SAVUZ

Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Содержание

Лицейская лирика Пушкина А. С. Анализ и список произведений

Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Пушкин начал писать стихи довольно рано, и не всеми своими ранними работами он был доволен. Однако лицейская лирика Пушкина представляет большой интерес для исследователей, ведь именно в это время формируется поэтическая манера автора.

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения.

Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества.

Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения.

Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере.

Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Первый серьезный литературный опыт поэта появился в печати в 1814 году. Это было произведение «К другу стихотворцу». Следует сказать, что, как и другие ранние работы поэта, данный стих был подражательным. Пушкин унаследовал манеру Буало.

В шутливо-комической манере лирический герой стихотворения обращается к своему другу, который пишет стихи. Он советует ему бросить поэзию, ведь «быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое». Несмотря на юный возраст, Пушкин трепетно ощущал настоящее предназначение поэта.

Это не тот, кто может рифмовать строки, он должен учить, радовать ум, переживать и бесконечно много трудиться, не щадя себя.

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе».

Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы – Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя.

Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль.

После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России.

В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Почему стихотворения Пушкина выглядели необычными и новыми? Главным образом из-за языка. Пушкин выбирает особый поэтический стиль. Больше нет тяжеловесных фраз, длинных строк, трудных для восприятия синтаксических конструкций, которые были так характерны для поэтов классицизма.

Александр Сергеевич перенимает стиль таких французских поэтов, как Парни и Вольтер, чье творчество принято называть «легким». Однако легкость проявлялась не только на уровне стиля, но и на уровне тематики. Лицейская лирика Пушкина – это утверждение эпикуреизма, свободного отношения к жизни.

Этот мотив Пушкин заимствует у своего соратника по перу- Батюшкова. Еще одним известным стихотворением лицейского периода становится послание 1814 г. «К Батюшкову». В этом тексте поэт называет друга «ленивцем», «резвым философом».

Пушкин дает дружеские советы Батюшкову: наслаждаться жизнью, любовью, но не забывать муз.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Гражданские мотивы то и дело появлялись в стихотворениях поэта на всем протяжении его творческого пути, исключением не была и лицейская лирика Пушкина. Стихи, в которых звучат эти мотивы, отличаются живостью, энергичностью и юношеской бескомпромиссностью. Одна из самых известных работ – «Лицинию» (1815 г.).

В данном тексте Александр Сергеевич привлекает обширный пласт античных символов и образов. Автор рассказывает нам о времени римского упадка, когда люди обожествляли своего императора, когда стали снижаться нравственные нормы. Лирический герой – это молодой и пылкий поэт.

Он предлагает своему другу Лицинию покинуть Рим, уйти в деревню и там работать с поэзией, словом осуждать низкие нравы их времени. Это произведение хорошо сопоставляется с вольнолюбивой лирикой поэта, созданной им в первый Петербургский период.

Однако лицейская лирика отличается полным отрицанием государственной власти, которое продиктовано эпикурейским взглядом на мир.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности.

Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде.

В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно – каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Лицейская лирика Пушкина: стихи (список)

Наиболее известные стихи Пушкина, написанные им в Царскосельском лицее:

  1. «Воспоминания в Царском Селе».
  2. «Лицинию».
  3. «К Батюшкову».
  4. «К Жуковскому».
  5. «Желание».
  6. «Элегия».
  7. «Наездники».

Выводы

Богатейший материал для исследования представляет собой лицейская лирика Пушкина.

Кратко ее можно охарактеризовать как становление поэтической манеры писателя, в которой ярко проявился талант мастера всех жанров, а также умение работать со словом.

Ведь уже в этих стихах виден гармоничный стиль, легкость и красота поэзии. Основные темы лирики Пушкина этого периода: поэзия, дружба, любовь.

Источник: https://FB.ru/article/165475/litseyskaya-lirika-pushkina-a-s-analiz-i-spisok-proizvedeniy

Творчество А.С.Пушкина — темы, лирический герой

Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Творческий вклад А.С. Пушкина в развитие как русской, так и мировой культуры поистине неоценим. Его масштабное многоплановое творчество сыграло важнейшую роль в развитии культурных и национально-исторических процессов в России.

Поэт-романтик, свободолюб, реалист, философ. Его путь был нелегким. Изменения в мировоззрении напрямую отображались в его произведениях.

Периоды творчества Пушкина — характеристика, темы, жанры

Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.

  • если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
  • то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
  • а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.

Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

(прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

(«Черная шаль»).

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

(«Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

Гражданская лирика — образ поэта

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

Особенности поздней лирики поэта

В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:

  • поэт-пророк, служащий людям

(«Пророк»),

  • и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни

(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).

При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение

«Свободы сеятель пустынный…».

Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.

Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего

(«К Овидию», «Наполеон»).

Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта.

Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины.

В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях

«Кинжал» и «В. Л. Давыдову».

Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.

Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.

Ее черты:

Необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.

Образ орла символизирует стремление к свободе

(«Узник»),

А разъяренная стихия – социальную борьбу

(«Кто, волны, вас остановил?..»).

Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу

(«Зимнее утро», «Осень»).

Философские мотивы

Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.

  • Социальная тематика затрагивается

в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,

в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».

В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни.

Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.

 Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него.

Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом.

Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».

 Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • по лирике А.С.Пушкина — здесь
  • по роману «Евгений Онегин» — здесь
  • по прозаическим произведениям — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/tvorchestvo-a-s-pushkina-temyi-liricheskiy-geroy

Анализ стихотворений Пушкина

Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора

Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! », проникнутое душевной болью, направленно к подруге – любимой жене Наталье.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Стихотворение Разлука написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расстовании с Родиной

Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный

Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим

Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания

Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошо

Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей 8 класс

Одно из прекрасных стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей» вышло в свет в 1838 году. Произведение было издано в журнале «Современник» уже после смерти автора. Эту красивую миниатюру поэт посвятил своей закадычной

Анализ стихотворения Пушкина Признание

«Признание» Александра Пушкина – одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.

Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями

Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти

Поэт пишет о себе, о свободе своего творчества и души. В первой части стихотворения он говорит о том, что для него НЕ важно. “Пустое” для Александра Сергеевича – почести, богатства, слова…

Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9, 10 класс

Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным

Анализ стихотворения Пушкина Зимняя дорога 5 класс

Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении «Зимняя дорога» гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы.

Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье.

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9, 10 класс

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Анализ стихотворения Пушкина Няне 5 класс

Стихотворение «Няня» А.С.Пушкин написал в 1826 году. Посвятил он это произведение своей любимой собеседнице, другу, няне Арине Родионовне, которая с самого детства знала и воспитывала поэта. Няня стала прототипом многих произведений писателя

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания

Анализ оды Вольность Пушкина

Основной темой произведения является выраженный поэтом протест против жестокости режима абсолютизма, его тирании, беззакония, вседозволенности и желанная мечта об обретении народом долгожданной свободы.

Анализ стихотворения Пушкина Поэт

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон».

Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

Стихотворение построено на обращении автора к единственной туче, оставшейся на небе после бури. Он наблюдает за ней и удивляется тому, что она одна на небе. Это подчеркивается при помощи анафоры – «одна ты».

Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

Анализ стихотворения Пушкина 19 октября

Знаменитое и известное стихотворение «Девятнадцатое октября» великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича уже очень давно получило своё признание и народную славу. Стоит отметить, что это стихотворение является строфическим

Анализ стихотворения Пушкина Бесы 6, 9 класс

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича “Бесы” с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью.

Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 9 класс сочинение

1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:

Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может…». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Анализ стихотворения Пушкина Осень

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать

Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс

Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова

Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс

Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня – замечательное место. Оно замечательно не только для отдыха, как для меня летом у бабушки, но и для работы

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта

Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая – мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… 9 класс

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности… И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.

Анализ стихотворения Пушкина Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)

У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом». Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому

Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском. Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

Год создания этого лирического стихотворения (1829), по мнению биографов, оказался для Александра Пушкина не самым простым. Поэт чувствовал себя под постоянным надзором полиции. Его мало кто понимал…

Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

Анализ стихотворения Пушкина Цветок

Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так? Речь здесь идёт об одном маленьком цветке

Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс

Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально. Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin

Лирика Пушкина (конспект лекции)

Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

1. Тематика лирики А.С. Пушкина2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина3. Тема дружбы4. Любовная лирика5. Тема поэта и поэзии

6. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”

1. Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓      свободы;

✓      дружбы;

✓      любви;

✓      поэта и поэзии;

✓      природы;

✓      философские и др.

2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

✓      “К Чаадаеву” (1818), имеющее следующие особенности:

•        написано в жанре дружеского послания;

•        наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

•        развивается гражданская тема;

•        присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

✓      “Деревня” (1819), которое имеет следующие особенности:

•        направлено против крепостного права и “барства дикого”;

•        противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

•        описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

–        труд как непременное условие жизни в деревне;

–        точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

–        динамика в изображении явлений;

✓      ''Узник” (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:

•        отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

•        использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

•        усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. – центральной антитезы плен — свобода;

✓      “Анчар” (1828), имеющее следующие особенности:

•        использование дерева как символа смерти и зла;

•        осуждение рабства, деспотизма;

•        утверждение свободы человеческой личности.

3. Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место – она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

✓      “Чаадаеву” (1821), имеющее следующие особенности:

•        ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания “К Чаадаеву” (1818);

•        развивает мотив одиночества;

•        дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

✓      “19 октября” (1825), имеющее следующие особенности:

•        написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

•        использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

•        развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓      стихи, посвященные Ивану Пущину.

4. Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓      “Я помню чудное мгновенье…” (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

•        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

•        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

•        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

✓      “Не пой, красавица, при мне…” (1828), имеющее следующие особенности:

•        необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

•        жанр стихотворения — элегия – воспоминание;

✓      “Я Вас любил…” (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

•        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

•        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

•        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

•        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

•        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

•        кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

5. Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

✓      “Пророк” (1826), имеющее следующие особенности:

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

•        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

✓      “Поэт” (1827), которое:

•        перекликается с “Пророком”;

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

•        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

•        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

•        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

✓      “Поэт и толпа” (1828), имеющее следующие особенности:

•        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой “черни”;

•        обличается невежество светской “черни” — толпы;

•        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

•        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

–        недопустимость дидактики и морализаторства;

–        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

–        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

6. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:

✓      продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;

✓      испытывает сильное влияние стихотворения “Памятник” Г. Державина, и это выражается в следующем:

•        сходство названия стихотворения;

•        использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;

•        определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;

•        композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:

–        шестистопный ямб;

–        разделенность на пять строф;

–        ритм александрийского стиха;

–        цезура;

✓      отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:

•        соединение образа идеального памятника с реальными чертами;

•        простота языка в некоторых строфах;

•        сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля (“сущий”, “всяк”, “дикой”) и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл (“друг степей калмык”, “ныне дикой тунгус” и др.);

•        своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;

•        богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:

–        эпитеты (“главой непокорной”);

–        олицетворения (“Веленью Божию, о Муза, будь послушна”);

–        метонимия (“Что чувства добрые я лирой пробуждал…”);

–        синекдоха (“И гордый внук славян…”);

✓      имеет своеобразную композиционную структуру:

•        информативную часть (1 — 16 строки);

•        манифестирующую часть (17—20 строки);

•        развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;

✓      в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:

•        срастается с жанром “поэтического размышления”, имеющим ярко выраженные публицистические черты;

•        отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/lirika_pushkina_konspekt_lekcii/53-1-0-2236

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики