SAVUZ

Биография и творческий путь Пильняка Б.

Пильняк, Борис Андреевич — LitPedia.ru – Российская литературная энциклопедия

Биография и творческий путь Пильняка Б.

Бори́с Андре́евич Пильня́к (настоящая фамилия Вога́у, нем. Wogau; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель.

Биография

Родился в семье поволжского немца, ветеринара по профессии. Жена — Соколова Мария Алексеевна, врач Коломенской больницы; развелись в 1924 году. Вторая жена — Щербиновская, Ольга Сергеевна, актриса Малого театра. Третья жена — княжна Кира Георгиевна Андроникашвили, актриса, режиссёр.

Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1920 окончил Московский коммерческий институт. С 1924 года жил в Москве.

Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 было опубликовано его первое сочинение.

Профессиональная карьера началась в 1915, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б.

Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).

В 1918 выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».

Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «О’кей!» (1931), «Соляной амбар».

Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широкихкритических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним изсамых издаваемых писателей.

В 1926 Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намеком на участие И. Сталина[1].

В 1929 отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“.

„Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина»[2]. Пильняку пришлось принести публичное покаяние и принять правила игры.

Его дальнейшее творчество укладывается в рамки официальной идеологии.

28 октября 1937 арестован. 21 апреля 1938 осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.

Реабилитирован в 1956.

В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.

В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-ой ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улицк в Ногинске (Богородск).

Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова, мичмана Октября[3].

В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».

Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был первым мужем Людмилы Гурченко. У них родилась дочь Мария (1959), внуки Елена и Марк, скончавшийся в 1998 году от передозировки наркотиков.[4]

Творчество

Хаос революцион­ных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е.

Замятина) уходила от тра­диционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием. Событийные элементы существуют изолиро­ванно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря об­разным символам и приёмам повтора.

Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший су­щественное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.[5]

По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе».

Обычно это направление называют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 20-е годы часто называли «подпильнячниками».

Сергей Есенин отзывался о Пильняке — «халтурщик, каких не видывал свет», указывал на его злобу и мизантропию, подчёркивал: «у него искусство и не ночевало! Он чистейшей воды спекулянт»[6].

  • В «Красной нови» помещены «Материалы к роману» Бор. Пильняка. Интересное признание делает этот нашумевший писатель в предисловии к новой вещи. Критика не раз ставила ему на вид, что он вводит в свои произведения большие отрывки из ранее напечатанных, что он не выработал своего стиля, подражает то Белому, то Бунину, то Ремизову. Как бы отвечая ей, он пишет: «Мои вещи живут со мной так несуразно, что, когда я начинаю писать новую вещь, старые я беру материалом, гублю их, чтоб сделать новое лучшее — отчасти это и потому, что мне гораздо дороже моих вещей то, что я хочу сейчас сказать, и я жертвую старым трудом, если он идет мне в помощь; это и оттого, что у меня мало фантазии… Я вышел из Белого и Бунина, многие многое делают лучше меня, и я считаю себя вправе брать это лучшее или такое, что я могу сделать лучше»[7].

Библиография

Дом Пильняка в Коломне на улице Арбатской

https://www.youtube.com/watch?v=PRJhipbhTzQ

Прижизненные издания

  • Былье, 1919, 2-е изд. — 1922
  • Голый год, 1922
  • Повесть петербургская, Berlin, 1922
  • Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха»)
  • Английские рассказы, 1924
  • Машины и волки. Ленинград, 1925.
  • Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5
  • Иван Москва (повесть), 1927
  • Оче­редные повести, 1927
  • Китайский дневник, 1927
  • Расплеснутое время. Рассказы. М.-Л., 1927
  • Корни японского солнца. Прибой. — Л., 1927
  • Красное дерево, Berlin, 1929
  • Волга впадает в Кас­пийское море, 1930
  • О’кей, 1933
  • Камни и корни, 1933 («Новый мир»), 1934
  • Созревание плодов, 1936
  • Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936
  • Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., 1929—1930.

Зарубежные издания на русском языке

  • Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны»)
  • Голый год, 1966
  • Камни и корни, 1966
  • Расплёснутое время, 1966
  • Красное дерево, 1966
  • Быльё, 1970
  • Машины и волки, 1971
  • О’кей, 1972
  • Двойники, 1983 (роман реконструирован М. Геллером)

Издания в СССР после 1975 года

  • Пильняк Б. А. Избранные произведения, 1976
  • Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Маст., 1988.
  • Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990.
  • Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с.
  • Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы. Тбилиси, 1990.
  • Пильняк Б. А. Отрывки из дневника //Перспективы. − 1991. № 3. — С. 84-88.
  • Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. − 1991. № 1. — с. …
  • Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину //Русская литература. — 1989. № 2. — с. …
  • Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.: Современник, 1991.
  • Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992.
  • Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., 1994.
  • Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995.
  • Пильняк Б. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004.
  • Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007.
  • Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д. Кассек. М.: ИМЛИ РАН, 2010

Литература

  • Борис Пильняк (сборник статей), 1928
  • Савелли Д. Борис Пильняк в Японии: 1926. М., 2004

Примечания

en:Boris Pilnyakes:Borís Pilniakfi:Boris Pilnjakfr:Boris Pilniakit:Boris Andreevič Pil'njaknl:Boris Pilnjakpl:Borys Pilniakpt:Boris Pilniakro:Boris Pilniak

Источник: https://www.litpedia.ru/%D0%9F%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F%D0%BA,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Биография Бориса Пильняка

Биография и творческий путь Пильняка Б.

Борис Андреевич Пильняк (Вогау)(1894-1938), советский писатель, родился 29 сентября (11 октября) 1894 года в Можайске. Большинство его произведений изображают революционную эпоху. Прозаик является автором таких романов, как «Волга впадает в Каспийское море» и «Голый год».

Семья и юность

Будущий писатель появился на свет в семье ветеринарного врача, который был родом из обрусевших поволжских немцев. Мать мальчика была русской по национальности, дочерью купца из Саратова. Детство Бориса прошло в провинциальных городах России — Нижнем Новгороде, Коломне и Саратове. Он рос в окружении интеллигенции, через много лет эти впечатления отразились в его рассказах.

Семья часто переезжала, поэтому юноша ходил в гимназии разных городов, в итоге он поступил в Московский коммерческий институт. В 1920 г. окончил экономическое отделение этого ВУЗа. После окончания учёбы он много путешествовал. В 1922-1923 гг. прозаик успел побывать в Англии и Германии.

Спустя некоторое время он направился в Грецию, съездил в Турцию, Японию и Китай. Благодаря этим многочисленным поездкам в 1924 году были опубликованы «Английские рассказы», а прозаика признали революционным писателем-модернистом.

Первые публикации

Боря начал писать ещё в 9 лет. В 1915 г. была опубликована первая миниатюра прозаика под названием «Весной». В это время он проживал в Украине, в деревне Пильнянка, поэтому и решил взять такой псевдоним. Название деревни обозначает место лесных разработок, а словом «пильняк» местные жители называли друг друга.

Незамысловатые сюжеты, выходившие из-под пера Вогау, публиковались в журналах и альманахах, таких как «Млечный путь», «Русская мысль», «Жатва» и «Сполохи».

Особым успехом пользовался рассказ «Земское дело», который читатели могли увидеть в «Ежемесячном журнале» В.С. Миролюбова. В 1917 г. юноша обвенчался с Марией Алексеевной Соколовой. Они поселились в родительском доме в Коломне.

Особая атмосфера этого города нашла отражение в произведениях Бориса.

Уже в 1918 г. увидела свет первая книга рассказов писателя, она называлась «С последним пароходом». Впоследствии Пильняк считал этот сборник очень слабым, выделял только такие работы, как «Смерть» и «Над оврагом».

Эти миниатюры позднее вошли и в другие сборники автора. Через два года выходит роман «Голый год», благодаря которому у Пильняка появилось множество поклонников.

В это же время на книжных полках появляется сборник «Быльё», главной темой которого была советская революция.

Проблемы с законом

В 1924 г. выходят «Отрывки из дневника» Бориса. В этом же году мужчина разводится с Марией, он переезжает в Москву к новой возлюбленной. На этот раз ею стала актриса Малого театра Ольга Сергеевна Щербиновская. Пара жила вместе до начала 1930-х годов.

В это же время пресса начинает травить Пильняка, считая предателем и буржуазным писателем. Его атаковали из-за конструктивной критики коммунистических взглядов, кроме того, прозаик прямым текстом высказывал своё мнение. Он не хотел молчать о том, что видит везде ложь.

В 1926 г. была опубликована «Повесть непогашенной луны», сюжет которой читатели напрямую связали со смертью М.В. Фрунзе. Примечательно, что Борис предполагал такое развитие событий и отрицал подобные сравнения в предисловии. Тем не менее тираж был конфискован.

В 1929 г. прозаика снова критикуют и травят, на этот раз за повесть «Красное дерево», написанную в Берлине. За это произведение его отстраняют от руководства Всероссийским союзом писателей. Журнал «Красная новь», до этого публиковавший произведение «Заволочье», отказывает Пильняку по идейным соображениям.

Последние годы

В 1930 г. выходит роман «Волга впадает в Каспийское море», в котором автор изучает «новую русскую культуру», её появление и особенности.

Власти снова начинают травлю талантливого писателя, не воспринимая его точку зрения. В начале 1934 года прозаик в третий раз женится, его избранницей стала студентка ВГИКА Кира Георгиевна Андроникова.

В это же время его избирают членом Правления на первом съезде советских писателей.

Борису предоставляли несколько возможностей «исправиться». Он ездил за границу, писал письма Сталину и даже сжигал рукописи.

Тем не менее власти многое не могли простить Пильняку, поэтому 28 октября 2937 его арестовали. Через полгода, 21 апреля 1938 г., Бориса осудили и расстреляли. Позднее, в 1956 году, его реабилитировали посмертно.

Последним романом прозаика стал «Соляной амбар», опубликованный в 1990 году.

Источник: https://stories-of-success.ru/borisa-pilnyaka

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики