SAVUZ

Анализ литературных произведений ( СТИХОТВОРЕНИЙ ) Лермонтова М.Ю.

Содержание

4.Основные мотивы лирики м.Ю. Лермонтова. Своеобразие поэзии м.Ю. Лермонтова

Анализ литературных произведений ( СТИХОТВОРЕНИЙ ) Лермонтова М.Ю.

  • Тема одиночество» искушно и грустно .выхожу один я на дорогу»
  • Тема облечения светского общества и его лицемерия и праздности(Дума,как пестрой толпою окружае)
  • Тума Родина(родина 1941г)
  • Тема Природы
  • Тема Свободы
  • Тема Любви
  • Тема поэта «Смерть поэта» стих «Пророк»

Можносказать, что «Родина»-произведениепоэта, посвященное теме Отечества, этатема всегда была близка ему, «Бородино»,посвящено той же теме.

.мысль стихотворения уместилась в однойстрочке: «Люблюотчизну я, но странною любовью!»Любовь к отечеству для русского художникане новость; однако необычным являетсяопределение этого чувства. Всестихотворение представляет собойобъяснение того, что Лермонтов называет«странною любовью».

Мотив«странной любви»разворачивается в двух взаимосвязанныхи вместе с тем контрастирующих пластах.

Необъяснимой холодности к тому, чтосоставляет общепризнанно высокийпредмет патриотического воодушевления,к «славе, купленной кровью», противостоитстоль же «непобедимая рассудком»привязанность к иному «лику» родины —простым картинам родной природы, русскойдеревни.

Заявляя о своей любви к этомумиру, поэт рисует его образ безромантических преувеличений. Передчитателем возникает живой поэтическийобраз России, основное содержаниекоторого — русская природа и народнаяжизнь. «Родина»свидетельствовала о том, что на сменуромантическому пейзажу ранней лирикиприходит обобщенный реалистическийпейзаж.

Стольже далек от романтических образовраннего Лермонтова характер изображениярусской деревни. Для поэта родина — вжизни народа, в его простом быту,разнообразные детали которого он какбы перебирает в памяти «с отрадой» илюбовью:

Сотрадой, многим незнакомой,

Явижу полное гумно,

Избу,покрытую соломой.

Срезнымиставнями окно..

7.Роман и.А. Гончарова «Обломов»: проблематика, сюжет, композиция, образ главного героя. Критики о романе

РоманИ.А.Гончарова «Обломов» являетсясоциально-психологическим произведением,описывающим жизнь человека со всехсторон. Главным героем романа показанОбломовИлья Ильич.своем романе Гончаров дает широкоеобобщение «обломовщины» и исследуетпсихологию угасающего человека. Гончаровзатрагивает проблему «лишних людей».Обломов не нашел применения своим силами оказался невостребованным.

ЛеньОбломова связана в первую очередь снеумением осмыслить поставленную передним задачу. Он бы, может быть, даже стали работать, если бы нашел дело по себе,но для этого, конечно, ему надо было быразвиться в несколько других условиях,нежели в каких развивался он.

Роман-тоочень статичный, там практически непроисходит особых действий.

Обломов,которому всего-навсего 30 лет, ведётобраз жизни “старика”: лежит надиване в своём любимом халате (однаков последнее время и халат, и иванрассмтриваются критиками как симолдома).

К нему изредка заходят друзья,самый близкий из них-Штольц, которыйзанимается делами Обломова и знакомитгл.героя с Ольгой Ильинской, но онаначинает его “выводить в свет”, аон не готов.

Поэтому Обломов женится напростой деревенской девушке, котораяпечёт ему пирожки, у них рождаетсяребёночек, вылитый папа.

Естьи слуга Захар, который может даже иприкрикнуть на хозяина. В доме не убрано.

Вконце герой незаметно умирает.

Ноесть события: описание усадьбы Обломова(Обломовка), детства героя. Он быллюбопытным, бойким мальчиком, нопатриархальный уклад жизни сделал еголенивым и безвольным человеком.

Илье,заставляет героя на какое-то времяочнуться, окунуться в жизнь, прежде чемон окончательно угаснет в «обломовщине».

Композиция— это определенная последовательностьизложения частей произведения, принятаяавтором..

«СонОбломова» показывает детство Ильи. Онраскрывает суть той среды, в которойвоспитывался и рос маленький Обломов.Гончаров рисует картину райскойразмеренной жизни. Даже природа в имениикакая-то особенная, созданная для благачеловека: «Небо там… как родительскаянадежная кровля…

», «солнце там светитярко и жарко около полугода и потомудаляется оттуда не вдруг, а словнонехотя…», «все сулит там спокойную,долговременную жизнь до седых волос инезаметную, сну подобную смерть». Жителитоже не такие, как все, они вроде бычто-то и делают, да как-то нехотя.

Главнойзаботой Обломовки была еда и сон.Трудиться здесь не привыкли и привыкатьне хотели. Так жили их отцы и деды. Заних кто-то работал, этот чужой трудвоспринимался как само собой разумеющееся.

Естественно, что в этой среде человекмог вырасти только таким, каким и выросОбломов, — инертным и бездеятельным.Сном Обломова заканчивается перваячасть романа.

Помере написания следующих частей меняетсяпозиция автора по отношению к своемугерою. Гончаров поселяет Обломова вгороде среди высшего общества и показываетотношение героя к этому обществу. Вдальнейшем сюжетная линия усложняется.

Вернемсяк первой части. Обломов просыпается инаходит у себя в гостях друга Штольца.Это человек, с которым Илья был знакомеще в детстве. В романе он противопоставленОбломову.

Штольц находится в постоянномдвижении, что обусловлено средой, вкоторой он воспитывался. На примереШтольца автор показывает передовогочеловека, в котором сочетается гибкийум с постоянной жаждой действия.

Емусуждено сыграть в романе немаловажнуюроль.

Обратимсяк последующим частям романа. Сюжетнойлинией здесь является развитиевзаимоотношений между Ольгой Ильинскойи Ильей Ильичом Обломовым — так называемыйприем испытания любовью. Именно Штольцпознакомил Ольгу с Обломовым, рассказавей о нем как об удивительном человекес кристальной душой. Теперь события вромане развиваются своим ходом. Мывидим, как зарождается и развиваетсялю-

бовьОльги и Обломова. Вначале девушкастарается пробудить Обломова к жизни.Этого же хочет и Штольц. Но все ее попыткив конце концов терпят крах. В Илье Ильичетак сильно живет обломовщина, чтоотказаться от нее и изменить образ жизнион уже не в силах.

К Ольге автор относится,несомненно, доброжелательно. Она наделенатакими чертами, как проницательность,уравновешенность, гордость. Авторунравится чувство долга, которымруководствуется Ольга в жизни,возвышенность ее души.

Вместе с темГончаров показывает, что миссия Ольгибыла изначально обречена на неудачу.

Разрывотношений между Ольгой и Обломовым —это кульминация романа.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2555364/page:2/

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» — сочинения для 9 класса

Анализ литературных произведений ( СТИХОТВОРЕНИЙ ) Лермонтова М.Ю.

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания
  4. Средства художественной выразительности
  5. Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова

В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно.

Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится.

Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».

Структура стихотворения

Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.

Анализ содержания

В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.

«Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для весов,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух носился над толпой

И отзыв мыслей благородных,

Звучал как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.»

Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.

«Наезднику в горах служил он много лет

Не зная платы за услугу.

Не по одной груди провел он страшны след

И не одну порвал кольчугу.»

После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.

Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет,

Внимал в немом благоговенье?
»

В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.

В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.

Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.

Средства художественной выразительности

Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности.

Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.

Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова

Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию.

Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк».

Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/analiz-stixotvoreniya-lermontova-poet-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Анализ стихотворений Лермонтова

Анализ литературных произведений ( СТИХОТВОРЕНИЙ ) Лермонтова М.Ю.

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта.

Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения

Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова – постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям

Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»

Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий»

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» – стихотворение, которое рассказывает о многом

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Стихотворение было написано в 1841 году, на то время Михаил Лермонтов находился в ссылке на Кавказе. Стихотворение было одним из последних работ поэта.

Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю..

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего.

Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору

Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 7, 9, 10 класс

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: Люблю отчизну я, но странною любовью! и Но я люблю — за что, не знаю сам. Если совместить эти строки в свете всего произведения

Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 класс

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим… Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя.

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

Стихотворение «Мой Демон» было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения «Демон»

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами

Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой

Анализ поэмы Лермонтова Демон

Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия

Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс

Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии – это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…

Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива

Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики