать благословений! –

То клики торжества… то похоронный звон, –

Всё от сомнения влечёт меня к сомненью…

Иль, братьям чуждый брат, я буду осуждён

Меж них пройти неслышной тенью!

Иль, братьям чуждый брат, без песен, без надежд

С великой скорбию моих воспоминаний,

Я буду страждущим орудием невежд

Подпоркою гнилых преданий!

В 1859-1660 гг. Полонский редактировал журнал “Русское слово”. В 1860 году поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. Стихотворения и прозу публиковал в “Современнике” и “Отечественных записках”.

Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант.

С 1860 и до 1896 года Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Умер Яков Петрович Полонский в Петербурге 30 октября 1898 года. Похоронен на родине в Рязани.

Галина Закипная, сотрудник
Одесского литературного музея

www.liveinternet.ru, www.rznodb.ru и www.svpressa.ru

Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=365

Биография Якова Полонского

Биография Полонского Якова Петровича

Полонский Яков Петрович (1819-1898) – русский поэт-романист, публицист. Его произведения не имеют столь масштабного значения, как Некрасова или Пушкина, но без поэзии Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной. В его стихах глубоко отображен мир России, глубина и сложность души русского народа.

Гимназия

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но, когда ему исполнилось тринадцать лет, умерла мама. Отец был назначен на казенную должность в другой город.

Он переехал, а дети остались на попечении родных Натальи Яковлевны. Они определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию.

В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.

Здание 1-ой мужской гимназии в Рязани, где учился Яков Полонский

В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять, тем более, что заниматься рифмованием тогда стало модным. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

Знакомство с Жуковским

Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.

В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.

Прием престолонаследника прошел успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков встретился с автором слов гимна Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке.

Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы.

Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.

Годы учебы в университете

В 1838 году Яков поступил в Московский университет. Он стал студентом юридического факультета, но по-прежнему писал стихи, принимал участие в университетском альманахе «Подземные ключи». Очень восхищали Полонского лекции декана историко-филологического факультета Тимофея Николаевича Грановского, которые существенно повлияли на формирование мировоззрения студента.

Во времена учебы общительный и привлекательный Яков быстро находил общий язык с сокурсниками. Особенно сблизился с Николаем Орловым, сыном генерал-майора, участника Наполеоновских войн Михаила Федоровича Орлова.

В их доме по вечерам собирались самые известные представители науки, искусства и культуры России.

С некоторыми из них Полонский завел настоящую долгую дружбу – актером Михаилом Щепкиным, стихотворцами Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, философом Петром Чаадаевым, историками Константином Кавелиным и Сергеем Соловьевым, писателями Михаилом Погодиным и Алексеем Писемским.

Яков читал на вечерах свои произведения, а новые друзья помогали ему с их публикацией. Так, при помощи знакомых в 1840 году его стихи напечатали в издании «Отечественные записки».

Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца, но прожить лишь за счет сочинительства было невозможно. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности.

Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.

Вместо положенных четырех лет Яков учился в университете на год дольше, так как на третьем курсе не смог сдать экзамен по римскому праву декану юридического факультета Никите Ивановичу Крылову.

В период университетской учебы особенно тесные дружественные отношения зародились между Яковом и Иваном Тургеневым. Долгие годы они высоко оценивали литературный талант друг друга.

Кавказский период

Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было.

Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался. Там Яков жил у брата известного теоретика анархизма Бакунина и часто бывал в доме наместника Воронцова.

Жалования не хватало, снова приходилось давать частные уроки.

Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность.

В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.

В период проживания на Кавказе Яков увлекся живописью. Способности к этому виду искусства были замечены у него еще во время учебы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.

Европа

В 1851 году поэт переехал в столицу. В Петербурге он расширил круг своих знакомств в литературном сообществе и много трудился над новыми произведениями.

В 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник». Но на полученные гонорары у поэта не получалось вести даже самое скромное существование. Полонский устроился на работу в качестве преподавателя на дому к детям петербургского губернатора Н. М. Смирнова.

Пейзаж Кавказа, нарисованный Яковом Полонским

В 1857 году губернаторское семейство отправилось в Баден-Баден, с ними уехал и Яков. Он путешествовал по европейским странам, учился рисованию у живописцев Франции, свел знакомства с представителями иностранной и русской литературы (в круг его новых знакомых входил и знаменитый Александр Дюма).

В 1858 году Яков отказался от должности учителя губернаторских детей, так как не смог больше ладить с их матерью – вздорной и фанатически религиозной Александрой Осиповной Смирновой-Россет.

Он попытался остаться в Женеве и заняться живописью. Но вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово».

Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора.

Жизнь и работа в Петербурге

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».

В 1860 году поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года.

В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.

В конце жизни в своем творчестве поэт все чаще обращался к религиозно-мистическим темам (старость, смерть, мимолетное человеческое счастье). В 1890 году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон». Наиболее значимым произведением Полонского считается шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант».

Личная жизнь

Со своей первой женой Еленой Устюжской (1840 года рождения) поэт познакомился во время путешествия по Европе. Она была дочерью француженки и старосты русской церкви в Париже Василия Кузьмича Устюжского. Елена совсем не знала русского языка, а Яков – французского, но брак был заключен по большой любви. В 1858 году Полонский привез молодую супругу в Петербург.

Но следующие два года стали самыми тяжелыми в жизни поэта. Он упал и получил серьезную травму, от ее последствий не смог избавиться до конца дней и передвигался только при помощи костылей. Вскоре заболела тифом и скончалась его жена. Через несколько месяцев умер их шестимесячный сын Андрей.

Долгие годы он не мог оправиться от горя, спасало только творчество. В 1866 году Яков женился второй раз на Жозефине Антоновне Рюльман (1844 года рождения).

В этом браке родилось трое детей – сыновья Александр (1868) и Борис (1875) и дочь Наталья (1870). Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга.

В их доме часто проводились вечера творчества, куда приходили известные в России писатели и художники.

Смерть

Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.

Источник: https://stories-of-success.ru/yakova-polonskogo

Полонский Яков Петрович: биография и творчество

Биография Полонского Якова Петровича

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову.

Но без них наша литература лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа. Особое место среди этихмастеров слова занимает стихотворец и романист Полонский.

Яков Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Уроженец Рязани

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Автор этих строк из песни, которая давно считается народной, родился в самом центре России, в провинциальной Рязани.

Мать будущего стихотворца – Наталья Яковлевна – происходила из старинного рода Кафтыревых, а отцом был обедневший дворянин, служивший в канцелярии рязанского генерал-губернатора Петр Григорьевич Полонский.

Яков Петрович, родившийся в начале декабря 1819 года, был старшим из их семи детей.

Когда Якову исполнилось 13 лет, его мать скончалась, а отец, получив назначение на казенную должность, уехал в Еривань, оставив детей на попечение родственников жены. К тому времени Якова Петровича Полонского уже приняли в Первую мужскую гимназию Рязани, бывшую одним из центров культурной жизни провинциального города.

Заниматься рифмованием в годы, когда в зените славы находился гений Пушкина, было обычным делом.

Среди тех, кто отличался явной склонностью к поэтическому творчеству, проявляя при этом незаурядные способности, оказался и юный гимназист Полонский.

Яков Петрович, биография которого полна знаменательных встреч и знакомств с лучшими литераторами России XIX века, часто вспоминал о встрече, оказавшей большое влияние на выбор им писательского поприща.

В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II.

Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни!», ставшую официальным гимном Российской империи всего лишь за 4 года до этого.

Вечером, после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна – Василием Андреевичем Жуковским.

Знаменитый поэт, наставник и близкий друг великого Пушкина высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе.

В 1838 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства.

Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь.

Среди них – поэты Афанасий Фет и Аполлон Григорьев, историки Сергей Соловьёв и Константин Кавелин, писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист Петр Чаадаев, великий актер Михаил Щепкин.

В те годы зародилась близкая дружба Полонского и Ивана Тургенева, высоко ценивших дарование друг друга на протяжении долгих лет. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского – в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844).

Несмотря на то что первые опыты молодого поэта были положительно встречены критикой, в частности Белинским, его надежды прожить литературным трудом оказались наивными мечтаниями.

Студенческие годы Полонского прошли в бедности и нужде, он был вынужден постоянно подрабатывать частными уроками и репетиторством.

Поэтому когда возникла возможность получить место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова, Полонский уезжает из Москвы, едва окончив университетский курс.

В пути

С 1844 года он живет сначала в Одессе, потом переезжает в Тифлис. В это время он знакомится с братом Пушкина Львом Сергеевичем, сотрудничает в газете «Закавказский вестник».

Выходят его поэтические сборники – «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851).

В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

Настоящие неординарные способности Полонского к изобразительному искусству были замечены еще во времена обучения в рязанской гимназии, поэтому, вдохновленный уникальными пейзажами Кавказа и окрестностей, он много занимается рисованием и живописью. Это увлечение сопровождает поэта на протяжении всей жизни.

В 1851 году Яков Петрович едет в столицу, Санкт-Петербург, где расширяет круг своих литературных знакомых и упорно работает над новыми стихами. В 1855 году выходит еще один сборник, его стихи охотно публикуют лучшие литературные журналы – «Современник» и «Отечественные записки», но гонорары не могут обеспечить даже скромного существования.

Он становится домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова. В 1857 году семья высокопоставленного чиновника едет в Баден-Баден, вместе с ними отправляется за границу и Полонский.

Яков Петрович много путешествует по Европе, берет уроки рисования у французских художников, знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками – в частности, со знаменитым Александром Дюма.

Встреча с Жуковским

Заниматься рифмованием в годы, когда в зените славы находился гений Пушкина, было обычным делом.

Среди тех, кто отличался явной склонностью к поэтическому творчеству, проявляя при этом незаурядные способности, оказался и юный гимназист Полонский.

Яков Петрович, биография которого полна знаменательных встреч и знакомств с лучшими литераторами России XIX века, часто вспоминал о встрече, оказавшей большое влияние на выбор им писательского поприща.

В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II.

Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни!», ставшую официальным гимном Российской империи всего лишь за 4 года до этого.

Вечером, после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна – Василием Андреевичем Жуковским.

Знаменитый поэт, наставник и близкий друг великого Пушкина высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе.

Московский университет

В 1838 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства.

Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь.

Среди них – поэты Афанасий Фет и Аполлон Григорьев, историки Сергей Соловьёв и Константин Кавелин, писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист Петр Чаадаев, великий актер Михаил Щепкин.

В те годы зародилась близкая дружба Полонского и Ивана Тургенева, высоко ценивших дарование друг друга на протяжении долгих лет. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского – в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844).

Несмотря на то что первые опыты молодого поэта были положительно встречены критикой, в частности Белинским, его надежды прожить литературным трудом оказались наивными мечтаниями.

Студенческие годы Полонского прошли в бедности и нужде, он был вынужден постоянно подрабатывать частными уроками и репетиторством.

Поэтому когда возникла возможность получить место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова, Полонский уезжает из Москвы, едва окончив университетский курс.

Наследие

Наследие Якова Петровича велико и оценивается как неравнозначное. Главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме, обогащенном гением Пушкина.

Не случайно его считали верным продолжателем традиций великого поэта, не зря стихи Якова Петровича часто использовали в своих романсах самые знаменитые композиторы – Чайковский, Мусоргский, Рахманинов и многие другие.

При этом даже верные ценители поэтического дара Полонского считали, что вершинных достижений в его творчестве не так много.

В последней трети XIX века русские мыслители поделились на два лагеря – «западников» и «славянофилов». Одним из тех, кто не стремился выразить явную приверженность к одной из сторон, был Полонский.

Яков Петрович (интересные факты о его теоретических спорах с Толстым есть в воспоминаниях современников) высказывал более консервативные идеи относительно врастания России в европейскую культуру, при этом во многом соглашаясь со своим другом – явным «западником» Иваном Тургеневым.

Он прожил насыщенную трудами и идеями жизнь русского литератора, получив благословение от современников Пушкина и оставаясь действующим поэтом, когда уже всходила звезда Блока.

Показательны в этом смысле метаморфозы внешнего облика, которые претерпел Полонский.

Яков Петрович, фото которого в конце века уже технически совершенны, предстаёт на портретах последнего времени настоящим патриархом, осознающим значительность пройденного пути.

Источник: https://autogear.ru/article/234/203/polonskiy-yakov-petrovich-biografiya-i-tvorchestvo/

Биография

Биография Полонского Якова Петровича
Подробности Категория: Поэты : 01.03.2016 23:31 Биограф 4136

Полонский Яков Петрович Родился: 6 (18) декабря 1819 года. Умер: 18 (30) октября 1898 года.

Яков Петрович Полонский (6 декабря 1819, Рязань — 18 октября 1898, Санкт-Петербург) — русский литератор, известный главным образом как поэт.

Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.

С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-1860 журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860—96). Адреса Полонского следующие:

Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля (фото могилы).

Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе.Второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.

Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:

Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах.Полонский писал также прозу.

Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни.

Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Литература

Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М, 1906.Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович

Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. — 2-е изд. дораб.. — М.: Просвещение, 1996. — Т. 2. М—Я. — С. 165—168.

Источник: http://biography.su/poety/polonskij-yakov-petrovich

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики