SAVUZ

Анализ лирики Есенина С.А.

Содержание

С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.

1. Мать. Родной дом. Голубая Русь.Блудный сын.

«Гой, ты, Русь моя родная…» 1914

«Разбуди меня завтра рано…» 1917

«Я покинул родимый дом…» 1918

«Эта улица мне знакома…» 1923

«Письмо матери» 1924

2. Столкновение Голубой Руси скаменной, стальной цивилизацией.

«Корова» 1915

«Песнь о собаке» 1915

«Сорокоуст» 1920

«Мир таинственный, мир мой древний…»1921

«Я усталым таким ещё не был…» 1923

«Неуютная жидкая лунность…» 1925

«Спит ковыль. Равнина дорог8ая…» 1925

3. Хулиганство как попытка противостоянияударам судьбы.

«Хулиган» 1920

«Исповедь хулигана» 1920

«Всё живое особой метой…» 1922

«Не ругайтесь. Такое дело!..» 1922

«Я обманывать себя не стану…» 1922

«Да! Теперь решено. Без возврата…» 1922

«Годы молодые с забубённой славой…»1924

4. Любовь. Отречение от хулиганства.

«Заметался пожар голубой…» 1923

«Пускай ты выпита другим…» 1923

«Персидские мотивы» 1924

«Собаке Качалова» 1925

«Я помню, любимая, помню…» 1925

5. Покаяние в грехах, богохульстве.

«Мне осталась одна забава…» 1923

«Дорогая, сядем рядом…» 1923

«Несказанное, синее, нежное…» 1925

6. Попытка возвращения «блудногосына» в Русь советскую.

«Возвращение на родину» 1924

«Русь советская» 1924

«Русь уходящая» 1924

7. Прощание с молодостью, способностью любить

«Не жалею, не зову, не плачу…» 1921

«Мне грустно на тебя смотреть…» 1923

«Над окошком месяц…» 1925

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» 1925

«Клён ты мой опавший…» 1925

«Отговорила роща золотая…» 1924

8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги

«Мы теперь уходим понемногу…» 1924

«Пушкину» 1924

«Отговорила роща золотая…» 1924

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» 1925

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»1925

Мотив родины в лирике с.А.Есенина

Есенин – тончайший лирик, его поэзияискренна и человечна. Если Н.Некрасов,по мысли М.Цветаевой, «говорил народом»,то о Есенине можно сказать – «говорилприродой»: он словно был её частицей,её идеологом и защитником.

Образ родины в поэтическом сознанииЕсенина связывался, прежде всего, срусской нетронутой природой, деревенскимбытом, родным домом, матерью.

В ранней лирике («Гой, ты, Русь мояродная…»1914) Русь – образ идеальный,лишённый теневых сторон. «Голубая Русь»с её синью, хатами, полями, околицами,хороводами, девичьим смехом предстаётв святом обличье; это для лирическогогероя даже нечто высшее, чем рай: «…ненадо рая, дайте родину мою».

В более поздних стихах отношение кродине драматизируется. Ставший городскимжителем поэт внутренне, душой остаётсявсё там же, в любимой Голубой Руси. Встихотворении «Русь советская» (1924) онпытается вернуться к своим святыням,но не находит в родном селе прежнейгармонии. Жизнь нарушена.

Разрушенастарая «мельница – бревенчатая птица»,«ноги босые… уткнули по канавам тополя»,«клёны морщатся ушами длинных веток».Возвращения блудного сына не состоялось,потому что сам дом изменился больше,чем поэт.

Лирический герой связываетэти пагубные перемены в природе и бытес наступлением новой жизни: «сельчане…немытыми речами свою обсуживают жись»,«хромой красноармеец… рассказываетважно о Буденном», «поют агитки бедногоДемьяна», «с горы идёт крестьянскийкомсомол». Поэт не отвергает эти новыеявления, хочет их принять, но чувствует,что сам стал здесь чужим и ненужным.

Поэтому, приветствуя новую жизнь, онвсё-таки клянётся в верности своимпрежним, пусть и отставшим от жизни,поэтическим идеалам: «Отдам всю душуоктябрю и маю, / Но только лиры милой неотдам». Поэзия для него даже глубже, чемдуша, это самое сокровенное и неизменное.

