SAVUZ

Анализ лирики Есенина С.А.

Содержание

Особенность любовной лирики Есенина. Сочинение на тему любовной лирики Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как ни у кого другого, тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально.

Особенность любовной лирики Есенина в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование.

Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Объекты стихотворений любовной тематики

Особенность любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и Дон Жуана, у которого было много женщин. Безусловно, поэтическая натура не может жить без любви, таким и был Есенин.

В собственных стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Одним из первых ярких увлечений поэта стала Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней.

Именно о доме Анны поэт сказал: «Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда».

Следует сказать о том, что не всегда по лирике поэта можно было точно определить, какая женщина стала адресатом. К примеру, героиня поэмы «Анна Снегина» имеет сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно.

С именем последней у Есенина были связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще.

Поэт посещал салон этой писательницы, где участвовал в дебатах и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни литераторов.

Нельзя не сказать о жене поэта, Зинаиде Райх. Ее образ стал важен не только при создании любовных стихотворений. Ей также была посвящена поэма «Инония». О Зинаиде говорится в стихотворении Есенина «Письмо от матери»: «Свою жену легко отдал другому». Именно Райх является лирической героиней стихотворения «Собаке Качалова».

Пожалуй, самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта — это его любовь к Айседоре Дункан. До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл стихотворений «Москва кабацкая». «Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел», — восклицает поэт.

Уже в самых первых стихах проявляется основная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека — это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение «Хороша была Танюша «.

Легкий стиль подчеркивает удалую молодую жизнь, но противоречит звучанию стиха его финал. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Безусловно, ранняя лирика поэта — это прежде всего гимн Родине. Большинство произведений этого периода посвящены Руси, вере в Бога, деревне, животным.

Зато в более поздние годы Есенин реализовал себя как истинный воспеватель любви.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом.

В цикле стихов «Любовь хулигана» отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную.

Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине («Сыпь гармоника «, «Пой же, пой»).

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой»

В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление о том, что потратил много времени на кутежи и скандалы, забыв о том, что является в жизни главным. Есенин произносит такую мысль: он отрекся бы даже от поэзии, только бы прикасаться к нежной руке и волосам «цветом в осень».

Пожалуй, ни один из поэтов не смог бы настолько трогательно описать чувства удалого хулигана. Стихотворение демонстрирует все важные особенности любовной лирики Есенина (сочинение на данную тему обязательно должно содержать его анализ), одной из которых является жизненность. Прежде всего она обусловлена автобиографичностью.

Каждое описанное чувство было пережито самим поэтом.

«Пускай ты выпита другим»

Стихотворение исполнено благородной печали по прошедшему. Автор выражает сочувствие всему тому, что было раньше, и тому, что так и не свершилось. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда печальна.

Поэт акцентирует внимание на том, что в человеческой жизни все происходит не так, как в мечтах. Виной этому человеческая глупость, стремление к мелочным ценностям, беспечность.

В этом тексте поэт признается своей лирической героине: лишь она одна могла быть ему настоящим другом и женой, но они оба не сберегли себя друг для друга.

Цикл «Персидские мотивы»

Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы — таковы особенности любовной лирики Есенина в данном цикле.

Одно из самых ярких произведений «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Оно необычно благодаря своей композиции. Первые строки стиха звучат рефреном и повторяются в последней строфе.

Но главная особенность в том, что каждая строфа строится по принципу кольцевой композиции.

В этом тексте наиболее ярко воплотились особенности любовной лирики Есенина.

Сочинение по литературе, написанное на данную тему, непременно должно включать рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным речевым оборотам.

Как странно и одновременно сильно звучит строка «Я готов рассказать тебе поле». Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к своей родной стране и тоску по ней.

«Я спросил сегодня у менялы…»

В этом произведении Есенину удалось выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь, прямо. Лирический герой узнает от персидского менялы о том, что любовь не может быть обозначена никакими словами, ее могут выразить только прикосновения, взгляды и поцелуи. Снова необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особую ритмичность.

Особенности любовной лирики Есенина (кратко)

Рассмотрим основные черты любовных стихотворений поэта:

  1. Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, которое губит человека — вот особенности любовной лирики Есенина. И Маяковского, и некоторых других поэтов того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуальным среди писателей.
  2. Любовное чувство способно на мгновение вытащить человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не вечно. А после остаются лишь приятные, но в то же время и мучительные воспоминания, щемящие грудь.
  3. Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали поиски нового стиха, новой формы и слова.

Таковы особенности любовной лирики Есенина. Краткое сочинение должно отразить все три пункта, причем их необходимо подтвердить конкретными примерами. Это сделать легко, ведь практически в каждом из стихотворений так или иначе затрагивается эта тема.

В качестве материала для создания работы по теме «Особенности любовной лирики Есенина» (сочинение или эссе) можно взять такие запоминающиеся тексты, как «Руки милой — пара лебедей», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Никогда я не был на Босфоре».

Источник: https://FB.ru/article/170563/osobennost-lyubovnoy-liriki-esenina-sochinenie-na-temu-lyubovnoy-liriki-esenina

С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.

1. Мать. Родной дом. Голубая Русь.Блудный сын.

«Гой, ты, Русь моя родная…» 1914

«Разбуди меня завтра рано…» 1917

«Я покинул родимый дом…» 1918

«Эта улица мне знакома…» 1923

«Письмо матери» 1924

2. Столкновение Голубой Руси скаменной, стальной цивилизацией.

«Корова» 1915

«Песнь о собаке» 1915

«Сорокоуст» 1920

«Мир таинственный, мир мой древний…»1921

«Я усталым таким ещё не был…» 1923

«Неуютная жидкая лунность…» 1925

«Спит ковыль. Равнина дорог8ая…» 1925

3. Хулиганство как попытка противостоянияударам судьбы.

«Хулиган» 1920

«Исповедь хулигана» 1920

«Всё живое особой метой…» 1922

«Не ругайтесь. Такое дело!..» 1922

«Я обманывать себя не стану…» 1922

«Да! Теперь решено. Без возврата…» 1922

«Годы молодые с забубённой славой…»1924

4. Любовь. Отречение от хулиганства.

«Заметался пожар голубой…» 1923

«Пускай ты выпита другим…» 1923

«Персидские мотивы» 1924

«Собаке Качалова» 1925

«Я помню, любимая, помню…» 1925

5. Покаяние в грехах, богохульстве.

«Мне осталась одна забава…» 1923

«Дорогая, сядем рядом…» 1923

«Несказанное, синее, нежное…» 1925

6. Попытка возвращения «блудногосына» в Русь советскую.

«Возвращение на родину» 1924

«Русь советская» 1924

«Русь уходящая» 1924

7. Прощание с молодостью, способностью любить

«Не жалею, не зову, не плачу…» 1921

«Мне грустно на тебя смотреть…» 1923

«Над окошком месяц…» 1925

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» 1925

«Клён ты мой опавший…» 1925

«Отговорила роща золотая…» 1924

8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги

«Мы теперь уходим понемногу…» 1924

«Пушкину» 1924

«Отговорила роща золотая…» 1924

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» 1925

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»1925

Мотив родины в лирике с.А.Есенина

Есенин – тончайший лирик, его поэзияискренна и человечна. Если Н.Некрасов,по мысли М.Цветаевой, «говорил народом»,то о Есенине можно сказать – «говорилприродой»: он словно был её частицей,её идеологом и защитником.

Образ родины в поэтическом сознанииЕсенина связывался, прежде всего, срусской нетронутой природой, деревенскимбытом, родным домом, матерью.

В ранней лирике («Гой, ты, Русь мояродная…»1914) Русь — образ идеальный,лишённый теневых сторон. «Голубая Русь»с её синью, хатами, полями, околицами,хороводами, девичьим смехом предстаётв святом обличье; это для лирическогогероя даже нечто высшее, чем рай: «…ненадо рая, дайте родину мою».

В более поздних стихах отношение кродине драматизируется. Ставший городскимжителем поэт внутренне, душой остаётсявсё там же, в любимой Голубой Руси. Встихотворении «Русь советская» (1924) онпытается вернуться к своим святыням,но не находит в родном селе прежнейгармонии. Жизнь нарушена.

Разрушенастарая «мельница – бревенчатая птица»,«ноги босые… уткнули по канавам тополя»,«клёны морщатся ушами длинных веток».Возвращения блудного сына не состоялось,потому что сам дом изменился больше,чем поэт.

Лирический герой связываетэти пагубные перемены в природе и бытес наступлением новой жизни: «сельчане…немытыми речами свою обсуживают жись»,«хромой красноармеец… рассказываетважно о Буденном», «поют агитки бедногоДемьяна», «с горы идёт крестьянскийкомсомол». Поэт не отвергает эти новыеявления, хочет их принять, но чувствует,что сам стал здесь чужим и ненужным.

Поэтому, приветствуя новую жизнь, онвсё-таки клянётся в верности своимпрежним, пусть и отставшим от жизни,поэтическим идеалам: «Отдам всю душуоктябрю и маю, / Но только лиры милой неотдам». Поэзия для него даже глубже, чемдуша, это самое сокровенное и неизменное.

И в дальнейшем в стихах поэта стремлениепримирить свои идеалы с новой жизньювновь и вновь оборачиваются ихнепримиримостью. В стихотворении 1925года «Спит ковыль…» — вновь возврат кобразам Голубой Руси и даже клятва наверность ей:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Но приход «чужой юности» воспринимаетсякак наступление «злейшего врага». Итогда возникает единственное и трагическоежелание – уйти, примирившись и со старым,и с новым:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

В этом же году в стихотворении «Неуютнаяжидкая лунность…» конфликт как будторазрешается по-иному:

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Теперь причину нарушения гармонииприроды поэт пытается видеть не внаступлении нового, а наоборот – всохранении старого быта (символы этогобыта – «песня тележных колёс», нищета).

Но даже новая, стальная Русь может войтив поэтическое сознание лишь при условииоживления: «внимая моторному лаю», «налапах чугунный поезд» («Сорокоуст»1920).

Одновременно в самой страшноватостии уродливости этих метафорическихобразов кроется и скрытый протестесенинского подсознания противтехнической атаки цивилизации,обрушивающейся на природу.

Конфликт поэтического сознания сменяющимися представлениями не заслоняет,однако, главного в творчестве Есенина:беззаветной любви поэта к родине,принявшей в его стихах драматические,но при этом неподражаемо поэтичныеформы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3052648/page:56/

Любовная лирика в творчестве С. Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.

Русская литература Тема: Любовная лирика в творчестве С. Есенина (на примере самых известных стихотворений) 

Курсовая работа

             Введение

Творчество великого русского лирика Сергея Есенина не однозначно   вошло в жизни русского читателя.

Его литературная деятельность прошла несколько этапов: от признания и рукоплескания, до критики и суровой цензуры на родине (до середины 50-х годов XX века), наконец, признания классикой советской литературы.

После решающих политических изменений в нашей стране, когда творческая деятельность перестала подвергаться суровой цензуре,  изучение творческого и жизненного пути Есенина поднялось на более высокую ступень.

В большом количестве литературы, посвященной поэту, основное внимание уделяется внешним сторонам его жизни: кабацким похождениям, скандальным выходкам, женитьбе на Дункан и пр. Продолжаются обсуждения и попытки в открытии сенсационных заявлений по поводу его гибели. Все эти биографические особенности не позволяют в полной мере раскрыть внутренний мир поэта.

Личность поэта и содержание его творений проявляются не столько в его публичных экстравагантных поступках, сколько в его поэзии. Максим Горький в свое время заметил, что Есенин создан природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.1

Стихи открывают нам настоящего Есенина, помогают увидеть его во всей противоречивости и правде, подчас жестокой и беспощадной.

Поэзия Есенина появляется в период смутного и грозного времени, мировой войны, революции, гражданской междоусобицы, разрухи, голода, красного террора. Однако стихи Есенина в меньшей степени отражают драматизм своей эпохи, а в большей степени воспевают любовь к природе, любовь к женщине, любовь к Родине и к жизни в целом.

В глубине души Есенин ощущал себя «народным поэтом». «Стихи начал писать, подражая частушкам», — подчеркнул поэт в своей автобиографии 1923 года.2. Задорная и подчас непристойная народная частушка – один из истоков «хулиганской лирики» в творчестве Есенина.

Некоторые из современных критиков, считают, что Есенин просто изображал из себя хулигана. Другие считают, что Есенина подчинила себе и погубила городская богема (тем более, что поэт и сам утверждал этот образ в своих стихах).

Эти формы поэзии характерны «для обрисовки основного облика деревенского парня, освободившегося от патриархальных бытовых уз и не нашедшего еще себя в новой, непривычной ему жизни».3 Присущее творчеству Есенина хулиганство – естественное проявление его мятущейся и мятежной натуры, охваченной губительным «безверием».

Говоря об «огромном запасе человеческой нежности» у Есенина, Д.П. Святополк-Мирский подчеркивал, что она особенно заразительна в его чудесных стихах о животных».4 «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Собака Качалова».

Не смотря на разнохарактерность произведений Есенина и смену настроений автора, любовь — главная тема его творчества, она проходит красной нитью через все его произведения и жизнь.

Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни человека.

Поэтому раскрытие темы данной курсовой работы предполагает рассмотрение всех этапов творчества Сергея Есенина, развитие его межличностных отношений, осмысление смысла жизни, отразившееся в его стихах.

Для написания работы используются литературные источники, авторы которых являются современниками Есенина и свидетелями его жизни, а также современные книги, статьи, отражающие новые факты и оценку происходящим событиям.

Материалом, для  данной  работы  послужила  поэзия С.Есенина, воспоминания современников о  нем,  литературоведческие работы о творчестве поэта.

Предмет  исследования – биография С.Есенина, образы женщин, влияющих на его судьбу и творчество.

      Целью настоящего исследования является: определение влияния детских впечатлений на формирование характера Есенина, особого личностного жизненного восприятия, проявляющемся в  творчестве Есенина;    анализ произведений посвящённых женщинам, с которыми  соприкасался Есенин, но не нашёл желаемого покоя.

     Достижение предполагаемой цели связано  с  решением  частных задач:

 1) рассмотреть мотивы  любовной лирики  С.Есенина  и  выявить стилистические особенности его поэзии;

2) определить  новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.

Методы исследования,   опираются   на   принципы    историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы. В первой главе показывается формирование личности Есенина, описание атмосферы, в которой зарождались основные черты его характера. Вторая глава посвящена женщинам, повлиявшим на его судьбу и творчество, отношение к которым выразилось в его поэзии.

1.1 Влияние детского восприятия на  развитие личности и духовный мир поэта

Биографический опыт любого человека, по мнению психологов, содержит следы детского опыта в период формирования его основных жизненных установок. Этот опыт существенно влияет на его поведение во взрослой жизни,  на способы поведения и реагирования.

Во взрослой жизни человек сталкивается с теми моделями, которые знакомы и понятны с детства, неосознанные переживания имеют тенденцию повторяться вновь и вновь с разными людьми, в разных ситуациях, в различные моменты жизни.

Детство оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, на формирование его характера, на развитие его как личности, позволяя освоить ребенку глубокие человеческие премудрости: любовь, доброту, уважение к человеку.

Детство, окружение, прошлое семьи слишком многое определяют в становлении личности и восприятии мира, чтобы можно было ими пренебречь. Не зря Гете говорил, что, для того чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. [2. с. 3]

Сергей Есенин родился на рязанской земле, в селе Константинове, в семье крестьян. Никто не подозревал, что он-то и есть подарок судьбы, который станет со временем гордостью всего края. Он рос обычным деревенским мальчишкой со своими мальчишечьими заботами, радостями и горестями. [2. с. 3])

— Я рос, — рассказывал Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи.

Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой.

Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а он, напротив, закалить… [14]

Любовь как чистое, искреннее и всепоглощающее чувство была присуща поэту с самого его детства.

Еще маленьким мальчиком он слушал шепот деревьев в родных лесах, ловил мелодию ветра, проникался красотой окружающей его природы, сам того не зная он закладывал в своей душе основы будущей любовной лирики. Из всего этого он на всю жизнь вынес то бесконечное обожание к краю, в котором он родился и вырос.

Картины русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов явились первым и сильным впечатлением детства. В Константинове знали и любили русскую песню, много пели и в семье Есениных. Песня заставляла грустить и радоваться, утешала и согревала в трудные минуты жизни. Впоследствии, обращаясь к сестре Шуре, Есенин писал:

Ты запой мне ту песнь, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской песне:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

У Есенина был свой поэтический мир.

Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет.

В стихотворениях Есенина воспета и песенная «белая березка», и русская снежная зима, которая «поет и аукает стозвоном сосняка», и отливающая перламутром крапива, «поздравляющая» всех с добрым утром.

«О Русь — малиновое поле

И синь упавшая в реку-

Люблю до радости ,до боли

Твою озерную тоску»

Пейзаж Есенина — не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение цветовых мазков и пятен — это всегда нравственный итог, исповедь, восторг, покаяние, наставление, завещание.

Основное место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

Феномен любви появляется в его стихотворениях сначала в контексте подражания русскому народному творчеству, песням и сказам (речь идет, например, о «Подражании песне», «Хороша была Танюша», «Выткался на озере алый свет зари»).

Это еще полушутливая-полудраматичная любовная лирика с крестьянским отливом, которая, зачастую, не основывается на личном опыте, а потому не столь драматична, как это окажется впоследствии (поздняя любовная лирика поэта будет также насыщена драматизмом, но это уже будет его личная драма, а не драма народа).

Есенин, воспитывавшийся в крестьянской среде, сын рязанского крестьянина, находит в стихах свой собственный языковой стиль. На ранних этапах творчеств его вдохновляют местные речения, диалекты, частушки, побаски.

«Народный поэт» и «поэт родной земли» — таким хотел себя видеть юный Есенин.

Есенин, меняя деревенский образ жизни на городской, проживая в  крупных города России и Европы, сохраняет образ русского человека, выходца из народной среды.

Нравственная культура русского человека определятся набором качеств, присущих представителям русского народа. Это сохранение русского языка, доброта, честность, любовь к ближнему. У Русских людей спокойное выражение лица, доброжелательный взгляд, доброе отношение к окружающему миру.

Нам не свойственно оранье, как к примеру южным народам, у которых такое общение является частью культуры. Русский человек легко прощает. Ему гораздо легче простить ближнего, чем пытаться ему мстить.

Для русского человека характерно сильно развитое чувство справедливости, понятие совести, свободолюбие, любовь к природе, к окружающим людям, взаимовыручка.

Все эти черты присущи Есенину. Есенин, со слов знакомых ему людей, характеризовался необычайной добротой, необычайной мягкостью, необычайной чуткостью и повышенной деликатностью.

Если попытаться назвать «самого русского », «самого крестьянского », «самого бесшабашного» поэта, то имя Сергея Есенина всплывает само собой. В личности Есенина отражаются все противоречия эпохи, в которую он жил.

Лев Троцкий, хорошо знавший Есенина, писал о нем:

— Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность, неограниченной, незащищенной души.

Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился… Прикрывался маской озорства, и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего.

[14] В представлениях переводчицы Лолы Кинел Есенин был “вежливый, уклончивый, прикидывающийся дурачком, но довольно скрытный, с таким хитрым выражением в уголках глаз…

Может быть, именно поэтому, по словам философа, писателя и поэта Юрия Мамлеева, «если в двадцать первом веке у нас в России сохранится такая же глубокая любовь к поэзии Есенина, какая была в двадцатом веке, то это будет явным знаком того, что Россия не умерла».

1.2 Развитие любовной лирики в соответствии с этапами творческого пути

Если отслеживать вехи развития любовной лирики в поэтическом наследии Сергея Есенина, мы обнаружим, что уже в ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фолклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, Например «Подражание песне»:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я» народной лирической песни.

Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке 

Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: «плачет иволга», «плачут глухари», а герою «не плачется», у него «на душе светло».

В дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом.

В стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: «кольцо милашки», «лиходейная разлука», «коварная свекровь», «темна ноченька», «березка-свечка», «девичья красота», «шелковы купыри» и т.д.

Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, где «пахнет рыхлыми драченами», «вьется сажа над заслонкою», «квохчут куры беспокойные», а «обедню стройную запевают петухи» («В хате», 1914).

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/ljubovnaya-lirika-v-tvorchestve-s/225447.1783608.s1.html

Тема родины в лирике Есенина

Анализ лирики Есенина С.А.


Реферат

Тема: Тема родины в лирике Есенина.

План:

Введение………………………………………………………………………3

1.      Тема родины в лирике С.Есенина………………………………………4

2.      Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………….16

Введение

«Чувство Родины — основное в моем творчестве»

С.А.Есенин

За кажущейся простотой образов — великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью

Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России.

Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

1.      Тема родины в лирике С.Есенина

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово «Родина»: она «кроткая» и «буйственная» одновременно. Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

Источник: http://stud24.ru/literature/tema-rodiny-v-lirike-esenina/294019-878559-page1.html

Анализ стихотворений Есенина о природе и родине

Анализ лирики Есенина С.А.

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется.

Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»).

Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные».

В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом.

В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода.

Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна.

Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь».

Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»).

Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению.

Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная.
Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду.Словно бабочек легкая стая 

С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке.
Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая.

Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера.

«Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность»

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией.

В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры.

Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь».

Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни.

Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне.

А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси».

По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине.
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац.

ин-т образования, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/analiz_stikhotvorenij_esenina_o_prirode_i_rodine/92-1-0-832

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики