SAVUZ

Биография Набокова В.В.

Содержание

Владимир Набоков – биография, личная жизнь, фото

Биография Набокова В.В.

Владимир Набоков – русский и американский писатель, поэт, драматург, переводчик и литературный критик. По его произведениям до сих пор ставят спектакли и снимают фильмы.

Интересно, что Набокова 4 раза подряд выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. Александр Солженицын даже писал письмо в комитет, чтобы писателя в пятый раз номинировали на престижную награду, однако это не дало никаких результатов.

В биографии Набокова много интересных фактов, и обо всем этом мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Владимира Набокова.

Писатель Владимир Набоков

Биография Набокова

Владимир Владимирович Набоков родился 10 апреля 1899 г. в Петербурге. Он рос в богатой дворянской семье.

Его отец, Владимир Дмитриевич, был известным русским юристом и политиком. Мать, Елена Ивановна, являлась дочерью золотопромышленника, владевшего огромным состоянием.

Кроме Владимира, в семье Набоковых родилось еще 2 мальчика и 2 девочки.

Детство и юность

Детство будущего писателя проходило в теплой и беззаботной атмосфере. Семья жила в большом трехэтажном доме, обставленном дорогой мебелью.

Летом маленький Володя вместе с родителями неоднократно выезжал отдыхать за границу.

8-летний Володя Набоков, 1907 г.

Интересен факт, что все члены семейства разговаривали на трех языках: французском, английском и русском. Родители Набокова уделяли серьезное внимание образованию детей, побуждая их читать много книг.

Кроме литературы, Владимиру нравилось играть в теннис и футбол, а также кататься на велосипеде.

Образование

Первым учебным заведением в биографии Владимира Набокова стало Тенишевское училище, в котором когда-то учился Осип Мандельштам.

Самым любимым предметом Набокова, после литературы, была энтомология, поскольку ему нравилось наблюдать за насекомыми и изучать их жизнедеятельность.

Позже юноша даже начал коллекционировать бабочек, которых ловил сачком на улице. Интересно, что в своих произведениях он часто упоминал этих удивительных созданий.

Будучи еще учеником училища, Владимир Набоков издал сборник «Стихи», который стал первым в его биографии. В нем находилось около 70 стихотворений.

Стоит заметить, что учитель русской словесности раскритиковал творчество ученика и посоветовал Владимиру заняться чем-нибудь другим. Однако, несмотря на жесткую критику, будущий писатель все равно продолжил сочинять стихи.

Владимир Набоков в молодости

Накануне Октябрьской революции 1917 г. семья Набоковых решила переехать в Крым, поскольку чувствовала грядущие перемены.

Именно там поэт смог добиться успехов на писательском поприще. Его произведения публиковались в разных газетах, а также использовались для театральных постановок.

В 1918 г. из-под пера Владимира Набокова выходит альманах «Два пути», в соавторстве с малоизвестным поэтом Андреем Балашовым.

Вскоре он начинает интересоваться метрической теорией Андрея Белого, который, наряду с Валерием Брюсовым, являлся ведущим деятелем русского символизма и модернизма. Позже Набоков попытается применить эту теорию в собственных произведениях.

Эмиграция

Когда к власти в новообразованном СССР пришли большевики во главе с Владимиром Лениным, семье Набоковых пришлось покинуть Россию и уехать в Берлин, в котором на тот момент находилось множество русских эмигрантов.

В это время биографии юноша поступает в Кембриджский университет и успешно его оканчивает. Получив диплом он начинает работать преподавателем английского языка, а также заниматься переводческой деятельностью.

Творчество Набокова

В 1926 г. Набоков представил свой первый роман «Машенька», в котором затрагивалась проблема любви. Следует отметить, что свое произведение он отправил Ивану Бунину, которого считал своим наставником.

Ему хотелось услышать мнение известного русского писателя о своей книге, однако он так и не дождался ответа от классика.

Владимир Набоков в Америке

После этого Владимир Владимирович продолжает писать романы и публиковать их в издании «Современные записки». Интересен факт, что изначально он печатался под псевдонимом «Сирин».

Когда в середине 30-х годов к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, Набокову снова пришлось поменять место жительства. В результате, он переезжает из Германии во Францию, а оттуда – в США.

В период биографии 1940-1958 гг. он преподает в американских университетах.

Ученики с большим интересом слушали его лекции, поскольку он обладал не только глубокими знаниями, но и умением красиво преподносить любую информацию.

Став писателем, Владимир Набоков сформировал свой собственный стиль написания произведений.

Он подробно описывал характер и эмоции героев, а также старался завершать сюжет какой-нибудь непредсказуемой развязкой. В подобной манере работали Антон Чехов и Федор Достоевский.

В 1955 г. в свет вышел один из самых известных романов в биографии Набокова – «Лолита». В нем переплетались философия и мастерски завуалированная эротика.

Набоков описывал любовь взрослого мужчины к девочке-подростку, говоря о сложных вещах простыми словами.

Книга оказалась настолько успешной, что автор решил перевести ее на русский язык. Интересно, что в некоторых странах роман был запрещен, поскольку цензоры посчитали его сюжет порнографическим.

Некоторые биографы Набокова считают, что он остался без Нобелевской премии именно из-за своей «Лолиты». Тем не менее, по мотивам этой книги было снято 2 фильма, имевшие большую популярность у зрителя.

Личная жизнь

С юных лет Владимир Набоков неоднократно заводил любовные романы с девушками. В 1922 г. в возрасте 23 лет он начал встречаться со Светланой Зиверт, после чего сделал ей предложение.

Однако родители Светланы были против того, чтобы она выходила замуж за Набокова, поскольку тот не имел постоянной работы.

Через 3 года он женился на еврейке Вере Слоним, которая была образованной и интеллигентной девушкой. В этом браке у них родился мальчик Дмитрий (1934), который в будущем стал оперным певцом и переводчиком.

Владимир Набоков и Вера Солоним

Интересно, что Вера так же, как и сам Набоков, любила бабочек. Именно поэтому она неоднократно ловила их вместе с супругом, разделяя его хобби.

Владимир Набоков интересовался шахматами и был весьма сильным игроком. Позже, он даже опубликовал книгу со множеством интересных шахматных задач.

Сам писатель Набоков говорил о себе так:

Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию.

И еще:

Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по-французски.

Смерть

В конце жизни Набоков жил и работал в Швейцарии. В этот период биографии им были написаны 2 романа: «Бледный огонь» (1961) и «Ада» (1969).

Владимир Владимирович Набоков умер 2 июля 1977 г. от прогрессирующей бронхиальной инфекции. Ему было 78 лет.

Его тело кремировано и похоронено в Швейцарии на кладбище Кларан.

Фото Набокова

Ниже можете посмотреть фото Набокова. Тут есть как фото из личного архива Владимира Набокова, так и те фото, которые имеются в открытом доступе.

Набоков и его братья и сёстры (слева направо): Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена, 1918 г.

Владимир Набоков в 1973 годуВладимир Набоков с женойНабоков читает лекцию

Если вам понравилась биография Владимира Набокова – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/vladimir-nabokov/

Набоков Владимир Владимирович: творчество и краткая биография Набокова

Биография Набокова В.В.

Темой этой статьи станет краткая биография Набокова, русского и американского писателя, литературного критика и энтомолога. В литературе 20 века этот писатель занимает особое место в первую очередь потому, что Набоков писал одновременно на двух языках – русском и английском. Он стал классиком как русской, так и американской литературы, создав множество произведений в различных жанрах.

Кроме того, писатель Набоков существует только в Америке. В России он публиковался до эмиграции под псевдонимом В. Сирин. Несмотря на различия книг писателя, творчество Набокова характеризуется целостностью и единством художественной проблематики.

Детские годы

Краткая биография Набокова начинается 24 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Именно в этот день родился будущий писатель.

Его отец был потомственный дворянин, видный политический деятель и юрист-либерал. Мать писателя, Елена Ивановна, происходила из рода золотопромышленников Рукавишниковых.

Детство Владимира Владимировича прошло в Санкт-Петербурге, летом семья уезжала в поместье Батово.

Незадолго до Октябрьской революции Набоков окончил Тенишевское училище с отличием не только в учебе, но и в спорте.

Краткая биография Набокова продолжается в 1918 году, когда он со своей семьей бежит в Крым, а затем, через год, навсегда покидает Россию. Набоковы обосновались в Берлине. Здесь же Владимир Владимирович поступил в Кембриджский университет и окончил его в 1922 году.

После учебы Набоков с 1922 по 1937 год прожил в Берлине, а затем перебрался во Францию.

Однако провел здесь два года и уже в 1940 году вместе с женой и сыном, который впоследствии стал певцом миланской оперы, пересек Атлантику, обосновался в США, где и провел последующие 20 лет.

Здесь он занимался писательством и преподавал русскую и зарубежную литературу в Корнелльском университете. Таким образом, богата переездами биография Набокова.

Краткое содержание по датам можно дополнить 1945 годом, когда писатель получил американское гражданство. В Америке писатель также прославился как энтомолог. Интерес к коллекционированию бабочек был присущ Набокову с детства.

Россия в произведениях Набокова

Краткая биография Набокова рассказывает о том, что в 1959 году писатель возвращается в Европу. Здесь он обосновался в Швейцарии, где и оставался до конца своих дней.

Набоков очень быстро занял особое положение в кругах парижской и берлинской литературных диаспор. В основном это связано с тем, что Россия Владимира Владимировича совершенно непохожа на ту, что изображали И. Бунин, Б. Зайцев. И. Шмелев и А. Куприн.

В России Набокова нет узнаваемых городов или деревень. Его персонажи не являются типичными для русской литературы, их невозможно отнести ни к одному классу. Что удивительно, но нет в набоковских произведениях и отображения Октябрьской революции, которая перевернула всю привычную жизнь русского дворянства.

В произведениях писателя Россия предстает как образ утраченного детства. Набоков наделяет ее невинностью и гармоничным мироустройством. Идиллический мир счастья и блаженства. Нет в нем ни разрушений, ни боли, ни грязи. Для Набокова мир его родины предстает застывшим в своей красоте и величии.

Произведения на русском языке

Краткая биография Набокова В. В. невозможна без оценки его творчества. Сам писатель считал самым главным достоинством своих произведений безукоризненный язык. Это относится как к его русскому, так и зарубежному творчеству.

Однако безукоризненное письмо и на английском требовало от Набокова больших усилий, так как он долгое время писал только на родном языке.

Освоение другого языка помогло Набокову не только в сочинении своих произведений, но и в переводе классической русской литературы (Лермонтов, Пушкин, Тютчев).

Однако произведения Набокова на разных языках сильно отличаются друг от друга. Так, для его русскоязычных романов характерны следующие черты: Россия вспоминается героями как утраченный рай; противостояние независимой творческой личности всяким попыткам отнять свою свободу. Это справедливо для следующих произведений: «Дар», «Отчаяние», «Защита Лужина».

Принципы творчества

Больше всего на свете Владимир Набоков (биография краткая представлена выше) терпеть не мог пошлости. Этим словом он называл слишком простое содержание. Пошлость – это и буржуазия в том виде, в каком понимал ее еще Флобер.

То есть это та ситуация, когда философия, история или мораль покушаются на искусство. Именно поэтому Набоков осуждал Андре Мальро, Томаса Манна и Достоевского.

А Гоголя почитал не за облечение социальных пороков и описание «маленького человека», а за его язык и прекрасную стилистику.

Пошлость по Набокову – требования в литературе гражданственности. Поэтому ему так претила революционно-демократическая критика России. Эта идея наиболее полно отразилась в романе «Дар». Набоков посвятил одну из глав произведения описанию жизни Николая Чернышевского, известного революционер-демократа.

Писатель полагал, что главное в искусстве – эстетическое наслаждение, а не какая-либо практическая польза. Проявлением пошлости Набоков считал и тоталитарные режимы, например гитлеровский и сталинский. Этот протест отразился в романах «Под знаком незаконнорожденных», «Приглашение на казнь», пьесе «Изобретение Вальса», рассказах «Истребление тиранов», «Королек» и др.

Герой набоковского мира – художник, человек, наделенный творческим даром. Например, Федор Годунов-Чердынцев, Александр Лужин, Цинциннат и др. Такой персонаж часто оказывается в ситуации, когда вынужден противостоять целому миру, отстаивая свое право на свободу.

Американская литература

Перенес многие идеи своего творчества и в англоязычную литературу Набоков Владимир Владимирович. Краткая биография писателя включает весь его творческий путь, поэтому мы не можем не упомянуть о тех произведениях, что были созданы за границей.

Сохраняется на протяжении всего творчества Набокова основной герой его произведений – язык. Стилистка и словесная эквилибристика – вот чем по-настоящему гордился Владимир Владимирович.

Для американских романов Набокова («Белый огонь», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Память, говори», «Другие берега», «Под знаком незаконнорожденных» и др.) характерно противопоставление искусства как истинной реальности и действительности как мрачного здравомыслия и царства пошлости.

«Лолита» (Набоков)

Биография и творчество, кратко описанные здесь, невозможны без упоминания самого скандального и известного романа Набокова – «Лолита» (1955). Это единственное произведение автора, которое он сам перевел на русский язык.

Основой сюжета «Лолиты» стала история любви взрослого господина и двенадцатилетней девочки. Однако сюжет – всего лишь декорация для изображения экзистенциальной тоски.

Своеобразие произведения заключается в смешении пропорций. В прежних творениях Набокова была четко видна разница между пошлостью и настоящим талантом.

А в «Лолите» эти два мира смешиваются, отделить из друг от друга невозможно.

героиня, Лолита, с одной стороны, является воплощенной вульгарностью. Однако же в той же девочке иногда проступает «неизъяснимая, непорочная нежность».

«Лолита», несмотря на свой эпатаж, позволяет увидеть подлинный художественный мир Набокова. Этот мир предназначен для таких же ценителей эстетики, как сам автор.

Мифы о Набокове

Существует укоренившееся мнение о том, что совершенно не похож на других русских писателей Набоков В. Краткая биография в таблице легко это подтверждает. Однако же это не совсем так. Во-первых, нельзя отрицать преемственность писателя по отношению к русской литературе, а точнее к М.

Ю. Лермонтову и А. С. Пушкину. Во-вторых, сам Набоков всегда с большим уважением и пиететом относился к творчеству Л. Н. Толстого. Когда Владимир Владимирович читал лекции об этом писателе, он делал основной акцент на то, что у Толстого часто встречаются глубинные символические образы.

Дата Событие
10 апреля 1899 Рождение
1916 Получение наследства от дяди, включая имение Рождествено
1917 Переезд в Крым
1919 Эмиграция в Лондон
1922 Окончание Кембриджа
1925 Женитьба на Вере Слоним
1934 Рождение сына Димы
1937 Переезд во Францию
1940 Переезд в США
1940-1948 Работа преподавателем в колледже Уэллсли
1948 Путешествие на Итаку
1958 Публикация «Лолиты»
19 января 1959 Последняя лекция в Корнелле
1964 Издание перевода «Евгения Онегина»
2 июня 1977 Смерть

Также неверно суждение о том, что Набоков является холодным эстетом, готовым принять аморализм и которому чужда душевная теплота. Напротив, писатель активно выступает против деспотии и насилия в любых его проявлениях. В конечном счете позиция Набокова оказывается высоконравственной.

«Ада»

Это последний роман, написанный Набоковым. Это произведение разительно отличается от всего созданного писателем доселе. Кроме этого, «Аду» считают уже постмодернистским романом, так как построено произведение на основном приеме этого направления – интертексте.

Немаловажным является и то, что Набоков смешал в своем творении различные жанры и стилистические традиции. С постмодернистским произведением «Аду» объединяет и наличие яркого пародийного и игрового начал.

Не случайно Набоков использовал различные языковые стили, начиная от высокого слога и заканчивая чуть ли не уличным сленгом – все для того, чтобы усилить действие на читателя, подчеркнуть необычность своего произведения.

Подошла к концу биография Набокова. Кратко о главном было сказано выше, однако осталось упомянуть еще о смерти писателя. В. В. Набоков умер 3 июля 1977 года в Швейцарии.

Источник: https://FB.ru/article/246700/nabokov-vladimir-vladimirovich-tvorchestvo-i-kratkaya-biografiya-nabokova

Биография и творчество писателя Владимира Набокова

Биография Набокова В.В.

Когда говорят о биографии какого-либо писателя, то обычно отмечают: «такого-то числа родился великий русский писатель…» или «американский писатель», или писатель любой другой национальности.

Владимир Набоков в этом случае уникален.

Сам о себе он говорит: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию».

Детство писателя началось 22 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Родители Владимир Дмитриевич и Елена Ивановна были из знатного дворянского рода. Не менее известную должность занимал и дед писателя – Дмитрий Николаевич Набоков: министр юстиции. Благодаря ему состоялась судебная реформа 1864 года.

В отличие от своего отца, Владимир Дмитриевич Набоков стал бороться с государственным строем, высказываясь критически в адрес Российской империи и даже побывал в тюрьме за свои убеждения.

В 1917 году он стал министром Временного правительства. Мама Владимира была образованной женщиной с безупречным вкусом. Любовь к прекрасному она передала своим детям, которых, кроме Володи, было еще четверо.

Два сына – Кирилл и Сергей, и две дочки – Ольга и Елена.

Счастливое детство

Владимир Набоков входил в категорию тех счастливцев, для которых детство стало фундаментом благополучия в будущем: аристократическая семья, роскошь, чудесные родители и много ярких впечатлений, которыми, став писателем, он щедро делился со своими персонажами.

Книга воспоминаний Набокова «Другие берега» (или других вариантах «Conclusive evidence», «Speak, Memory») – замечательное свидетельство о прошлом писателя, которое охватывает почти сорокалетний период – с первых лет ХХ века по май 1940 года. Радости и огорчения, частые подарки матери, воспитание у иностранных нянь и гувернанток, – период этого времени описан предельно точно и ясно.

Юность Набокова проходила в различного рода увлечениях шахматами, бабочками и книгами.

Это наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь, и поэтому в опубликованной в 1971 году книге под названием «Poems and Problems» были собраны и стихи, и шахматные задачи.

Увлечение бабочками являлось для писателя не просто обычным хобби. Набоков проявил себя в этой области как исследователь-энтомолог, который в своих статьях научного содержания описал некоторые виды бабочек.

Знакомство с мировой литературой

Зная три языка русский, английский и французский писатель смог в оригинале читать мировую литературу: беллетристику, поэзию.

Книги Уэллса, По, Браунинга, Китса, Флобера, Верлена, Рембо, Чехова, Толстого, Александра Блока, Пушкина, Гоголя. Тютчева прочно заняли место среди экземпляров домашней библиотеки.

Кроме способностей сочинять прозу, Владимира Набокова был наделен еще и талантом рисования.

Будучи молодым, юноша учился у знаменитого Добужинского. И хотя художником так и не стал, это помогло ему в будущем живописно передавать чувства облекая их в предложения.

Талант Владимира Набокова проявился и в поэтической сфере. Первое стихотворение он сочинил еще подростком, в июле 1914 года. Атмосфера Серебряного века способствовала развитию чудесного дара стихотворчества.

Владимира интересовали ритмические схемы разных стихотворений.

С целью освоения этого жанра были исписаны целые тетради. В 1915 году, летом, юный Владимир встретился с Валентиной Шульгиной. Она стала его первой любовью.

Когда наступил 1916 год, Набокову удалось издать сборник своих собственных стихотворений под названием «Стихотворения». Это первая книга, которая была напечатана на родине писателя и, к сожалению, единственная.

В 1917 году осенью семья Набоковых по волеизъявлению Владимира Дмитриевича отправилась в Крым, потому что в стране назревала гражданская война.

Сам Владимир Дмитриевич Набоков стал Министром юстиции Крымского Временного правительства. Тогда же произошло интересное знакомство Владимира младшего с Андреем Белым и Максимилианом Волошиным. Весной 1919 года Набоковым пришлось оставить Россию, отплыв из Севастополя на небольшом пароходе под названием «Надежда». Причиной отъезда стало то обстоятельство, что в Крым вошли революционеры.

Судьбоносная встреча

В июне 1921 года произошло еще одно приятное событие – знакомство со Светланой Зиверт, которая позже стала его невестой.

Через Турцию и Грецию семья добралась до Англии. В том же году Владимир поступил в Кембриджкий университет. В начале 1921 года на английском языке он опубликовал свою первую статью о бабочках под названием «Несколько замечаний о крымских чешуекрылых».

А в эмигрантской газете «Руль», основателем которой являлся отец Владимира Набокова, под псевдонимом Владимир Сирин (чтобы читатели не спутали его с отцом), был напечатан первый рассказ под названием «Нежить».

Также Владимир добился отличного результата, занявшись переводом книги Ромена Роллана «Кола Брюньон» («Никола Персик»), который был напечатан в 1922 году.

Когда Владимир в 1922 году с отличием окончил университет, он переехал в Берлин.

Зарабатывал на жизнь, составляя шахматные задачи и шарады, преподавая теннис, французский и английский язык, сочиняя маленькие пьесы, переводя статьи для газет.

В этом же 1922 году трагическое событие омрачило жизнь писателя, оставив неизгладимый след горя в его душе: 28 марта на публичной лекции был застрелен его отец.

Боль этой невосполнимой утраты эхом отзывалась в творчестве писателя. Печальным для Владимира Набокова стал и разрыв помолвки со Светланой Зиверт.

Утраты были настолько весомыми, что даже выход в свет двух поэтических сборников «Гроздь» и «Горный путь» не смогли вполне утешить писателя. В 1923 увидела свет еще одна книга писателя – «Л. Карроль.

Аня в стране чудес. Перевод с английского В. Сирина».

Знакомство с Верой Слоним на костюмированном балу оказалось судьбоносным для Владимира Набокова, ведь 15 мая 1925 года он стал её законным мужем. Счастливая семейная жизнь явилась одной из важных причин преуспевания писателя в творчестве.

В это время он задумал большое произведение «Счастье», но в октябре 1925 года замысел воплотился в роман «Машенька» потрясающее, мастерски написанное произведение, с глубоким смыслом, которое было напечатано в Берлинском эмигрантском издательстве «Слово» в 1926 году.

Другие известные произведения Владимира Набокова

Позже выходят в свет замечательные романы «Король, дама, валет» (1928 год), «Защита Лужина» (1929 год), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба 1930 годы), «Подвиг» (1932 год), «Камера обскура» (1933 год «Отчаяние» (1936 год), «Приглашение на казнь»(1938 год), «Дар» (1937-1938 годы), «Solous Rex» («Одинокий Король», 1940 год). 10 мая 1934 года произошло радостное событие в семье Набоковых родился сын, которого назвали Дмитрий.

В этом же году в «Современных записках» был опубликован следующий новый роман «Отчаяние», признанный одним из лучших произведений Сирина. В Берлине известный писатель жил до 1937 года, затем эмигрировал с семьей в Париж, а в 1940 году стал жителем Америки. Здесь он стал писать произведения на английском языке.

Главный шедевр

Лучшие книги, которые подписаны псевдонимом «Сирин» получили широкое признание. Но мировую славу писателю принес роман «Лолита», изданный в США в 1958 году.

В 1960 году Владимир Набоков переселился в Швейцарию. Ушел он из жизни 2 июля 1977 года, уверенный что Россия никогда не узнает о нем как о писателе. К счастью, Владимир Набоков заблуждался.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/vladimir-nabokov/vladimir-nabokov-biografiya.html

Историк, завистник, американец: что не так с новыми биографиями Набокова

Биография Набокова В.В.

Русскоязычная набоковиана традиционно складывалась с отставанием: труды, которые были творчески освоены уже несколькими поколениями западных исследователей, выходили здесь спустя десятилетия, представляя не современную науку о Набокове, а ее реликтовое излучение.

Сезон 2015–2016 в этом смысле как будто исключение: «Бледный огонь» Владимира Набокова» Брайана Бойда, «Тайная история Владимира Набокова» Андреа Питцер, «Набоков в Америке» Роберта Роупера — книги пусть и не совсем новые, но уже и не безнадежно отставшие от того, чем сейчас занимаются ученые; вкупе с «Русским параноидальным романом» Ольги Сконечной и переизданиями «Набокова» Алексея Зверева и «Дара Мнемозины» Бориса Аверина они могут составить небольшую библиотеку; хватит на несколько месяцев. Взятые вместе, эти тексты многое сообщают об актуальных аспектах современного набоковедения.

Так, скажем, книга Питцер — это движение в сторону массового осмысления набоковских романов и рассказов, одомашнивание ретивого двуязычного классика с учетом проведенной предшественниками работы. Отсюда — почтительные реверансы в сторону самых влиятельных биографов Владимира и Веры Набоковых — Брайана Бойда и Стейси Шифф.

Признавая первенство их фундаментальных трудов, Питцер стремится отвоевать пространство для собственной историко-литературной концепции.

Она сводится к тому, что вопреки расхожим представлениям о набоковском имморализме и самодовлеющем эстетизме зрелые тексты Набокова начиная с «Отчаяния» и вплоть до «Ады» — ответ на ужасы и катастрофы его времени.

В каждом крупном набоковском романе Питцер обнаруживает «сокровище» — намек на концентрационные лагеря («Пнин»), историю испытания водородной бомбы («Бледный огонь»), отсылки к советской карательной психиатрии («Ада») или полноценную, но мало кем замеченную линию — разоблачение американского провинциального антисемитизма («Лолита»).

«Синдбад», Москва, 2016, пер. Е.Горбатенко

1 из 3

«Молодая гвардия», Москва, 2016

2 из 3

АСТ, Corpus, Москва, 2017, пер. Ю.Полещук

3 из 3

Концептуальный недостаток «Тайной истории Владимира Набокова» — в стремлении создать драматургическую коллизию вокруг (не)встречи авторов «Дара» и «Ракового корпуса», суперзвезд мировой литературы 1960–1970-х.

Неточность этой рифмы как будто игнорируется исследовательницей, слишком зачарованной самой идеей их сопоставления, чтобы обнаружить: несмотря на некоторое (почти ничтожное) сходство, Набоков и Солженицын — совершенно неэквивалентные друг другу фигуры.

Убедительно воссоздав фон, на котором жил и творил русско-американский писатель — рядом со своей семьей, знакомыми и друзьями, — Питцер, увы, не может предложить отмычки к набоковской личности; его образ — сложный, цельный, способный объяснить вкусы и взгляды на протяжении всего творческого пути, — не складывается. Ну и потом — для потенциально революционной (по крайней мере на первый взгляд) работы ей явно не помешал бы разветвленный научный аппарат.

Зверевский «Набоков» впервые прогремел еще в 2001-м: ЖЗЛ — серия во всех отношениях неоднородная, но таких злых, скалящихся текстов там наперечет; переиздание 2016-го, увы, не застало автора в живых.

Крупный американист, чьими половинчатыми, с уймой оговорок, предисловиями могли заслониться советские издатели условного Джона Барта, Зверев ни с того ни с сего выдал Набокову язвительную отповедь в духе подвалов «Правды».

Инкриминируя писателю предвзятость (справедливо), спесь (по делу) и сальеризм (а вот это мимо), филолог трактует творческую биографию мэтра в виде параболы, где точкой экстремума оказывается «Дар», а англоязычный период воспринимается как профанация таланта, врастание в салонно-буржуазный текст и контекст.

Разнос, который объясним в семидесятнической прессе и литературоведческих сборниках того же времени («изощренно-извращенная фантазия», «садистская оргия от начала до конца» — так местные рецензенты встречали «Лолиту»), поражает не столько задиристым тоном — ну вот как Годунов-Чердынцев писал о Чернышевском, — сколько системой доказательств.

Едва ли не главные зверевские козыри — нелюбовь писателя к «Доктору Живаго», ирония по поводу Ахматовой и скепсис в отношении солженицынского стиля, точно по этим (в набоковском случае вполне объяснимым; странно, будь оно иначе) признакам можно определить его место в истории литературы. Набоков с удовольствием бесил современников — что-что, а хорошую эпистолярную «драчку» он любил, — но куда больше вопросов вызывают те, кому вместо бокса с мертвецами полагается бесстрастно орудовать скальпелем.

Подробности по теме

От Толстого до Набокова: какие русские авторы могли получить Нобелевскую премию

От Толстого до Набокова: какие русские авторы могли получить Нобелевскую премию

Впрочем, настоящую оторопь вызывает другая книга — «Набоков в Америке».

Заранее капитулируя перед серьезной критикой (автор признается, что не является профессиональным исследователем Набокова), Роберт Роупер подрывает доверие к себе от страницы к странице — и это вопреки вполне солидному, на несколько десятков страниц, перечню сносок и уточнений. Филолог достаточно амбициозен: выделив из набоковской биографии и библиографии двадцать американских лет, он хочет доказать, что писатель всю жизнь исподволь стремился в США — и именно здесь реализовал себя в полной мере. Комментируя все книги, созданные в 1940–1950-е — в том числе не оцененный критиками и читателями роман «Под знаком незаконнорожденных», — Роупер на разные лады твердит о внутренней созвучности набоковского дара и американского ландшафта.

Во вполне искренней любви Набокова-патриция к Америке и ее жителям действительно есть какая-то загадка — как, впрочем, и в его интересе к творчеству Сэлинджера.