И в дальнейшем в стихах поэта стремлениепримирить свои идеалы с новой жизньювновь и вновь оборачиваются ихнепримиримостью. В стихотворении 1925года «Спит ковыль…» – вновь возврат кобразам Голубой Руси и даже клятва наверность ей:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Но приход «чужой юности» воспринимаетсякак наступление «злейшего врага». Итогда возникает единственное и трагическоежелание – уйти, примирившись и со старым,и с новым:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

В этом же году в стихотворении «Неуютнаяжидкая лунность…» конфликт как будторазрешается по-иному:

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Теперь причину нарушения гармонииприроды поэт пытается видеть не внаступлении нового, а наоборот – всохранении старого быта (символы этогобыта – «песня тележных колёс», нищета).

Но даже новая, стальная Русь может войтив поэтическое сознание лишь при условииоживления: «внимая моторному лаю», «налапах чугунный поезд» («Сорокоуст»1920).

Одновременно в самой страшноватостии уродливости этих метафорическихобразов кроется и скрытый протестесенинского подсознания противтехнической атаки цивилизации,обрушивающейся на природу.

Конфликт поэтического сознания сменяющимися представлениями не заслоняет,однако, главного в творчестве Есенина:беззаветной любви поэта к родине,принявшей в его стихах драматические,но при этом неподражаемо поэтичныеформы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3052648/page:56/

Любовная лирика в творчестве С. Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.

Русская литература Тема: Любовная лирика в творчестве С. Есенина (на примере самых известных стихотворений) 

Курсовая работа

             Введение

Творчество великого русского лирика Сергея Есенина не однозначно   вошло в жизни русского читателя.

Его литературная деятельность прошла несколько этапов: от признания и рукоплескания, до критики и суровой цензуры на родине (до середины 50-х годов XX века), наконец, признания классикой советской литературы.

После решающих политических изменений в нашей стране, когда творческая деятельность перестала подвергаться суровой цензуре,  изучение творческого и жизненного пути Есенина поднялось на более высокую ступень.

В большом количестве литературы, посвященной поэту, основное внимание уделяется внешним сторонам его жизни: кабацким похождениям, скандальным выходкам, женитьбе на Дункан и пр. Продолжаются обсуждения и попытки в открытии сенсационных заявлений по поводу его гибели. Все эти биографические особенности не позволяют в полной мере раскрыть внутренний мир поэта.

Личность поэта и содержание его творений проявляются не столько в его публичных экстравагантных поступках, сколько в его поэзии. Максим Горький в свое время заметил, что Есенин создан природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.1

Стихи открывают нам настоящего Есенина, помогают увидеть его во всей противоречивости и правде, подчас жестокой и беспощадной.

Поэзия Есенина появляется в период смутного и грозного времени, мировой войны, революции, гражданской междоусобицы, разрухи, голода, красного террора. Однако стихи Есенина в меньшей степени отражают драматизм своей эпохи, а в большей степени воспевают любовь к природе, любовь к женщине, любовь к Родине и к жизни в целом.

В глубине души Есенин ощущал себя «народным поэтом». «Стихи начал писать, подражая частушкам», – подчеркнул поэт в своей автобиографии 1923 года.2. Задорная и подчас непристойная народная частушка – один из истоков «хулиганской лирики» в творчестве Есенина.

Некоторые из современных критиков, считают, что Есенин просто изображал из себя хулигана. Другие считают, что Есенина подчинила себе и погубила городская богема (тем более, что поэт и сам утверждал этот образ в своих стихах).

Эти формы поэзии характерны «для обрисовки основного облика деревенского парня, освободившегося от патриархальных бытовых уз и не нашедшего еще себя в новой, непривычной ему жизни».3 Присущее творчеству Есенина хулиганство – естественное проявление его мятущейся и мятежной натуры, охваченной губительным «безверием».

Говоря об «огромном запасе человеческой нежности» у Есенина, Д.П. Святополк-Мирский подчеркивал, что она особенно заразительна в его чудесных стихах о животных».4 «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Собака Качалова».

Не смотря на разнохарактерность произведений Есенина и смену настроений автора, любовь – главная тема его творчества, она проходит красной нитью через все его произведения и жизнь.

Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни человека.

Поэтому раскрытие темы данной курсовой работы предполагает рассмотрение всех этапов творчества Сергея Есенина, развитие его межличностных отношений, осмысление смысла жизни, отразившееся в его стихах.

Для написания работы используются литературные источники, авторы которых являются современниками Есенина и свидетелями его жизни, а также современные книги, статьи, отражающие новые факты и оценку происходящим событиям.

Материалом, для  данной  работы  послужила  поэзия С.Есенина, воспоминания современников о  нем,  литературоведческие работы о творчестве поэта.

Предмет  исследования – биография С.Есенина, образы женщин, влияющих на его судьбу и творчество.

      Целью настоящего исследования является: определение влияния детских впечатлений на формирование характера Есенина, особого личностного жизненного восприятия, проявляющемся в  творчестве Есенина;    анализ произведений посвящённых женщинам, с которыми  соприкасался Есенин, но не нашёл желаемого покоя.

     Достижение предполагаемой цели связано  с  решением  частных задач:

 1) рассмотреть мотивы  любовной лирики  С.Есенина  и  выявить стилистические особенности его поэзии;

2) определить  новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.

Методы исследования,   опираются   на   принципы    историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы. В первой главе показывается формирование личности Есенина, описание атмосферы, в которой зарождались основные черты его характера. Вторая глава посвящена женщинам, повлиявшим на его судьбу и творчество, отношение к которым выразилось в его поэзии.

1.1 Влияние детского восприятия на  развитие личности и духовный мир поэта

Биографический опыт любого человека, по мнению психологов, содержит следы детского опыта в период формирования его основных жизненных установок. Этот опыт существенно влияет на его поведение во взрослой жизни,  на способы поведения и реагирования.

Во взрослой жизни человек сталкивается с теми моделями, которые знакомы и понятны с детства, неосознанные переживания имеют тенденцию повторяться вновь и вновь с разными людьми, в разных ситуациях, в различные моменты жизни.

Детство оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, на формирование его характера, на развитие его как личности, позволяя освоить ребенку глубокие человеческие премудрости: любовь, доброту, уважение к человеку.

Детство, окружение, прошлое семьи слишком многое определяют в становлении личности и восприятии мира, чтобы можно было ими пренебречь. Не зря Гете говорил, что, для того чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. [2. с. 3]

Сергей Есенин родился на рязанской земле, в селе Константинове, в семье крестьян. Никто не подозревал, что он-то и есть подарок судьбы, который станет со временем гордостью всего края. Он рос обычным деревенским мальчишкой со своими мальчишечьими заботами, радостями и горестями. [2. с. 3])

— Я рос, — рассказывал Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи.

Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой.

Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а он, напротив, закалить… [14]

Любовь как чистое, искреннее и всепоглощающее чувство была присуща поэту с самого его детства.

Еще маленьким мальчиком он слушал шепот деревьев в родных лесах, ловил мелодию ветра, проникался красотой окружающей его природы, сам того не зная он закладывал в своей душе основы будущей любовной лирики. Из всего этого он на всю жизнь вынес то бесконечное обожание к краю, в котором он родился и вырос.

Картины русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов явились первым и сильным впечатлением детства. В Константинове знали и любили русскую песню, много пели и в семье Есениных. Песня заставляла грустить и радоваться, утешала и согревала в трудные минуты жизни. Впоследствии, обращаясь к сестре Шуре, Есенин писал:

Ты запой мне ту песнь, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской песне:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

У Есенина был свой поэтический мир.

Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет.

В стихотворениях Есенина воспета и песенная “белая березка”, и русская снежная зима, которая “поет и аукает стозвоном сосняка”, и отливающая перламутром крапива, “поздравляющая” всех с добрым утром.

“О Русь – малиновое поле

И синь упавшая в реку-

Люблю до радости ,до боли

Твою озерную тоску”

Пейзаж Есенина – не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение цветовых мазков и пятен – это всегда нравственный итог, исповедь, восторг, покаяние, наставление, завещание.

Основное место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

Феномен любви появляется в его стихотворениях сначала в контексте подражания русскому народному творчеству, песням и сказам (речь идет, например, о “Подражании песне”, “Хороша была Танюша”, “Выткался на озере алый свет зари”).

Это еще полушутливая-полудраматичная любовная лирика с крестьянским отливом, которая, зачастую, не основывается на личном опыте, а потому не столь драматична, как это окажется впоследствии (поздняя любовная лирика поэта будет также насыщена драматизмом, но это уже будет его личная драма, а не драма народа).

Есенин, воспитывавшийся в крестьянской среде, сын рязанского крестьянина, находит в стихах свой собственный языковой стиль. На ранних этапах творчеств его вдохновляют местные речения, диалекты, частушки, побаски.

«Народный поэт» и «поэт родной земли» – таким хотел себя видеть юный Есенин.

Есенин, меняя деревенский образ жизни на городской, проживая в  крупных города России и Европы, сохраняет образ русского человека, выходца из народной среды.

Нравственная культура русского человека определятся набором качеств, присущих представителям русского народа. Это сохранение русского языка, доброта, честность, любовь к ближнему. У Русских людей спокойное выражение лица, доброжелательный взгляд, доброе отношение к окружающему миру.

Нам не свойственно оранье, как к примеру южным народам, у которых такое общение является частью культуры. Русский человек легко прощает. Ему гораздо легче простить ближнего, чем пытаться ему мстить.

Для русского человека характерно сильно развитое чувство справедливости, понятие совести, свободолюбие, любовь к природе, к окружающим людям, взаимовыручка.

Все эти черты присущи Есенину. Есенин, со слов знакомых ему людей, характеризовался необычайной добротой, необычайной мягкостью, необычайной чуткостью и повышенной деликатностью.

Если попытаться назвать «самого русского », «самого крестьянского », «самого бесшабашного» поэта, то имя Сергея Есенина всплывает само собой. В личности Есенина отражаются все противоречия эпохи, в которую он жил.

Лев Троцкий, хорошо знавший Есенина, писал о нем:

— Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность, неограниченной, незащищенной души.

Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился… Прикрывался маской озорства, и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего.

[14] В представлениях переводчицы Лолы Кинел Есенин был “вежливый, уклончивый, прикидывающийся дурачком, но довольно скрытный, с таким хитрым выражением в уголках глаз…

Может быть, именно поэтому, по словам философа, писателя и поэта Юрия Мамлеева, «если в двадцать первом веке у нас в России сохранится такая же глубокая любовь к поэзии Есенина, какая была в двадцатом веке, то это будет явным знаком того, что Россия не умерла».

1.2 Развитие любовной лирики в соответствии с этапами творческого пути

Если отслеживать вехи развития любовной лирики в поэтическом наследии Сергея Есенина, мы обнаружим, что уже в ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фолклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, Например «Подражание песне»:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я» народной лирической песни.

Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке 

Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: “плачет иволга”, “плачут глухари”, а герою “не плачется”, у него “на душе светло”.

В дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом.

В стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: “кольцо милашки”, “лиходейная разлука”, “коварная свекровь”, “темна ноченька”, “березка-свечка”, “девичья красота”, “шелковы купыри” и т.д.

Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, где “пахнет рыхлыми драченами”, “вьется сажа над заслонкою”, “квохчут куры беспокойные”, а “обедню стройную запевают петухи” (“В хате”, 1914).

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/ljubovnaya-lirika-v-tvorchestve-s/225447.1783608.s1.html

Тема родины в лирике Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.


Реферат

Тема: Тема родины в лирике Есенина.

План:

Введение………………………………………………………………………3

1.      Тема родины в лирике С.Есенина………………………………………4

2.      Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………….16

Введение

«Чувство Родины – основное в моем творчестве»

С.А.Есенин

За кажущейся простотой образов – великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью

Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России.

Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

1.      Тема родины в лирике С.Есенина

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово «Родина»: она «кроткая» и «буйственная» одновременно. Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

Источник: http://stud24.ru/literature/tema-rodiny-v-lirike-esenina/294019-878559-page1.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики