“Одни”, анализ рассказа Шукшина
“Рассказ-судьба” Шукшина “Одни” в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений.
Проблематика
Шукшин поднимает важную для большинства людей проблему инерции семейной жизни. Архип задается вопросом, для чего живет человек.
Марфа считает, что для детей, а Архип – что надо пожить для себя, то есть реализовать талант, не зарыть его в землю. Вторая важная проблема – как прожить жизнь в соответствии со своим призванием.
Еще один важный вопрос – как сохранить душевную близость между супругами.
Архип считает, что этой близости мешают окаянные деньги, а Марфа – что их отсутствие. Как найти золотую середину между необходимой для заработка работой и игрой на балалайке – услаждением души?
Сюжет и композиция
В рассказе длинная, не свойственная Шукшину экспозиция. В ней портреты, характеры, происхождение, занятия и привычки героев. Через интерьер описывается вся жизнь обитателей дома.
Большой светлый дом – свидетель свадеб и смертей детей . У дома даже есть свой запах – запах живущей в нем семьи. Это запах кожи – работы Архипа. У дома как будто есть стучащее сердце.
Так стучит молоточек Архипа, и Марфа смутно понимает, что, пока он стучит, семья живет. А вот ходики тикают так, что кажется, будто они скоро остановятся. Архип чувствует старость дома, семьи, свою, жены и заговаривает о смысле жизни.
Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: “И припомнились другие вечера… и подумалось о чем-то главном в жизни… и не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов”. Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой. Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга.
Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у нее 6 рублей на новую балалайку. Так кто же из супругов думает о деньгах?
Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа – в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет.
Смысл названия – это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединенными, только музыка сближает их в редкие моменты.
Герои рассказа
Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей – уздечки, хомуты. Он – шукшинский чудик, человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, “попрыгать, побаловаться охота”.
Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит ее, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа – настоящий кладезь фольклора.
Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата.
Марфа – “грозная и большая”, муж характеризует ее так: “Крупная баба, а бестолковенькая”. По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясется над копейкой.
Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку.
Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по ее вине балалайки. Балалайка – единственный враг Марфы.
К ней Марфа как будто ревнует мужа, “убивает” соперницу, сжигая в печи.
Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа – душевно чуткий человек. Ее легко растрогать грустной песней.
Балалайка – полноценный член семьи. Она – страсть, “бессловесная глубокая любовь всей жизни” Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа – священнодействие.
Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.
Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: ее коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом .
Стилистические особенности
В рассказе полно и всесторонне характеризуются герои: через портрет, интерьер дома, диалоги и монологи. Специфической для данного рассказа становится характеристика через народные песни: их выбор, последовательность исполнения, реакцию слушательницы. В этих песнях – жизнь героев.
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/odni-analiz-rasskaza-shukshina.html
Проблематика и анализ рассказа В. Шукшина «Срезал»
Анализ рассказа Шукшина “Срезал” очень важен для понимания творчества этого писателя. А также в целом его авторского мировоззрения. Биографы знают, что сам прозаик придавал ему большое значение.
Завязка сюжета рассказа
Для глубокого анализа рассказа Шукшина “Срезал” нужно знать, что в центре повествования находится фигура Глеба Капустина. Это классический герой Шукшина. Ехидный, смешливый и при этом начитанный мужичок. Сам он из деревни, но страсть как любит поспорить с горожанами, помериться с ними силой интеллекта.
В завязке произведения Шукшина Константин Иванович приезжает в гости к старухе Агафье Журавлевой. Он успешный университетский преподаватель, кандидат наук. Его супруга также занимается наукой. Они воспитывают дочь-школьницу.
В гости к матери Константин Иванович приезжает не с пустыми руками. Он привозит те вещи, которые, по его мнению, необходимы в деревне. Среди подарков – халат, электрический самовар и деревянные ложки.
Деревенские жители
При анализе рассказа Шукшина “Срезал” очень важно понимать, как автор воспринимает деревенских жителей. Ведь они в его произведениях играют одну из ключевых ролей.
Проводя анализ рассказа В. М. Шукшина “Срезал”, можно обратить внимание, что он с большим уважением относится к деревенским жителям.
В этом рассказе много персонажей, которые получили хорошее образование, сделали карьеру и преуспели в этой жизни. Например, один из них – врач, другой – полковник, третий – корреспондент. А есть еще два летчика.
К этой категории относится и один из центральных героев – кандидат наук Журавлев. Когда любой из этих людей возвращается в родную деревню, обязательным ритуалом является рассказ о своей нынешней жизни. При этом они идут на общение с народом с открытой душой, замечая в земляках искренний интерес к себе и своей жизни.
Провокатор Капустин
В анализе рассказа Шукшина “Срезал” большое внимание уделяется фигуре Глеба Капустина. Из каждой встречи с земляком, который стал городским, он устраивает настоящий спектакль.
Весь вечер он посвящает только одной цели. Поймать зазнавшегося, по его мнению, человека на какой-нибудь ошибке или неточности. На незнании какого-то важного исторического факта.
Центральный спор рассказа
В анализе рассказа “Срезал” Шукшина кратко нужно обязательно уделить внимание спору, который произошел между Глебом и Журавлевым.
Они спорят на тему того, кто отдал приказ о поджоге Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Как только читатель узнает тему спора, он сразу начинает подозревать, что развязка у сюжета будет драматичной. Капустин делает все, чтобы “срезать” кандидата наук Журавлева. Остальные жители деревни уже давно наблюдают за подобными спектаклями и с нетерпением ждут каждое новое представление.
В это время сам кандидат наук ничего не подозревает о предстоящем испытании. Появляется определенная двусмысленность. Журавлев предстает в роли кандидата наук и кандидата на очередное “срезание”. Он жертва, которая еще не подозревает, что ей предстоит выдержать.
Суть беседы Капустина и Журавлева
Подробно описывает суть их беседы Шукшин. “Срезал”, краткое содержание, анализ которого являются предметом исследования многих литературоведов, дает представление о мировоззрении автора. Журавлев ожидает, что разговор пойдет ностальгический – о детстве, прошлом героев. Однако Капустин начинает активно затрагивать философские темы.
Кандидат наук всячески пытается уклониться от разговора, делает попытки отшутиться, но все безуспешно. Капустин впивается в него будто клещ. Он видит перед собой четкую задачу – доказать, что интеллект оппонента не дотягивает до уровня кандидата наук.
А значит, он не заслуживает того положения, которое получил в обществе, не имеет права называть себя городским.
В определенный момент Глеб прямо заявляет о своих намерениях. Он говорит, что любит щелкнуть по носу собеседника, ради этого и затевает скандальные разговоры.
При этом оказывается, что фамилии у героев не случайны, а символичны. Журавлев парит где-то в небесах, олицетворяя общественную элиту, а Капустин так и не смог выйти за пределы собственного огорода.
Кто прав?
Вчитываясь в детали спора, читатель ясно понимает всю неправоту Капустина. Причем как по форме, так и по содержанию.
Он обращает в адрес Журавлева пространные тирады, в которых содержится больше непрямых оскорблений, чем здравого смысла и рациональных предложений. Это спор ради спора, а не для того, чтобы установить истину.
Неправ он и с этической точки зрения, так как устраивает весь этот спектакль у человека, к которому пришел в гости.
Однако въедливые критики находят немало здравого смысла в самой позиции, которой придерживается Капустин. Ведь действительно, за открытиями и написанием новых книг ученые мужи часто забывают о народном и общественном благе, о людях, ради которых они все это делают. Ведь в идеальном мире любая их работа должна быть направлена на улучшение тяжелой жизни обычных людей.
Суть рассказа Шукшина
Проблематика рассказа В. Шукшина “Срезал” заключается в том, чтобы заставить общество внимательно взглянуть на интеллектуальный потенциал обычного русского человека. Пусть и не обремененного наградами и званиями.
Именно к этому призывает произведение “Срезал”.
Анализ рассказа Шукшина подчеркивает необходимость установления непреодолимых преград на пути так называемой массовой культуры и псевдоискусства, которые распространяют интеллектуальную убогость и дурной вкус.
В своем рассказе Шукшин стремится щелкнуть по носу как раз тех, кто привык разговаривать с обычным человеком из народа с позиции знати и надменности, кичась своим высоким положением. Писатель настаивает на том, что социальный статус человека накладывает на него определенные обязанности, а не только дает блага и привилегии.
Так как все время выезжать на прежних заслугах не удастся.
Позиция Шукшина
Василий Макарович Шукшин – яркий советский писатель, которого всегда волновали проблемы простого народа. Его персонажи – это жители обычной деревни в Советском Союзе. Большинство из них – труженики с непростым и своеобразным характером. Они очень наблюдательны и остры на язык. За словом в карман не полезут.
В судьбе многих из этих героев есть место для подвига. Яркий пример – персонаж одного из его ранних произведений Пашка Колокольников. Он появился в комедийной мелодраме “Живет такой парень”, которую снял сам Шукшин.
При этом многие явно не от мира сего. Их практически в глаза называют чудаками, односельчане не понимают их стремлений. Хотя намерения таких героев просты, чисты и наивны, но они не укладываются в прагматичный уклад жизни большинства советских крестьян.
Вообще, русская деревня является одним из главных персонажей Шукшина. Она описана лаконично, но очень глубоко и емко. Видно, что автор сам хорошо знает все детали и особенности этой жизни. На первый план Шукшин часто выносит нравственные проблемы, как это происходит в рассказе “Срезал”.
Источник: https://FB.ru/article/323641/problematika-i-analiz-rasskaza-v-shukshina-srezal
«Одни», анализ рассказа Шукшина
«Рассказ-судьба» Шукшина «Одни» в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений.
Анализ рассказа шукшина обида – Лучшие Сочинения
Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» — общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев. У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».
Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.
Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав.
Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться.
После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.
В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.
Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.
Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.
Анализа рассказа Шукшина “Обида”
Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.
“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.
Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону.
Сашка находитне директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет.
Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.
Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.
Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.
Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.
Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “
В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.
У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.
Источник:
Презентация к рассказу В.М.Шукшина «Обида»
Слайд 1
Презентация выполнила ученица 11 б класса ГБОУ СОШ №531 Г. Москвы ГИРИНА АНАСТАСИЯ
Слайд 2
Русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. И на всю жизнь будущего писателя наложили отпечаток красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Василий Макарович Шукшин
Слайд 3
Рассказ «Обида» (1971) В рассказе Василия Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту. Место действия: магазин. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь.
И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей.
Далее он пытается добиться правды, жаждет справедливости, но увы, не получается.
Слайд 4
В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни.
Лишь только небольшой вывод прожитого: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже когда и выпивал…» Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича — выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность. Главный герой
Источник: https://school-10.ru/klassika/analiz-rasskaza-shukshina-obida.html
Add comment