Задевая эти вопросы лишь по касательной (в случае с «Над пропастью во ржи» исследователь совершает недопустимое: он предполагает, что придумывая сестру Холдена Колфилда, Сэлинджер мог вдохновляться детским образом из опубликованного только в 1986-м «Волшебника») и раз за разом сбиваясь на очень приблизительный и довольно пристрастный разбор набоковских сочинений, Роупер в конечном счете пасует перед многогранностью чужой личности, ее несводимости к каким-то конкретным географическим или психологическим локусам. Казус Набокова не в том, что, родившись русским, он при возможности очень пластично перевоплотился в американца: Набоков просто умел быть и русским, и американцем — а также по необходимости англичанином, французом и даже швейцарцем. В этом, пожалуй, и состоит парадокс его фигуры, которой одинаково тесно в национальных, языковых или пространственных рамках и вполне уютно только на бескрайнем поле искусства-как-игры.

Набоков как миф, выстраиванию которого он посвятил свою жизнь, очевидно, все меньше интересует сегодняшних исследователей. Не готовы они удовлетвориться и парадным портретом, представленным набоковедческим истеблишментом — в лице того же Бойда и других прославленных филологов, сделавших на этом писателе свою академическую репутацию.

Вместе с тем заметно, что использование нестандартной оптики пока неминуемо влечет за собой потерю качества: авторы экспериментальных работ о Набокове — в силу тех или иных причин — пока уступают «традиционалистам».

Как никакому другому великому автору XX века, Набокову нужен насмешливый ревизионист, владеющий несколькими языками, сведущий в лепидоптерологии, флористике и живописи и не лишенный навыков игры в теннис, шахматы и скрэббл. Словом, Набокову нужен Набоков — автор «Лекций по литературе» и «Николая Гоголя».

К каким бы выводам он ни пришел в финале своего исследования, уже сейчас можно подсказать ему первую фразу: Владимир Набоков — самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия, — умер в Монтре, в субботу, около семи часов вечера, 2 июля 1977 года.

«Владимир Набоков. Русские годы» и «Владимир Набоков. Американские годы» Брайана Бойда

Как ни крути, образцовая на данный момент набоковская биография — во всяком случае в том, что касается сбора материала и выстраивания общего сюжета превращения многообещающей русской куколки в роскошную американскую бабочку.

Зачарованность Бойда объектом своего исследования может раздражать — здесь и правда есть с чем спорить, — но его филологическая добросовестность сомнениям не подлежит.

Более частные работы, посвященные самым сложным набоковским романам — непонятой «Аде» и грандиозному «Бледному огню», — также рекомендуются к прочтению.

Издательство «Симпозиум», Санкт-Петербург, 2010, пер. Г.Лапиной

Читать Bookmate

Издательство «Симпозиум», Санкт-Петербург, 2010, пер. М.Бирвуд-Хеджер, А.Глебовской, Т.Изотовой, С.Ильина

Читать Bookmate

«Истинная жизнь писателя Сирина. Работы о Набокове» Александра Долинина

Базовый текст отечественного набоковедения в исполнении профессора Висконсинского университета.

Формально замыкаясь на берлинско-парижском периоде, Долинин совершает вылазки и на сопредельную территорию, делая ряд важных открытий о времени в «Лолите».

Спокойная, умная, преисполненная уважения к писателю и вместе с тем способная взять по отношению к нему необходимую дистанцию, «Истинная жизнь писателя Сирина» — первейший кандидат на переиздания и допечатки: сегодня книгу практически не достать.

Издательство «Академический проект», Санкт-Петербург, 2004

«Миры и антимиры Владимира Набокова» Дональда Бартона Джонсона

Запоздавший — что, впрочем, не новость — с выходом на русском языке сборник работ основателя журнала Nabokov Studies; не оторваться.

Бартон Джонсон проводит экскурсию по некоторым темным местам набоковского oeuvre — хороший повод перечитать что-нибудь нелюбимое вроде «Взгляни на арлекинов!» или взглянуть на «Приглашение на казнь» с нового ракурса.

Этому же автору принадлежит литературная биография Саши Соколова — главного наследника Набокова в русской литературе.

Издательство «Симпозиум», Санкт-Петербург, 2011, пер. Т.Стрелковой

Читать Bookmate

«Сочинение Набокова» Геннадия Барабтарло

Еще один неотразимый гид по двуязычному набоковскому творчеству, составленный переводчиком «Истинной жизни Севастьяна Найта», «Пнина» и «Лауры и ее оригинала».

У Барабтарло репутация эксцентрика, предпочитающего дореволюционную орфографию и перенявшего у кумира манеру выражать свои мысли на письме, но эта стилистическая бахрома едва ли сказывается на уровне исследования «физики и метафизики» набоковских вещей — необычайно высоком.

Издательство Издательство Ивана Лимбаха, Санкт-Петербург, 2011

репортажи с громких премьер и концертов вперемешку с дегустациями оливье — в -канале «Афиши Daily».

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/3910-istorik-zavistnik-amerikanec-chto-ne-tak-s-novymi-biografiyami-nabokova/

Владимир Набоков

Биография Набокова В.В.

Этого гения выдвигали на Нобелевскую премию по литературе четыре года подряд. Бунин считал его своим учеником и соперником. Куприн говаривал, что у этого писателя благородное сердце и твердая воля.

Произведения мастера пера привлекали внимание критиков самой различной ориентации, его нередко обвиняли в порнографии, разрыве с русской литературной диаспорой, излишнем снобизме и даже в творческом воровстве.

Но стоит сказать, что рассказы Набокова были одними из самых читаемых и рецензируемых в литературе русского зарубежья в 20–30е годы. Книгами Владимира Владимировича зачитываются и по сей день: критики дотошно обсуждают его романы, именитые режиссеры ставят фильмы, а литераторы выискивают новые крупицы в его удивительной и многогранной биографии.

Детство и юность

10 (22) апреля 1899 года в городе на Неве родился великий писатель, оставивший след в истории как русской, так и американской литературы.

Будущий романист вместе с братьями и сестрами воспитывался в привилегированной дворянской семье и не знал, что такое бедность.

У Владимира Набокова богатая родословная: писатель говаривал, что предков его бабушки по отцовской линии можно проследить до 14 века.

Владимир Набоков

Отца литератора – сына министра юстиции Дмитрия Николаевича – звали Владимиром. В 1887 году он окончил школу с золотой медалью.

Владимир-старший олицетворял мужество, добропорядочность и честность. Он трудился юристом, был основоположником партии кадетов, а также слыл журналистом и политическим деятелем.

Честь и достоинство были главными составляющими для Владимира Дмитриевича.

Семья Владимира Набокова

В 1911 году мужчина бросил белую перчатку русскому драматургу Михаилу Суворину, который в то время пребывал в должности главного редактора газеты «Новое время».

Поводом для состязания послужила публикация журналиста Николая Снессарева, где провокатор нелицеприятно отзывался о семье Набокова, назвав этого господина «человеком, женившимся на деньгах». Однако поединок так и не состоялся.

Примечательно, что до этого инцидента отец писателя нелестно отзывался о дуэли и считал, что жестокая традиция противоречит российскому законодательству и здравому смыслу.

Владимир Набоков с братьями и сестрами

Мать писателя – Елена Ивановна – происходила из знатного рода: она была дочерью помещика и миллионера Ивана Васильевича Рукавишникова, совладельца Ленских золотоносных приисков.

Детство Владимира Набокова прошло в трехэтажном доме на Большой Морской улице, которая до Февральской революции считалась главным фешенебельным пристанищем для аристократических дам и господ. Также большое семейство отдыхало в своем имении Выра под Гатчиной или выезжало за границу – в Италию или Швецию.

Владимир Набоков в детстве

Владимир и Елена старались дать своим отпрыскам достойное образование: дети читали классическую литературу, а Бенуа и Добужинский приходили обучать их рисованию.

Также юный Набоков не пренебрегал занятиями спортом: мальчик обожал теннис, футбол, катание на велосипеде и игру в шахматы.

Известно, что в доме будущего гения литературы свободно говорили на трех языках: русском, французском и английском, причем последний одаренный мальчик освоил в совершенстве.

Владимир Набоков в молодости

А вот русская азбука маленькому Лоди (детское прозвище Набокова) изначально давалась с трудом, потому что ребенок все переиначивал на английский манер.

Например, вместо слова «позавтракать» от Владимира можно было услышать «побрекфастать» («breakfast» с англ.– завтрак).

После домашнего обучения Набоков поступил в Тенишевское училище, которое в свое время окончили поэт Серебряного века Осип Мандельштам, прозаик Николай Станюкович, публицист Олег Волков и другие известные литературные деятели.

Владимир Набоков с сачком

В училище Владимир приезжал на автомобиле в сопровождении шофера в ливрее. Кстати, у семейства Набоковых имелось три машины, что по тем временам считалось невиданной роскошью.

Во время учебы юноша ревностно корпел над литературой и увлекался энтомологией, в особенности будущий писатель любил коллекционировать бабочек.

Примечательно, что эти крылатые насекомые встречались в произведениях Владимира более 570 раз.

Литература

Творческая биография мастера пера начинается в 1916 году. Тогда юный писатель издает поэтический сборник «Стихи», в который вошло 68 произведений.

Примечательно, что его преподаватель русской словесности – Владимир Гиппиус – раскритиковал в пух и прах первые творческие потуги Набокова. Он посоветовал ученику забыть о высоком искусстве и направить свои силы в иное русло.

К счастью, Лоди не придал значения словам своего учителя, пропустив его наставления мимо ушей.

Молодой Владимир Набоков

В 1917 году, когда в Российской империи были «посажены» первые зернышки Октябрьской революции, семейство Набоковых было вынуждено бежать в Крым.

Там к начинающему писателю пришла популярность: его произведения печатались в газете «Ялтинский голос», а также использовались театральными труппами.

В начале своего творчества Набоков отдавал предпочтение стихам: в 1918 году у Набокова выходит альманах «Два пути», где были напечатаны поэтические произведения Владимира и его одноклассника Андрея Балашова. Помимо прочего, писатель знакомится с ритмической теорией Белого, которую пытается воплотить в своих трудах.

Писатель Владимир Набоков

Большевистский переворот нанес удар по многим семьям, и Набоковы – не исключение. Поэтому писатель вместе с родителями переезжает в Берлин – крупнейший центр русской эмиграции тех лет. Пока семья живет в столице Германии, Владимир получает высшее образование в Кембриджском университете, позже преподает английский язык, а также переводит американскую литературу.

Книга Владимира Набокова “Полное собрание рассказов”

В 1926 году выходит дебютный роман Набокова – «Машенька». Эта книга от корки до корки пропитана философской мыслью и рассуждениями о роли любви на земле.

Стоит отметить, что сюжет произведения вращается вокруг эмиграции, ведь главный герой Ганин переезжает из России в незнакомую страну. Протагонист узнает, что жена его приятеля Алферова – Машенька – собирается навестить мужа. Увидев фото девушки, Ганин видит свою бывшую любовь, с которой расстался по молодости.

Поэтому уже забытое чувство главного героя вновь начинает заполнять его сердце, причем Машенька живет в воспоминаниях, оставаясь за кулисами в реальности.

Вообще, первая книга Набокова – это апогей влияния Бунина: Владимир Владимирович старался идти по проторенной тропе этого писателя.

Поэтому в 1926 году ученик отправляет экземпляр первого романа своему наставнику с подписью: «Не судите меня слишком строго, прошу вас».

Иван Алексеевич не удосужился даже ответить начинающему романисту, сделав пометки на одной из страниц книги: «Ах, как плохо!». Дело в том, что Бунин судил талант писателя по его изящности в словесности, ставя рассуждения автора на второй план.

Также в Берлине Набоковым были написаны романы «Дар» (1935–1937), «Приглашение на казнь» (1935–1936), «Отчаяние» (1934), и т.д. Большинство рукописей публиковались в журнале «Современные записки», а Владимира узнавали под псевдонимом «Сирин».

Владимир Набоков в Америке

В 1936 году, когда к власти пришел Гитлер, жена Набокова была уволена из-за ксенофобии, которая прогрессировала в стране.

Из Берлина дорога лежала во Францию, а оттуда писатель уехал в Америку, где с 1940 по 1958 годы трудился преподавателем в американских университетах.

Лекции Владимира Набокова по литературе пользовались популярностью у студентов, ведь мэтр был одним из тех немногих учителей, которые могли заставить любого слушателя впитывать знания, как губка.

Владимир Набоков читал лекции

Став писателем, Сирин изобрел собственный стиль: его произведения характеризовались ярким и неповторимым почерком, который в дальнейшем заимствовали некоторые авторы, например, Соколов или Битов.

Набоков, подобно Чехову, дотошно анализировал душевное состояние главных героев и «смешивал» все синестезические ощущения и воспоминания с непредсказуемой кульминацией и развязкой.

Также мэтр обожал игру слов и скрупулезное описание даже самых незначительных деталей.

Владимир Набоков

В 1955 году парижским издательством «Олимпия Пресс» публикуется роман Владимира Владимировича «Лолита» – знаменитейшее философское произведение писателя с ноткой фрустрации и эротики.

В 1960-х Набоков переводит произведение на русский язык. Кстати, «Лолита» – это не единственное произведение, базирующееся на любви взрослого человека к подростку.

До этого писателем была опубликована книга с похожей тематикой – «Камера обскура» (1932).

Книга Владимира Набокова “Лолита”

«Лолита» считается мировым бестселлером, однако вначале по понятным причинам книгу ждала такая же судьба, как и роман Джойса «Улисс». Издательства посчитали набоковский сюжет порнографическим, а в некоторых странах на произведение было наложено табу. И это неудивительно, ведь мэтр описывал страстные чувства взрослого мужчины к 12-летней нимфетке Долорес.

Кадр из фильма Стэнли Кубрика по книге Владимира Набокова “Лолита”

Впрочем, Сирина и самого пугали подобные мысли, поэтому одно время он хотел, подобно Гоголю, сжечь свою рукопись, которая была написана благодаря влиянию английского сексолога Хэвлока Эллиса.

Именно из-за этого эксцентричного романа Сирину так и не решились отдать заслуженную Нобелевскую премию по литературе.

Также история фривольной девочки и ее взрослого обожателя экранизировалась два раза: в 1962 Стэнли Кубриком (сценарий написал сам Сирин), а в 1997 году режиссером выступил Эдриан Лайн.

Личная жизнь

По слухам, в детстве Набоков был чрезвычайно влюбчив: когда ему было 15, он полюбил крестьянскую дочку Полю, а в 16 лет испытал чувства к пухленькой девушке небольшого роста Валентине Шульгиной.

По воспоминаниям писателя, это была любовь с первого взгляда. Молодые люди втайне встречались и прятались от глаз родителей. По окончании гимназии Набоков обещал жениться на Тамаре (так писатель называл свою пассию), но после переезда в Крым их связь оборвалась.

Шульгина стала прототипом Машеньки в одноименном романе.

Владимир Набоков и Вера Солоним в молодости

В 1922 году Набоков встречается со Светланой Зиверт, однако их союз не увенчался успехом: родители возлюбленной были против Владимира, так как считали, что писатель в то время не имел постоянной работы.

Владимир Набоков с женой

В 1925-ом литератор женится на девушке еврейского происхождения – Вере Солоним, которая стала хранительницей его литературного наследия. Например, после смерти супруга она перевела роман Набокова «Pale Fire» («Бледный огонь»).

Эта красивая черноглазая женщина не только разделяла любовь мэтра к творчеству, но и занималась с ним вместе его любимым занятием – ловлей бабочек.

10 мая 1934 года в семействе Набоковых родился сын Дмитрий, который в будущем стал американским переводчиком (в том числе переводил произведения отца) и оперным певцом.

Смерть

В последние годы жизни Владимир проживает в живописном городе на западе Швейцарии – Мотре – и занимается литературной деятельностью. Из примечательных романов, написанных Набоковым в этот период, можно выделить «Бледный огонь» (1961) и «Аду» (1969).

Памятник Владимиру Набокову

Летом 1977 года Владимир Набоков умер от тяжелой бронхиальной инфекции. Тело гения литературы кремировали и похоронили на кладбище Кларан. На могиле романиста написано: «Владимир Набоков, писатель».

Могила Владимира Набокова

«Лаура и ее оригинал» – последний и незаконченный роман литератора, опубликованный посмертно.

Мэтр оставил завещание, чтобы рукопись уничтожили, однако вдова писателя ослушалась последнего желания мужа и незадолго до своей кончины попросила Дмитрия, чтобы тот исполнил волю отца.

Но в 2008 году Дмитрий Владимирович решил, что незавершенный роман писателя должен выйти в свет.

Цитаты

  • «Одиночество, как положение, исправлению доступно, но как состояние, это — болезнь неизлечимая».
  • «Трехсложная формула человеческой жизни: невозвратность прошлого, ненасытность настоящего и непредсказуемость будущего».

  • «Профессора литературы склонны придумывать такие проблемы, как: «К чему стремился автор?» или еще гаже: «Что хочет книга сказать?» Я же принадлежу к тем писателям, которые, задумав книгу, не имеют другой цели, чем отделаться от нее».
  • «Жизнь — большой сюрприз.

    Возможно, смерть окажется ещё большим сюрпризом».

Библиография

  • «Машенька» (1926)
  • «Король, дама, валет» (1928)
  • «Защита Лужина» (1930)
  • «Подвиг» (1932)
  • «Камера обскура» (1932)
  • «Отчаяние» (1934)
  • «Приглашение на казнь» (1936)
  • «Дар» (1938)
  • «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» (1941)
  • «Под знаком незаконнорождённых» (1947)
  • «Лолита» (англ. Lolita) (1955)
  • «Пнин» (англ. Pnin) (1957)
  • «Бледное пламя» (1962)
  • «Ада, или Радости страсти: Семейная хроника» (1969)
  • «Лаура и её оригинал» (1975—1977, опубликован посмертно в 2009)

Сергей Мавроди

Писатель, предприниматель, основатель АО «МММ»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4354-vladimir-nabokov.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики