SAVUZ

Аристократка характеристика образа Григория Ивановича

Содержание

Зощенко, «Аристократка»: краткое содержание и анализ рассказа

Аристократка характеристика образа Григория Ивановича

В своих рассказах М. Зощенко не просто обыгрывает комические ситуации, которые он мастерски замечает в жизни, а утрирует их до предела. Рассказ «Аристократка» Зощенко превратил в маленькую трагикомедию. А ведь речь идет о естественном для любого человека походе в театр.

рассказчика

Речь в рассказе ведется от лица водопроводчика по имени Григорий Иванович, который аристократизм видит в наличии шляпки, мопса, сидящего на руках, золотых зубов во рту и модных чулок.

Как в песне про Марусю, которая разгуливала по морскому песочку. Для полного набора понравившейся водопроводчику даме не хватает талии в корсете.

Именно такие, с позволения сказать, дамочки нравились Григорию Ивановичу, но после более близкого знакомства с ними он изменил свое мнение.

Попытка сблизиться

С первого взгляда увлекся Григорий Иванович дамой, у которой во рту блестел золотой зуб. Он не умел ухаживать и действовал напрямик – заходил к ней в квартиру и спрашивал, работает ли водопровод – на большее у него фантазии не хватало.

Но главный комизм повествования – наличие примитивной лексики, которой пользуется рассказчик. Вслух он называет даму не по имени-отчеству, а гражданка, а про себя думает, что она «фря». То есть с его стороны присутствует некоторое пренебрежение.

Этим водопроводчик хочет показать, что, мол, ему наплевать на аристократизм гражданочки, поскольку теперь все равны.

Далее события развивались следующим образом: примерно через месяц стали «влюбленные» вместе гулять по улицам. При этом Григорий Иванович чувствовал себя очень неловко. Он не знал, о чем с попутчицей надо разговаривать. Кроме того, прохаживаться, ведя дамочку под руку, ему было неудобно перед знакомыми.

Водопроводчик ощущал себя пойманной щукой. Таким образом продолжает комическое действие Зощенко. «Аристократка» (краткое содержание рассказа представлено в статье) вскоре во всей красе покажет себя и читателю, и рассказчику.

Поход в театр

Далее, так называемая аристократка сама напросилась в театр. Надо полагать, что ее не слишком интересовал спектакль, а скорее, антракт, в котором и произойдет описываемое трагикомическое событие. Но не будем забегать вперед.

Итак, герои отправились в театр, поскольку случайно Григорию Ивановичу подвернулись два билета, но только в разных местах. Один – в партере, куда галантный кавалер посадил «аристократку», а второе место было на галерке.

Туда отправился наш водопроводчик и, конечно, быстро заскучав, ушел в фойе. Там в антракте он и встретил свою спутницу, направляющуюся прямо в буфет. Широким жестом Григорий Иванович предложил даме съесть одно пирожное. Так остроумно и комично высмеивает мещанина в театре Зощенко.

«Аристократка» (краткое содержание одноименного рассказа мы продолжаем излагать) поведет себя не так, как ожидал от нее наш герой.

Сердце обмерло у Григория Ивановича, когда он увидел развратную, по его мнению, походку дамы и ее невероятную прожорливость.

Она схватила и съела пирожное, потом другое, затем, не останавливаясь, принялась за третье. А ведь Григорий Иванович был, мягко выражаясь, не при деньгах.

И когда «аристократка» схватила четвертое, то кавалер не выдержал и закричал, чтобы «дрянная баба» положила кондитерское изделие обратно.

С грустной иронией, которая почти не заметна за комизмом положения, продолжает повествование Зощенко. «Аристократка» (краткое содержание рассказа подходит к концу) растерялась и испугалась. А подлый буфетчик потребовал деньги за четыре пирожных, поскольку последнее, несъеденное, было измято и надкушено.

Тут собралась публика, которая принялась обсуждать случившееся и спорить о том, надкушено пирожное или нет. В итоге люди в антракте развлеклись лучше, чем на представлении в театре. Когда соскреб Григорий Иванович всю мелочь, ему едва хватило денег на уплату четырех пирожных. Тогда он гордо предложил «аристократке» доесть последнее лакомство, но она сконфузилась и отказалась.

И тут неожиданно на сцену выводит нового, расторопного и шустрого, персонажа Зощенко. «Аристократка» (краткое содержание рассказа мы продолжаем излагать в данной статье) – рассказ, в котором автор окончательно довел ситуацию до степени анекдотической, введя в повествование подлетевшего бойкого дяденьку, выразившего желание докушать пирожное.

При этом «аристократка» молча взирала на то, как человек моментально съел лакомство. Это за деньги-то Григория Ивановича!

Финал

И снова пошли наши герои досматривать оперу, поскольку слушать они, очевидно, не умели. И каждый за время второго акта обдумал, что сказать друг другу. Они возвращались в гробовом молчании, а у дома дамочка буржуйским тоном выговорила, что без денег в театр нечего ходить.

Но Григорий Иванович не смолчал, а объяснил, что в деньгах счастья нет. С тех пор ему «аристократки» не нравятся. На этой ноте заканчивается рассказ «Аристократка» Зощенко.

Пересказ, к сожалению, не передает лексики, которой пользуются персонажи, а именно она больше всего характеризует героев.

Зощенко, «Аристократка»: анализ

Смешно и грустно читать этот рассказ, повествующий о 20–30-х годах прошлого века, когда на поверхность всплыла социальная прослойка, которая себя представляла культурной и мыслящей. Главный герой жалок и смешон в его нелепых попытках ухаживать за женщиной.

Мужчина способен разговаривать крайне односложно и только о водопроводе, в котором он хорошо разбирается. Даже в театре он спрашивает у спутницы не о том, понравился ли ей спектакль (ему этот вопрос просто не приходит в голову), а действует ли тут водопровод.

Но «аристократка» не лучше Григория Ивановича. В театре, который в рассказе символизирует культуру, даме тоже нет дела до происходящего на сцене. Весь ее интерес сосредоточился на буфете, в котором она не сочла нужным умерить аппетиты и предвидеть, что у кавалера может не хватить денег.

Отсутствие культуры, дремучая невежественность и невоспитанность обоих героев показаны как на ладони.

https://www.youtube.com/watch?v=l5l3psP9xQk

Грустная ирония сквозит в строках рассказа. Такую ли Россию мечтал видеть Михаил Зощенко? «Аристократка» – яркая насмешка над отвратительным, наглым, нелепым мещанством, отличающимся массой необоснованных претензий и огромным самомнением.

Источник: https://FB.ru/article/251650/zoschenko-aristokratka-kratkoe-soderjanie-i-analiz-rasskaza

Анализ рассказа аристократка зощенко сочинение – Лучшие Сочинения

Аристократка характеристика образа Григория Ивановича

В юмористическом рассказе Михаила Зощенко описано классическое непонимание между мужчиной и женщиной из разных кругов. Герой, Григорий Иванович – человек из народа, простой, изысканным манерам не обучен. Он от первого лица рассказывает печальную историю о том, как ему понравилась аристократка, и что из этого вышло.

Аристократка сперва держалась настороженно. Только через месяц она «привыкла» и решила попробовать пообщаться с Григорием Ивановичем как с кавалером. А порядочный кавалер, как с детства знает любая аристократка, гуляет со своей дамой под ручку. А еще водит ее в театр, всегда имеет при себе деньги на милые дамские капризы.

В том-то и дело, что советский деятель Григорий Иванович, хоть и «при власти», но совсем не подходит под образ кавалера. Он говорит простым, даже грубым языком: «Гляжу, стоит этакая фря…» Ему «перед народом совестно», когда он «волочится» под ручку с дамой по улице. В театре ему скучно, к тому же неопытный ухажер взял билеты на разные места.

Делать комплименты Григорий Иванович не умеет. Но он заботлив, добр и старается обращаться со своей аристократкой как можно бережнее. Так в начале ухаживания он целый месяц ходит к ней узнать «как там действует водопровод и уборная». Благо, официальная должность позволяет. В театре он сажает ее на лучшее место. Предлагает ей «скушать одно пирожное», потому что хочет ей понравиться.

Этот союз разваливается в театральном буфете, когда девушка начинает есть пирожные безо всякой скромности. По понятиям аристократки, кавалер должен заплатить за все ее траты без споров, даже с радостью. Григорий Иванович переживает, что денег не хватит. В итоге случается скандал с буфетчиком, подключается народ, глазея, как Григорий Иванович выворачивает карманы.

После этого аристократка считает, что кавалер поступил по-свински. Она не может простить ему позора при всех. Григорий Иванович, в свою очередь, теперь решил, что аристократки не для него. Не та у них идеология, говорит он. Он считает, что девушка вела себя «развратно», беззастенчиво.

Рассказ написан потрясающим просторечным языком, смешанным с канцеляризмами: «А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит…». Речь отлично передает образ героя. Григорий Иванович — «официальное лицо» власти большевиков, необразованный, прямолинейный, как топор, но остроумный: «Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение».

Сочинение-анализ «Обезьяний язык» по рассказу М. Зощенко

Сочинение-анализ «Беда» по рассказу М. Зощенко

Сочинение-анализ «История болезни» по рассказу Зощенко

Источник:

Анализ рассказа М. М. Зощенко «Аристократка»

Уже первые сатирические произведения Михаила Михайловича Зощенко свидетельствовали о том, что русская литература пополнилась новым именем писателя, не похожим ни на кого другого, со своим, особым взглядом на мир, общественную жизнь, мораль, культуру, человеческие взаимоотношения. Язык прозы Зощенко также не был похож на язык других писателей, работающих в жанре сатиры.

Зощенко в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими. Таков, например, персонаж рассказа «Аристократка» Григорий Иванович. Повествование ведет сам персонаж, то есть всю историю мы слышим от первого лица. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой.

Нужно сказать, что герой точно для себя уяснил, как выглядят аристократки — они непременно должны быть в шляпе, «чулочки на ней фильдекосовые», она может быть с монсиком на руках и иметь «зуб золотой».

Даже если женщина и не принадлежит к аристократии, но выглядит так, как описал ее рассказчик, то для него она автоматически переходит в разряд ненавистных ему после случившегося аристократок.

А произошло следующее: водопроводчик Григорий Иванович на собрании увидел как раз одну из таких «аристократок» и увлекся ею. Вызывают смех ухаживания героя за понравившейся ему дамой — он приходит к ней «как лицо официальное» и интересуется «в смысле порчи водопровода и уборной».

Через месяц таких хождений дама стала более подробно отвечать кавалеру на вопросы о состоянии санузла.

Герой выглядит жалким — он совершенно не умеет вести разговор с объектом своего интереса, и даже, когда они, наконец, стали под руку гулять по улицам, он испытывает чувство неловкости оттого, что не зйает, о чем говорить, и оттого, что на них смотрит народ.

Однако Григорий Иванович все-таки пытается приобщиться к культуре и приглашает свою даму в театр. В театре ему скучно, а в антракте вместо того, чтобы обсудить происходящее на сцене, он вновь заводит разговор о том, что ему ближе, — о водопроводе.

Герой решает угостить даму пирожным, а поскольку денег у него «в обрез», то он подчеркнуто предлагает ей «скушать одно пирожное». Рассказчик свое поведение во время сцены с пирожными объясняет «буржуйской стыдливостью» из-за отсутствия денег.

Эта самая «буржуйская стыдливость» мешает кавалеру признаться даме в том, что он стеснен в средствах, и герой старается всячески отвлечь спутницу от разорительного для его кармана поедания пирожных.

Это ему не удается, ситуация становится критической, и герой, презрев свои былые намерения выглядеть культурным человеком, заставляет даму положить назад четвертое пирожное, за которое он заплатить не может: «Ложи, — говорю, — взад!», «Ложи, — говорю, — к чертовой матери!» Комически выглядит и ситуация, когда собравшийся народ, «эксперты», оценивают четвертое пирожное, спорят, «сделан на нем надкус», пли нет.

https://www..com/watch?v=l5l3psP9xQk

Не случайно действие рассказа происходит в театре. Театр считается символом духовной культуры, которой так не хватало в обществе. Поэтому театр здесь выступает как фон, на котором бескультурье, невежественность, невоспитанность людей выступают наиболее ярко.

Григорий Иванович отнюдь не винит себя в случившейся истории, он списывает свою неудачу в делах любовных на разницу в социальном происхождении со своим предметом увлечения.

Он винит во всем «аристократку», с ее «аристократическим» поведением в театре.

Он не признает того, что пытался быть культурным человеком, герой считает, что пытался вести себя в отношении с дамой как «буржуй нерезаный», а на самом деле он «пролетариат».

Об этом свидетельствует и поведение дамы, и ее речь. Совсем не как воспитанный и культурный человек, принадлежащий к аристократии, она говорит в финале рассказа Григорию Ивановичу: «Довольно свинство с вашей стороны.

Которые без денег — не ездют с дамами».

Все повествование вызывает комический эффект, а в сочетании с языком повествователя — смех. Речь рассказчика пестрит жаргонизмами, просторечиями, каламбурами, ляпсусами.

Чего стоит только выражение «аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место»! Про то, как главный герой «выгуливал» даму, он сам говорит так: «Приму ее под руку и волочусь, что щука». Даму он называет «этакая фря», себя сравнивает с «буржуем нерезаным».

По мере развития действия рассказа герой уже Не стесняется в выражениях — велит даме положить пирожное «к чертовой матери», а хозяин, по словам Григория Ивановича, «перед рожей кулаками крутит». Рассказчик дает собственное толкование некоторым словам.

Так, например, держаться индифферентно — значит «ваньку валять». Этот герой, претендующий на звание культурного человека, таковым не является. А все его попытки приблизиться к «культуре» выглядят смешными.

https://www.youtube.com/watch?v=KJjBRq8HYUs

Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

Источник:

Зощенко, «Аристократка»: краткое содержание и анализ рассказа

В своих рассказах М. Зощенко не просто обыгрывает комические ситуации, которые он мастерски замечает в жизни, а утрирует их до предела. Рассказ «Аристократка» Зощенко превратил в маленькую трагикомедию. А ведь речь идет о естественном для любого человека походе в театр.

Источник: https://school-10.ru/obrazy/analiz-rasskaza-aristokratka-zoshhenko-sochinenie.html

Краткое содержание зощенко аристократка точный пересказ сюжета за 5 минут

Аристократка характеристика образа Григория Ивановича

В произведении «Аристократка» затрагивается тема недопонимания между женщинами и мужчинами в шутливой форме. Автор описывает расхождение подлинного понятия аристократии с мнимым и разницу в социальном неравенстве Читать далее

Бабушкин подарок

Рассказ ведется от лица мальчика Миньки и автора. У мальчика есть бабушка, которая его сильно любит. К его сестре Леле относится более холодно. Читать далее

Беда

В этом юмористическом рассказе с главным героем, действительно, происходит беда… но такая, что «смех и грех». И случается всё в самом финале. Читать далее

Бедный Федя

В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке. Читать далее

Великие путешественники

Рассказ Зощенко Великие путешественники написан о приключении детей. Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках Читать далее

Встреча

В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал. Читать далее

Галоша

В этом рассказе Зощенко главный герой теряет, собственно, галошу. Произошло это трагическое событие в трамвае, то есть, по факту, мелочь, а неприятно. И герой обратился в специальную контору, где можно найти потерянные вещи Читать далее

Глупая история

В этом рассказе представлена, действительно, глупая история, но о её абсурдной причине читатель узнаёт в финале. Сначала она может показаться страшноватой и очень серьёзной. Читать далее

Голубая книга

Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами. Читать далее

Елка

Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после – ещё по одной Читать далее

Золотые слова

Леля и Минька, брат с сестрой, очень любят ужинать с гостями родителей. В такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать. Читать далее

История болезни

В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии Читать далее

Карусель

Основным персонажем произведения является деревенский парнишка, приехавший в город на первомайские праздники. Читать далее

Колдун

В истории Зощенко Колдун рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники Читать далее

Находка

Главными персонажами книги являются Минька и Лёля. Однажды Лёля и Минька решили пошалить и в коробку от конфет положили лягушку с паучком. После чего они завернули коробку как подарок с голубой лентой Читать далее

Не надо врать

Этот рассказ из числа рассказов про детство автора. Главными героями являются сам автор — Минька и его сестра Лёля. Маленький брат пока еще познает окружающий мир, а Леля опять проказничает. Читать далее

Обезьяний язык

Автор начинает свое повествование с того, что находится на каком-то заседании. Он сразу оговаривается, что у него нет высшего образования, поэтому считает себя новичком в собраниях подобного рода Читать далее

Самое главное

Один мальчик Андрюша Рыженький был очень трусливым. Он боялся всех животных, а больше всего – мальчишек во дворе. Мама мальчика очень переживала, что ее сын – трус. Она объяснила Андрюше, что трусливым людям живется плохо, скучно и неинтересно Читать далее

Ученая обезьянка

Рассказ М.М. Зощенко « Ученая обезьяна» повествует об одном клоуне, у которого была ученая обезьяна. Эта обезьяна могла посчитать и показать хвостом количество тех предметов, животных, птиц, которое она видела. Читать далее

Источник:

Краткое содержание “Аристократка” Зощенко

Повествование ведется от лица водопроводчика Григория Ивановича. Он рассказывает, к чему его привело увлечение аристократкой. Он советует не связываться с ними, так как сам имел этот неприятный опыт:

Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

Рассказчик знакомится с такой женщиной на собрании во дворе дома. После этого Григорий Иванович начинает часто наведываться в ее номер, якобы по делу: спросить, все ли в порядке с водопроводом и уборной. Дама привыкает к посещениям, становится более общительной. Через некоторое время они уже гуляют по улице, при этом Григорию Ивановичу неловко идти с ней под руку.

Однажды аристократка просит своего воздыхателя сводить ее в театр. На следующий день Григорий Иванович получает два билета в оперу: один выделяет комячейка, а второй жертвует Васька-слесарь. Билеты оказываются не на соседние места. Григорий Иванович сидит на галерке и скучает до самого антракта.

Во время антракта…аристократка отправляется в буфет. Увидев, что она смотрит на пирожные, Григорий Иванович предлагает ей одно, обещает заплатить. Довольная аристократка берет пирожное с кремом, затем еще два. Денег у Григория Ивановича мало, но ему стыдно в этом признаться.

По его подсчетам, ему едва хватает на три пирожных, поэтому он пытается отвлечь даму от поедания лакомств, но аристократка берет четвертое пирожное. Тут Григорий Иванович не выдерживает и говорит: “Ложи взад!”.

Дама пугается, а рассерженный Григорий Иванович понимает, что теперь встречаться с аристократкой ему уже не удастся. Даме приходится выполнить его приказ.

Григорий Иванович спрашивает у буфетчика, сколько ему необходимо заплатить, на что тот спокойно озвучивает сумму. Возмутившись, Григорий Иванович заявляет, что четвертое пирожное еще не съедено. Хозяин возражает, что пирожное помято и надкушено. Люди, собравшиеся в буфете, спорят, есть надкус или нет.

В итоге Григорий Иванович платит за четыре пирожных. Какой-то мужчина, увидев, что дама не будет есть последнее пирожное, съедает его, чем еще больше огорчает Григория Ивановича. С тех пор водопроводчик с аристократками больше не встречается.

Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание “Аристократка” Зощенко« Дорога чести Андрея БолконскогоПроблема взяточничества »

Источник:

Острие сатиры Зощенко

Герой Зощенко — натура действующая, готовая к поступку.

Одним из побудительных мотивов действий героя становится стремление к социальному реваншу, желание сделать своим все, что было ему прежде недоступно в «проклятом прошлом».

Недоступной же была прежде всего культура. Поэтому главным конфликтом в сатирических рассказах М. М. Зощенко, по определению Ю. К. Щеглова, становится конфликт героя и культуры.

Рассказ «Аристократка» приобрел сразу же, с момента опубликования в журнале «Красный ворон», широчайшую популярность. Написанный в 1923 г., рассказ является одним из шедевров сатирической новеллистики писателя.

Рассказ интересен тем, что здесь, в отличие от многих рассказов Зощенко, автор и герой-повествователь разведены.

Автор выступает в роли публикатора когда-то услышанной и случившейся в жизни истории и передает функции рассказчика самому герою.

«Аристократку» открывает сентенция героя, являющаяся завязкой сюжета произведения: «Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме».

Наряду с этим, в словах Григория Ивановича заключается квинтэссенция всей последующей истории, обозначены все важнейшие причины разыгравшейся в дальнейшем «любовной драмы», где саморазоблачительно представлены ее герои.

Высказывания рассказчика призваны заинтриговать читателя. Вместе с тем, начало рассказа прямо соотнесено автором с развязкой произведения, с его финальной фразой: «Не нравятся мне аристократки».

Это образует кольцевую композицию произведения.

Рассказ героя должен явиться доказательством выдвинутого им тезиса, а финальная фраза, по мысли рассказчика, — подтвердить его первоначальное утверждение. Но комический эффект рассказа строится Зощенко на «драматическом» несовпадении желаемого и действительного.

«Аристократка», как и другие произведения писателя, является ярким примером художественного решения конфликта героя и культуры.

Главное действующее лицо рассказа, Григорий Иванович, одно из характерных воплощений героя-маски Зощенко и несет в себе все ее качества, приметы и особенности.

Подобно другим героям, Григорий Иванович стремится к «штурму» и «захвату» культуры, которая редуцируется в обыденном сознании героя в понятие «культурная жизнь», неотъемлемой и обязательной частью которой является «культурная женщина» — «аристократка».

Свое увлечение «аристократкой», выбор именно «аристократки» в дамы сердца герой, чувствующий себя хозяином жизни — «гегемоном» нового общества, считает общепонятным и само собой разумеющимся: «А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой».

Причиной будущего разочарования героя является он сам. Это становится ясно с самого начала рассказа, ибо для определения аристократки герой опирается на набор исключительно внешних случайных примет, а это и является источником комизма возникающей в рассказе сюжетной коллизии.

Поэтому, в полном соответствии с критерием отбора героя, «этакая фря» в чулках и с «золоченым» зубом предстает в глазах героя аристократкой и «ужасно» ему нравится. Читатель понимает, что аристократка, отобранная по приметам героя, вряд ли таковой окажется.

Это подтверждается развитием сюжета рассказа.

Очевидно, что главным конфликтом «Аристократки» становится столкновение героев и культуры, и это подчеркнуто центральным эпизодом рассказа — посещением героями театра.

Весь рассказ строится как цепь неизменно неудачных и трагикомических попыток героя ответить на постоянно возникающий в развитии любовной истории культурный вызов, когда герой пытается присвоить несвойственную ему роль — «культурного кавалера» «культурной дамы».

Первым культурным вызовом, с которым отважно справляется герой, является осуществление стремления познакомиться с приглянувшейся женщиной — «знакомство». Вот что у Григория Ивановича получается: « Откуда, — говорю, — ты, гражданка? Из какого номера?

— Я, — говорит, — из седьмого.

Пожалуйста, — говорю, — живите».

Обращение героя пародирует хрестоматийное классическое «Откуда ты, прелестное созданье?» Но новый герой находит новые слова.

Источник: https://marketvirkutske.ru/romany/kratkoe-soderzhanie-zoshhenko-aristokratka-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Анализ эпизода рассказа М.Зощенко «Аристократка»

Аристократка характеристика образа Григория Ивановича

В предыдущей статье, посвященной знакомству с основными чертами поэтики М.М.Зощенко, для аналитического чтения был предложен рассказ «Обезьяний язык».

Овладение первоначальными навыками интерпретации произведений Зощенко поможет успешному освоению всей глубины и сложности авторского замысла при анализе  эпизода рассказа «Аристократка». Слайдовая презентация основных положений статьи

Напоминаем, что основной персонаж рассказов М.М.Зощенко – новый человек новой эпохи. Каков он?

Необходимо во всей полноте смыслов представлять лексическое значение слова «аристократка». Познакомьтесь с материалами словарных статей разных авторов

  • Случай в театре
  • История одного культпохода в оперный театр

Ключевой эпизод. Кульминационный.

Автор срывает маску со своих героев. Они «проговариваются», и мы узнаем их настоящих, без прикрас, с их неуютным бытом, грубыми нравами и хамскими поступками.

ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Признание Григория Ивановича, что он не любит «баб, которые в шляпках», в «фильдекосовых чулочках», или «с мопсиком на руках», или «с золотым зубом».

Так он обозначил свои социальные претензии к людям, не относящимся к пролетариям. И дал свою характеристику чуждым элементам.

  1. История увлечения «одной аристократкой». Этапы:
  1. встретился во дворе дома, на собрании;
  2. он водопроводчик в домоуправлении, а значит «при власти» и «кавалер»;
  3. «стоит такая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый»;
  4. «бывало, приду как лицо официальное: «… как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действуют?»
  5. «…кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше… только глазами стрижет. И зуб во рте блестит»;
  6. «походил к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать»;
  7. «стали по улицам гулять… приму ее под руку… чего сказать – не знаю, и перед народом совестно»;

По мысли советского демократа Григория Ивановича, такое поведение не свойственно человеку его социального происхождения, оно похоже «на буржуйское».

  1. «Как кавалер у власти, сводили бы меня в  театр».
  1. Что происходит после «театрального» фрагмента?

Это развязка в сюжете. Разрыв отношений: он чувствовал

социальную дистанцию. Но все-таки увлекся. Теперь у него есть возможность перевести разрыв отношений с дамой в разряд идеологический.

Особой  фигурой в новеллах М.М.Зощенко выступает рассказчик. В данном случае рассказчик – персонаж. Рождается доверительная (сказовая!) интонация.

Речь рассказчика косноязычна (косноязычие – «неумение владеть речью, говорить свободно,  не  спотыкаясь»), в ней смешался  уличный жаргон, официально-деловой (канцелярский!), политические советские штампы послереволюционного времени.

Невежественный, простодушный и одновременно твердо убежденный в своей правоте рассказчик был создан М.Зощенко с великим искусством.

Такой тип повествования предусматривает несколько планов.

1 –ый – то, что рассказывает Григорий Иванович;

2-ой – то, что читатель улавливает из его «проговорок».

Собирается по кусочкам объективная правда.

3-ий – авторская позиция, которая надежно спрятана в тексте.

Мы чувствуем неповторимую зощенковскую иронию и понимаем, что не ради «хохмы» выстроен сюжет и определены герои, наделенные такой судьбой, говорящие на таком языке. Нам как будто открывается небольшое оконце в переломную эпоху, эпоху революционных бурь и кровавых войн. Мы ощущаем аромат эпохи… Эпохи потерь и великой надежды на счастье человека и на великое будущее страны.

ТЕМА

ИДЕЯ

  1. История любви пролетария и «аристократки»
  2. История одного культпохода в оперный театр
  3. Сказ о том, как поссорились советский демократ и «аристократка»
  4. Трагический театральный роман
  5. История о том, как закончилась любовь аристократки и водопроводчика Григория Ивановича
  6. Пирожные «раздора»
  7. Несостоятельный поклонник
  8. «Кошельковые» страсти в оперном театре
  1. «Идеологическая» несовместимость
  2. «Утраченные иллюзии»
  3. «А счастье было так возможно?»
  4. «Аристократизм» и советский демократизм – слова-враги?
  5. Отход от пролетарских принципов привел к краху

Рассказчик

  1. У рассказчика есть имя – Григорий Иванович.
  2. Сообщается профессия – водопроводчик (слесарь), т.е. его задача – чтобы водопровод и уборная работали исправно.
  3. Он еще и «официальное лицо» – «при власти». Состоит в комячейке домового комитета.
  4. Социальное положение – пролетарий, советский демократ.
  5. Обладает безоговорочным классовым сознанием: «когда в буфете он этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьется» вокруг избранницы.

Сознание читателя ранит словосочетание «буржуй нерезаный» – своеобразный штамп эпохи. Что оно обозначает? Оно означает, что дворянство (в том числе аристократия) было уничтожено как класс.

Дворянское происхождение было проклятием, угрозой жизни.

Даже стыдливость окажется «буржуазной», когда герой рассказа осознает свое положение кавалера, не способного заплатить за  пирожные, съеденные дамой.

Но когда он понял свою несостоятельность «как кавалера и у власти», сбросил с себя маску, разразившись грубой бранью и оскорблениями в адрес своей спутницы.

   М.Зощенко указывает на единственную деталь в описании портрета персонажа. «А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, – народ хохочет.  А мне не смешно.  Я деньги считаю». Читатель может  себе представить, что находится в карманах слесаря, который чинит водопровод и туалеты.

Да и поход в театр не всколыхнул в нем никаких чувств. Об опере он  ни слова не произнес. Зато профессионально поинтересовался, «действует ли тут водопровод».

Душевная черствость, скудоумие, грубость в обращении с дамой проявились в полной мере. Но свою «нищую душу» он прикрывает «идеологией». За «аристократкой» Григорий Иванович не увидел человека, который мечтает о празднике для души и … для желудка.

О речевой характеристике – см. ниже

Аристократка

  1. У героини нет имени.
  2. Указывается ее социальное происхождение – аристократка. У Григория Ивановича своеобразное понимание аристократии. Истины ради еще раз приводим толкование лексического значения слова «аристократ»: благородный барин, «голубая кровь», «белая кость»; высшее сословие по праву рождения, родовая знать, титулованное дворянство. Для Г.И. «шляпка», «чулочки фильдеперсовые», «мопсик на руках», «зуб золотой» – это и есть признаки аристократии. Здесь комизм достигается использованием синекдохи (стилистический прием – название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот). У героини рассказа «зуб блестит» и чулочки известного образца – значит, «голубых кровей» дамочка.

Кавалер называет свою избранницу официально – «гражданка».

Она не сразу принимает ухаживания Григория Ивановича. Но за месяц привыкла, даже стала благодарить за участие в ее судьбе. Именно она склоняла кавалера к поведению, не свойственному ему по происхождению.

Ходить под ручку, вести какие-либо разговоры – не про него.  Но наконец «стал по улицам гулять»: «Приму ее под руку и волочусь, что щука». Она же и предложила пойти в театр.

По случаю  Григорий Иванович раздобыл билеты в комячейке.

Когда в буфете разгорелся скандал: «она съела не одно пирожное, которое разрешено ухажером», а  три, да еще и на четвертое «покусилась» – она остолбенела и не произнесла ни слова.

Она могла бы заплатить и покинуть горе-кавалера и хозяина буфета, который вел себя индифферентно, но, наверное, нечем было отстоять свое доброе имя. Не стала доедать четвертое пирожное.

Более того, она пошла в зал дослушать оперу и вернулась с незадачливым кавалером домой. Фантастическая выдержка!

Музыка не тронула ее чувств. О ней вообще ничего не сказано!

Значит, вожделенной ее мечтой был не театр, а буфет, возможность вкусно поесть.  Тем более, за чужой счет.

Однако именно ее отменный аппетит характеризует ее «аристократизм»: изысканностью, утонченностью это не назовешь. Она просто человек, такой, как есть.

Убийственна ее фраза, сказанная у дома Григорию Ивановичу: «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами».  И слышит в ответ: «Не в деньгах счастье, гражданка. Извините за выражение».

Работа над языком рассказа

Слайд№1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Определите вид комического в рассказе М.Зощенко. Какие приемы создания комического использует автор?

Для этого используйте материалы, расположенные на слайдах.

Слайд №1

Слайд №2

Авторская позиция

Дополнительный материал к вопросу об авторской позиции  – в статье о рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

«Приращение смысла»

Интересно высказывание С.Соловейчика. Оно может стать поводом для ваших размышлений. Согласны ли вы с автором?

А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,

 учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный

Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.

Источник: https://bambi-astana.kz/news/analiz-epizoda-rasskaza-mzoshchenko-aristokratka

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики