SAVUZ

Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Валерий Брюсов

Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более – печататься с ним в одном журнале.

Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже.

Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

Портрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Поэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная.

Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело.

Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.

Валерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.

Валерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе.

Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид.

Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.

Валерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов.

Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово».

Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича.

Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества.

Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора.

В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком.

Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами.

Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра.

И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Источник: https://24smi.org/celebrity/5039-valerii-briusov.html

Валерий Брюсов – биография, личная жизнь и фото

Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

На биографии Брюсова отразились те глобальные исторические перемены, которые сотрясали мир на стыке двух веков.

Итак, предлагаем вашему вниманию краткую биографию Валерия Брюсова. Интересные факты о нем читайте здесь.

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.

Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.

Детство и образование

Родители Валерия Брюсова почти не занимались воспитанием сына, в результате чего он был предоставлен сам себе.

Помимо этого они не верили в Бога, и строго следили за тем, чтобы Валерий не читал какую-либо религиозную литературу.

В будущем Брюсов признается в том, что об атеизме и теории эволюции он узнал раньше, чем научился перемножать числа.

Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.

В 1885 г. Брюсов стал учеником частной гимназии Ф. И. Креймана. Однако доучиться в ней ему так и не удалось, поскольку его отчислили за пропаганду атеистических идей.

Следующим учебным заведением в биографии Брюсова была гимназия Л. И. Поливанова. В этот период у него проявился особенный интерес к математике.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Вероятно, виной этому была генетика отца, а также то воспитание, которое дали ему родители.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок, Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как Бальмонт, Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

В этом издании ему удалось опубликовать множество рецензий и критических статей относительно русских поэтов.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

История всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/valeriy-bryusov/

Детство

Брюсов родился в купеческой семье среднего достатка. Отец, Яков Кузьмич, просаживал все деньги на скачках. Мать, Матрёна Александровна (в девичестве Бакулина) обожала читать французские романы и души не чаяла в своём старшем сыне — Валерии. Всего в семье было пятеро детей: 1 мальчика и 3 девочки.

Образование

Валерий Яковлевич получил прекрасное образование в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой был отчислен через четыре года за пропаганду атеизма, затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Известно, что у Брюсова была склонность к математическим наукам, в которых он делал успехи.

Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.

Творческий путь

Брюсов рано пристрастился к стихотворчеству, но долго оставался неоценённым. В 80-е годы Валерий Яковлевич всерьёз увлекается французскими поэтами-символистами и на основе этой увлечённости издаёт сборники «Русские символисты», которые подверглись критике со стороны акул пера того времени.

Изданный в 1895 году первый сборник непосредственно брюсовских стихов под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») также вызвал неприятие публики. Декадентские стихи, вошедшие в эту книгу, получили продолжение и в следующем сборнике 1897 года — «Me eum esse» («Это я»).

К этому времени Брюсов знакомится со многими русскими символистами, в частности — с К. Бальмонтом, дружба с которым связывала Валерия Яковлевича много лет. В 1900 году был издан следующий сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который ознаменовал собой новый, урбанистический этап творчества поэта.

Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру») принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.

В годы революции выходит в свет очередной сборник «Στεφανος» («Венок»), который является вершиной творчества Брюсова: здесь и гражданские темы, и любовная лирика достигают небывалой остроты и откровенности.

Он очень искусно руководил журналом «Весы», который в самое короткое время сделал одним из самых авторитетных модернистских журналов. С 1908 года Брюсов возглавляет и Московский литературно-художественный кружок.

К 1910 году перестаёт существовать журнал, символизм уступает более новым литературным течениям. Брюсов все свои силы концентрирует на переводах и прозе, но трагедия в личной жизни, связанная с Львовой, выбивает его из колеи.

В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента. Война диктует его новым стихам патриотическое настроение (сборник «Семь цветов радуги»).

Первая мировая война совпадает с периодом творческого и жизненного кризиса поэта.

Революцию 1917 года он поддержал, помогал Советской власти. Но в начале 20-х годов начал творческие эксперименты, которые позднее назовут русским авангардом (сборник «Mea» («Спеши!»). Их никто не понял и не поддержал.

Личная жизнь

В 1892 году Брюсов частенько бывал в доме Красковых, где старшую дочь звали Еленой Андреевной. Так как она была дочерью М. И. Красковой от первого брака, она была Масловой. Девятнадцатилетний Брюсов увлёкся 25-летней Еленой, которая не отличалась ни красотой, ни здоровьем. Отношения были прерваны внезапной трагической смертью девушки от оспы.

Уже в следующем году у Брюсова начинается роман с Натальей Александровной Дарузес, которую он нежно звал Таля. Оба они выступали на сцене московского Немецкого клуба, где и познакомились.

Увлекающаяся и влюбчивая натура поэта продолжает этот ряд именами М. П. Ширяевой, А. А. Шестаркиной, Л. Н. Вилькиной, А. Е. Адалис.

Женился Валерий на гувернантке, работавшей в доме Брюсовых. Иоанна Матвеевна Рунт была то ли полячкой, то ли чешкой по своему происхождению. Он любил эту маленькую женщину до обожания, но в своих увлечениях остановиться не мог. К сожалению, Иоанна так и не смогла выносить ребёнка, и у Брюсова не осталось наследников.

Среди всех любовных увлечений поэта стоит особо отметить Нину Петровскую, поэтессу начала XX века, которую связывали трагические отношения с Андреем Белым. После этого она начала встречаться с Брюсовым. Их роман продлился около 7 лет и сделал женщину несчастной.

С 1911 по 1913 года у Брюсова был роман с ещё одной начинающей поэтессой, Надеждой Григорьевной Львовой, которая после разрыва отношений покончила жизнь самоубийством.

Смерть

9 октября 1924 года Валерий Яковлевич умер от крупозного воспаления лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Основные достижения Брюсова

  • Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.
  • Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.
  • Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.
  • Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.
  • 1873 год — рождение
  • 1885–1889 года — обучение в классической гимназии Креймана
  • 1890–1893 года — обучение в гимназии Л. И. Поливанова
  • 1892 год — увлечённость Е. А. Масловой
  • 1893–1899 года — учёба в Московском университете
  • 1893 год — отношения с Н. А. Дарузес
  • 1894 год — знакомство с Бальмонтом
  • 1895 год — сборник «Chefs d’oeuvre»
  • 1897 год — венчание с Иоанной Рунт, сборник «Me eum esse»
  • 1900 год — сборник «Tertia Vigilia»
  • 1903 год — сборник «Urbi et Orbi»
  • 1904 год — начало романа с Ниной Петровской
  • 1905 год — сборник «Στεφανος»
  • 1908 год — возглавляет Московский литературно-художественный кружок
  • 1911 год — расход с Петровской, знакомство с Н. Г. Львовой
  • 1913 год — самоубийство Львовой
  • 1914 год — военный корреспондент на фронте
  • 1916 год — сборник «Семь цветов радуги»
  • 1924 год — сборник «Mea», смерть


Интересные факты из жизни Брюсова

  • Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».
  • Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.
  • Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.
  • Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.
  • Жена Брюсова была много раз беременна, но так и не смогла выносить и родить ни одного ребёнка.

HACKED BY SudoX — HACK A NICE DAY.

Источник: http://biografix.ru/valerij-bryusov

Биография Валерия Брюсова

Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) — известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Он запомнился многим как «пророк» и «маг», законодатель вкусов отечественного символизма, нередко представавший на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.

Его литературная деятельность отличается огромным размахом. Журналист, критик, издатель, исследователь стиха, организатор и вдохновитель литературной жизни — это далеко не полный перечень его жизненных пристрастий и увлечений. Но главная его стезя — поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними скитаниями и неутомимым желанием двигаться вперед, наперекор судьбе.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II.

С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова.

Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением.

Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги.

Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо.

Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и …бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам.

С самого начала он был окутан ореолом мистификации — формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало.

Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией.

Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это — я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке.

Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти летаний

На эмалевой стене

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А.

Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник».

В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики.

Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904).

На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок».

В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу.

Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины Чтоб исступлены и легки Ротационные машины

Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества.

В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры.

Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира.

В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей.

Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э.

Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости».

В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая…

магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей.

Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя.

Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов.

В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений».

Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Валерий Яковлевич Брюсов

Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Валерий Брюсов — известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк, один из основателей русского символизма.

Детство

Брюсов родился в купеческой семье среднего достатка. Отец, Яков Кузьмич, просаживал все деньги на скачках. Мать, Матрёна Александровна (в девичестве Бакулина) обожала читать французские романы и души не чаяла в своём старшем сыне — Валерии. Всего в семье было пятеро детей: 1 мальчика и 3 девочки.

Образование

Валерий Яковлевич получил прекрасное образование в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой был отчислен через четыре года за пропаганду атеизма, затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Известно, что у Брюсова была склонность к математическим наукам, в которых он делал успехи.

Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.

Творческий путь

Брюсов рано пристрастился к стихотворчеству, но долго оставался неоценённым. В 80-е годы Валерий Яковлевич всерьёз увлекается французскими поэтами-символистами и на основе этой увлечённости издаёт сборники «Русские символисты», которые подверглись критике со стороны акул пера того времени.

Изданный в 1895 году первый сборник непосредственно брюсовских стихов под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») также вызвал неприятие публики. Декадентские стихи, вошедшие в эту книгу, получили продолжение и в следующем сборнике 1897 года — «Me eum esse» («Это я»).

К этому времени Брюсов знакомится со многими русскими символистами, в частности — с К. Бальмонтом, дружба с которым связывала Валерия Яковлевича много лет. В 1900 году был издан следующий сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который ознаменовал собой новый, урбанистический этап творчества поэта.

Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру») принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.

В годы революции выходит в свет очередной сборник «Στεφανος» («Венок»), который является вершиной творчества Брюсова: здесь и гражданские темы, и любовная лирика достигают небывалой остроты и откровенности.

Он очень искусно руководил журналом «Весы», который в самое короткое время сделал одним из самых авторитетных модернистских журналов. С 1908 года Брюсов возглавляет и Московский литературно-художественный кружок.

К 1910 году перестаёт существовать журнал, символизм уступает более новым литературным течениям. Брюсов все свои силы концентрирует на переводах и прозе, но трагедия в личной жизни, связанная с Львовой, выбивает его из колеи.

В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента. Война диктует его новым стихам патриотическое настроение (сборник «Семь цветов радуги»).

Первая мировая война совпадает с периодом творческого и жизненного кризиса поэта.

Революцию 1917 года он поддержал, помогал Советской власти. Но в начале 20-х годов начал творческие эксперименты, которые позднее назовут русским авангардом (сборник «Mea» («Спеши!»). Их никто не понял и не поддержал.

Основные достижения Брюсова

  • Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.

  • Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.

  • Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.

  • Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.

    Важные даты биографии Брюсова

  • 1873 год — рождение

  • 1885–1889 года — обучение в классической гимназии Креймана.

  • 1890–1893 года — обучение в гимназии Л. И. Поливанова.

  • 1892 год — увлечённость Е. А. Масловой.

  • 1893–1899 года — учёба в Московском университете.

  • 1893 год — отношения с Н. А. Дарузес.

  • 1894 год — знакомство с Бальмонтом.

  • 1895 год — сборник «Chefs d’oeuvre».

  • 1897 год — венчание с Иоанной Рунт, сборник «Me eum esse».

  • 1900 год — сборник «Tertia Vigilia».

  • 1903 год — сборник «Urbi et Orbi».

  • 1904 год — начало романа с Ниной Петровской.

  • 1905 год — сборник «Στεφανος».

  • 1908 год — возглавляет Московский литературно-художественный кружок.

  • 1911 год — расход с Петровской, знакомство с Н. Г. Львовой.

  • 1913 год — самоубийство Львовой.

  • 1914 год — военный корреспондент на фронте.

  • 1916 год — сборник «Семь цветов радуги».

  • 1924 год — сборник «Mea», смерть.

    Интересные факты из жизни Брюсова

  • Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».

  • Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.

  • Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.

  • Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.

  • Жена Брюсова была много раз беременна, но так и не смогла выносить и родить ни одного ребёнка.

    Источник: Биография Валерия Брюсова: [Электронный ресурс] // Биографии известных людей. URL: http://biografix.ru/biografii/poets/195-biografiya-valeriya-bryusova.html. (Дата обращения: 25.12.2014).

  • Вернуться на главную
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Константин Бальмонт
  • Марина Цветаева
  • Борис Пастернак
  • Анна Ахматова
  • Владимир Маяковский
  • Источник: http://philolog.petrsu.ru/filolog/student/2014/GOROKH/htm/brus.htm

    ovdmitjb

    Add comment

    Рубрики

    Рубрики